97
жения, идентификации и сопровождения стационарных и движущихся на-
земных объектов и выдачи данных целеуказания средствам поражения в лю-
бых погодных условиях по помехоустойчивым линиям связи. Кроме того, он
способен обнаруживать в воздухе пилотируемые летательные аппараты.
В состав БРЭО самолета входят пять подсистем: радиолокационная,
управления, связи, самообороны и пилотажно-навигационная. На борту раз-
мещено 17 однотипных автоматизированных рабочихмест (АРМ) операторов.
Они оборудованы цветными графическими дисплеями высокого разрешения
и сенсорными табличными дисплеями. На АРМ осуществляются: функции
управления, связи и разведки (C3I – Command, Control, Communications and
Intelligence), планирование задания, генерация и отображение данных циф-
ровой карты, управление РЛС, слежение за десятками тысяч объектов, ана-
лиз угроз, сопоставление возможностей ударных сил заданной степени воз-
действия на объекты противника, определение параметров помех, обработка
данных, синхронизация расчетов и многое другое. Отдельное АРМ использу-
ется в целях навигации и самообороны.
Полномасштабное производство самолетов Е-8А системы JSTARS на-
чалось в 1991 году. Они использовались ВС США в ходе боевых операций
в Ираке, Афганистане и бывшей Югославии. После модернизации, проведен-
ной в середине 1990-х годов, самолет получил обозначение Е-8С.
Для продажи за рубеж система JSTARS была предложена Великобритании
в рамках программы «Астор» (ASTOR – Airborne STand Off Radar – бортовая
PЛC, действующая вне зоны поражения ПВО) и НАТО (программа создания
средств наземного наблюдения AGS – Alliance Ground Surveillance).
Специальные самолеты-постановщики помех осуществляют ведение ра-
диоэлектронной разведки и радиоэлектронное подавление РЭС противника
и находятся на вооружении армий основных зарубежных стран. Они оснаще-
ны комплексами РЭП групповой защиты, работающими в условиях большой
плотности размещения на местности и разнообразия типов РЭС. Основными
типами являются самолеты ЕС-130Н Compass Call (США). Дальнейшее раз-
витие этих самолетов также связано в основном с модернизацией бортового
радиоэлектронного оборудования.
Для продления срока эксплуатации самолетов ЕС-130Н проводится по
этапная модернизация их, в ходе которой расширяются возможности – от
подавления сетей систем управления военного назначения до подавления
систем сотовой связи, которые могут использоваться террористическими
группировками. При этом рассматриваются следующие дополнительные за-
дачи: радиоэлектронное подавление (РЭП) систем коротковолновой, радиоре-
лейной и спутниковой связи военного и государственного управления; РЭП
РЛС обнаружения метрового и дециметрового диапазонов из зон барражиро-