Газета «Военно-промышленный курьер». №5 (718) 6-12 февраля 2017 года - page 5

05
АРМИЯ
Александр ХРАМЧИХИН,
заместитель директора
Института политического
и военного анализа
Австралия традиционно демон-
стрирует максимальную лояльность
США, участвуя в отличие от боль-
шинства стран НАТО во всех амери-
канских войнах. Географическое по-
ложение позволяет ей иметь относи-
тельно малочисленную армию, ко-
торая при этом отличается хорошим
техническим оснащением и высо-
ким уровнем боевой подготовки.
Хотя американские самолеты F-18
поставлялись Австралии в наземном
варианте, они могут использоваться
с американских авианосцев. Это и
было продемонстрировано во время
второй иракской войны. Страна об-
ладает сбалансированным океанским
флотом, единственная слабость ко-
торого – отсутствие авианосцев. Ча-
стичным их заменителем должны
стать УДК типа «Канберра» испан-
ской постройки. Предполагается
приобретение новых ПЛ и фрегатов,
оснащенных КРМБ. Почти полная
идентичность техники позволяет
вписывать австралийские ВС в опе-
рации Пентагона проще, чем в слу-
чае с любой другой страной, даже
Великобританией.
ПОЛЕ БОЯ С ПРЕТЕНЗИЯМИ
Сухопутные войска обладают
достаточно сложной организацион-
ной структурой. 1-я дивизия не
имеет в составе боевых частей. Это
штабная надстройка на случай
войны. В час Ч в состав дивизии
будут переданы бригады из боевого
командования.
Боевое командование включает
все боевые и резервные части. Бое-
выми частями являются 1-я механи-
зированная бригада (штаб – Дар-
вин), 3-я легкая пехотная бригада
(Таунсвилл), 6-я бригада разведки и
управления (Сидней), 7-я мотопехот-
ная бригада (Брисбен), 16-я бригада
армейской авиации (Брисбен), 17-я
бригада боевого обеспечения (Сид-
ней). В состав боевого командования
также входит 2-я дивизия (штаб –
Сидней) с резервными бригадами.
Командование специальных опера-
ций включает два полка спецназа,
два батальона коммандос.
Танковый парк состоит из 59
М1А1 «Абрамс», переданных из со-
става сухопутных войск США. Име-
ется до 186 БРМ ASLAV и до 90
вспомогательных машин на этой
базе, 767 БТР М113, 1021 бронеав-
томобиль «Бушмастер» собственно-
го производства.
Артиллерия – 190 буксируемых
орудий (54 М777, 35 М198, 101
L118) и 185 минометов F2. Вся на-
земная ПВО состоит из 19 шведских
ПЗРК RBS-70. Армейская авиация
– 22 новейших немецко-французских
боевых «Тигра» и 120 транспортных
вертолетов.
В ВВС Австралии боевые самоле-
ты одного типа – американские па-
лубные F/А-18 «Хорнет» в количестве
95 машин. Плюс 2 самолета РЭБ ЕА-
18G на базе F/А-18. Предполагается
приобрести в США до 100 истреби-
телей F-35А. Два уже изготовлены и
проходят испытания в США.
ВМС страны включают 6ПЛ типа
«Коллинз», 1 эсминец «Хобарт» (стро-
ятся еще 2), 11 фрегатов (8 «Анзак»,
3 «Аделаида» – аналогичных амери-
канским «Оливер Перри»), 13 сторо-
жевых катеров «Армидэйл», 6 траль-
щиков «Хуон», 2 УДК «Канберра»,
1 ДТД «Чоулз» (английский «Бэй»).
Потенциала ВС Австралии более
чем достаточно для обороны и для
участия в американских военных
кампаниях.
Недавно Австралия решила зая-
вить о себе на международном рынке
вооружений, пообещав занять место
в десятке ведущих экспортеров
(«Стране кенгуру захотелось по-
играть мускулами», «ВПК», № 4,
2018).
КОРАБЛЬ НА ВСЮ АРМИЮ
В силу географического положе-
ния Новой Зеландии никогда не
угрожало вторжение. Даже в первой
половине 1942 года, в момент мак-
симального продвижения японцев
на юг, у них не было реальной воз-
можности агрессии. Население весь-
ма невелико, соответственно ком-
пактны и ВС, носящие в основном
экспедиционный характер. Будучи,
как и Австралия, частью западного и
англосаксонского мира, страна уча-
ствует в некоторых операцияхНАТО
и США, хотя понятно, что ее вклад
скромен.
Сухопутные войска включают
1-ю бригаду, 1-й полк спецназа,
учебные подразделения. На воору-
жении 102 БТР NZLAV-25, 24 ору-
дия L-118, 50 минометов, 24 ПТРК
«Джавелин», 12 ПЗРК «Мистраль».
ВВС имеют на вооружении 6 проти-
володочных Р-3К, 7 транспортных
(2 «Боинга-757-200», 5 C-130H) и
15 учебных самолетов (4 «Бич-200
Кинг Эйр», 11 Т-6С), а также 23 вер-
толета. ВМС страны имеют в составе
2 фрегата типа «Анзак», 6 патрульных
кораблей с чисто символическим
вооружением (2 «Отаго», 4 «Ротои-
ти») и 1 УДК «Кентербери». Послед-
ний олицетворяет собой экспедици-
онный характер ВС Новой Зелан-
дии, поскольку может взять на борт
значительную часть их личного со-
става и техники.
Новозеландские ВС вполне отве-
чают своему символическому и экс-
педиционному предназначению. За-
щитить страну от внешней агрессии
они, разумеется, неспособны, но ее
вероятность в обозримом будущем
равна нулю.
РЕАЛИИ
МАЛЬЧИКИ ПО ВЫЗОВУ
Главное сходство Австралии
и Новой Зеландии в том,
что их основная защита –
удаленность.
АВСТРАЛИЙСКИЕ
И НОВОЗЕЛАНДСКИЕ
СОЛДАТЫ ПРОХОДЯТ
БОЕВУЮ ПОДГОТОВКУ,
УЧАСТВУЯ  В ВОЙНАХ,
ВЕДОМЫХ США
google.com
Регина КОСТОМАРОВА
Подтверждается то, о чем группа ученых из Академии
РВСН предупреждала без малого три года назад («Охота на
академию», «ВПК», № 14, 2015). «Принято решение о пе-
реводе 4-го ЦНИИ, в настоящее время находящегося в
подмосковном Королеве в микрорайоне Юбилейный, в
Балашиху, куда относительно недавно из Москвы перееха-
ла легендарная «Дзержинка», – сообщил «Военно-
промышленному курьеру» информированный собеседник.
По его оценке, это решение негативно скажется на научных
исследованиях, связанных с перспективами деятельности
РВСН. Информацию о переводе «Четверки» косвенно под-
твердил один из бывших начальников института. «Опять
проявился такой тренд, – сказал он, отвечая на вопрос, на-
сколько слухи о переводе 4-го ЦНИИ соответствуют дей-
ствительности. – Чем он закончится, пока не знаю. Если
это произойдет, будет очередная глупость, чреватая поте-
рей кадров. Опытные специалисты, которые сейчас делают
науку, вряд ли согласятся на переезд».
Похоже, сотрудники 4-го ЦНИИ рискуют повто-
рить путь, пройденный учеными НИЦ Военной акаде-
мии РВСН при создании ВУНЦ этого рода войск. Стоит
напомнить, что действующий министр при первом по-
сещении вуза в конце 2012 года заявил о целесообраз-
ности сохранить его на прежнем месте.
Когда Военную академию РВСН под благовидны-
ми предлогами – нет-де пространства для развития – в
экстренном порядке пере-
дислоцировали из Китай-
города в Балашиху, ученых-
ракетчиков первоначально
отправили в район Битцев-
ского парка. Ныне, по име-
ющимся данным, они по-
лучили приказ въехать в
строящееся
здание
на
новой территории акаде-
мии в Балашихе, хотя оче-
видно, что оно еще не
сдано и попадать на место
работы приходится через
лестничные пролеты, нахо-
дящиеся в стадии незавер-
шенки.
В итоге на момент напи-
сания этих строк несколько
сотен сотрудников НИЦ в
Балашихе просто не имеют
компьютеров для работы, а
в Битцу их уже не пускают.
Пауза, по имеющимся дан-
ным, затянется как мини-
мум на месяц. Обязав науч-
ных сотрудников НИЦ ра-
ботать в Балашихе, их на-
чальники, чтобы занять
людей, предложили им…
мыть полы. Что касает-
ся экспериментально-лабо-
раторной базы, то ее в Бала-
шихе, а значит, и в РВСН,
говорят специалисты, не
будет еще несколько лет.
По информации, полу-
ченной от научных сотруд-
ников НИЦ, в ближайшее
время начнутся массовые
увольнения «по собствен-
ному желанию», главным
образом среди гражданско-
го персонала, составляющего примерно 70 процентов
численности центра. Это понятно – дорога из Москвы
в Балашиху что на общественном транспорте, что на
личном занимает в среднем два с половиной часа в
одну сторону.
Этим же путем, похоже, предстоит пройти и сотруд-
никам «Четверки». По имеющимся данным, один из за-
местителей начальника института на сборах научных
структур РВСН, проходивших в парке «Патриот», прямо
предупредил, что примерно из 700 человек в Балашиху
будет переведена примерно треть, то есть те, кто носит
погоны. Остальные, вероятно, считаются не самыми
нужными.
Научное безвременье наступает, когда перед РВСН
стоят сложнейшие задачи, в частности обеспечение ис-
пытаний и прием на вооружение тяжелой межконтинен-
тальной баллистической ракеты шахтного базирования
«Сармат», поиск асимметричного ответа на приближе-
ние американской системы ПРО к границам России. В
складывающихся условиях решение этих задач может за-
тянуться.
Понятно, что земля, на которой находится 4-й
ЦНИИ, тоже имеет стоимость. Невольно возникает во-
прос: а нет ли под благими предлогами типа оптимиза-
ции структуры более вещественного интереса? Кстати,
ходят слухи, что филиал Военной академии РВСН в
Серпухове тоже может вскоре сменить «прописку» на
Балашихинскую. И для этого наверняка найдутся веские
аргументы.
РВСН РИСКУЮТ
ОСТАТЬСЯ
БЕЗ НАУКИ
Предположительно
до 1 сентября
2018 года 4-й
Центральный научно-
исследовательский
институт (ЦНИИ)
Минобороны РФ,
занимающийся,
в частности,
проблемами развития
и боевого применения
Ракетных войск
стратегического
назначения, перестанет
существовать,
а его сотрудники
по замыслу организаторов
преобразований
стройными рядами
вольются в Научно-
исследовательский
центр Военной академии
РВСН имени Петра
Великого.
ЦЕНА ВОПРОСА
ПРОТИВОРАКЕТНОЕ
НОВОСЕЛЬЕ
Павел ИВАНОВ
Ответственность за уничтожение
«Грача» взяла на себя «Джебхат ан-
Нусра» (запрещенная в России орга-
низация), сменившая название на
«Хейат тахрир аш-Шам». Однако есть
версия, что к атаке могла быть при-
частна менее известная группировка
«Джейш ан-Наср», которая структур-
но входит в Свободную сирийскую
армию.
Именно
представители
«Джейш ан-Наср» первыми распро-
странили видео попадания ракеты в
самолет и кадры с места падения.
Пилот штурмовика майор Роман
Филиппов успел катапультироваться,
но на земле его окружили боевики.
Летчик принял неравный бой, от-
стреливался из пистолета, а когда уже
не было выхода, подорвал себя грана-
той. 5 февраля стало известно, что
Роман Филиппов посмертно пред-
ставлен к званию Героя России. Сби-
тый штурмовик Су-25 стал первой
боевой потерей наших Воздушно-
космических сил от наземного огня в
ходе сирийской операции. Эта траге-
дия вызывает много вопросов.
НИЖЕ ПЯТИ ТЫСЯЧ –СМЕРТЬ
Почему штурмовик попал в зону
применения ПЗРК? Многие эксперты
уже поспешили сделать вывод: россий-
ское командование не знало, что у бое-
виков в том районе есть средства ПВО.
Более того, некоторые представители
экспертного сообщества заявили, что
появление ПЗРК серьезно скажется на
эффективности работы российской бо-
евой авиации в Сирии.
На самом деле ПЗРК активно при-
меняются боевиками с самого начала
гражданской войны в Арабской Рес-
публике. Первые случаи поражения ле-
тательных аппаратов ракетами перенос-
ных зенитно-ракетных комплексов отме-
чены еще в 2013 году. За пять лет войны
сирийские ВВС потеряли от огня ПЗРК
более десятка самолетов и вертолетов. К
примеру, в конце прошлого года из
ПЗРК был сбит учебно-тренировочный
самолет L-39, переделанный в легкий
штурмовик. Машина погибла в районе
Дейр эз-Зора. Доставалось от перенос-
ных зенитно-ракетных комплексов и
американской коалиции. В частности,
именно из ПЗРК боевики запрещенно-
го в России «Исламского государства»
сбили иорданский истребитель F-16,
пилот которого попал в плен, а потом
был казнен.
Начиная в 2015 году операцию в
Сирии, российское военное руковод-
ство прекрасно осознавало опасность
применения ПЗРК. Поэтому факти-
чески все время авиация работала на
высоте свыше пяти тысяч метров. В
том числе так действовали и «Грачи».
Их задачей стали не штурмовые
удары, а бомбардировки ранее обна-
руженных целей, благо, современный
прицельный комплекс Су-25 позво-
ляет поражать цели с высоты пять-
шесть километров и с точностью до
нескольких метров.
Правда, какое-то время штурмо-
вики все-таки использовались в Сирии
для ведения «свободной охоты». Они
патрулировали заданные районы и
атаковали колонны с техникой боеви-
ков, пешие отряды и отдельные пози-
ции. В этом случае «Грачи» вооружа-
лись неуправляемыми ракетами и дей-
ствовали на высотах от 3,5 до 4 тысяч
метров. Но в дальнейшем ВКС России
от такой практики отказались, и до
последнего времени Су-25 служили
своеобразным «грузовиком с бомба-
ми». Именно они бомбовыми ударами
пробивали дорогу в ходе второго
штурма Пальмиры. Также обеспечи-
вались успешный бросок сирийских
войск к Дейр эз-Зору и форсирование
Евфрата.
По решению президента Влади-
мира Путина штурмовики в конце
прошлого года возвратились в Рос-
сию, но не все, часть «Грачей» оста-
лась на базе «Хмеймим».
С конца января Су-25 стали ча-
стыми гостями в небе над провинци-
ей Идлиб. Не совсем понятно, при-
влекались ли они для ударов по на-
земным целям, но точно известно,
что по неназванной причине потолок
работы «Грачей» был снижен до 2500–
3000 метров. Первый тревожный
звонок прозвучал 1 февраля: боевики
«ан-Нусры» обстреляли «Грач» из ав-
томатических зенитных установок,
скорее всего ЗУ 23-2. Снаряды ложи-
лись достаточно близко, один даже
взорвался рядом с кабиной. Боевики
поспешили сообщить о серьезном
повреждении штурмовика, но ин-
формация не подтвердилась.
Использовались ли Су-25 в Ид-
либе для ведения «свободной охоты»?
Скорее всего нет. За последнее время
из Сирии не было ни одного видео-
сюжета с нанесением штурмовых уда-
ров «Грачами». Также на видео, запе-
чатлевшем поражение Су-25 ракетой
ПЗРК, хорошо заметно, что самолет
просто идет по прямой, не выполняя
каких-либо боевых маневров.
Вызывает сомнение заявлениеМин-
обороны, что самолет выполнял облет
зоны деэскалации. Су-25СМ не осна-
щен оптико-электронными системами
и обнаруживать объекты на земле
пилот может лишь визуально. Что он
способен увидеть с высоты две-три ты-
сячи метров? Для таких задач лучше
всего подходят беспилотники, они ак-
тивно работают в Сирии и дают доста-
точно качественную информацию в
режиме реального времени.
ЗАЧЕМ ЛЕТАЛ, КУДА ГЛЯДЕЛ
Еще один важный вопрос: почему
пилот, когда по штурмовику выпу-
стили ракету, не предпринял никаких
действий? Начнем с того, что на Су-
25СМ нет средств предупреждения о
применении по нему переносных
зенитно-ракетных комплексов. Такие
устройства обнаруживают запуск ра-
кеты по тепловому излучению ее дви-
гателя. Поэтому во время боевой ра-
боты при угрозе применения ПЗРК
пилот Су-25 включает автомат от-
стрела тепловых ловушек. При этом
задняя полусфера очень тяжело про-
сматривается из кабины, и чаще всего
штурмовики работают в паре. Это
позволяет экипажам видеть пуски с
земли и предупреждать друг друга.
В случае с погибшим в Идлибе
Су-25 у пилота не было возможности
уклониться. По какой-то причине
штурмовик выполнял полет в одино-
честве, без ведомого, ракета была за-
пущена с задней полусферы, а на
видео хорошо видно, что тепловые
ловушки не задействованы – факти-
чески боевики атаковали наш само-
лет в наиболее выгодных условиях.
Могли ли пилоты штурмовиков
совершить такие грубые тактические
ошибки – не выполнять противозе-
нитные маневры, снизиться на небез-
опасную высоту и не отстреливать
тепловые ловушки? С большой долей
вероятности – нет. Значит, штурмо-
вики выполняли какую-то задачу и
им были указаны именно эти курсы и
параметры полетов.
Мог ли пилот дотянуть на одном
двигателе до «Хмеймима» и не ката-
пультироваться? Как показывает
опыт, в случае с попаданием ПЗРК
вероятность продолжить полет 50 на
50. В Афганистане, Чечне и в Южной
Осетии были случаи, когда повреж-
денные ПЗРК «Грачи» возвращались
на свои аэродромы. Но все зависит от
конкретных обстоятельств.
Сбитый Су-25 вызвал много во-
просов, но внятных ответов из россий-
ского военного ведомства пока не про-
звучало. Создана специальная комис-
сия, которая займется расследованием,
правда, как показывает опыт, ее выво-
ды будут скорее всего засекречены.
Да, майор Роман Филиппов со-
вершил подвиг. Но что заставило его
проявить героизм? Вероятность того,
что чье-то головотяпство, весьма
велика.
ПОДСТАВА
НАД ИДЛИБОМ
В ходе операции ВКС России потеряли восемь летательных
аппаратов. Для сравнения: столько же в операции по принужде-
нию Грузии к миру в 2008 году. Из восьми потерянных в Сирии
летательных аппаратов – два транспортных и три ударных вер-
толета, два бомбардировщика Су-24М и штурмовик Су-25.
Олег Пешков
24 ноября 2015 года фронтовой бомбардировщик Су-24М
(бортовой номер «83 белый», регистрационный номер RF-
90932) Особой авиационной группы ВКС России в Сирии был
сбит истребителем F-16 Fighting Falcon ВВС Турции в воздуш-
ном пространстве Сирии. Летчикам удалось катапультировать-
ся, по ним был открыт огонь с земли, пилот подполковник
Олег Пешков погиб.
Александр Позынич
24 ноября 2015 года на поиски летчиков сбитого бомбар-
дировщика Су-24М вылетели вертолеты ВКС России, в ходе
операции один из них (Ми-8АМТШ) был поврежден обстрелом
с земли. На его борту погиб морской пехотинец-контрактник
– матрос Александр Позынич.
Андрей Окладников и Виктор Панков
12 апреля 2016 года при выполнении полетов в районе
Хомса потерпел крушение вертолет Ми-28Н ВКС России. Оба
члена экипажа – командир Андрей Окладников и штурман Вик-
тор Панков погибли. По сообщению пресс-службы Миноборо-
ны РФ, «огневого воздействия на вертолет не было», причи-
ной катастрофы стала ошибка пилотирования.
Ряфагат Хабибулин и Евгений Долгин
8 июля 2016 года в сирийской провинции Хомс российские
летчики-инструкторы совершали облет сирийского вертолета
Ми-25 (экспортный вариант Ми-24) с боекомплектом. Прорвав
оборону восточнее Пальмиры, крупный отряд боевиков ИГ
атаковал позиции сирийских войск и стремительно продвигал-
ся в глубь района. Экипаж Ми-25 принял решение атаковать
террористов. Израсходовав боекомплект, вертолет при разво-
роте на обратный курс был подбит огнем с земли и упал в
районе, подконтрольном сирийской правительственной армии.
Оба члена экипажа погибли.
Три члена экипажа вертолета Ми-8АМТШ и два офицера
1 августа в сирийской провинции Идлиб в результате об-
стрела с земли был сбит российский вертолет Ми-8АМТШ ВКС
России, который возвращался на авиабазу «Хмеймим» после
доставки гуманитарной помощи в город Алеппо. На борту нахо-
дились три члена экипажа и два офицера российского Центра
примирения враждующих сторон в Сирии, все они погибли.
Юрий Медведков и Юрий Копылов
10 октября 2017 года на авиабазе «Хмеймим» фронтовой
бомбардировщик Су-24М ВКС России при совершении разго-
на на взлет для выполнения боевой задачи выкатился за пре-
делы взлетно-посадочной полосы и разрушился. Экипаж са-
молета не успел катапультироваться и погиб. По предвари-
тельным данным Минобороны, причиной катастрофы могла
стать техническая неисправность.
Два пилота вертолета Ми-24
31 декабря 2017 года боевой вертолет Ми-24 ВКС России
потерпел крушение в 15 километрах от аэродрома Хама в
Сирии. По данным Минобороны, в результате жесткой посад-
ки погибли оба пилота, борттехник получил травмы и был опе-
ративно эвакуирован поисково-спасательной группой на аэро-
дром Хмеймим, где получил необходимую медицинскую по-
мощь. В российском военном ведомстве сообщили, что при-
чиной катастрофы стала техническая неисправность.
По данным ТАСС-досье
ЧЕМ МЕНЬШЕ ПОТЕРЬ, ТЕМ ТЯЖЕЛЕЕ
КАЖДАЯ ИЗ НИХ
СПРАВКА «ВПК»
ЧЬИ КОМАНДЫ ВЫПОЛНЯЛ ПИЛОТ Су-25,
РАБОТАЯ МИШЕНЬЮ ДЛЯ ТЕРРОРИСТОВ?
3 февраля в провинции Идлиб был сбит российский
штурмовик Су-25. «Грач», как заявило Минобороны,
стал жертвой переносного зенитно-ракетного комплекса
(ПЗРК).
НА ПЕРЕДОВОЙ
google.com
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook