Газета «Военно-промышленный курьер». №1 (714) 10-16 января 2017 года - page 8

ОТКЛИКИ
№ 1 (714) 10–16 января 2018 года
Наиболее впечатляющие результаты получены в 1957–
1961 годах Б. В. Войцеховским и В. Л. Истоминым в Но-
восибирском институте гидродинамики. В силу секретно-
сти проводимых работ статья этих авторов была опубли-
кована в открытой печати только в 2000-м, когда одного
из них уже не было в живых. Первая диссертация по дина-
мической защите была успешно защищена в начале 60-х
сотрудником ВНИИ Стали А. И. Платовым, которого
также уже нет среди нас. Он принимал самое активное
участие в указанных выше исследованиях. Несмотря на 50
с лишним лет, прошедших с того времени, диссертации
Александра Ивановича до сих пор нет в открытом досту-
пе. В ней достаточно полно исследованы основные пара-
метры устройств, реализующих плоскопараллельную
схему элементов динамической защиты (ЭДЗ).
В 1978 году во ВНИИ Стали создан конструкторско-
исследовательский отдел 32 (динамической защиты).
Основной задачей, поставленной перед его сотрудниками,
было не просто изучение общих вопросов взаимодействия
кумулятивной струи с устройством
динамической защиты, а исследо-
вание двух основных вариантов
ЭДЗ (плоскопараллельного и объ-
емного) с выбором оптимальных
конструктивных параметров как
самих ЭДЗ, так и схем его разме-
щения на бронеобъекте. Поэтому,
когда летом 1982 года в СССР был
доставлен
израильский
танк
М48А3 с комплексом взрывной
реактивной брони ERA Blazer, за-
хваченный сирийцами во время
ночного боя в районе Султан-
Яакуба, для сотрудников ВНИИ
Стали это не стало откровением.
В связи с этим на научно-техническом совещании,
проведенном во ВНИИ Стали по результатам изучения
М48А3 с комплексом ERA Blazer, было принято решение
не копировать израильский аналог, а завершить ранее на-
чатые работы по оптимизации устройства навесной дина-
мической защиты на базе единого унифицированного
ЭДЗ, которому позже был присвоен индекс 4С20.
Основными преимуществами ЭДЗ 4С20 советского
НКДЗ «Контакт» перед ЭДЗ, примененными израильтя-
нами в комплексе ERA Blazer, были:
– унифицикация. Единый ЭДЗ 4С20 устанавливался
на всех защищаемых бронедеталях основных танков. На
израильских танках М48 и М60, оснащенных ERA Blazer,
было более десяти ЭДЗ разных типоразмеров;
– меньшая (на 25–27%) удельная (на единицу защи-
щаемой площади) масса;
– существенно меньшая площадь ослабленных зон.
Как минимум восемь процентов конструкции каждого
ЭДЗ ERA Blazer не содержали ВВ. В «Контакте» таких
зон было не более процента;
– возможность различных комбинаций установки ЭДЗ
на защищаемом бронеобъекте. Конструктивные размеры
позволяли проектировать НКДЗ «Контакт» применитель-
но к каждому бронеузлу танка так, чтобы обеспечить мак-
симальную зону перекрытия защищаемой проекции;
– способность управления передачей детонации от ВВ
одного ЭДЗ к ВВ другого. Технические решения, заложен-
ные в конструкцию 4С20 НКДЗ и последующих ЭДЗ
4С22 встроенного комплекса динамической защиты
(ВДЗ), позволяют в зависимости от требований либо лока-
лизовывать процесс детонации ВВ в пределах одного ЭДЗ,
либо передавать ее от одного ЭДЗ к другому, обеспечивая
тем самым последовательную реакцию нескольких ЭДЗ;
– большая безопасность в обращении с ЭДЗ. Автору
этих строк довелось наблюдать на дне бортовых инструмен-
тальных ящиков, установленных на корпусе трофейного
М48А3, лужицы из эластичного ВВ, вытекшего из корпуса
ЭДЗ комплекса ERA Blazer под действием высоких темпе-
ратур в зоне боев Султан-Яакуба. О том, что в ЭДЗ 4С20,
4С22 такое просто невозможно, не стоит и говорить.
Все перечисленные выше конструктивные различия
позволили разработчикам советской динамической за-
щиты в 1995 году получить два патента, переоформлен-
ных из ранее секретных авторских свидетельств.
Автор посчитал своим долгом
изложить технические подробности
с тем, чтобы защитить достоинство
разработчиков советской динамиче-
ской защиты. Концепция создания
советской ДЗ начала разрабаты-
ваться за 30–35 лет до первой ли-
ванской войны, в которой ЦАХАЛ
применил танки с ERA Blazer.
Хотелось бы также сообщить
читателям «ВПК», что в середине
90-х во время визита во ВНИИ
Стали создатель немецкой дина-
мической защиты, выдающийся
ученый-баллистик М. Хельд,
ознакомившись с «совершенно се-
кретными» отчетами по НИР, проведенным в СССР в
40–60-е годы, признал советский приоритет в разработке
взрывной реактивной брони.
Автор письма опирался только на общеизвестную и
опубликованную в открытых источниках информацию.
Было бы разумным и справедливым снять гриф секретно-
сти с работ тридцатилетней и более давности, чтобы страна
наконец-то узнала о творцах оборонного потенциала.
Сергей КОРОЛЕВ, кандидат технических наук
НА СТАТЬЮ «СТАЛЬ НА РАНЫ» (№ 39, 2016)
Довелось воочию наблюдать
лужицы из эластичного
ВВ, вытекшего из корпуса
ЭДЗ комплекса ERA Blazer
под действием высоких
июньских температур в зоне
боев в районе Султан-Яакуба
СЕКРЕТНЫЕ
«КОНТАКТЫ»
ПРИОРИТЕТ СОВЕТСКИХ УЧЕНЫХ В РАЗРАБОТКЕ
ВЗРЫВНОЙ РЕАКТИВНОЙ БРОНИ ОБЩЕПРИЗНАН
Если «Карфаген должен быть разрушен», возни-
кает вопрос: как и каким образом? Книга Бжезинско-
го «Мировая шахматная доска» дает ответ на вопрос:
отторгнуть Украину от России, увести незалежную
на Запад и уже там организовать ее распад с присое-
динением некоторых «территориальных фрагмен-
тов» к государствам, из которых они железной рукой
Сталина были изъяты. Такими странами, уже свыше
четверти века ждущими возврата своих былых тер-
риторий, являются Польша, Румыния и Венгрия.
Так что первые три «доли» отторжения от Украины
давно определены, бандерлоги ждут своего часа.
Перед нами вполне законный вариант превраще-
ния Украины в «лоскутное одеяло» и втягивания ее
осколков в натовскую организацию частями.
Второй этап дезинтеграции Украины, замешан-
ный на фрустрации и зависти ее населения к ушед-
шим, пойдет куда быстрее и при кратно большем
количестве областей – участниц бегства. Что оста-
нется в результате? Возможно, только Киев и окрест-
ности.
Тщательно продуманная операция дала сбой уже
на втором витке реализации: от «майданной револю-
ции» в Киеве, оказавшейся в силу вполне просчиты-
ваемого и поэтому неизбежного предательства Яну-
ковича, весьма успешной, – к фазе «революционно-
го» террора и запугивания населения. Причиной
сбоя стал Крым.
Тут необходимы уточне-
ния. Как это ни парадоксаль-
но, но являясь правопреем-
ницей СССР, Россия была и
остается единственным га-
рантом территориальной це-
лостностиУкраины. Границы
бывшей УССР, ставшие с
развалом СССР украински-
ми, юридически незыблемы
именно в силу такого поло-
жения вещей. И все в мире
это понимают.
Для устранения данного, казалось бы, непреодо-
лимого препятствия и нужна была пресловутая рево-
люция гiдности. Поскольку только через конфликт,
вплоть до военного, между братскими странами с
полным разрывом всех отношений Запад может пе-
ресмотреть и обнулить обязательство РФ как право-
преемницы СССР в вопросе территориальной це-
лостности Украины.
Поэтому после захвата власти для дальнейшего
обострения «революционной» ситуации единовре-
менно и широким фронтом внедряются и реали-
зуются такие оперативные мероприятия, как то-
тальная декоммунизация, люстрация верхушки
госаппарата прежней власти, преследование и ис-
коренение русского языка и культуры. Но все это
лишь подготовка к осуществлению главного этапа
«революции». На следующем витке проводится
«ампутация по живому», иначе говоря, полный
разрыв и обнуление всех промышленно-
экономических, военно-политических, торговых,
транспортных, культурных и даже родственных
связей населения Украины с гарантом ее террито-
риальной целостности.
Критической точкой, вызвавшей обнуление за-
падных планов, стал Крым. Здесь предполагались и
просчитывались два варианта развития событий.
Первый – население полуострова, ропща и даже со-
противляясь, тем не менее будет вынуждено сми-
риться с «революцией». Второй – на той же почве в
Крыму происходит вмешательство ВС РФ. Оно
переходит в прямые боестолкновения между укра-
инской армией и дислоцированными здесь россий-
скими частями. Понятно, что это должно привести
к многочисленным жертвам с обеих сторон. А далее
– как акту военной агрессии России всему произо-
шедшему придается широчайшая международная
огласка. Последствия понятны.
Только план не предусматривал третьего вари-
анта – возврата Крыма в Россию без единого вы-
стрела и человеческих жертв. Но именно он и был
реализован.
Крымские события в своих последствиях, вплоть
до вхождения АРК в Россию, оказались «тормозной
колодкой», остановившей и обесценившей всю опе-
рацию и вынудившей искать иные пути. Теперь дви-
жение могло быть продолжено только через тоталь-
ное запугивание населения Украины и кровь. И
такой, сначала малой кровью, обернулись события в
Харькове и в Доме профсоюзов Одессы, а с началом
АТО дело дошло и до большой крови – полномас-
штабной гражданской войны.
Казалось бы, цель достигнута: окончательный и
бесповоротный отрыв состоялся. Но план фрагмен-
тации страны сорван: события в Крыму и в Донбас-
се исключили любые по-
пытки «аншлюса» западных
территорий Украины Поль-
шей, Румынией, Венгрией.
В результате переход к осу-
ществлению генерального
этапа стал невозможен.
Целостность Украины
на условиях России на деле
означает невозможность и
недостижимость главной
цели – раздробления стра-
ны на дюжину мелких обра-
зований. А это обесценива-
ет, лишает смысла и перспективы все промежуточ-
ные шаги и действия. Последовавший из Киева,
Берлина, Парижа и дошедший до Вашингтона по-
росячий визг стал прямым следствием западного
дипломатического фиаско.
Зададимся вопросом: существовала ли истори-
чески на данной территории какая-то другая форма
государственности? Да и называлась она Киевской
Русью. Более того, сами нынешние руководители в
своей борьбе с москалями спьяну или по глупости
громогласно заявляют, что они и есть Россия.
Тут они действительно правы. Но отсюда про-
стой вывод: новую украинскую государствен-
ность в ее законных (согласно Ялте и Уставу
ООН) границах надо называть либо УССР, либо
Киевской Русью. Причем оба названия историче-
ски корректны.
В отличие от нас нынешняя Украина сохранила
в системе государства областные советы, являющи-
еся законодательной властью на своих территориях.
Социальными и отчасти социалистическими госу-
дарствами являются многие страны самой Европы,
особенно скандинавские. Так что ничего не мешает
Украине снова стать УССР.
Карен ГЕВОРКЯН, кинорежиссер
НА СТАТЬЮ «НИЗЛОЖЕНИЕ КИЕВА» (№ 29, 2017)
Последовавший из Киева,
Берлина, Парижа
и дошедший до Вашингтона
поросячий визг стал прямым
следствием западного
дипломатического фиаско
ПОСЛЕ МИНСКА-2 У СТРАНЫ
ТОЛЬКО ОДИН ПУТЬ
ВСЕ НОМЕРА «ВПК» – НА САЙТЕ VPK-NEWS.RU
Крах СССР создал на Западе стойкое
мнение о том, будто и Россия
предрасположена к суициду. Два
предыдущих распада – в феврале
и октябре 1917-го вкупе с третьим –
в августе 1991-го лишь укрепили
эту уверенность. А если существует
историческая обоснованность
в троекратном обрушении российской
государственности, то почему бы
не вызвать ее снова?
Возьмем, к примеру, СВП – у них эффек-
тивность, выражаемая отношением произве-
дения массы аппарата на его скорость к сум-
марной мощности двигателей до достижения
скоростей 60–100 узлов, примерно одинако-
ва. СВП «Сормович»: вес – 28 тонн, энерго-
вооруженность – 0,107. СВПSRN4: 185 тонн,
0,092. СВП «Зубр»: 555 тонн, 0,09 (при этом
энерговооруженность на создание воздушной
подушки – 0,036, запомним эту цифру). СВП
«Бора»: 1050 тонн, 0,0596. Энерговооружен-
ность везде рассчитана в лошадиных силах на
тонну веса. «Бора», конечно, не совсем СВП,
это скорее скеговое (с боковыми стенками-
корпусами) судно с использованием воздуш-
ной подушки. Примерно такой «ляйнер»,
только без нее, построили когда-то японцы –
«Хисе». Кстати, наши главные «партнеры» еще
50 лет назад просчитали для экраноплана
весом тысяча тонн мощность двигательно-
движительной установки (ДДУ) 63 500 лоша-
диных сил. У «Боры» она 62,5 тысячи. Вставь
вместо верхней палубы с надстройками крыло,
и «Бора» полетит.
Примерно такой принцип стартового
устройства предлагается для ЭНБС. Но с не-
которыми отличиями. Фактически плоский
водоизмещающий корпус – гидролыжа со
вставленными в транец водометными движи-
телями, позволяющими разгонять ЭНБС до
скорости 30–35 узлов. Это в начале так назы-
ваемого горба сопротивления при старте. По-
требная энерговооруженность на водоизме-
щающем этапе – в пределах 0,005–0,01, то
есть в нашем случае 80 мегаватт на 16 тысяч
тонн. Далее – да здравствует новейшее чудо
американской техники, F-35 в варианте верти-
кально взлетающего аппарата с вентилятором-
компрессором диаметром около двух метров
с подачей 190 килограммов сжатого воздуха в
секунду под днище. Американцы (наверное,
впервые в истории) разработали то, что нам
нужно гораздо больше, чем им самим: регули-
руемый отбор мощности от турбореактивно-
го двигателя на воздушный компрессор, кото-
рый способен встроиться в крыло ЭНБС. Те-
перь посчитаем, хотя бы на уровне ученика
3-го класса общеобразовательной школы, как
вывести наш пока не взлетевший в воздух ко-
рабль на режим глиссирования и далее воз-
душной подушки в скеговом варианте. По
самой примитивной формуле для плоской
доски, без уточнения ее длины и ширины,
площади смоченной поверхности, считаем
скорость в зависимости от водоизмещения по
формуле V=34 корня в шестой степени из во-
доизмещения D. Получается 117 километров
в час, примерно 60 узлов. При этом потреб-
ляемая мощность для выхода на глиссирова-
ние из расчета 34 килограмма веса судна на
1 киловатт будет 470 мегаватт (справочник
Д. А. Курбатова «15 проектов судов», стр. 38).
Для старта и разгона ЭНБС взлетным
весом 16 000 тонн до момента отрыва от по-
верхности необходимая мощность силовой
установки 400–450мегаватт.Пороговая цифра
– 500 мегаватт. Согласно диаграмме Кармана-
Габриэлли энерговооруженность экраноплана
при 400–450 километров в час должна быть
порядка 50 киловатт на 1 тонну, то есть по-
требная мощность – 800 мегаватт. Но мы
берем скорость 600 километров в час – пре-
дельно оптимальную для движителей – воз-
душных винтов, и энерговооруженность будет
выше. С другой стороны, применение отбора
значительной части мощности маршевых
ДДУ для старта с использованием воздушной
подушки позволяет сгладить «горб сопротив-
ления». По моему мнению, оптимальная ДДУ
ЭНБС весом 16 000 тонн должна проектиро-
ваться в расчете на 650–850 мегаватт. С точки
зрения расхода топлива самые экономичные
на сегодня – ТВВД (турбо-винто-
вентиляторные двигатели), такие как Д-27
«Мотор Сича», устанавливаемые на Ан-70, и
наши НК-93, если последние довести до ума.
Перейдем к расчету потребного количе-
ства двигателей, необходимых для ЭНБС
взлетным весом 16 000 тонн при общей мощ-
ности силовой установки 850 мегаватт. В
предлагаемом нами варианте 8 тандемных
двухдвигательных блоков капотированных
ТВВД индивидуальной мощностью по 55–60
мегаватт, которые пока не созданы и даже
вроде бы не проектируются. Имеется, если не
принимать во внимание зарубежные аналоги,
два типа рабочих ТВВД: НК-93 тягой 18 000
килограммов на старте и Д-27 в 14 000 лоша-
диных сил. Можно ли создать ТВВД большей
мощности? Или необходимо использовать
давно имеющиеся ТРД типа американского
GE90-110 B1 тягой 57 тонн? Конечно же, нам
надо попытаться довести до ума НК-93 и на
его базе создать более мощный двигатель.
Если экстраполировать характеристики Д-27
на, можно сказать, однотипный НК-93 по ве-
совым показателям, последний способен вы-
давать примерно 23 мегаватта. Уже даже в
этом случае количество двигателей будет не
300, а 36, что вполне размещается на крыльях
ЭНБС.
Владимир ЯЦКОВ,
инженер-кораблестроитель
НА СТАТЬИ «ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН» (№ 47, 2016) И «ПЯТНАДЦАТЬ МЕГАВАТТ НА СУНДУК МЕРТВЕЦА» (VPK-NEWS.RU, 7 ДЕКАБРЯ 2017)
История создания динамической защиты
в отечественном понимании или взрывной
реактивной брони (explosive reactive armour
– ERA) по зарубежной, англоязычной
классификации началась в СССР около 70 лет
назад, в конце 40-х – начале 50-х в недрах
сверхзасекреченной советской «оборонки»
в форме разрозненных экспериментальных
попыток при помощи энергии контрвзрыва
противодействовать кумулятивным
боеприпасам.
КРИВАЯ КАРМАНА-ГАБРИЭЛЛИ МОЖЕТ ЗАВЕСТИ В ТУПИК
Существует определенная зависимость между энерговооруженностью
любого вида транспортного средства и его скоростью, ограниченная
так называемой предельной кривой Кармана-Габриэлли. Поле экранопланов
в ней от 14 до 60 киловатт мощности на тонну веса при скорости
от 150 до 500 километров в час. И чем больше водоизмещение или масса
любого вида транспорта, тем зависимость оптимальнее.
ПОДУШКА
ДЛЯ СКЕПТИКОВ
topwar.ru
Newslocator.info
ДА ЗДРАВСТВУЕТ
УССР!
ПОЧТИ ВЕК НАЗАД В ГЕРМАНИИ ПОСТРОИЛИ ГИДРОСАМОЛЕТ «ДОРНЬЕ ДО X»
С 12 АВИАДВИГАТЕЛЯМИ, КОТОРЫЙ ИМЕЛ ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ ВСЕГО 0,128
google.com
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook