ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ
ОБОРОНЫ РОССИИ И ГОСУДАРСТВ МИРА
ное время чужих самолетов над этими объектами может явиться серьезным
ударом по престижу государства. Поэтому существующие на этих объектах
системы противовоздушной обороны необходимо сохранять и укреплять, но
рассчитывая в основном на отражение ударов авиационных средств пораже-
ния в обычном оснащении.
Прикрытие аэродромов АСЯС также может осуществляться в боль-
шей степени в расчете на условия вооруженного конфликта, обычной во-
йны (локального и регионального масштаба), в которой Дальняя авиация
может решать определенный круг задач как средство двойного назначения.
При подготовке к такой войне наращивание группировки ЗРВ на угрожа
емом стратегическом направлении, в том числе на базах МСЯС и аэродромах
АСЯС, должно осуществляться за счет стратегического маневра силами ПВО
с других направлений (из состава других военных округов).
Ряд экспертов полагает, что ядерной войне (разоружающему удару по
СЯС) будет предшествовать период крайнего обострения политической кон-
фронтации, выполнения мероприятий по повышению готовности войск, со
зданию группировок на угрожаемых направлениях, частичного или полного
выполнения мобилизационных мероприятий
124
. Можно считать, что именно
такой взгляд нашел свое отражение в системе боевой готовности подвижных
грунтовых ракетных комплексов РВСН. В период обострения обстановки мо-
гут быть выполнены меры по усилению ПВО баз МСЯС и аэродромов АСЯС,
то есть к моменту возможного разоружающего удара они будут иметь допол-
нительное прикрытие.
Исходя из приведенных соображений, прикрытие объектов МСЯС
и АСЯС предлагается осуществлять в рамках общей системы мероприятий
по ВКО, сосредоточив усилия ВКС, обладающих повышенной эффективно-
стью использования ресурсов, на объектах РВСН. Первоочередной характер
их прикрытия обусловлен тем, что в этих войсках находится основной ядер-
ный потенциал СЯС и весь потенциал ответно-встречного удара. Кроме того,
особенности этих объектов позволяют получить существенный эффект от их
прикрытия силами ПВО, что ставит нападающего перед более серьезными
проблемами в отношении затрат, чем обороняющегося.
Указанные обстоятельства обусловливают необходимость комплексного
подхода к планированию и реализации системы мероприятий «антиПРО»,
учитывая при этом, что оборонительные меры в ряде случаев оказываются
более предпочтительными, чем ударные.
124
З о л о т а р е в П. С. Не торопитесь гнать пророков из своего отечества / Независимое военное обозрение
№ 14 (708), 27 апреля–17 мая 2012 г.; . А р б а т о в А. Г. СНВ и новые шаги к взаимному доверию / Независимое
военное обозрение № 15 (612), 23–29 апреля 2010 г.