08
«ОБОРОНКА»
№ 12 (676) 29 марта–4 апреля 2017 года
Артем НОВИКОВ
В последнее время наша страна
приложила много усилий для того,
чтобы избежать регресса в междуна-
родных отношениях, опасного неуправ-
ляемым противостоянием, и упрочила
свою репутацию гаранта глобальной
стабильности. Это подтверждается и
положением России в БРИКС. Мне-
ние наших представителей довольно
значительно, и объясняется это наце-
ленностью исключительно на взаи-
мовыгодное партнерство с союзника-
ми, которое находит продолжение и в
политической сфере. Сегодня уже
можно говорить о том, что организа-
ция стала коллективным глобальным
игроком во всех сферах международ-
ных отношений.
Страны БРИКС – главные участ-
ники борьбы за укрепление междуна-
родной безопасности, сокращение
оружия массового уничтожения,
установление жесткого контроля ре-
жима его нераспространения. Имею-
щийся военный потенциал дает ши-
рокие возможности для осуществле-
ния соответствующих инициатив.
По численности армий (включая
резервистов) БРИКС превосходит
США и страны ЕС (13 и 9 миллио-
нов соответственно). Военные расхо-
ды стран БРИКС в 2016 году достиг-
ли почти 400 миллиардов долларов и
составили 22 процента от мировых.
Их рост за период с 2007 по 2016-й
был в Китае 167 процентов, в России
– 97 процентов, в Индии – 39 про-
центов, в Бразилии – 41 процент. Три
страны-участницы имеют ядерное
оружие (ЮАР им обладала, но добро-
вольно отказалась). По числу ЯБЧ
им принадлежит 51 процент мирово-
го потенциала.
Рассмотрим ВТС России со стра-
нами БРИКС более подробно.
ИНДИЯ – ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА
Крупнейший партнер России по
военно-техническому сотрудничеству
на протяжении большей части пост-
советского периода – Индия. В пер-
вой декаде XXI века ее доля в закуп-
ках вооружений только по линии
Рособоронэкспорта составляла в
среднем около 30 процентов, в от-
дельные годы достигая 42 процентов.
Индия – главный покупатель истре-
бителей Су-30МКИ, вертолетов се-
мейства Ми-17, танков Т-90. Доволь-
но значительное место во взаимном
сотрудничестве занимают поставки
военно-морских вооружений. Начи-
ная с 2000-х Индия получила из Рос-
сии авианосец «Викрамадитья» (про-
ект 11430), шесть фрегатов проекта
11356 (типа Talwar), одну дизель-
электрическую подводную лодку про-
екта 08773, 45 палубных истребите-
лей МиГ-29К/КУБ.
Следует отметить особенность по-
ставок военно-морских вооружений в
Индию – страна выступает весьма тре-
бовательным заказчиком, осознанно
идя на технический и производствен-
ный риск, связанный с получением но-
вейших систем. Нью-Дели намеренно
закупал изделия, которые находятся на
пределе российских технологических
возможностей. Фактически нашим
компаниям приходилось создавать
новые и модернизированные образцы
вооружений, которые не имели серий-
ных аналогов в Советской и Россий-
ской армии. К ним можно отнести
эскадренные миноносцы (сторожевые
корабли проекта 61МЭ), фрегаты про-
екта 11356, ДЭПЛ проекта 08773, ис-
требители МиГ-29К/КУБ, противоло-
дочные самолеты Ил-38SD, модерни-
зированные подводные лодки проекта
877ЭКМ, крылатые ракеты «Калибр»/
Club и ряд других систем. Особым и в
какой-то мере беспрецедентным при-
мером сотрудничества является коопе-
рация в области подводного флота
между двумя странами. И как пред-
ставляется, это было вызвано в первую
очередь соображениями критерия
«стоимость-эффективность».
С российским участием модерни-
зируются ранее поставленные воору-
жения. Весьма крупной по мировым
меркам выглядит программа пере-
делки 63 истребителей МиГ-29 в ва-
риант МиГ-29UPG. Россия после
передачи заказчику первых шести са-
молетов, доработанных у нас, по-
ставляет в Индию комплекты для
модернизации.
Стороны не останавливаются на
достигнутом – 15 октября 2016 года в
ходе визита в Индию Владимира Пу-
тина стороны подписали три межпра-
вительственных соглашения оборонно-
промышленного характера: о постав-
ках зенитных ракетных систем С-400
(пять дивизионов) и четырех фрегатов
проекта 11356, о создании совместной
компании по производству многоце-
левых вертолетов Ка-226Т (изготовит
140 Ка-226Т, еще 60 будут переданы
Россией в готовом виде). Также было
подписано и давно обсуждавшееся со-
глашение о передаче Индии в лизинг
многоцелевой атомной подводной
лодки проекта 971 из состава ВМФ
РФ. Во всех случаях соглашения еще
должны быть формализованы в виде
контрактов, что, видимо, и произой-
дет в 2017 году. Их оценочная сум-
марная стоимость – порядка 10,5 мил-
лиарда долларов. Это может
стать наивысшим достиже-
нием в двусторонних отно-
шениях, а также крупней-
шим оружейным контрак-
том в истории БРИКС.
КИТАЙ. КАРТИНА
ОРУЖЕЙНЫМ МАСЛОМ
ВТС с КНР оценить до-
вольно сложно в силу общей
закрытости Пекина в обла-
сти безопасности. Россий-
ские ответственные лица
озвучивали лишь отрывоч-
ные сведения, которые, од-
нако, позволяют составить
общую картину. По состоя-
нию на конец 2016 года оружейные
контракты с КНР составили восемь
миллиардов долларов или 16 процен-
тов от общего портфеля отечествен-
ных спецэкспортеров.
Китай на время перехватил у
Индии эстафету в части закупки самых
современных российских вооружений.
В частности, в 2014 году приобрел
зенитно-ракетную систему С-400 в ко-
личестве шести дивизионов на общую
сумму три миллиарда долларов. Тем
самым КНР стала первым зарубеж-
ным заказчиком этого комплекса. В
2015-м также впервые приобретены
24 истребителя Су-35. Этим контрак-
том стоимостью два миллиарда долла-
ров была прервана пауза в покупке
Китаем российских боевых самолетов
нового производства, которая длилась
почти 10 лет. В 2016-м Пекин продол-
жил приобретать самые современные
российские образцы техники, заклю-
чив контракт на поставку трех верто-
летов «Ансат» с гидромеханической
трансмиссией, став первым экспорт-
ным заказчиком этой модификации.
Как и Индия, Китай является
одним из крупнейших покупателей и
эксплуатантов отечественной верто-
летной техники. Наряду с машинами
семейства Ми-17 Пекин охотно берет
тяжелые Ми-26Т, а также Ка-
32А11ВС. Особую нишу российского
экспорта представляют закупаемые
Китаем авиационные двигатели: АЛ-
31Ф, РД-93 и Д-30КП-2. Причем по-
ставки насчитывают десятки и даже
сотни экземпляров.
В последние годы Китай стал
играть новую роль в ВТС России.
После событий 2014 года и введения
западных санкций именно благодаря
КНР удалось сохранить темпы реали-
зации ряда программ в интересах рос-
сийского Министерства обороны. Так,
в случае с малыми ракетными корабля-
ми (МРК) проекта 21631 замена не-
мецким двигателям главного хода
производства компании MTU была
найдена в виде китайских аналогов.
Компания Henan будет поставлять ди-
зели для противодиверсионных кате-
ров проекта 21980. Во всех случаях
были заключены соответствующие
контракты. Вероятно, имеет место за-
купка и иных китайских комплектую-
щих, аналогов западной продукции.
БРАЗИЛИЯ.
ПОСЛЕДСТВИЯ ИГЛОТЕРАПИИ
На сегодня Россия является до-
вольно крупным поставщиком воо-
ружений на рынок Бразилии. Более
того, сотрудничество выглядит весь-
ма перспективным.
Первая закупка Бразилией воору-
жения в России прошла в 1994 году.
По контракту было поставлено 56 пу-
сковых устройств и 112 ракет ком-
плекса 9К38 «Игла». Закупки этого
ПЗРК осуществлялись вплоть до
2014-го, Бразилии было передано не
менее 150 пусковых установок «Иглы»
и «Иглы-С» и несколько сотен ракет.
В 2008 году Рособоронэкспорт за-
ключил с Бразилией контракт на 150
миллионов долларов на поставку ее
ВВС 12 боевых вертолетов Ми-35М.
Первые три машины отправлены в
2009-м, а следующие три – в июле
2010 года. В силу различных обстоя-
тельств третью партию из трех машин
заказчик получил только в августе
2012-го, а последнюю, четвертую
после очередных нескольких откла-
дываний – в ноябре 2014-го.
С 2013 года велись переговоры о
закупке Бразилией трех батарей
ЗРПК «Панцирь-С1» (18 боевых
машин) по программе модернизации
ПВО, однако из-за финансового кри-
зиса в стране, разразившегося в 2015-м,
сделка отсрочена. Но стороны рассчи-
тывают на возобновление переговоров
и финализацию контракта.
Долгое время в качестве одного
из кандидатов на бразильском тенде-
ре по закупке истребителя (програм-
ма F-X и FX-2) фигурировал наш Су-
35, однако еще на раннем этапе усту-
пил предложениям западных конку-
рентов (Saab JAS 39 Gripen NG,
Dassault Rafale и Boeing F/A-18E/F
Super Hornet).
ЮАР ГОТОВА К ПОКУПКЕ
БЕЗОПАСНОСТИ
С ЮАР на сегодня самый низкий
уровень военно-технического сотруд-
ничества. В 90-х наши страны пред-
принимали попытки совместных
проектов по модернизации систем
вооружений, но до реализации дело
не дошло. В 2000-х Россия была гото-
ва предложить южноафриканской
стороне поставку продукции военно-
го назначения с частичной локализа-
цией ее производства, а также со-
вместную разработку современных
образцов ВВТ для вооруженных сил
ЮАР. Не исключалась передача не-
названных оборонных технологий.
Имеется определенный потенциал
создания на территории ЮАР сервис-
ных центров.
В 2014 году Рособоронэкспорт
провел первые переговоры в трехсто-
роннем формате (Россия, Бразилия,
ЮАР) о создании совместного про-
дукта в сфере средств авиационного
поражения, адаптированных под само-
леты JAS-39 Gripen модификаций C/D
и NG, которые закупленыЮАР и Бра-
зилией. Россия также предлагала ЮАР
создать систему комплексной безопас-
ности, основанную на опыте проведе-
ния Олимпиады-2014 в Сочи. Это
концепция безопасного города с по-
ставкой отдельных видов вооружения
(легких бронированных автомобилей
АМН 23114 «Тигр-М», ЗРПК
«Панцирь-С», ПЗРК «Игла-С») и
средств связи. Однако пока предложе-
ние не было формализовано. Извест-
но, что ЮАР проявила инте-
рес к закупке российского
военно-транспортного само-
лета Ил-76МД-90А.
ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ
На страны БРИКС прихо-
дится значительная доля рос-
сийского оружейного экспор-
та, причем только на Индию
и Китай в последние годы –
порядка 30–40 процентов по-
ставок. Это, впрочем, не ис-
ключает здоровой конкурен-
ции на рынке, в первую оче-
редь между Россией и КНР.
В этих условиях своевре-
менна постановка вопроса о формиро-
вании общего видения военно-
политического и военно-технического
пространства в широком понимании.
И эта работа ведется. Доказательство
тому – прошедший в октябре 2016
года саммит стран БРИКС. Он про-
ходил в индийском городе Гоа и впер-
вые в истории этого объединения про-
шел под знакомполитическойповестки
дня. В центре дискуссий оказались во-
просы борьбы с международным терро-
ризмом, урегулирования конфликта в
Сирии и санкций против России, ини-
циированных США и руководством
Европейского союза.
Вместе с тем следует иметь в виду
и определенные проблемы, существу-
ющие в БРИКС, которые могут ока-
зать воздействие на ВТС между стра-
нами. Например, нуждаются в допол-
нительной проработке вопросы взаи-
моотношений членов организации с
другими государствами, а также со-
храняющие определенные противо-
речия, в частности, между Индией и
Китаем. Негативным фактором оста-
ются внутриполитические проблемы
в Бразилии и ЮАР. Все это требует
дополнительных усилий с тем, чтобы
по максимуму убрать препятствия и
одновременно сделать объединение
более активным, единым не только в
политических, но и в мировых эконо-
мических делах.
БРИКС –
БЛАГОРОДНОЕ
ДЕЛО
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ
С БРАЗИЛИЕЙ, ИНДИЕЙ,
КИТАЕМ И ЮАР НАЦЕЛЕНО
НА ВСЕОБЩУЮ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Страны БРИКС –
значимые акторы на мировом
рынке оружия. Среди
них, безусловно, лидирует
Россия, а наивысший уровень
взаимодействия выстроен
с Индией и Китаем.
В 2014 году тогдашний
гендиректор
АО «Рособоронэкспорт»
Анатолий Исайкин,
говоря о взаимодействии
в БРИКС, отмечал, что пока
работа ведется напрямую
с каждой страной, однако
мыслятся и общие проекты
с участием нескольких
государств.
КОНТАКТЫ
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
Итого
1600
2550
6650
8250
7905
5355
Страны БРИКС
Другие страны
– обладательницы
ядерного оружия
Боеголовки
в оперативной
готовности
Иные боеголовки
Ядерное оружие в мире
Россия предлагала ЮАР
создать систему
комплексной безопасности,
основанную
на опыте проведения
Олимпиады в Сочи
ОТТАВА РЕШИЛА КОПИТЬ ДЕНЬГИ НА НОВЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР
Правительство Канады решило отложить выделение допол-
нительных расходов 8,48 миллиарда канадских долларов
(6,33 миллиарда долларов США) на 2035–2036 годы. Плани-
ровалось, что деньги будут потрачены на закупку перспек-
тивных самолетов поиска и спасения, а также на программу
модернизации бронетранспортеров семейства LAV.
Выделение такой суммы должно было стать самым круп-
ным за последние годы перераспределением бюджетных
средств. О решении повременить с подарком военным
Минфин Канады объявил 22 марта. В ведомстве ничего
не сказали о причинах смещения сроков, ограничились
ссылкой на то, что оно позволит существенно увеличить
финансирование программ по модернизации БТР LAV и за-
купкам поисково-спасательных самолетов. Теперь речь идет
не о постепенной модернизации бронетранспортеров, а о
создании фактически новой боевой машины, делают вывод
эксперты портала janes.com.
wikipedia.org