Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что есть очень много схожего
в создании и развитии систем ПВО различных государств мира.
Так, основные принципы организации ПВО (ПВО-ПРО) являются еди-
ными. К ним можно отнести:
• территориальное построение систем ПВО;
• сосредоточение основных усилий на наиболее опасных направлениях
и обороне наиболее важных объектов страны и ВС, группировок войск
и сил флота;
• эшелонированное построение;
• комплексное использование всех сил, решающих задачу борьбы с воз-
душно-космическим противником;
• объединение усилий министерств и ведомств государства, располага
ющих силами и средствами борьбы с воздушно-космическим против-
ником;
• решение задач совместно с войсками и силами ПВО союзных госу-
дарств.
Вместе с тем важнейший принцип – единое руководство и ответствен-
ность за борьбу со всеми средствами воздушного (воздушно-космическо-
го) нападения противника во всем диапазоне высот и скоростей над всей
территорией государства (коалиции государств) фактически на практике
реализован только в системе НОРАД и объединенной системе ПВО стран
НАТО.
В отличие от них в Российской Федерации данный принцип до недавнего
времени был только продекларирован, но фактически на практике не реали-
зован. Хотя, если проанализировать историю, то именно этот принцип был
рожден в Красной армии Советского Союза в годы Великой Отечественной
войны, а затем был взят на вооружение и творчески развит в армиях США
и НАТО. В самом же Советском Союзе за весь период существования проти-
вовоздушной обороны этот принцип был реализован лишь трижды: в годы
Великой Отечественной войны (с 1942 года) и в самые напряженные периоды
международной обстановки – с 1945 по 1948 год и с 1954 по 1979 год.
В Вооруженных силах Российской Федерации этот принцип высшим во-
енным руководством в практике войск реализуется с августа 2015 года, когда
были созданы Воздушно-космические силы (ВКС) Вооруженных сил РФ.