ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
114
имеет серьезный недостаток: абсолютно неработо-
способен при низких скоростях полета. Иными сло-
вами, чтобы двигатель просто включился, крылатая
ракета уже должна лететь с существенной скоростью.
Такродиласьдвухступенчатаясхема«Бури» (предло-
женная, по многим данным, еще С.П. Королёвым),
предвосхитившая американский «Шаттл» – крыла-
тая ракета-самолет на двух жидкостных ракетных
ускорителях. Даже старт советской ракеты был вер-
тикальным, как у позднего американского космиче-
ского проекта. Теоретически «Буря» не претендовала
на штурм космоса – авиационный двигатель мог ра-
ботать только в атмосфере. Но – только теоретически.
– «Буря» – это прообраз космического самолета, –
утверждает Виктор Викуленков. – И дело не только
в похожей аэродинамической схеме. Что проект за-
крыли – это понятно. Была конкуренция с королёв-
ской ракетой Р‑7. Это уже хрущевская воля. И – авто-
ритет Королёва. Если бы «Бурю» не закрыли, мы бы
первые сделали шаттл. Такие идеи были, их нужно
было просто реализовать.
Известное постановление Совмина от 20 мая
1954 года, в результате которого Королёв и создал
свою Р‑7, повелевало конструктору разработать
только боевой межконтинентальный баллисти-
ческий носитель для ядерного заряда. Лишь бла-
годаря своему упорству Сергей Павлович сумел
убедить Хрущева, что если пересчитать угол на-
клона траектории и, естественно, заменить боего-
ловку, то социализм докажет свое преимущество
перед капитализмом, первым освоив космиче-
ское пространство. До сих пор мало кто знает, что
первый советский спутник был выведен на орбиту
по несильно пересчитанной боевой траектории…
– Строго говоря, мы не были конкурентами Коро-
лёву,– вступает в разговор конструктор Михаил Ива-
нович Леднев.– Его ракета изначально должна была
лететь через космос по баллистической траектории.
А наша «Буря» шла не выше 17,5 километров – на са-
мом деле обычно ниже. Только перед самой целью
она поднималась где-то до 25–26 километров, и уже
сверху производилась атака. Для температурного
воздействия на корпус полет в атмосфере – это, ко-
нечно, нехорошо, но ведь окислитель для горючего
у нас – атмосферный кислород. А для того чтобы ле-
теть в космос, надо ставить настоящий жидкостной
ракетныйдвигатель, то есть тащить с собойкислород.
Можно ли было заменить прямоточный реактив-
ный двигатель «Бури» на «космический» жидкост-
ной? Задача кажется очень непростой, но в те годы
любой конструктор, занимавшийся межконтинен-
тальными ракетами, мечтал о космосе – слишком
близко, волею судьбы и правительства, они к нему
оказались. И Семен Алексеевич Лавочкин не был
исключением. Близко знавшие его рассказыва-
ли, что именно «Бурю» он считал вершиной своей
карьеры, буквально делом жизни. Недаром возни-
кавшие впервые в мире задачи его КБ решало с по-
ражающей сегодня быстротой.
Еще на стадии разработки расчеты показывали,
что нагрев фюзеляжа в атмосфере из-за колоссаль-
ных скоростей превысит тысячу градусов. По этой
РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПО
ТЕМ ВРЕМЕНАМ СИСТЕМА
АВТОМАТИЧЕСКОЙ
АСТРОНАВИГАЦИИ АН-2Ш БЫЛА
СОЗДАНА В 1953 ГОДУ В НИИ-88
ПОД РУКОВОДСТВОМ ИЗРАЭЛЯ
ЛИСОВИЧА И МОГЛА ТОЧНО
ОПРЕДЕЛЯТЬ КООРДИНАТЫ
РАКЕТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ
ЗВЕЗДАМ ДАЖЕ В УСЛОВИЯХ
ПОМЕХ, КОТОРЫЕ ДАВАЛИ
ЗАСВЕТКИ ОТ СОЛНЦА, ДРУГИХ
ЗВЕЗД, ОТРАЖЕНИЯ ОТ ОБЛАКОВ
И ТАК ДАЛЕЕ. С САМОГО НАЧАЛА
«БУРЯ» ПОКОРНО СЛУШАЛАСЬ
СВОЕГО ЗВЕЗДНОГО ШТУРМАНА.