СОВЕТСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ
СИСТЕМ ЗАЩИТЫ ОТ УДАРОВ ВОЗДУШНОГО ПРОТИВНИКА
238
енной инфраструктуры замыслу и плану оперативного применения авиации
и войск ПВО.
4. План совершенствования боевой и мобилизационной готовности ави-
ации и войск (сил) ПВО коалиционной группировки в регионе должен отра-
жать основные мероприятии по уточнению боевых документов и документов
плана перевода войск с мирного на военное время.
5. Основным планирующим документом на военное время является План
воздушной операции (боевых действий) коалиционной группировки авиа-
ции и войск (сил) ПВО в регионе. Это комплексный документ, включающий
в себя оперативную часть плана и ряд планирующих документов.
6. План перегруппировки авиации и войск (сил) ПВО коалиционной
группировки в регионе предполагает несколько возможных вариантов при-
менения и различается вариантами создания коалиционных группировок
авиации и войск ПВО, их изменения и усиления на главных направлениях. На
этапе разработки план перегруппировки должен быть согласован с планом
стратегического развертывания ВС государств – участников СНГ.
Вместе с тем необходимо отметить, что за весь период создания и функци-
онирования ОС ПВО СНГ до сих пор не решена проблема единства основных
требований к боевой готовности, боевой и оперативной подготовке органов
управления авиации и войск ПВО (ПВО и ВВС) государств – участников СНГ.
Решение данной проблемы лежит в плоскости проработки нормативно-пра-
вовой базы в ходе проводимых мероприятий оперативной (боевой) подготов-
ки войск (сил) и в ходе проводимых исследований.
Обобщая опыт организации и построения систем ПВО (ПВО-ПРО) коа-
лиционных вооруженных сил и управления ими следует отметить, что в ОВС
НАТО юридическая база продумана более детально и тщательно. Этому объ-
ективно способствовал богатый опыт участия государств НАТО в различных
вооруженных конфликтах XX – начала XXI веков. В НАТО пошли гораздо
дальше в области унификации вооружения и военной техники, особенно си-
стем управления. Значительно страны альянса продвинулись и в сфере авто-
матизации процессов управления боевыми действиями. Наконец, в НАТО
нет самой главной проблемы, которая существовала в бытность Варшавского
договора – на оперативно-тактическую часть не накладываются политиче-
ские соображения и особые позиции тех или иных стран – участниц альянса.
В Организации Варшавского договора эти вопросы на этапе создания блока
не были прописаны достаточно четко юридически, что не позволяло осу-
ществлять эффективное развитие как самой организации, так и ее системы
ПВО. К сожалению, нет существенного прогресса и в развитии Единой систе-
мы ПВО Содружества Независимых Государств, дальше учений тактического
плана, имеющих ярко выраженный демонстрационный характер, дело не идет.