СРЕДСТВА ВОЗДУШНОГО НАПАДЕНИЯ
88
В настоящее время проводится замена устаревших модификаций бо-
лее современными самолетами F/A-18E/F Super Hornet, что позволяет ВМС
уменьшить разнотипность парка палубных самолетов.
После 2015 года на вооружение поступает палубный вариант многоцеле-
вого истребителя пятого поколения F-35C.
Второй по численности боевой самолет морской авиации США – AV-8
Harrier. Этот самолет с вертикальным взлетом и посадкой состоит на воору-
жении только в авиации морской пехоты. Он производился в США по бри-
танской лицензии, но затем подвергся чисто американской модернизации. На
вооружении состоит 138 самолетов Harrier.
Все самолеты Harrier и F/A-18A/B/C/D предполагается заменить истреби-
телем пятого поколения F-35. Планируется закупить для авиации флота 260
палубных F-35С, а для авиации морской пехоты – 80 аналогичных F-35С и 340
самолетов с коротким взлетом и вертикальной посадкой F-35В. Данная про-
грамма развивается со значительным отставанием от графика и с еще более
значительным превышением первоначальной цены.
Во Франции основным типом палубного многоцелевого истребителя яв-
ляется Rafale M, который пройдет несколько этапов модернизации и останет-
ся на вооружении вплоть до 2025 года.
Палубный самолет Rafale M отличается от других модификаций усилен-
ной конструкцией планера и шасси, наличием тормозного гака под хвостовой
частью фюзеляжа, встроенной выдвижной лестницей для посадки в кабину.
На конце киля разместилась система «Телемир», обеспечивающая обмен дан-
ными между инерциальной навигационной системой самолета и навигацион-
ным оборудованием авианосца. Истребитель также оснащен микроволновой
системой автоматической посадки на палубу. В результате всех конструк-
тивных доработок истребитель Rafale M стал на 500 кг тяжелее, чем самолет
Rafale C
60
.
Значительной доработке на самолете Rafale M подверглась передняя
опора шасси: ее удлинили, в результате чего самолет при стоянке на палу-
бе заметно «задирает» нос. Для обеспечения возможности эксплуатации на
американских авианосцах устройство сцепления передней опоры шасси та-
кое же, как и на палубных истребителях ВМС США. В конструкции опоры
используется принудительное увеличение ее длины (так называемое взды-
бливание) во время взлета с палубы авианосца. Благодаря такой конструк-
ции удалось избежать размещения трамплина в носовой части корабля.
Применение вздыбливания передней опоры эквивалентно увеличению
60
Многоцелевой истребитель Дассо Авиасьон Rafale/ Авиация и космонавтика.
-
acija/aviacija_i_kosmonavtika_2009_09/p6.php