№ 12 (676) 29 марта–4 апреля 2017 года
06
АРМИЯ
ТЕМА
Александр ЛУЗАН,
доктор технических наук,
лауреат Государственной
премии РФ,
генерал-лейтенант
Стимулом для разработки БГУ
послужили успехи США и других
стран НАТО в нападении на Югосла-
вию. Разработчиков вдох-
новили
эффективность
опробованных разведыва-
тельно-ударных боевых си-
стем и результативность
масштабного применения
крылатых ракет.
ОБКАТАНО
В ЮГОСЛАВИИ
Основным средством
поражения в концепции бы-
строго глобального удара на
ближайшее время рассмат
риваются именно КР боль-
шого радиуса действия в
безъядерном оснащении,
летящие в боевой зоне на
предельно малых высотах.
Их носителями могут быть
как пилотируемая авиация,
так и военно-морские над-
водные или подводные
средства. Не исключено
применение и с наземных
ПУ, особенно с учетом про-
движения НАТО на восток
и развертывания на терри-
тории Румынии и Польши
элементов системы ПРО
«Иджис-Эшор», с универ-
сальными ПУ, способными
запускать кроме ракет-
перехватчиков и КР. В пер-
спективе носителями боевого потен-
циала в БГУ рассматриваются и дру-
гие средства: ударные платформы,
гиперзвуковые крылатые ракеты
(ГЗКР) и воздушно-космические си-
стемы (ВКС).
ГЗКР потенциально способны в
планирующем полете преодолевать
многие тысячи километров
на скорости, как минимум
в три – пять раз превышаю-
щей звуковую, и наносить
удар по целям с большой
точностью. Подобные сред-
ства разрабатываются не
только в США, но и в дру-
гих странах.
ВКС, испытания прото-
типа которых уже начались,
предполагается использо-
вать для быстрого и эффек-
тивного уничтожения спут-
ников и других космиче-
ских объектов противника.
Они смогут нести на борту
ядерные и обычные сред-
ства поражения и приме-
няться для ударов по стратегически
важным наземным целям.
Расширение диапазонов приме-
нения высокоточного оружия, отра-
ботка способов создания и использо-
вания разведывательно-ударных бое-
вых систем и самое главное – кон-
цепции быстрого глобального удара
не остались без внимания руковод-
ства России.
В 2013 году президент РФ Влади-
мир Путин в послании Федеральному
собранию отмечал: «Появление ору-
жия неядерного быстрого глобально-
го удара в сочетании с системой ПРО
может свести на нет все ранее достиг-
нутые договоренности в области
ограничения и сокращения стратеги-
ческих ядерных вооружений, приве-
сти к нарушению так называемого
стратегического баланса сил…»
Исключительная точность и эф-
фективность современных средств
поражения различного базирования
и широкий диапазон дальностей, а
также высокая стоимость их произ-
водства и боевого использования
привели к появлению еще одной су-
щественной особенности. ВТО при-
меняется, как правило, для нанесения
ударов не по площадям, а по конкрет-
но выбранным малоразмерным, но
критически значимым объектам во-
енной и административно-промыш-
ленной структуры, то есть по страте-
гически важным. Это увеличивает
ущерб обороняющейся стороне и в то
же время сокращает расход дорого-
стоящего оружия.
Заметим: даже классические, из-
начально создававшиеся для пораже-
ния площадных целей реактивные
системы залпового огня сегодня до-
рабатываются для применения высо-
коточных боеприпасов, особенно
борьбы с бронетанковой техникой
на поле боя и в тактической глубине.
Предвидя такие тенденции развития
средств нападения, в СССР еще в
70–80-е годы приняли решение о
проектировании средств активной
защиты объектов и систем оружия, в
том
числе
танков
(«Дрозд»,
«Дрозд-2», «Арена»). Подобные раз-
работки появились и в других арми-
ях. Активная система защиты танков
в 2009 году поступила на вооружение
ЦАХАЛ (САЗ «Маиль руах», танк
«Меркава»). В США находится в ста-
дии разработки Quick Kill.
Таким образом, появление высо-
коточных средств поражения точеч-
ных и малоразмерных объектов по-
требовало создания адекватных инди-
видуальных средств активной
защиты этих объектов. Одна-
ко для стратегически важных
целей до сих пор нет ничего
подобного. Специализиро-
ванные системы активной за-
щиты не развернуты, даже
соответствующая концепция
не отработана должным об-
разом. А ведь стратегически
важные объекты – это места
базирования и стартовые по-
зиции МБР и КП различных
уровней РВСН, сил и средств
ВМФ, авиации (триада СЯС
стратегического
баланса),
атомные электростанции, хи-
мические производства, ра-
кетно-ядерные объекты и
структуры оперативно-такти-
ческого уровня, водохрани-
лища, плотины, важнейшие
военные и административно-
промышленные объекты.
Задача обезопасить СЯС
от возможных превентивных
ядерных ударов МБР вероят-
ного противника возникла
еще в 70-е годы. Система за-
щиты шахтных пусковых
установок МБР и КП РВСН
успешно
разрабатывалась
Конструкторским бюро ма-
шиностроения под руковод-
ством легендарного Сергея Павлови-
ча Непобедимого, причем не как
классическая система ПРО, а как
уникальное российское ноу-хау, не
превзойденное до сих пор. Об этом
недавно впервые рассказал один из ее
создателей, ныне генеральный кон-
структор КБМ доктор технических
наук Валерий Кашин. Не-
смотря на огромные затраты,
понесенные государством на
создание опытного образца, и
исключительно высокие ре-
зультаты испытаний (факти-
ческое поражение 90% ми-
шеней, доставлявшихся на
полигон реальными пусками
МБР), руководство страны в
1994 году распорядилось
прекратить работы, дабы не
провоцировать США на
выход из Договора по ПРО.
США из договора все-
таки вышли и начали интен-
сивно создавать и разверты-
вать систему стратегической
ПРО у себя и в других стра-
нах, а также разрабатывать концеп-
цию теперь уже неядерного БГУ, фак-
тически направленного на решение
тех же задач.
А мы? Ликвидация Войск ПВО
как вида ВС и передача их функций
ВВС не увеличили защищенность
стратегически важных объектов от
ударов МБР, а теперь и от средств бы-
строго глобального удара. Не реши-
лась эта задача и после создания
Воздушно-космических сил, угрозы
только возросли. Разговоры о при-
крытии критически важных объектов
в общей системе обороны или выде-
ление для этого устаревших однока-
нальных зенитных ракетных систем
БЫСТРЫЙ
КОНТРУДА
Зенитный
ракетный дивизион
«Бук-М2» способен
эффективно отразить
любой наряд низколетящих
крылатых ракет
Избрание Дональда
Трампа мало что изменило
в отношениях США и России:
с нами все еще полагают
возможным разговаривать
только с позиции силы.
Суть рожденной американцами
и развиваемой в последние
годы в США концепции быстрого
глобального удара сводится
к нарушению существующего
баланса стратегических
ядерных сил сдерживания (СЯС)
еще до агрессии или в самом
ее начале путем уничтожения
большей части из них
высокоточными средствами
поражения в обычном
(безъядерном) оснащении.
комплекс активной защиты «арена»
Начало на стр. 01
blogspot.com
Заморозка индекса-
ции и введение понижающего коэффициента не косну-
лись следующих категорий военных пенсионеров, в том
числе членов их семей:
– судей Военной коллегии Верховного суда РФ и во-
енных судов;
– прокурорских работников (в том числе из органов
военной прокуратуры);
– сотрудников Следственного комитета РФ (в том
числе военных следственных органов СК РФ);
– федеральных государственных гражданских служащих.
Такая избирательность законодателей, правительства
РФ в отношении военных пенсионеров и приравненных к
ним лиц нарушает принцип равенства, установленный
ст. 19 Конституции РФ и Постановлением КС РФ от
16 июня 2007 года№12-П, где сказано: «В сфере пенсион-
ного обеспечения соблюдение принципа равенства означа-
ет, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объектив-
ного и разумного оправдания различия в пенсионных пра-
вах лиц, принадлежащих к одной и той же категории...» А
ведь решения Конституционного суда обязательны на всей
территории РФ для всех представительных, исполнитель-
ных и судебных органов власти, местного самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций, должностных
лиц, граждан.
Почему же законодателями и правительством РФ
различные ограничения в виде понижающего коэффи-
циента, понижения процентных показателей за выслугу
лет и тарифных разрядов, установления только одной
добавки, учитываемой при расчете пенсии, приостанов-
ления индексаций применяются с 2012–2013 годов
только к военнослужащим?
Из буквы законодательных актов следует, что такие
ограничения в полной мере должны применяться и к
федеральным государственным гражданским служащим
администрации президента и правительства РФ, народ-
ным избранникам федерального уровня, чиновникам
госкорпораций. Однако этого нет.
Правильно ветераны ставят вопрос в письме к Вер-
ховному главнокомандующему, президенту страны Вла-
димиру Путину: если в соответствии с п. 1 ст. 7 Консти-
туции РФ мы живем в социальном государстве, то где же
справедливость? Почему такое расслоение и избиратель-
ность в применении пенсионной формулы в одной и той
же группе федеральных государственных служащих?
В данном случае законодатели, правительство РФ
грубо нарушили п. 2 ст. 19 Конституции РФ, где сказа-
но: «Государство гарантирует равенство прав и свобод
человека и гражданина независимо от пола, расы, нацио-
нальности, языка, происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства, отноше-
ния к религии, убеждений, принадлежности к обще-
ственным объединениям, а также других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан
по признакам социальной, расовой, национальной, язы-
ковой или религиозной принадлежности».
В соответствии со ст. 43 закона РФ от 12 февраля
1993 года № 4468-1 (в ред. от 3 июля 2016, с изм. от 19
декабря 2016) «О пенсионном обеспечении лиц, прохо-
дивших военную службу, службу в органах внутренних
дел, Государственной противопожарной службе, органах
по контролю за оборотом наркотических средств…» при
расчете пенсии военнослужащим и приравненным к
ним лицам за выслугу лет учитываются оклады по во-
инской должности и по воинскому званию и только одна
ежемесячная надбавка (за выслугу лет). Другие надбавки
к денежному содержанию в расчет не принимаются.
А у федеральных служащих с 1 января 2017 года в со-
ответствии с п. 2 и п. 3 Постановления правительства РФ
от 17.10.2009 № 818 размер пенсии за выслугу лет рас-
считывается из их среднемесячного заработка. Для его
определения учитываются денежное содержание граж-
данских служащих и многочисленные надбавки.
Плюсуются и другие выплаты, предусмотренные со-
ответствующими федеральными законами, норматив-
ными правовыми актами. Иными словами, пенсия за
выслугу лет рассчитывается со всего дохода.
Для федеральных госслужащих установлен десятиго-
дичный процесс перехода к единой величине стажа гос-
службы (20 лет), позволяющий им получать (назначать)
пенсии за выслугу. Это значит, что величина минималь-
ного стажа, необходимого для получения пенсии по вы-
слуге лет федеральным государственным гражданским
служащим (20 лет), только через 10 лет сравняется с
тем, который установлен для военнослужащих. Такая
«новация» позволяет чиновникам, невзирая на экономи-
ческие и финансовые трудности государства, еще в тече-
ние 10 лет сохранять за собой право на высокие пенсии
и более ранний выход на заслуженный отдых, чего не
могут позволить себе военные. Неужели в тиши кабине-
тов риск для жизни, тяготы и лишения службы, слож-
ность работы и ответственность выше?
Из таблицы следует, что федеральные государствен-
ные гражданские служащие как получали, так и будут
получать еще в течение пяти лет более высокие пенсии
(от 60 до 51%), чем это установлено законом для воен-
нослужащих и приравненных к ним лиц (50%), при 20
годах выслуги. И деньги для этого в федеральном бюд-
жете находятся.
А как же тогда понимать многочисленные обращения
к народу органов государственной власти и их представи-
телей об экономии, необходимости сокращения социаль-
ных гарантий, о затягивании поясов, отмене индексации и
т. д.? Почему все это не распространяется на федеральных
государственных гражданских служащих? Получается,
самая сложная и напряженная стезя именно у них.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ИНФЛЯЦИЯ
В федеральном законе от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О
денежном довольствии военнослужащих и предостав-
лении им отдельных выплат» п. 13 ст. 2 устанавливают-
ся ежемесячные над-
бавки за выслугу лет к
окладам денежного со-
держания, которые на-
чинают действовать
только после двух лет
службы.
В то же время в со-
ответствии с законом
от 27.07.2004№79-ФЗ
«О государственной
гражданской службе
Российской Федерации» ежеме-
сячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на
гражданской службе начинает действовать уже от 1 года
службы (пп. 1 п. 5 ст. 50).
Следующий нонсенс. Постановлением правитель-
ства РФ от 21.12.2011 № 1073 «О порядке выплаты
ежемесячной надбавки за особые условия военной служ-
бы военнослужащим, проходящим военную службу по
контракту» установлен максимальный размер ежемесяч-
ной надбавки до 100 процентов месячного оклада в со-
ответствии с занимаемой воинской должностью. А за
особые условия гражданской службы выплачивается (со-
гласно другому законодательному акту) уже до 200 про-
центов.
Или такой факт. Индексация в феврале 2017 года
страховых (гражданских трудовых) пенсий произведена
на утвержденную Росстатом инфляцию 5,4 процента, а
военных – на четыре процента.
В результате анализа только нескольких норматив-
ных правовых актов, регламентирующих деятельность
федеральных государственных гражданских служащих в
сравнении с военными, приходишь к таким выводам:
– законодатели и правительство РФ допустили пря-
мые нарушения п. 2 ст. 19 Конституции РФ, постановле-
ний КС РФ, других законодательных актов и поставили
гражданских служащих в значительно более привилеги-
рованное положение. Объемы и содержание установлен-
ных мер социальной защиты для гражданских чиновни-
ков не соответствуют их статусу, характеру службы, мо-
ральным нормам;
– этими действиями законодатели, правительство РФ
принизили роль и особый статус военной службы, уста-
новленный Конституцией РФ, и тем самым допустили
дискриминацию военных пенсионеров и приравненных к
ним лиц по признаку их социальной принадлежности;
– установление законодателями, правительством РФ
для представителей федеральной государственной граж-
данской службы значительно более высоких социальных
благ, превышающих разумные пределы, подрывает си-
стему взаимосвязи всех видов госслужбы, принципы ее
построения и функционирования;
– дальнейшее затягивание с решением создавшейся
правовой коллизии подрывает у защитников Родины,
ветеранов и членов их семей веру в государственные ор-
ганы власти, высшее командование, в справедливость
российских законов. Усиливаются отрицательные эмо-
ции в отношении чиновников, простые граждане под-
талкиваются к решению не посылать сыновей в армию,
так как очевидно, что быть «эффективным менеджером»
более выгодно и престижно, чем защищать Родину;
– не умаляя значимости задач, выполняемых госслу-
жащими, ветераны Вооруженных Сил считают, что со-
циальные гарантии, установленные государством для
них и представителей военной службы, в настоящий мо-
мент не в полной мере соответствуют сложной
финансово-экономической ситуации в стране, возмож-
ностям государства и нуждаются в корректировке.
С учетом вышеизложенного ветераны армии и флота,
других силовых структур предлагают:
1. Организовать юридическую экспертизу ранее при-
нятых нормативных правовых актов, регламентирую-
щих деятельность федеральных государственных граж-
данских служащих, военнослужащих и приравненных к
ним лиц, на предмет соответствия положениям и нор-
мам Конституции РФ, другим законодательным актам.
2. Обязать при необходимости соответствующие ор-
ганы государственной власти подготовить и внести из-
менения (дополнения) в нормативно-правовую базу.
Правительству Российской Федерации обеспечить еже-
годное увеличение пенсий гражданам, уволенным с во-
енной службы, не менее чем на два процента.
3. Принять меры для недопущения дискриминации
пенсионеров по признаку социальной принадлежности
к военной службе.
Реальный размер пенсий в России в ближайшие три
года, по словам министра труда и социальной защиты
Максима Топилина, будет снижаться. А значит, вызы-
вать нарастание социальной напряженности, что, желает
власть или нет, придется учитывать. Особенно в канун
президентских выборов 2018 года.
На сайте vpk-news.ru есть расширенная версия этой статьи
Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы
для назначения пенсии за выслугу лет
Проценты от среднемесячного
заработка (размер пенсии)
2016
год
2017
год
2018
год
2019
год
2020
год
2021
год
2022
год
2023
год
2024
год
2025
год
45
15,5
16
16,5
17
17,5
18
18,5 19 19,5 20
48
16,5
17
17,5
18
18,5
19
19,5 20 20,5 21
51
17,5
18
18,5
19
19,5
20
20,5 21 21,5 22
54
18,5
19
19,5
20
20,5
21
21,5 22 22,5 23
57
19,5
20
20,5
21
21,5
22
22,5 23 23,5 24
60
20,5
21
21,5
22
22,5
23
23,5 24 24,5 25
63
21,5
22
22,5
23
23,5
24
24,5 25 25,5 26
66
22,5
23
23,5
24
24,5
25
25,5 26 26,5 27
69
23,5
24
24,5
25
25,5
26
26,5 27 27,5 28
72
24,5
25
25,5
26
26,5
27
27,5 28 28,5 29
75
25,5
26
26,5
27
27,5
28
28,5 29 29,5 30
ТЕНДЕНЦИИ
АНТИАРМЕЙСКИЕ
САНКЦИИ
Начало на стр. 01
Коллаж Андрея СЕДЫХ