реклама
При благоприятном завершении первого этапа Трамп
сможет перейти к построению новой системы отношений
внутри страны и на международной арене, необходимых для
дальнейших действий по восстановлению американского до-
минирования. Приоритетами этого этапа могут быть:
1. Выстраивание договорных отношений (вероятно,
парных, чтобы исключить влияние транснациональных
элит) со странами западной цивилизации и другими тра-
диционными союзниками, ныне входящими в различные
блоки, в том числе в НАТО.
2. Разрушение союзных и дружественных связей между
конкурентами и противниками США с доведением дела
до конфликтов различного уровня, что позволит в даль-
нейшем громить одних руками других. Одним из инстру-
ментов этих действий будет показательное объявление
одних стран врагами США и намеки другим о возмож-
ности сотрудничества.
3. Поддержка явная и скрытая трампистов, то есть
правых сил, отражающих интересы национальной буржу-
азии и традиционалистских слоев населения в странах За-
падной Европы.
4. Формирование в странах – конкурентах США под-
контрольной политической оппозиции.
5. Создание законодательной базы для вытеснения
продукции стран-конкурентов, прежде всего Китая, с
рынков США.
6. Развертывание программ по закупкам новой боевой
техники для перевооружения ВС, а также спецслужб.
Весьма вероятно проведение глубоких реорганизацион-
ных мероприятий для повышения боеспособности армии
США в новых условиях, в частности для борьбы с иррегу-
лярными формированиями партизанского типа. Следует
ожидать существенного усиления структур, ответствен-
ных за ведение информационного противоборства в США
и в глобальном масштабе.
7. Инициирование реиндустриализации США, в том
числе за счет военных закупок.
8. Подавление оппонентов Трампа до уровня, когда
они станут неспособны оказывать эффективное противо-
действие проводимому им курсу.
9. Формулирование новой модели «американской
мечты», альтернативной либеральному фундаментализму, с
распространением как национальной идеи среди населения
США и как инструмента духовного влияния за рубежом.
В этот период весьма вероятна попытка Трампа про-
вести национализацию всей финансовой системы США,
прежде всего исключить доминирование ФРС США, ко-
торая, будучи частной организацией, является един-
ственным эмитентом национальной валюты. Такие дей-
ствия могут привести к чрезвычайному обострению
социально-политической и экономической ситуации в
стране, почти гарантированно спровоцируют попытки
покушения на Трампа. Однако только такой шаг позво-
лит избавить США от значительной части внутренних
государственных долговых обязательств и уничтожит
один из важнейших механизмов их дальнейшего накопле-
ния. По оценкам авторитетных экономистов, Трамп
может пойти на выпуск новой американской валюты с
упразднением ранее выпущенных долларов или ради-
кальным их ослаблением.
В ходе этого же этапа можно ожидать, что Трамп
пойдет на активное сотрудничество, в первую очередь с
Россией, для борьбы с террористическими организация-
ми. При этом острие будет направлено исключительно
на уже дискредитировавшие себя организации, такие,
например, как запрещенные в России «Аль-Каида» и ИГ.
Другие, которые можно переформатировать и взять под
контроль, будут признаваться «умеренными» и выво-
диться из-под ударов.
На все эти действия при ограничении четырьмя года-
ми президентства и необходимости к новым выборам
предъявить американскому обществу заметные позитив-
ные результаты остается не более полутора лет. Успех на
этом этапе позволит перейти к более решительным дей-
ствиям. В оставшиеся полтора года Трамп может пойти
на применение масштабных санкций, в том числе против
Китая и других объявленных им противников США. Ве-
роятны попытки «цветных революций», прямое примене-
ние военной силы в локальных точках мира, в частности в
Африке для вытеснения оттуда Китая.
Продолжительность президентского срока Трампа, не-
обходимость получения им заметных положительных ре-
зультатов не позже, чем за полтора года до новых выборов
при масштабе заявленных преобразований, предопределя-
ют исключительно напряженный график деятельности.
Риск задержек в выполнении намеченных мероприятий
при столь мощном сопротивлении чрезвычайно велик. Со-
ответственно может посыпаться вся программа Трампа.
Сохраняется возможность того, что он будет вынужден
отойти от заявленных целей и «склониться» перед трансна-
циональными элитами. Нельзя исключить возможность
его устранения покушением или импичментом.
Но не надо радоваться американским бедам и тем
более ожидать распада США. И не следует питать иллю-
зий относительно Трампа. Те силы, чьи интересы он от-
ражает, стремятся к глобальному доминированию, отли-
чаясь от предшественников лишь моделью: демократы –
за мондиальный мир, где господствует транснациональ-
ная финансовая элита, а трамписты – за монополярный, в
котором властвует элита американская. Надо заметить,
что для России оба варианта в конечном итоге губитель-
ны. Так что и при Трампе США остаются нашим геопо-
литическим врагом. Однако возникает возможность так-
тических альянсов с США по решению частных проблем,
по борьбе с общими врагами. При этом надо помнить,
что идя на сотрудничество с Соединенными Штатами,
нельзя терять стратегических союзников, в частности не
допустить ради «дружбы с США» ухудшения отношений
с Китаем и Ираном.
бомбы. Не украл где-то на стороне техноло-
гии, а именно разработал самостоятельно.
Иран, создав социальное государство,
стал по сути первым и пока единственным
в мусульманском мире, кто не подчиняет-
ся западным господам. И потому Ирану
необходимы союзники, нынешний Тегеран
прекрасно это понимает.
Он искренне верит, что заявления, иду-
щие из России – та же десятилетней дав-
ности речь Путина на Мюнхенской конфе-
ренции по безопасности, помогут оформить
определенные союзные отношения с Мо-
сквой. При этом для иранцев не являются
секретом внутренние противоречия россий-
ских элит. Там понимают, что часть руко-
водства, которая стоит на позициях деколо-
низации, – это Путин, Патрушев и их ближ-
ний круг, не управляет в полной мере ситуа-
цией. И израильское, и не исключу
саудовское лобби вполне может влиять на
российскую внешнюю политику. Деньги
российских элит уходят в мир через изра-
ильские каналы. То есть для части наших
элит Израиль является другом и партнером,
а для России в целом – большой пробле-
мой. Наши рынки завалены его сельхозпро-
дукцией. Израиль пытается влезть в логи-
стические цепочки представителей нашего
ОПК. В тамошней прессе на полном серьезе
рассматривают Россию как некую вотчину
и даже выдвигают права на юг России –
территории, в прошлом именовавшиеся
Хазарией. Иран все это очень беспокоит,
притом что он понимает: вовсе не евреи яв-
ляются их врагами. Они оружие в руках Со-
единенных Штатов, и нет сомнений, что
Запад в одну секунду пожертвует и еврея-
ми, и Израилем, если это станет выгодно.
Потому прозвучавшие заявления о
возможном стратегическом союзе с Рос-
сией – попытка Ирана прощупать ситуа-
цию. Тегеран ждет от Москвы ответных
шагов, опасаясь, что российские элиты
пойдут на предательство, – такое уже
было. Перспектива остаться в нынешней
ситуации в одиночестве Иран никак не
устраивает, притом что на колени он ста-
новиться не собирается, как и отказывать-
ся от поддержки «Хезболлы», Йемена, от
борьбы за Сирию.
В Москве, безусловно, есть очень влия-
тельные силы, ориентированные на союз с
Тегераном, но при этом существует мощное
финансовое лобби, для которого исламская
республика скорее большая проблема.
Иран ждет от России публичного под-
тверждения готовности к стратегическому
сотрудничеству. А еще больше – открытия
доступа к современным военным техноло-
гиям и к поставкам вооружений. Иран сей-
час реально находится на пороге войны,
причем не иракского образца, с вторжени-
ем и захватом территорий, а по югослав-
скому сценарию, когда возможно беспо-
щадное дистанционное уничтожение всей
значимой инфраструктуры ракетами и
авиацией. Или будет спровоцирован воо-
руженный конфликт с Саудовской Арави-
ей, в котором Запад поддержит послед-
нюю. Для этого, можно думать, Иран за-
годя и объявили террористическим госу-
дарством. Заметим, не Саудовскую
Аравию, где на улицах женщин побивают
камнями и публично рубят головы, кото-
рая финансирует террористические орга-
низации по всему миру и сподвигла своих
граждан на самый громкий теракт в исто-
рии США, а Иран, инкриминируя ему взрыв
посольства в Бейруте, осуществленный
«Хезболлой».
Евгений САТАНОВСКИЙ,
президент Института
Ближнего Востока
При этом президент Трамп 28 января под-
писал указ о необходимости подготовки за 30
дней плана разгрома «Исламского государства»
(ИГ, запрещено в России). Пентагон готовит не-
сколько вариантов действий в Ираке и Сирии.
Решимость военных использовать амери-
канские наземные силы при взятии Ракки гово-
рит о том, что переговоры с Турцией окончи-
лись не так, как планировалось.
Предложения Пентагона президенту Трампу
будут включать помимо военных вариантов взя-
тия Ракки и, возможно, большей части провинции
Дейр эз-Зор, участие в создании так называемых
зон безопасности. Позиция же Анкары по этому
вопросу сейчас не подразумевает американского
присутствия в таких мероприятиях на земле.
Турки будут приветствовать воздушное прикры-
тие таких зон, но не более. Достаточно вспомнить
эвакуацию с помощью турецких военных в 2016
году американских инструкторов из расположе-
ния протурецкой оппозиционной группировки. В
прошлом призывы Анкары к Вашингтону о со-
вместных усилиях для создания зоны безопасно-
сти преследовали цели: заручиться поддержкой
авиации США и использовать их как гаранта не-
вмешательства России. После того как отношения
с Москвой улучшились, Анкара может догово-
риться с ней и сама.
Если Пентагон перестанет опираться на кур-
дов на северо-востоке Сирии, Соединенные
Штаты будут вынуждены следовать в фарватере
политики Турции. Отсюда проработка схемы уси-
ления наземной группировки в Сирии спецназом,
артиллерией и, возможно, тяжелой техникой. Это
поможет курдам и их союзникам из проамерикан-
ской коалиции достичь сравнительно быстрого
прогресса на поле боя и гарантирует от действий
Анкары. Взамен турки получат содействие в соз-
дании зон безопасности. России целесообразно
поддержать стремление американцев решить во-
прос Ракки и большей части провинции Дейр эз-
Зор (это деморализует ИГ на севере Сирии и раз-
рушит единство группировки, спровоцировав
отход иракских боевиков на родину). Следует
очертить границы присутствия войск США и зон
безопасности, которые отвечают интересам Тур-
ции. Американцы на севере Сирии присутствуют в
любом случае. Нужно дать им ликвидировать там
ИГ, что развяжет ВКС РФ руки для действий в Ид-
либе и под Пальмирой. При реализации планов
США использовать курдов в отношениях между
Анкарой и Вашингтоном вбивается клин, что
важно для подрыва их альянса в Сирии.
ДРУЖБА ПРОТИВ ИРАНА
Администрация Трампа проводит консуль-
тации с рядом арабских государств о возмож-
ности создания военного союза, который был
бы направлен против Ирана и обменивался ин-
формацией с Израилем. Об этом говорится в
электронной версии статьи газеты «Уолл-стрит
джорнэл», опубликованной 15 февраля. Речь
идет о включении в союз Саудовской Аравии,
ОАЭ, Египта и Иордании. Для арабских стран в
союзе имелось бы положение о взаимной обо-
роне, подобное существующему в НАТО. США и
Израиль не являлись бы частью этого объеди-
нения. Соединенные Штаты оказывали бы ему
поддержку в военной и разведывательной
сфере, Израиль – в обмене разведданными.
Данные о том, что во главу угла новая адми-
нистрация ставит в отличие от предыдущей
возобновление союза с Эр-Риядом, подтверж-
даются награждением наследного принца и ми-
нистра внутренних дел КСА Мухаммеда бен
Наефа медалью ЦРУ США за борьбу с террориз-
мом, сигналами об изменении политики США на
йеменском направлении по укреплению анти
иранского альянса с КСА и попыткой внести
КСИР в список террористических организаций.
Риски такой политики очевидны, особенно в
борьбе с «Аль-Каидой», за которой стоял и стоит
Эр-Рияд. Но если Вашингтону удастся реализо-
вать свои намерения создать аналог блока
СЕНТО с заменой Ирана на Саудовскую Аравию,
это окажет влияние на ситуацию в Сирии.
Обратим внимание, что в списках стран –
кандидатов в члены блока нет Турции и Катара
с учетом недавних попыток администрации
США внести «Братьев-мусульман» в список
террористических организаций (Турция и Катар
– основные спонсоры этого движения), а также
непонимания между США и Турцией о ставке
американцев на курдов и будущего зон безопас-
ности. Это позволяет дискредитировать в гла-
зах Анкары такой альянс. Объявление турецки-
ми властями просаудовской «Джебхат ан-
Нусры» («Тахрир аш-Шам») террористической
организацией – важная тенденция. Региональ-
ное соперничество КСА и Турции демонстриру-
ют те же переговоры в Астане и Женеве, тем
более что на своей границе с Сирией Анкара
хочет иметь монополию в патронировании си-
рийских оппозиционеров. При этом включение
в состав участников альянса АРЕ под вопросом
в силу его конфликта с КСА и разным видением
ситуации в странах региона (в той же Сирии).
Одной из проблем является нежелание Абу-
Даби и Каира принимать диктат Эр-Рияда, кото-
рый США хотят сделать ведущим игроком ново-
го альянса. Противоречия между этими араб-
скими странами в составе «Аравийской коали-
ции» в Йемене это иллюстрируют.
Что касается Израиля в качестве поставщика
развединформации, – это не препятствие. Инте-
ресы арабских стран и Израиля тут совпадают.
Это решение проблемы Ирана и его доминирова-
ния в регионе.
По сведениям СМИ, КСА и ОАЭ до-
биваются от Трампа отмены закона, да-
ющего право семьям жертв междуна-
родных террористических организаций
подавать иски против поддерживающих
их государств. В первую очередь он по-
зволяет подать в суд на Саудовскую Ара-
вию американцам, потерявшим родных
во время терактов 11 сентября 2001
года. Но Эр-Рияд пойдет на условия Ва-
шингтона и без отмены закона. Посколь-
ку США вновь превращаются в гаранта
безопасности королевства и стратегиче-
ского партнера. Вашингтон предложил Эр-
Рияду план создания подобия «панараб-
ских сил» (в усеченном варианте, но с поддержкой
США), который тот пытался реализовать послед-
ние три года без какого-либо успеха. За перспек-
тиву превратиться «в регионального жандарма»
саудовское руководство готово будет забыть про
неудобный закон. Особенно если он не получит
юридической практики.
«ЛЮБИМАЯ ЖЕНА» ПЕНТАГОНА
Директор ЦРУ США Майк Помпео наградил
12 февраля наследного принца и министра внут-
ренних дел КСА Мухаммеда бен Наефа медалью
за заслуги в борьбе с терроризмом. ЦРУ отмети-
ло его за «отличную разведывательную работу в
сфере антитеррора и вклад в достижение между-
народной безопасности и мира». 4 февраля
М. бен Наеф, занимающий пост вице-премьера,
получил за аналогичные заслуги высшую госу-
дарственную награду Франции – знак ордена По-
четного легиона. Вашингтон и Париж сближают-
ся с Эр-Риядом. Следует ждать изменения поли-
тики Вашингтона по отношению к Ирану на
йеменском направлении. М. бен Наеф – наибо-
лее доверенная креатура США в нынешнем сау-
довском руководстве. С уходом в прошлое пре-
зидента Йемена А. А. Салеха ставка на его службу
безопасности рухнула. Единственным поставщи-
ком информации об «Аль-Каиде Аравийского
полуострова» (АКАП) для США остался М. бен
Наеф. При этом бывший директор ЦРУ Дж. Брен-
нан незадолго до отставки заявил, что саудов-
ская разведка и контрразведка активно исполь-
зуют джихадистов, в том числе и в Йемене. Он
забыл упомянуть про «Аль-Каиду» как инстру-
мент попыток Эр-Рияда распространять свое
влияние в мусульманском мире.
М. бен Наеф уловил тенденцию и подгото-
вил площадку для активизации контактов в
сфере безопасности с американскими спец-
службами. 2 февраля по его протекции король
Сальман назначил нового начальника Главного
управления безопасности (GSS), отвечающего
за внутреннюю безопасность в Саудовской Ара-
вии (в том числе борьбу с террором) и входя-
щего в систему МВД. Им стал один из ведущих
саудовских экспертов в этом вопросе Хамад
бен Халафа аль-Рашид аль-Халафа. Он сменил
на посту старого друга М. бен Наефа Абдель
Рахмана аль-Рубейна, ставшего замминистра.
Необходимость активизировать партнер-
ские каналы с Вашингтоном и Парижем требует
на этом посту более молодого и профессио-
нального человека. Хамад бен Халафа аль-
Рашид аль-Халафа известен американцам в этом
качестве и курировал вопросы связей с ФБР и
ЦРУ. С учетом его партнерских и доверительных
контактов с главой Управления общей разведки
(УОР) генералом Халидом бен Али бен Абдуллой
аль-Хумейданом (до этого возглавлявшимконтр
разведку при полном доверии принца Наефа бен
Абдель Азиза и его сына) М. бен Наеф фактиче-
ски монополизировал в своих руках все, свя-
занное с борьбой с исламистским террором и
партнерскими связями по этим вопросам с за-
падными странами.
Новый глава GSS займется формированием
с помощью западных партнеров в составе ве-
домства центра кибербезопасности, где преду-
сматриваются подразделения по борьбе с хакер-
скими атаками, оснащением новым ПО вверен-
ных ему ведомств, а также созданием собствен-
ной хакерской базы. В эти планы входят проекты,
которые курирует GSS, по созданию систем ин-
формбезопасности для госучреждений и инфра-
структуры нефтяной национальной компании
АРАМКО. К этому надо прибавить разрешение
Белого дома на продажу беспилотников и новей-
ших технологий космической фотосъемки и по-
зиционирования, что открывает на рынок путь
западным компаниям, прежде всего француз-
ским. Основным лоббистом таких проектов в
США и Франции был М. бен Наеф, официально
курирующий эти программы.
ПРАКТИКА МАЛЫХ ДЕЛ
Параллельно с усилиями Вашингтона пере-
форматировать ближневосточную политику
США с курса экс-президента Обамы под видение
Трампа успешно продолжился астанинский пе-
реговорный процесс. Как заявил глава делега-
ции сирийской вооруженной оппозиции Мухам-
мед Аллюш на брифинге, «мы достигли... пози-
тивных результатов на этой встрече». Аллюш
сообщил, что стороны продвинулись в обсужде-
нии механизмов, касающихся освобождения за-
ключенных, и сказал, что вооруженная оппози-
ция Сирии отвергает участие Ирана в комиссии
по перемирию. При этом можно констатировать,
что пока все устремления протурецкой оппози-
ции сконцентрированы на Восточной Гуте.
Ситуация напоминает положение дел в Вади-
Барада во время первого раунда переговоров в
Астане. Тогда оппозиционеры ставили во главу
угла действия иранских советников и ливанских
шиитов, грозя уходом с переговоров. Но они ни-
куда не уйдут. Освобождение ключевых участков
и зачистка их от боевиков необходимы, как в
Вади-Барада, из которого идет водоснабжение и
Дамаска, и в Восточной Гуте, откуда можно об-
стреливать Дамаск, именно для того, чтобы пе-
реговоры в Астане проходили успешно.
В период проведения переговоров в Астане
надо стараться избегать активных фаз боевых дей-
ствий против сил, ассоциирующих себя с «умерен-
ной оппозицией». В этой ситуации неважно, при-
знает ли вооруженная оппозиция Иран участником
комиссии по перемирию. С практической точки
зрения позицию Тегерана могут высказывать и
представители Дамаска. Это все понимают, и заяв-
ления Аллюша надо расценивать как попытку при-
низить статус Ирана, так как физически его выве-
сти из числа коспонсоров переговоров по сирий-
скому урегулированию нереально.
Заметим ход, который разыгрывает оппо-
зиция в рамках обсуждения состава комиссии
по соблюдению перемирия. По словам Аллю-
ша, «мы подтвердили создание комиссии, в со-
ставе которой будут турецкая сторона, Россия,
и что большая роль будет уделена арабской
группе в этой комиссии. Эта группа будет со-
стоять из Саудовской Аравии, Иордании, Катара
и ОАЭ. Мы не принимаем роль Ирана. И по
этому поводу не было достигнуто договоренно-
сти». То есть налицо попытка официально при-
дать статус коспонсоров процесса зарубежным
покровителям оппозиции, не включая туда
Иран, выполняющий аналогичные функции по
отношению к Дамаску. В данном случае надо
держать жесткую позицию. Или Иран и тогда
«арабская группа», или никто. При этом необ-
ходимо поставить вопрос перед оппозицией:
если вы привлекаете к вопросу перемирия КСА,
означает ли это, что оно является участником
конфликта? И в чем его участие проявляется?
Если оппозиция говорит «да», то она офи-
циально признает подрывную роль КСА на си-
рийском направлении. Если – «нет», то на каком
основании саудовцы должны присутствовать в
Астане в любом качестве? Иордания в
данном случае позиционируется от-
дельно в силу своего приграничного
статуса. Можно предположить, что в ко-
нечном счете будет достигнут компро-
мисс об отсутствии в этой комиссии и
Ирана, и Саудовской Аравии, предста-
вители которой не сядут за один стол
переговоров с иранцами. Причем идея с
«арабской группой» очень опасна. Она
имела бы смысл только в случае, если
бы Эр-Рияд акцентировал отказ от свер-
жения сирийского режима и от под-
держки подконтрольной ему оппозиции
в лице прежде всего «Джебхат ан-
Нусры». От оппозиционеров необходи-
мо потребовать официального размежевания
не только с ИГ, но и с «Джебхат ан-Нусрой», как
сделала Анкара. Если Эр-Рияд является спонсо-
ром «Джебхат ан-Нусры», в каком качестве сау-
довская делегация должна присутствовать на
консультациях в Астане? Попытка ввести КСА в
астанинский формат предпринимается, чтобы
его блокировать, как успешно делается на пере-
говорах в Женеве. Сила переговоров в Астане
– в их компактности и присутствии именно тех
игроков, которые могут достичь реальных успе-
хов. Ключевая задача переговоров – установле-
ние перемирия с боевиками. И делать это надо
шаг за шагом: сначала с протурецкими, затем с
проиорданскими.
Если эта тактика будет выдержана, прогресс
на переговорах в Астане будет на порядок выше,
чем в Женеве. Это не глобальное переустройство
Сирии, а конкретные договоренности с отрядами
вооруженной оппозиции. Что и необходимо для
достижения мира – такого, там и тогда, где и
когда это возможно.
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
Во главу угла новая
администрация ставит
в отличие от предыдущей
возобновление союза
с Эр-Риядом
Теневая сторона американской медали
Начало на стр. 01
«
Противостояние Ирана
и Саудовской Аравии носит
глубочайший
экономический характер.
Это и конкуренция
на международном
энергетическом рынке,
и вопрос контроля
важнейших «нефтяных»
проливов – Ормузского
и Баб-эль-Мандебского
»
03
ГЕОПОЛИТИКА
ГОРЯЧАЯ ТОЧКА