ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
причине делать его нужно было только из титана.
Этот металл вполне соответствовал своему назва-
нию, существуя подобно недоступному божеству, –
создавать из него сложные сварные конструкции
в те времена еще толком не умели.
– Впервые в мире титан использовался как матери-
ал для крыльев, для корпуса,– вспоминает Виктор
Викуленков.– А значит, и технология сварки тита-
на тоже была создана впервые в мире. Далее впер-
вые в мире был сделан канал всасывания. Там при-
менялась нержавеющая сталь толщиной меньше
миллиметра. Тонкую нержавейку, кстати, и сейчас
как следует варить не умеют, а мы эту проблему ре-
шили. У нас тогда решалось все, если задача постав-
лена.
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ
НА ПОЛИГОНЕ ВЛАДИМИРОВКА
Уже к лету 1957 года были, казалось, решены все
возникшие в процессе создания головоломки, из-
готовлено сразу 20 экземпляров системы, и в конце
июля на полигоне ВВС Владимировка в Астрахан-
ской области начались летно-конструкторские ис-
пытания первой в мире межконтинентальной кры-
латой ракеты (МКР) «Буря».
Стоя на стартовой позиции, вблизи она произво-
дила необыкновенное впечатление. Да, по всем
параметрам это была ракета. Но внешне, своим
хищно-стремительным крылатым силуэтом, она
напоминала фантастический то ли самолет, то ли
космический корабль: 20 метров и 40 тонн, спо-
собных преодолеть 8000 километров со скоростью,
втрое превышающей скорость звука, чтобы доста-
вить на территорию противника ядерный боезаряд
весом 2350 кг. При этом отклонение от заданной
цели не должно было превышать 10 км. На боевую
траекторию «Бурю» выводили два жидкостных ра-
кетных ускорителя, каждый весом почти в 30 тонн.
После вертикального старта со специального лафета
начинался разгонный участок траектории, на кото-
ром система сначала управлялась газовыми рулями
ускорителей, затем они сбрасывались, и управление
переключалось на воздушные рули. Когда на высо-
те примерно 17–18 км скорость достигала нужного
значения, прямоточный двигатель ракеты выходил
на режим полной тяги, и ускорители сбрасывались.
И вот 1 сентября 1957 года МКР «Буря» ушла в свой
первый полет, который продлился всего несколько
секунд – «изделие 350» рухнуло недалеко от старто-
вой позиции.
В том же году было произведено еще два пуска.
Оба неудачные. «Буря» упорно не желала даже взле-
тать. Проблемы были с рулями двигателей ускори-
телей из-за смещенного в сторону самолетной ча-
сти конструкции центра тяжести – подобная схема
тоже оказалась мировым ноу-хау.
После доработки рулей новые испытания были
назначены на 21 марта 1958 года. Казалось, все идет
по плану, но на 60‑й секунде ракета вновь перешла
в пикирование и врезалась в землю.
116
На фото: Михаил Иванович Леднев и Виктор Павлович Викуленков