Книга «Средства воздушно-космического нападения и воздушно-космической обороны. Состояние и развитие». Под общей редакцией доктора технических наук И.Р. Ашурбейли - page 295

Сотрудничество РОССИИ С НАИБОЛЕЕ РАЗВИТЫМИ
ГОСУДАРСТВАМИ В ОБЛАСТИ ВКО
294
ми наступательными и оборонительными вооружениями. В условиях, когда
ядерное сдерживание сохраняет свое значение как гарантия глобальной без-
опасности и стабильности, стремление одной страны или группы государств
нарушить или изменить паритет сил сдерживания может привести к глобаль-
ной катастрофе. При этом неизбежно встает вопрос о возможном влиянии
глобальной системы ПРО США на потенциал сдерживания российских СЯС
и как следствие на стратегическую стабильность в мире.
Понятно, что ядерное сдерживание должно обеспечиваться в любых усло-
виях обстановки, в том числе и в условиях развернутой глобальной системы
ПРО США и соблюдения положений Договора между РФ и США о мерах по
дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных во-
оружений, заключенного 8 апреля 2010 года. При этом система ПРО может как
отрицательно, так и положительно влиять на стратегическую стабильность.
Взаимоотношения России и НАТО в первом десятилетии XXI века
прошли большой путь от жесткого противостояния к поиску путей взаимо-
выгодного сотрудничества с учетом того, что стратегическая стабильность
не должна быть эксклюзивной сферой только одного государства или узкой
группы государств.
Соединенные Штаты обосновывают необходимость наращивания проти-
воракетного потенциала возрастающими ракетными возможностями отдель-
ных стран, с которыми у них имеются серьезные противоречия и проблемы.
Россия признает наличие определенных рисков, но оценивает их несколь-
ко иначе. К примеру, Россия считает, что у Ирана отсутствуют побуждающие
мотивы инициативно осуществить ракетный удар по территории европей-
ских государств, что само обладание ракетным оружием является для Ира-
на способом обеспечения сдерживания вероятных противников, и Иран не
является источником ракетной угрозы ни в настоящее время, ни в обозри-
мой перспективе. Вместе с тем, несмотря на то, что, по мнению российских
экспертов, возможности у Ирана самостоятельно разработать ракету дальне-
го действия в настоящее время нет, в целом, оценивая тенденции развития
ядерных и ракетных программ иностранных государств, не исключается, что
угроза применения различными государствами ракетно-ядерного оружия
все-таки может возникнуть.
Учитывая эти разногласия, на саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 года
Россия и НАТО договорились обсуждать вопросы возможного взаимодей-
ствия в области ПРО. При этом основным принципом возможного сотруд-
ничества должно было стать равноправное участие, в том числе и Российской
Федерации, на всех этапах создания и функционирования ЕвроПРО.
Анализ американского плана «поэтапного адаптивного подхода» к стро­
ительству системы ПРО НАТО (рис. 28, 29) показывает, что до 2015 года (пер-
1...,285,286,287,288,289,290,291,292,293,294 296,297,298,299,300,301,302,303,304,305,...338
Powered by FlippingBook