253
применении первыми ядерного оружия агрессор будет иметь возможность
ударами обычных средств поражения нарушить функционирование страте-
гических ядерных сил или, по крайней мере, предельно снизить их эффек-
тивность. Возможно также разрушение потенциально опасных объектов,
что по своим последствиям равнозначно применению оружия массового по-
ражения... Поэтому такие действия агрессора должны рассматриваться как
применение им оружия массового поражения со всеми вытекающими отсюда
последствиями»
110
.
Таким образом, изначально на первое место была поставлена неприкос-
новенность стратегических ядерных сил и систем их обеспечения для любого,
в том числе обычного, оружия и предполагаемый агрессор был официально
предупрежден о ядерном ответе.
Это решение имеет прозрачную логическую основу. Если противник, пре-
обладающий количественно и качественно в силах общего назначения, осна-
щенных обычным оружием, применяет это оружие для ударов по объектам,
не относящимся к ядерному потенциалу, можно полагать, что он не ставит
перед собой радикальных политических целей. Слабейшая сторона может
отвечать соответствующими неядерными действиями в течение некоторого
времени, пока ее потери (физические и политические) не будут расценивать-
ся как близкие к недопустимым, неприемлемым. При приближении к этому
уровню (ядерному порогу) она должна или перейти к применению ядерно-
го оружия первой, поскольку силы общего назначения не в состоянии оста-
новить противника, или же пойти на выполнение его требований, если они
представляются более приемлемыми, чем ожидаемые потери в ядерной вой-
не. Начало противником военных действий с поражения СЯС свидетельству-
ет о том, что он ставит перед собой радикальные, неограниченные цели, явно
неприемлемые для жертвы агрессии. Поэтому ответом может быть только
немедленное применение ядерного оружия, пока оно еще не утрачено. Отказ
от применения защищающейся стороной ядерного оружия будет означать ее
фактическую капитуляцию.
С ноября 1993 года ядерное сдерживание обычной войны становится
атрибутом всех доктринальных установок Российской Федерации. Это было
новым военно-политическим положением, радикально отличающимся от
прежних советских и российских взглядов. Ведь еще в феврале 1992 года
Президент России Б. Н. Ельцин заявлял: «Россия не будет применять первой
ядерное оружие. Это наша принципиальная позиция»
111
. Это новое положе-
ние фиксировало новую военно-политическую и геостратегическую реаль-
110
К л и м е н к о А. СНГ: нужна ли ему общая военная доктрина / Красная звезда, 26 декабря 1991 г.
111
Е л ь ц и н Б. Н. «У России нет какой-то особой, тайной политики в ядерных вопросах». Ответы на вопросы
военного корреспондента «Известий» Николая Бурбыги / Известия, 24 февраля 1992 г.