дель космического полета, когда используются
все возможные моделирующие средства для ре-
шения задач подготовки. При этом мы не даем
дозированную нагрузку.
Схема такая: сначала график выведения кораб-
ля на орбиту с реальными нагрузками; потом
адаптация, вращение на так называемом нуле-
вом режиме. Это колоссальная нагрузка на ве-
стибулярный анализатор и т.п.
Затем на 15 минут КУК – непрерывное воздей-
ствие ускорения Кориолиса. При этом все показа-
тели состояния человека тщательно фиксируются.
После этого космонавт попадает в сурдокамеру.
Ему говорят: «Вот тебе распорядок на сегодня-
шний день, выполняй, а в 23:00 – отбой». На сле-
дующий день он просыпается в 8:00, и у него
начинается 64‑часовой или 72‑часовой режим
непрерывной деятельности без права на сон. Все
это время он должен работать.
Чтобы оценить, как идет процесс, как развива-
ется утомление, насколько устойчив человек,
ему периодически даются одни и те же нагру-
зочные или психологические пробы. По истече-
нии времени ему позволяют отдохнуть: подъем
не по будильнику, а когда сам проснется, что-
бы можно было судить о времени, затрачивае-
мом на восстановление сил. А после этого снова
на центрифугу и снова весь комплекс нагрузок,
которые наблюдаются при спуске с орбиты. В об-
щем-то это модель, аккумулирующая все возмож-
ные сложности в полете.
– Зачем же так мучить людей?
– А вы знаете, что последние двое суток перед
спуском космонавты не спят на орбите – собира-
ются? Надо же все уложить, завершить недоде-
ланное, при этом соблюдая центровку корабля
и так далее. Это огромная серьезная работа. При
таком режиме должна быть уверенность в каж-
дом действии. Лучше мы здесь, на Земле, смо-
делируем ситуацию, чтобы не возникало слож-
ностей в полете.
Затокогдапервая группакосмонавтов отработала
эту модель, ребята потом сказали: «Мы получили
уверенность в себе, мы все можем». Люди как бы
убедились в собственной надежности, в том, что
владеют собой, могут переносить такие колоссаль-
ные физические и психологические нагрузки.
С полетом на Марс все гораздо сложнее, потому
что модели, приближенные к действительности,
придется разрабатывать заново, учитывая мас-
су новых деталей. Например, желательно, чтобы
в полет отправились люди, которые могут в случае
чего стать донорами друг для друга. И это только
один из нюансов, который чисто логически при-
ходит в голову. А сколько еще тонкостей, о кото-
рых мы пока даже не догадываемся!
Ростислав Богдашевский с летчиком-космонавтом
Сергеем Крикалевым
Тренировки на выживание в различных
климатических зонах. Богдашевский с членами
экипажа Соичи Ногучи и Коичи Ваката (Японское
космическое агентство) и командиром экипажа
Дмитрием Кондратьевым в Севастополе, 2007 г.
В центре – Шейх Музафар Шукор (Малайзия)
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
106