02
№ 12 (676) 29 марта–4 апреля 2017 года
ГЕОПОЛИТИКА
ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Константин СТРИГУНОВ
Предпосылки к радикальной смене курса по отношению
к ИРИ были еще до инаугурации 45-го президента США.
Достаточно вспомнить заявления Госдепартамента о воз-
можности отмены соглашения по иранской ядерной про-
грамме (ИЯП) почти сразу после состоявшихся 8 ноября
выборов. На то были весомые причины. Сделанная не-
сколько лет назад ставка глобалистской элиты, стоявшей
за Бараком Обамой, на ИРИ в качестве регионального
жандарма предполагала решение нескольких взаимосвя-
занных задач. Первая – осложнение жизни внутренним
конкурентам, видевшим главную фигуру в Королевстве
Саудовская Аравия (КСА), через которое и действовали в
регионе Ближнего Востока. Вторая – отсечение путей экс-
пансии «Исламского государства» (ИГ, запрещено в Рос-
сии) в сирийско-иракском регионе с его последующим
возможным вытеснением в сторону КСА. Тогда Эр-Рияд
столкнулся бы с новым весьма непростым и мотивирован-
ным противником, что в существенной степени приблизи-
ло бы коллапс ваххабитской монархии. Наконец, третья
задача, менее очевидная и более глобальная, – втягивание
Ирана в перманентный конфликт для предотвращения
распространения экономического пояса Шелкового пути
Китая, одна из ветвей которого должна пройти по террито-
рии ИРИ. Отчасти данная стратегия оказалась оправдан-
ной, если судить по степени вовлеченности Тегерана в со-
бытия в Сирии, Ираке и Йемене.
С другой стороны, нельзя не отметить и обратную сто-
рону такого подхода. С каждым новым успехом проиран-
ских сил влияние Тегерана расширяется и для его против-
ников все четче проявляется угроза образования так назы-
ваемого шиитского пояса – от Ливана до Ирана. Несо-
мненно, создание такого союза, пусть даже без формального
названия, но существующего де-факто, является для КСА и
Израиля вызовом наивысшего порядка. Недаром еще на
предвыборных дебатах с Хиллари Клинтон Дональд Трамп
заявил: если поддерживаемая американцами коалиция
возьмет Мосул, то выгоду от этого получит Иран. Разуме-
ется, администрация Обамы, согласовывая с Багдадом де-
тали начавшейся за несколько дней до дебатов операции по
освобождению Мосула, прекрасно понимала, что Тегеран
усилит свои позиции. Наделение широкими полномочия-
ми сил народной мобилизации «Аль-Хашд аш-Шааби»
вместе с шиитскими радикалами-садристами и внедрение
их в структуры вооруженных сил Ирака уже максимизиро-
вали влияние Ирана, который через свои подразделения
КСИР и «Кодс» под руководством генерал-майора Касема
Сулеймани направил в данные формирования сотни совет-
ников. Кстати, ополчением фактически командует Абу
Махди аль-Мухандис, воевавший на стороне персидского
государства еще во времена ирано-иракского конфликта.
С учетом сказанного переориентация новой админи-
страции Белого дома с договоренностей с ИРИ на проти-
востояние дает основание полагать, что данное в конце
января главе Пентагона Джеймсу Мэттису поручение раз-
работать в 30-дневный срок план по борьбе с ИГ во мно-
гом исходит из установки на недопущение распростране-
ния влияния Ирана. Предполагается собрать коалицию, в
которую будут включены КСА, АРЕ, ОАЭ и Иордания.
Тем самым образуется арабский аналог НАТО с явно ан-
тииранской нацеленностью («Теневая сторона американ-
ской медали», «ВПК», № 7, 2017). Логично предполо-
жить, что и коалиция для наступления на столицу ИГ –
Ракку преследует в долгосрочном отношении отнюдь не
борьбу с такфиристами, а захват руками ближневосточ-
ных союзников при ограниченном участии ВС США
ключевого с геостратегической точки зрения населенного
пункта. Контроль над ним позволит создать трещину в
потенциальном шиитском поясе, сторонников чего на
Ближнем Востоке предостаточно.
КТО ПРОТИВ РОУХАНИ?
Еще одно важное обстоятельство – выборы 19 мая пре-
зидента Ирана. Аналитики, специализирующиеся на внутри-
политической ситуации в стране, в большинстве своем счи-
тают, что у действующего президента Хасана Роухани не
будет проблем на выборах. Во-первых, рахбар Али Хаменеи
выдвинул «ради блага страны» ультиматум неоконсервато-
ру Махмуду Ахмадинежаду, дав бывшему президенту по-
нять, что ему необходимо отказаться от участия в выборах.
Во-вторых, у коалиции консерваторов отсутствует единый
харизматичный кандидат. В-третьих, существующие про-
БУДЕТ
ТУЖЕ
ТРАМП ВЗЯЛСЯ
ЗА ШИИТСКИЙ ПОЯС
Обострение отношений между
Вашингтоном и Тегераном формально
началось с отправки Дональдом
Трампом предупреждения иранскому
руководству после того, как 29 января
исламская республика провела испытания
баллистической ракеты. Свои угрозы
Белый дом подкрепил новыми санкциями
против ста физлиц и предприятий. Тегеран
в ответ заявил, что не прекратит ракетную
программу.
businessinsider.com
Евгений САТАНОВСКИЙ,
президент Института
Ближнего Востока
Система требует реформ, но прово-
дить их некому даже при поддержке ЕС и
аравийских монархий. Бюрократия тор-
мозит любые начинания модернизации
экономики, хотя нефтегазовая составляю-
щая позволяет удерживать ее на плаву.
Соперничая с Марокко, Алжир следит за
ситуацией в Сахеле, Тунисе и Ливии, опа-
саясь укрепления там враждебных ему
элементов, как исламистов, так и бывших
военнослужащих армии Каддафи. Поли-
тика в отношении мигрантов, бегуших в
Европу из Африки через Алжир, вызывает
беспокойство ЕС. Рассмотрим ситуацию,
опираясь на материалы экспертов ИБВ
А. А. Быстрова и С. С. Балмасова.
РОБКАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ
По оценке экспертов из США, Алжир
в среднесрочной перспективе сможет со-
хранить стабильность, несмотря на со-
стояние здоровья президента Бутефлики,
падение доходов от нефтегазового экспор-
та и необходимость проведения непопу-
лярных реформ по урезанию государ-
ственных субсидий. Одно из главных на-
правлений деятельности правительства –
привлечение иностранных инвесторов в
сферу нефти и газа, что требует внесения
поправок в местное законодательство. К
такому сценарию, считают американцы,
Алжир будут подталкивать возвращение
Марокко в ряды Африканского союза и
его активная деятельность по восстанов-
лению влияния на континенте. При этом,
несмотря на опасения руководителей ис-
полнительной власти, не обойтись без
проведения болезненных реформ. Вопрос
только во времени их начала.
На повестке дня – диверсификация
экономики. Углеводороды составляют 94
процента от объема национального экс-
порта, что дает бюджету порядка 60 про-
центов поступлений. Страна полностью
зависит от импорта. Волатильность цен
на нефть и газ существенно влияет на
бюджетный дефицит. После падения цен
на углеводороды в 2015 году попытка со-
хранить приемлемый уровень импорта
стоила АНДР дефицита бюджета 16,4
процента. Несмотря на кризис, ВВП Ал-
жира на душу населения выше, чем Ма-
рокко, которое добилось более существен-
ных результатов в диверсификации эконо-
мики. Но в Алжире сложилась критиче-
ская ситуация с расслоением населения на
очень бедных и очень богатых.
Катастрофически тают валютные ре-
зервы. Они составляют 112 миллиардов
долларов, тогда как в 2014 году было 177
миллиардов, а в 2015-м – 143 миллиарда.
По оценке экспертов МВФ, при нынеш-
них темпах государственных трат эти ре-
зервы в 2017 году составят 91 миллиард
долларов, а в 2018-м – 76 миллиардов.
Вопрос о переформатировании государ-
ственных доходов для Алжира в приори-
тете. Средства, которые страна направля-
ет на диверсификацию экономики, значи-
тельно уступают тратам на поддержание
государственных предприятий, социаль-
ные выплаты и оборону. При этом прави-
тельство не может, в том числе под давлени-
ем президентского окружения, подвергнуть
ревизии ни одну из этих статей.
Попытки делаются, но вызывают со-
циальное возмущение, как было в 2016
году, когда власти повысили налог с про-
даж с 14 до 17 процентов. В их планах –
уменьшить социальные выплаты на 45 мил-
лиардов долларов. Сокращение гострат в
2017-м должно составить 14 процентов
(первоначально планировалось 9%),
общий объем импорта намечается сокра-
тить на пять миллиардов долларов. По-
пытки воспрепятствовать девальвации
динара приводят к тому, что начинает
резко расти инфляция. Это свидетель-
ствует: страна, несмотря на то, что явля-
ется вторым после России экспортером
газа в ЕС, и стабилизацию мировых цен
на нефть, не в состоянии сохранять необ-
ходимый платежный баланс.
Ситуация усугубляется тем, что необ-
ходима модернизация нефтегазовой ин-
фраструктуры. С 2007 года внутреннее
потребление углеводородов увеличилось
на 50 процентов, а добыча черного золота
упала на четверть. Соответственно сокра-
тился объем социальной поддержки насе-
ления, которую правительство организо-
вывало через госконцерн «Сонатрак». По-
пытки активизировать добычу сланцевой
нефти и применить новые технологии
для извлечения остатков с выработанных
месторождений никакого экономическо-
го эффекта не принесли во многом пото-
му, что по алжирскому законодательству
доля любого иностранного бизнеса в про-
екте не должна превышать 49 процентов.
За сохранение этого стоит лобби ветера-
нов борьбы за независимость. В итоге
Алжир впервые за последние десятилетия
обратился за помощью к международным
финансовым институтам. Правительство
также пытается привлечь средства в сель-
ское хозяйство для снижения импорта
продовольствия.
Обновленная в 2016 году конституция
включает несколько пунктов, призванных
сделать более либеральным внутренний
рынок и способствовать привлечению ино-
странных инвестиций. Они запрещают об-
разование новых монополий и предписыва-
ют активнее трансформировать законода-
тельство в рамках привлечения иностран-
ного капитала. Но поправки не несут
конкретики, размыты и подвержены раз-
ным толкованиям. В качестве памятника
местной бюрократии часто приводят в при-
мер проект Восточно-Западной магистрали,
затраты на которую превысили первона-
чальные в три раза и составили шесть мил-
лиардов долларов. При этом строительство
сопровождалось постоянными коррупци-
онными скандалами. Это было особенно
болезненно на фоне успешной реализации
аналогичных проектов в Марокко.
Центральный банк Алжира считается
самым непрозрачным и консервативным
среди стран Магриба. По степени внедре-
ния современных технологий банковская
система Алжира находится далеко позади
АРЕ, Марокко и Туниса. Так что американ-
ские эксперты не ждут резких поворотов в
экономической политике страны как ми-
нимум на срок сохранения у власти старой
гвардии во главе с президентом Бутефли-
кой. Реформы, видимо, станут задачей мо-
лодого поколения, не столь сильно ориен-
тированного на нефтяной бизнес.
С АРМАТУРОЙ –
НА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
Руководство ЕС пытается рас-
ширить газовый импорт из Алжи-
ра, снизив на рынке долю россий-
ского голубого топлива, чтобы
уменьшить влияние Москвы в Ев-
ропе. Задача должна быть решена
путем диверсификации и укрепле-
ния экономики АНДР, а также рас-
ширения доли неуглеводородной
энергетики в стране. Это, как рас-
считывают в Брюсселе, приведет к сокра-
щению потребления газа внутри Алжира и
увеличению его добычи и экспорта на
рынок ЕС. Чему и намеревается содей-
ствовать Евросоюз. Об этом говорит рабо-
та 10-й сессии Совета ассоциации Алжира
и ЕС, открывшейся 13 марта в Брюсселе
под председательством глав МИДа АНДР
Рамтана Ламамры и европейской дипло-
матии Федерики Могерини.
Примечательно, что заседания проходи-
ли за закрытыми дверями, без оглашения
подробностей. Тем не менее стало известно,
что стороны подписали ряд соглашений, ко-
торые должны максимально способствовать
заявленным целям. В частности, ЕС намерен
сконцентрироваться на технической под-
держке запускаемых в Алжире экономиче-
ских преобразований, для чего Брюссель
подписал с АНДР ряд проектов на общую
сумму 40 миллионов евро. Особое внима-
ние ЕС намерен обратить на помощь стране
в диверсификации экономики, развитии
возобновляемых источников энергии и улуч-
шении бизнес-климата с помощью реформ в
области государственных финансов.
ЕС, являющийся первым торговым
партнером АНДР, несмотря на «наступле-
ние» КНР, покритиковал алжирские по-
литические и экономические реалии, пре-
пятствующие решению поставленных
задач. Особенно «институт лицензирова-
ния импорта». Руководство Евросоюза
осудило использование «ограничительных
мер в двусторонней торговле», введенных
в Алжире для борьбы с «вывозом капита-
ла». В частности, было указано на соответ-
ствующие действия в отношении автомо-
билей, цемента и арматуры. По данным
национальной Таможенной службы, им-
порт из стран ЕС достиг 16,79 миллиарда
долларов в течение девяти месяцев 2016
года, тогда как за тот же период 2015-го
составил 19,22 миллиарда. Cудя по всему,
при сохранении подобного положения
дел в среднесрочной перспективе не толь-
ко Франция, но и Евросоюз в целом ри-
скуют утратить первое место среди торго-
вых партнеров АНДР.
Алжир критиковали и за «тренд сни-
жения» производства газа, что «не способ-
ствует инвестициям со стороны междуна-
родных операторов» и было вызвано огра-
ничительными мерами властей в отноше-
нии зарубежных инвесторов. Это
обошлось казне почти в семь миллиардов
долларов недополученных поступлений
от пошлин на ввозимые товары. Брюссель
вновь затронул и болезненные для алжир-
ского режима темы соблюдения прав че-
ловека, обратив особое внимание на огра-
ничения прав на демонстрации и собра-
ния, свободы вероисповедания и давление
на СМИ, в том числе закрытие некоторых
каналов телевидения.
При этом ЕС хвалил алжирское руко-
водство за «улучшение бизнес-климата, в
частности в отношении инвестиций, бла-
годаря чему правило 51:49 (согласно ал-
жирскому законодательству иностранные
компании могут осуществлять свои про-
екты только совместно с местными струк-
турами и иметь в них не более 49%) может
быть смягчено». По словам Могерини,
несмотря на падение цен на нефть с 2014
года, Алжир имеет относительно ком-
фортное положение в финансовом отно-
шении с валютными резервами, оценивае-
мыми почти в 110 миллиардов долларов.
Было выражено удовлетворение по пово-
ду ситуации с обеспечением безопасности
в стране. Показательно, что Могерини за-
вершила изложение видения ЕС алжир-
ских дел благожелательным отзывом для
властей АНДР, заявив о намерении при-
слать делегацию на запланированные 4
мая парламентские выборы.
Рамтан Ламамра ответил на попытки
«пожурить» Алжир сдержанно. Он заявил,
что его страна в отношениях с ЕС исходит
прежде всего из своих интересов и наме-
ревается делать это впредь, хотя с уваже-
нием относится к взятым обязательствам.
Так что руководство ЕС, мечтающее осво-
бодиться от «энергетического диктата»
России за счет алжирского газа, оказыва-
ется перед дилеммой – для развития от-
ношений оно должно отказаться от «рас-
пространения демократии» там, чтобы не
провалить энергетические планы. Брюс-
сель не может не понимать, что в реалиях
забюрократизированного алжирского ре-
жима скорейшее достижение заявленных
целей в этой сфере невозможно. Попытки
изменения страны под себя, исходя из при-
меров Ирака и Ливии, чреваты серьезны-
ми рисками.
ЗЕРНОВАЯ БЕДА
Алжирские власти при объявленной
экономии средств стремятся увеличить
собственное производство зерновых куль-
тур. Наиболее значительную долю среди
них занимает пшеница твердых сортов,
продукты из которой являются основой
питания большей части населения в сель-
ской местности и имеют важное значение
для горожан. Из-за редких дождей в 2016
году местные крестьяне потеряли урожай
более чем с трети посевной площади
(около миллиона гектаров). В результате
собрано лишь 3,4 миллиона тонн зерно-
вых (рекордные 6,12 млн тонн были заре-
гистрированы в 2008–2009-м). Это вы-
нуждает алжирские власти покрывать по-
требности страны в пшенице зарубежны-
ми закупками, в том числе в России – одном
из главных поставщиков хлеба.
Стратегический сектор, от которого за-
висит продовольственная безопасность
страны, продолжает развиваться в зависи-
мости от климата при отсутствии управ-
ленческих решений по снижению зависи-
мости сельского хозяйства от капризов по-
годы, хотя другие страны показали, что
можно повысить урожайность с помощью
новых технологий и орошения. Без изме-
нений ситуация 2016 года неизбежно воз-
никнет снова. Профильная структура
ООН, отвечающая за сельское хозяйство и
продовольствие, прогнозирует повторение
ее для Алжира еще на несколько лет. Смяг-
чить проблему не удается. Этому препят-
ствует неэффективная, дорогостоящая си-
стема полива (разбрызгивания воды), при-
водящая к потерям. К тому же не во всех
районах страны ее можно использовать.
На первый взгляд ситуация не выгля-
дит катастрофичной. Если в 2015 году вла-
сти потратили 3,43 миллиарда долларов на
закупку пшеницы за рубежом, то в 2016-м
– 2,71 миллиарда вследствие снижения цен
на международном рынке. Однако стои-
мость продуктов, в том числе пшеницы,
будет подталкивать вверх растущая демо-
графия развивающихся стран (включая
Алжир, где в последние годы уровень рож-
даемости стабильно находится на отметке
около 1,1 миллиона человек, а смертность
не превышает 250 тысяч). При этом сни-
жение объемов золотовалютных резервов
АНДР при сохранении низких цен на угле-
водороды тревожит власти. Под вопросом
поддержание субсидирования хлебобулоч-
ной отрасли и сохранение на ее продукцию
заниженных цен.
Алжирскому сельскому хозяйству не-
обходимо выйти на стабильный прирост
урожая до полутора-двух миллионов тонн
пшеницы в год. Чтобы достичь этого, го-
сударству необходимо в течение трех –
пяти лет инвестировать в отрасль сотни
миллионов или даже миллиарды долла-
ров на усовершенствование средств, спо-
собных повысить урожайность (ороше-
ние, интенсификация производства, агро-
номические исследования и др.). Однако
эти меры, по мнению алжирских экспер-
тов в сфере сельского хозяйства, будут эф-
фективны в сочетании с экономическими
действиями властей, включая помощь
производителям. Рассчитывать на это в
условиях экономии властями АНДР
средств не приходится. Следует вспом-
нить и проблему истощения и засоления
почв, которую в условиях забюрократизи-
рованного и неэффективно работающего
госмеханизма решить очень сложно.
СТАТИСТИКА ПО ЧЕСНОКУ
2017 год начался для алжирцев замет-
ным ростом цен на продукты. Как и во
многих других странах, это произошло в
январе после Нового года. Однако в Ал-
жире этот процесс продолжается и идет с
опережением «мирового графика». По
сравнению с январем 2016-го цены на по-
мидоры выросли на 105,1 процента, горох
– на 62,4, картофель – на 25,5, чеснок – на
21,8, сушеные бобы – на 11,7 процента.
Продуктовая корзина, по данным госста-
тистики, подорожала на 8,53 процента (на
40% по сравнению с 2015-м). Рост цен на
продукты стал ощущаться уже в третьем
квартале 2016 года и продолжается, не-
смотря на то, что по многим показателям
согласно оценкам властей страна за исклю-
чением пшеницы и чеснока собрала «очень
хороший урожай», что должно было замет-
но «амортизировать» подорожание.
Оно затронуло даже сезонные продук-
ты, коснулось фиников и цитрусовых, не-
смотря на то, что их урожай был «особенно
хороший». Так, для собираемых в Алжире
апельсинов в 2015 году средняя цена за ки-
лограмм составляла 139 динаров, в 2016-м
– 194 (рост 41%), а сейчас перевалила за
200. В 2015 году стоимость орехов была на
уровне 165 динаров за килограмм, в 2016-м
– 240 (+46%), сегодня – 330. Рекорд поста-
вил троекратный рост цен на яблоки (с 300
до 900 динаров за кг), притом что в 2016
году их было собрано 500 тысяч тонн.
Представители властей утверждают,
что речь идет о «сезонных колебаниях
цен» и по сравнению с декабрем 2016 года
они увеличились «лишь на 2,5 процента».
Одновременно «произошло снижение
стоимости некоторых продуктов от мяса
до салата в диапазоне 2,3–23 процента».
Однако по оценкам экспертов, оно было
столь незначительным, что мясо недосягае-
мо для большинства граждан с доходами
выше среднего. С другой стороны,
ценовой скачок начала 2017 года
перекрыл эти снижения. Так, если
килограмм картофеля в декабре
стоил чуть более 50 динаров (пол-
доллара США), в начале года его
цена достигла 90 динаров.
Напомним, что со второй поло-
вины 2015 года власти пытаются
снизить отток капиталов за границу
и снижение золотовалютных резер-
вов искусственными барьерами для
иностранной продукции. С 2017-го
в Алжире введена практика ограни-
чения доступа продовольствия, в том числе
фруктов, включая бананы, и овощей. Ре-
зультатом стал взрывной рост цен на неко-
торые из них, например яблоки. Увеличение
стоимости отмечается по всем видам ово-
щей, фруктов, рыбы и мяса. Это привело к
расширению «черного рынка» за счет по-
ставки контрабандных товаров из Туниса и
Марокко.
Представители национальной Ассоциа-
ции торговцев и ремесленников (ANCA)
среди причин, способствующих увеличе-
нию стоимости продуктов, называют
общий рост налогов и обесценивание ал-
жирской валюты (официально инфляция
составила 6,7%), а также рост транспорт-
ных издержек в результате повышения
стоимости топлива. В ANCA считают, что
проблема цен состоит и в недостатках си-
стемы хранения продукции ввиду нехватки
специально оборудованных складов и хо-
лодильных камер, из-за чего много пор-
тится. Оптовые торговые рынки контро-
лируют мафиозные структуры, связанные с
силовиками, которые накручивают до 30
процентов стоимости продуктов.
Оптовые рынки
контролируют
мафиозные структуры,
связанные с силовиками
Ситуация в Алжире, несмотря
на преклонный возраст
президента А. А. Бутефлики,
при всех сложностях в экономике
страны, продовольственном
кризисе стабильна вследствие
чистки элит, которую
периодически проводит
окружение главы государства.
Она ослабляет властные кланы
и не дает им усилиться до такой
степени, чтобы это стало
опасным.
ЦЕНА ВОПРОСА
КРУПНЕЙШАЯ
СТРАНА
АФРИКИ
ПЕРЕЖИВАЕТ
НЕСКОЛЬКО
КРИЗИСОВ
КРЯДУ
АПЕЛЬСИНЫ
ДАВЯТ НА ВЛАСТЬ
Коллаж Андрея СЕДЫХ