Журнал «Воздушно-космическая сфера». №3 (92) сентябрь 2017 года - page 115

113
Воздушно-космическая сфера №3(92) сентябрь 2017
Глядя на фотографию «Бури» на стартовой пози-
ции, нельзя отделаться от ощущения: американ-
ский «Шаттл», один в один. Правда, всемирно из-
вестный американский корабль был явлен миру
почти на четверть века позднее.
В те годы на советских конструкторов лавиной ва-
лились задачи, решить которые по тем временам
казалось невозможным. И тем не менее они реша-
лись. Такого количества ноу-хау не знал, пожалуй,
ни один ракетный проект ХХ столетия.
ВПЕРВЫЕ В МИРЕ
Летные испытания «Бури» начались уже в 1957‑м,
всего через три года после получения правитель-
ственного задания на ее создание. Сегодня это ка-
жется чудом.
– Тогда работали по-другому,– рассказывает кон-
структорВикторПавловичВикуленков.– Былисроки,
было задание – старались уложиться в любом случае.
И укладывались! Была очень напряженная работа.
И честность на порядок выше. При этом параллель-
но разрабатывались несколько тем – у нас каждый год
новый проект выходил, мы не только «Бурю» делали.
Совместный конструкторский стаж наших собе-
седников Виктора Павловича Викуленкова и Ми-
хаила Ивановича Леднева – более 120 лет. В те годы
это были молодые выпускники МАИ, пришедшие
в КБ Лавочкина, когда работа над «Бурей» была уже
в разгаре, и сходу включившиеся в проект. Вре-
мени на раскачку молодым специалистам никто
не давал – задания они получали серьезные.
– Когда я пришел в КБ в 1956 году, мне поручи-
ли заниматься крыльями, – вспоминает Виктор
Павлович. – Согласно техническому заданию, ско-
рость нашей крылатой ракеты должна была состав-
лять порядка трех скоростей звука. Значит, крыло
должно иметь высокую стреловидность: расчеты
показывали, что она должна достигать 70 граду-
сов. Само крыло получалось в итоге треугольным.
С ним у меня связано очень многое. Когда я потом
поступал в аспирантуру МАИ, в качестве реферата
использовал свои расчеты – и меня приняли без
единого вопроса. Именно это крыло положило на-
чало моей диссертации, всей конструкторской био-
графии, карьере. Сегодня кажется: элементарная
схема – треугольник, крепления, три лонжерона…
Но на «Буре» такое крыло было применено впервые
в мире! Ничего подобного тогда даже в литературе
не было описано – ни в нашей, ни в мировой.
Скорость три Маха (то есть три скорости звука),
заложенная в техзадании, по тем временам была
действительно чем-то небывалым – летательные
аппараты тогда едва подобрались к звуковому барье-
ру. Чтобы обеспечить эту скорость, в КБ Лавочкина
решили поставить на ракету так называемый пря-
моточный реактивный двигатель. Являясь самым
простым и одновременно скоростным в классе воз-
душно-реактивных двигателей, он, тем не менее,
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ СХЕМА
«БУРИ», ПРЕДЛОЖЕННАЯ,
ПО МНОГИМ ДАННЫМ,
ЕЩЕ С. П. КОРОЛЁВЫМ,
ПРЕДВОСХИТИЛА АМЕРИКАНСКИЙ
«ШАТТЛ»: КРЫЛАТАЯ РАКЕТА-
САМОЛЕТ НА ДВУХ ЖИДКОСТНЫХ
РАКЕТНЫХ УСКОРИТЕЛЯХ. ДАЖЕ
СТАРТ СОВЕТСКОЙ РАКЕТЫ БЫЛ
ВЕРТИКАЛЬНЫМ, КАК У ПОЗДНЕГО
АМЕРИКАНСКОГО КОСМИЧЕСКОГО
ПРОЕКТА. ТЕОРЕТИЧЕСКИ «БУРЯ»
НЕ ПРЕТЕНДОВАЛА НА ШТУРМ
КОСМОСА – АВИАЦИОННЫЙ
ДВИГАТЕЛЬ МОГ РАБОТАТЬ ТОЛЬКО
В АТМОСФЕРЕ. НО – ТОЛЬКО
ТЕОРЕТИЧЕСКИ.
1...,105,106,107,108,109,110,111,112,113,114 116,117,118,119,120,121,122,123,124
Powered by FlippingBook