Александр ЛУЗАН,
доктор технических наук,
генерал-лейтенант
Наша страна официально вошла в состав госу-
дарств, занимающихся ВТС, с 50-х годов, когда при
Министерстве внутренней и внешней торговли было
создано Главное инженерное управление (ГИУ). В на-
стоящее время официальным государственным по-
средником, осуществляющим ВТС с зарубежными
странами, является открытое акционерное общество
«Рособоронэкспорт», которое функционирует в со-
ставе корпорации «Ростех».
Наибольший размах деятельность Рособоронэк-
спорта и предшествующих ему организаций получи-
ла в области экспортных поставок и продаж наших
ВВТ за рубеж. К 2000 году в дальнее и ближнее за-
рубежье только систем и средств ПВО было отгруже-
но около 18 тысяч образцов, не говоря уже о другом
вооружении и военной технике, которых также по-
ставлено десятки тысяч единиц.
Много это или мало? Действительно ли сегод-
няшний Рособоронэкспорт – один из лидеров на
международном рынке вооружений? Попытаемся
найти ответ на этот вопрос, сопоставив результаты
деятельности аналогичных организаций. К настоя-
щему времени достоверно доказано, что ЗРС семей-
ства С-300П и С-300В по своим боевым, техниче-
ским и эксплуатационным характеристикам суще-
ственно превосходят американский ЗРК «Пэтриот»
всех модификаций. Но ЗРС семейства С-300П и
С-300В экспортированы только в четыре страны, а
ЗРК «Пэтриот» – в 17.
Появилась информация о возможной закупке в
ближайшей перспективе Саудовской Аравией и Тур-
цией наших ЗРС С-400. Но ведь мало кто знает, что
эти решения возникли не спонтанно, презентации си-
стем ряда С-300 и перспектив их развития (С-400) и
в Саудовской Аравии, и в Турции проводились еще в
90-е. Понадобилось более 20 лет для подвижек в
этом вопросе, что наглядно характеризует нашу ак-
тивность на внешних рынках.
В настоящее время на вооружении иностранных
армий все еще находятся многие тысячи единиц ВВТ
из нашей страны. Однако из-за длительных сроков
эксплуатации, а также в связи с интенсивным разви-
тием и совершенствованием форм и способов воору-
женной борьбы, эти изделия уже не в полной мере
отвечают современным требованиям, что подтверж-
дается результатами локальных и региональных кон-
фликтов последних лет. Ранее поставленное иноза-
казчику зенитное вооружение устаревает не только
из-за физического износа и выработки ресурса, но и
из-за высоких темпов развития средств воздушно-
космического нападения, с которыми ВВТ ПВО ран-
них поколений эффективно бороться не могут.
РЕМОНТ
МАЛО ПРОДАТЬ ОРУЖИЕ,
НАДО ЭКСПОРТИРОВАТЬ
ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЕ
И МОДЕРНИЗАЦИЮ
Вопросы военно-технического сотрудничества
все чаще обсуждаются на встречах президента
с руководящим составом Минобороны,
рассматриваются на заседаниях Совета
безопасности РФ и ВПК, освещаются
в СМИ. Совещание, проведенное в ноябре
2017 года в Сочи, не стало исключением.
Кроме вопросов, связанных с выполнением
гособоронзаказа, на нем была затронута тема
совершенствования ВТС с зарубежными
странами.
04
Бюджет ведомства формируется исхо-
дя из задач, поставленных Верховным
главнокомандующим. Это не общие
слова. Кроме планового строительства и
развития Вооруженных Сил, президентом
каждый год определяются приоритеты,
под которые Генеральный штаб планирует
работу. А финансовая служба готовится к
обеспечению этих мероприятий. В по-
следние годы на это влиял еще и сек-
вестр.
БЮДЖЕТ РАЗВИТИЯ
Военный бюджет каждый год фор-
мируется в разных экономических и
военно-политических условиях. И когда
ставится задача сокращения расходов,
исходят из того, что главное – гаранти-
рованное обеспечение национальной
безопасности. Поэтому вопрос по МО
РФ в отличие от других ведомств рас-
сматривается в особом порядке, прово-
дится отдельное совещание у Верховно-
го главнокомандующего.
Так было в 2016 году, когда бюджеты
всех силовых ведомств секвестрировали
на 10 процентов, а Минобороны – на
пять. На то имелись причины: мы на-
ращивали группировку войск в Сирии,
ставились дополнительные задачи в Ар-
ктике.
В начале 2017-го ситуация оказалась
схожей. Бюджет силовиков поджали на 10
процентов, у Минобороны он по факту
уменьшился на шесть. Это не затронуло
расходы на социальные обязательства,
ГПВ, текущее содержание, поэтому фи-
нансовая служба МО РФ с этим легко
справилась, реализуя программу «Эффек-
тивная армия».
В конце 2017-го завершалась сирий-
ская операция. Соответственно расходы
планировались с учетом этого обстоятель-
ства. Поэтому на 2018 год принято реше-
ние не проводить секвестр бюджета МО
РФ. Он сохранится на уровне предыдуще-
го. Таким образом, второй год подряд
формируется сбалансированный, факти-
чески бездефицитный бюджет, обеспечи-
вающий строительство и развитие Воору-
женных Сил по всем направлениям.
Необходимо подчеркнуть: речь – о ба-
лансе на основе базовых расходов. Хотя
раньше, чего скрывать, ощущался дефи-
цит средств на ЖКХ, строительство.
Но в целом были заранее спланирова-
ны расходы на обустройство войск,
создание системы базирования. В
связи с этим удалось обеспечить по-
ставку техники на уже подготовлен-
ные площадки. Секвестр еще не гово-
рит о том, что военный бюджет обя-
зательно будет дефицитным. Главное
– грамотно его распределить.
Принцип корректности и обосно-
ванности главенствующий во всех
расчетах, в том числе при формиро-
вании стоимости продукции военно-
го назначения. Порой возникают дис-
куссии с Минфином. Но важнейшим
аргументом является тот, что МО РФ
формирует расходы на основе норма-
тивного принципа. Что это означает?
То, что вначале объемы финансиро-
вания определяются в натуральных
показателях, по нормативам потре-
бления, потом проводится стоимост-
ная оценка.
Нет резкого снижения расходов
на национальную оборону и в про-
центах от ВВП. В 2016 году было 4,1
процента, в 2017-м – 3,1 процента, в
2018-м – 2,8 процента. В чем разни-
ца? Она только в том, что мы уско-
ренными темпами закрыли кредит-
ную схему. Ведь финансирование
ГОЗ шло двумя путями: бюджетные
средства и заемные – под госгарантии го-
сударства. МО РФ платило довольно
серьезные проценты банкам по креди-
там, выданным предприятиям ОПК.
Приняли решение вернуть заемные
средства и тем самым сэкономить на
дальнейшей выплате процентов. Размер
погашенных нами кредитов составил 792
миллиарда рублей в 2016 году, и теперь
не придется выплачивать огромных про-
центов.
В 2017-м доля возвратных кредитных
средств составила 186 миллиардов ру-
блей. Таким образом, Министерству обо-
роны удалось не только вернуть в целом
за два года почти триллион рублей,
но и сэкономить только на про-
центах 130 миллиардов. Важно,
что эти средства разрешено напра-
вить на развитие Вооруженных
Сил. Таким образом, уровень рас-
ходов на национальную оборону в
2018 году не сократится. Доля в
2,8 процента ВВП позволяет нам
совершенствоваться, развиваться
и обеспечивает к тому же довольно-
таки серьезную экономию средств.
Важно отметить: расходы на наци-
ональную оборону и содержание
армии не являются равными.
В 2016–2017 годах сумма на осна-
щение была выше, чем на содержа-
ние, что традиционно. Бюджет
2018 года сохранил примерно
такую же пропорцию: 60 процен-
тов – на переоснащение ВС РФ но-
выми и современными ВВСТ,
40 процентов – на содержание воинского
контингента (денежное довольствие, со-
циальные выплаты, жилищное строи-
тельство и т. п.).
МОНИТОРИНГОМ ПО ЦЕНАМ
Не все понимают, что расходы на пе-
реоснащение армии и флота – это пря-
мые инвестиции в наш ОПК, которые
дают мультипликативный эффект. Си-
стема контроля и мониторинга ГОЗ, соз-
данная в соответствии с ФЗ № 159, по-
зволяет в режиме онлайн видеть все пла-
тежи и помогает предприятиям форми-
ровать обоснованную себестоимость
продукции. А Министерству обороны –
ежедневно следить за платежами в бан-
ках по всей цепочке кооперации. Теперь
нам хорошо видно, как работают бюд-
жетные средства в ГОЗ, на основе этого
дважды в год делается доклад президен-
ту. Раньше некоторые предприятия могли
подолгу держать авансы МО РФ на депо-
зитах, зарабатывая на них проценты.
Сейчас нет. Минобороны в таких случа-
ях сразу меняет авансовую политику,
принимает меры административного
воздействия.
Мы видим, как наша «оборонка» пла-
тит налоги в бюджеты субъектов РФ,
какая выплачивается зарплата. ОПК за
время действия системы мониторинга,
получив от нас деньги на производство
ВВСТ, произведя продукцию и имея
прибыль, заплатил в различные бюджеты
Российской Федерации 481 миллиард
рублей налогов.
Еще 444 миллиарда пошло на зарпла-
ту в «оборонке», 121 миллиард – в Пен-
сионный фонд, 259 миллиарда – в феде-
ральный бюджет. Соответствующие пе-
речисления были сделаны также в регио-
нальные бюджеты, в медстрах и т. п.
Таким образом, Минобороны опосредо-
вано приносит стране экономическую
выгоду, способствует выполнению соци-
альных программ, помогает предприяти-
ям развиваться. Это серьезнейший
контраргумент тем, кто говорит, что у
нас велики расходы на оборону. К слову,
в США они превышают наши в 13 раз.
Большая доля военных контрактов
приходится на радиоэлектронную, судо-
строительную, ракетную, авиационную
промышленность, на медицину и другие
отрасли. Таким образом, контракты по
ГОЗ напрямую влияют на экономику
страны. Сейчас, например, в промыш-
ленности на исполнение гособоронзака-
за работает около трех триллионов руб-
лей.
Есть, конечно, и проблемы. Скажем,
130 миллиардов – просроченная деби-
торская задолженность. Это плохой по-
казатель, с которым мы боремся. Увы,
некоторые предприятия, получив аванс,
не отгружают продукцию, которая спла-
нирована к поставке в войска. Для борь-
бы с таким явлением МО РФ с 2015
года стало резко снижать авансирование
контрактов тем предприятиям, у кото-
рых хромает финансовая дисциплина
или достаточно своих средств на счетах
для выполнения ГОЗ. После этого по-
ставки вооружения и военной техники
резко возросли.
Ушло Минобороны и от обязаловки в
сроках сдачи продукции, которые были
одинаковы почти для всех. В частности,
предприятия обязывались сдавать про-
дукцию по ГОЗ к 25 ноября каждого года.
При этом возникала абсурдная ситуация.
У
всех
разные
производственно-
технологические циклы, непохожие друг
на друга образцы ВВСТ: самолеты, подво-
дные лодки, танки. Зачем всех грести под
одну гребенку?
Более того, МО РФ стояло перед ди-
леммой: либо сдать в бюджет выделен-
ные под это деньги и лишиться их за пло-
хое кассовое исполнение, либо оформить
соглашение с промышленностью и все
же профинансировать ее дополнительно.
Шли обычно по второму варианту. Но
получалось нелогично – тот, кто сорвал
ГОЗ, поощрялся деньгами. Это развра-
щало директоров предприятий, которые
понимали, что все равно военные не пой-
дут на возврат средств в бюджет. А МО
РФ как бы невольно стимулировало тем
самым срыв ГОЗ.
К 1 декабря скапливалось около 250–
300 миллиардов рублей таких денег, и
когда мы доложили эти цифры Верхов-
ному главнокомандующему, он согласил-
ся с нашим предложением – не переаван-
сировать промышленность при срывах
ГОЗ, а перечислять оставшиеся средства
в госбюджет. Однако с условием их воз-
врата, чтобы рассчитаться с предприяти-
ями позже, по факту сданной продукции.
В октябре 2017 года принято соответ-
ствующее постановление правительства,
которое пресекает рост дебиторской за-
долженности, за что Минобороны рань-
ше порой критиковали Счетная палата
РФ и Минфин. Теперь не освоенные про-
мышленностью миллиарды не будут вы-
растать в просроченную дебиторку.
2018-й станет первым годом, когда зара-
ботает новая система расчетов с пред-
приятиями ОПК. И пусть кассовое ис-
полнение будет чуть ниже, около 95 про-
центов, такое решение более эффективно
в части стратегического бюджетного пла-
нирования.
ДОВОЛЬСТВИЕ НА ТРИ ГОДА ВПЕРЕД
Система мониторинга будет разви-
ваться и дальше. Например, в части вве-
дения на предприятиях раздельного ана-
литического учета по корректному фор-
мированию стоимости продукции. Что
это означает?
Цель – «окрасить» на мониторе Мин-
обороны используемые ресурсы при изго-
товлении ПВН. Ведь на счетах предприя-
тия могут быть средства как МО РФ, так
и свои или кредитные. Минобороны
важно понять, почему порой в
два-три раза увеличивается стои-
мость продукции, каковы обосно-
вания. При этом министерство не
намерено брать на себя функции
надзирающего органа, чем должна
заниматься
антимонопольная
служба.
Для нас как госзаказчика
очень важно понять, насколько
корректна изначальная цена про-
дукции. Постановление «О пра-
вилах ведения организациями,
выполняющими государственный
заказ, раздельного учета» вышло
еще 19 января 1998 года, но, к со-
жалению, до сих жестко не вы-
полнялось. Такая неопределен-
ность позволяла списывать на
производство ПВН коммерче-
ские расходы, различные убытки,
расходы на социалку.
Но прежде чем поставить вопрос таким
образом, Минобороны провело исследова-
ния и обкатало пилотные предложения на
четырех предприятиях Тульской области,
доработало программный продукт. Экспе-
римент четко показал: там, где к формиро-
ванию цены подходят обоснованно, она не
скачет. Но на одном заводе выяснилось,
что завышение ничем не мотивировано.
После введения новой системы корректно-
го учета стоимости ВВСТ такие фокусы у
предприятий ОПК не пройдут.
Очень важная часть деятельности фи-
нансовых служб – повышение денежного
довольствия военнослужащих, пенсий
офицерам и прапорщикам в запасе, в от-
ставке. Достаточно сказать, что оно не
увеличивалось с 2012 года. Соответ-
ственно не росли и военные пенсии.
Замороженным оказалось и действие
закона «О пенсионном обеспечении
военнослужащих», который предусма-
тривал ежегодное повышение их на два
процента и на уровень инфляции.
Теперь наконец дело сдвинулось с
мертвой точки. Принято решение о
ежегодном увеличении денежного до-
вольствия и военных пенсий на четы-
ре процента. Оно будет действовать
три года – с 2018 по 2020-й. Как даль-
ше, время покажет, но на предстоя-
щие три года средства выделены.
2017-й оказался для Министер-
ства обороны одним из самых знако-
вых и показательных. Сделаны важ-
ные шаги в победе над террористиче-
скими формированиями ИГ в Сирии,
в развитии новых форм и методов
вооруженной борьбы, в оснащении
армии и флота современными вида-
ми ВВСТ. Огромный вклад в это
внесли финансовые службы Мини-
стерства обороны. Образно говоря,
каждый удар по террористам был
подкреплен еще и твердым россий-
ским рублем.
Подготовил Олег ФАЛИЧЕВ
№ 1 (714) 10–16 января 2018 года
АРМИЯ
ТЕМА
ЦЕНА ВОПРОСА
РУБЛЕМ ПО ТЕРРОРИСТАМ
Когда мы доложили
цифры Верховному
главнокомандующему,
он согласился с нашим
предложением перечислять
оставшиеся средства
в госбюджет, но с условием
возврата
Пресс-служба Минобороны
Операция российских ВКС в Сирии, строительство военных объектов
в Арктике, освоение новых ВВСТ, секвестр оборонного бюджета,
западные санкции – все это требовало глубокого экономического
анализа, мониторинга, планирования и прогнозирования. При этом
никто не снимал с повестки дня задачи жилищного обеспечения
военнослужащих, денежного довольствия, выплаты пенсий
офицерам запаса и в отставке. Как были решены эти вопросы, какие
изменения и подвижки ждут армию и флот в 2018 году, «Военно-
промышленному курьеру» рассказала заместитель министра обороны
Российской Федерации Татьяна ШЕВЦОВА.
121
60
30
11
259
Пенсионный фонд
Федеральный бюджет
Региональный и местные бюджеты
Фонд обязательного медицинского страхования
Фонд социального стр хо ания
481
Пенсионный фонд
Региональный
и местные бюджеты
Фонд обязательного
медицинского страхования
Фонд социального
страхования
Федеральный
бюджет
121 (25,2%)
121
60
30
11
60 (12,5%)
30 (6,2%)
11 (2,3%)
259 (53,8%)
259
481
млрд
руб.
Отчисления предприятий ОПК в федеральный и региональные бюджеты
составили 481 млрд руб.
В ПАКИСТАНЕ ЕСТЬ «ХАРБА»,
ПОТОМУ ЧТО ЖИЗНЬ БОРЬБА
Военное ведомство Пакистана объявило об успешном испыта-
нии собственной противокорабельной ракеты, входящей в семей-
ство КР Babur. Согласно заявлению, опубликованному пресс-
службой ВМФ страны, ПКР «Харба» запущена с нового быстроход-
ного корабля «Химмат», введенного в эксплуатацию в июле 2017
года. Ракета точно попала в цель. Как заявил командующий ВМФ
Зафар Аббаси с борта фрегата класса «Перри Аламгира», необхо-
димо извлечь выгоду из местных оборонных возможностей и
уменьшить зависимость от зарубежных стран. На вопрос, станет ли
«Харба» стандартной противокорабельной ракетой ВМФ Пакиста-
на, аналитик и бывший военный атташе Австралии в Исламабаде
Б. Клоули ответил: именно так. Эксперт, впрочем, не считает, что
это «заставит индийцев бодрствовать ночью». Новая ПКР может
применяться как по корабельным, так и по наземным целям. Даль-
ность ее стрельбы – до 700 километров. По мнению аналитика ав-
стралийского Института стратегической политики М. Дэвиса,
«Харба» стала шагом вперед для пакистанского флота.
НОВЫЙ «КУГУАР» ГОТОВЯТ К ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ
Вооруженные силы Словении представили прототип модер-
низированной MRAP «Кугуар» 6х6. В автомобиле установлены
различные крепления оружия и стойки для боеприпасов, отража-
тели, поворотные огни и антенны. Кроме того, новый противо-
минный вездеход приспособлен для перевозки химических де-
текторов. Два автомобиля словенцы модернизируют в 2018 году,
после того как прототип протестируют саперы взвода по обезвре-
живанию боеприпасов.
По материалам janes.com
ИНОПРЕССА
«КУГУАР» МОДЕРНИЗИРУЮТ