Сотрудничество РОССИИ С НАИБОЛЕЕ РАЗВИТЫМИ
ГОСУДАРСТВАМИ В ОБЛАСТИ ВКО
296
вый и второй этапы создания ПРО) серьезной опасности для российских СЯС
не существует. Однако ситуация (даже если не брать во внимание известные
события на Украине и в Сирии) существенно может измениться при реали-
зации третьего и четвертого этапов. С учетом того, что американские про-
тиворакеты Standart 3 будут существенно модифицированы и корабельная
группировка ПРО доведена до 40 кораблей (это около 400 противоракет-пе-
рехватчиков), а район базирования в Польше находится в непосредственной
близости от границ России, то появляется реальная возможность поражения
российских МБР.
С учетом этого на саммите в Лиссабоне Россия предложила новый под-
ход к развитию отношений в сфере ПРО. Вместо жесткого противодействия
планам НАТО по созданию европейской системы ПРО – развитие сотрудни-
чества и совместное устранение потенциальных ракетных угроз с южного на-
правления.
В качестве исходного варианта был предложен так называемый «секто-
ральный подход» построения европейской системы ПРО (рис. 30), предусма-
тривающий при проектировании архитектуры будущей системы общеевро-
пейской ПРО закрепление за Россией ее северо-восточного сектора.
Предложение России было основано на ряде объективных предпосы-
лок. Так, любое техническое средство, применяемое в системе ПРО, будь
то РЛС или комплекс ракет перехватчиков, характеризуется определенным
сектором обнаружения целей или зоной обороны. Объединение отдельных
таких зон/секторов в итоге составило бы систему противоракетной оборо-
ны в Европе. Тем более, что у России имеется серьезный опыт в этой обла-
сти, – у нас давно создана, стоит на боевом дежурстве и модернизируется
система ПРО г. Москвы и Центрального промышленного района. В этих
условиях российские средства ПРО, расположенные на Западе и Северо
Западе России, могли бы обеспечить прикрытие от ракетных ударов наряду
с нашей территорией и часть территории сопредельных государств и мор-
ских акваторий.
При этом управление информационными и огневыми средствами ПРО
России и стран НАТО было предложено осуществлять по согласованным ал-
горитмам и правилам применения, а координацию действий проводить из
общего центра управления. Планов размещать российские средства ПРО за
пределами национальной территории у России не было и нет. Такой подход
исключал влияние российских средств ПРО на потенциал сдерживания лю-
бого государства – участника проекта.
Были отмечены и взаимные преимущества реализации «секторального»
подхода для России и НАТО:
• в случае позитивного развития сотрудничества это будет первым реаль-