Газета «Военно-промышленный курьер». №12 (676) 29 марта-4 апреля 2017 года - page 5

05
АРМИЯ
Леонтий ШЕВЦОВ,
заместитель
министра
внутренних дел –
главнокомандующий
ВВ МВД России
(1997–1998),
генерал-полковник
Новая война поставит на грань само существование
человечества. Во многих регионах какая-либо жизнедея-
тельность прекратится. Военные это понимают прекрас-
но, но в силу своей профессии не могут исходить из по-
сыла, что победителей не будет. Может быть несколько
целей войны, но победа в ней – главная. Если такую цель
не ставить, тогда зачем вообще Вооруженные Силы?
ЦЕНА ОБОРОНЫ
Вся деятельность руководителей государств, прави-
тельств, дипломатов, силовых структур направлена на
укрепление обороноспособности стран и готовности
армий к будущим войнам. Львиная доля бюджетов сверх-
держав прямо и косвенно задействована для достижения
этих целей.
Бюджет США, например, в 2016 году составил 664
миллиарда долларов, а в 2017-м увеличивается еще при-
мерно на 70 миллиардов. Американцы могут тратить такие
суммы для достижения своих глобальных целей, используя
экономический потенциал почти всей планеты. Бюджет
России на порядок ниже, мы исходим из своих возможно-
стей. Тем не менее содержание армии, флота, других сило-
вых структур, расходы на их подготовку априори требуют
больших средств и в мирное время. Это не всем нравится
– речь о некоторых руководителях структур, напрямую не
связанных с обороной. Они заявляют, что мы много тра-
тим на оборону и недостаточно на образование, здравоох-
ранение, другие социальные нужды. Можно согласиться,
что эти проблемы требуют больших средств, но они напря-
мую не влияют на обороноспособность государства.
Назовите хоть один период в истории страны – цар-
ский, советский, российский, когда руководители ве-
домств были удовлетворены выделенными средствами.
Суть вопроса в другом. Даже самый высокий чин в прави-
тельстве не отвечает за страну в целом. Британский
премьер-министр Тереза Мэй, выслушав критику пред-
ставителя Лейбористской партии в свой адрес, что она
идет на поводу у Трампа, ответила: «Вы отвечаете только
за свою партию, а я отвечаю за страну». Это было очень
убедительно, и возразить здесь трудно.
Военные должны постоянно готовиться к войне.
Сейчас роль начального периода, значение боевого де-
журства всех сил, особенно СЯС, ВКС, еще больше возрос-
ла, тем более что у наших границ находится реальный про-
тивник, имеющий опыт взаимодействия в составе НАТО.
Благодаря двухлетней напряженной работе в канун
Великой Отечественной на флоте была разработана чет-
кая система боевой готовности от наркомата до каждого
экипажа. ВМФ в начале войны не потерял ни одного ко-
рабля. Да и обученность была гораздо выше. Ни один из
приморских городов – Лиепая, Таллин, Одесса, Севасто-
поль, Ленинград – не был взят врагом с моря.
Достаточно было без всяких шифровок, требующих вре-
мени на кодирование и раскодирование, передать цифру 3, 2
или 1, и все корабли и части действовали по детально согла-
сованным инструкциям на стоянках или выходили в районы
рассредоточенными. В отличие от других видов ВС коман-
дующих округами, армиями, дивизиями никто не запраши-
вал, какие ограничения вводятся.
Флотские таких вопросов не зада-
вали, потому что все вопросы бое-
вой готовности были отработаны.
На суше, наоборот, много са-
молетов было потеряно на аэро-
дромах, и армия, органы управ-
ления оказались лишены при-
крытия с воздуха, не вышли в
назначенные районы, то есть не
выполнили плановые задачи.
Управление войсками, кроме
флота, было фактически потеря-
но. Такова трагедия начального
периода войны.
ЗАПОЗДАВШАЯ СТАВКА
Сегодня есть уверенность,
что для руководства Министер-
ства обороны и Генерального
штаба вопросы боевой готовно-
сти являются приоритетными. Но помимо этого еще
должна быть создана четкая система управления страной
и ВС, освоенная высшим руководством государства и
многократно апробированная на стратегическом уровне в
мирное время. Ведь войну ведет страна и существуют де-
сятки структур, не подчиненных Генеральному штабу.
Поэтому нужен специальный орган управления, который
нацелит усилия всех ведомств на защиту Отечества и по-
беду в войне. Это чрезвычайно важно.
К большому сожалению, перед Великой Отечественной
такого органа управления не было, пришлось его срочно соз-
давать в ходе войны методом проб и ошибок. Это дорого
обошлось стране. 23 июня 1941 года была создана Ставка
главного командования во главе с наркомом Тимошенко.
Сталин вошел в нее на правах члена Ставки, на заседаниях
которой он не всегда присутствовал. Адмирал Кузнецов в
воспоминаниях пишет: нетрудно было заметить, что нарком
обороны не подготовлен к той должности, которую занимал.
Да и члены Ставки свои обязанности не представляли и
практически не подчинялись наркому, наоборот, требовали
у него отчета о его действиях. Лишь 19 июля была создана
Ставка Верховного командования, а Сталин возглавилНКО.
И только 8 августа она переоформлена в Ставку Верховного
главнокомандования во главе со Сталиным, то есть через
полтора месяца с начала войны. Уже были потеряны сотни
городов, убиты и взяты в плен тысячи солдат и офицеров, а
орган руководства войной и страной только создавался. От-
дадим должное, он быстро прошел все ступени становления,
набрался оперативно-стратегического опыта, но слишком
дорогая цена заплачена за этот опыт.
Главная беда в том, что Ставка Верховного главноко-
мандования, повторим, не была создана в мирное время, и
большие недостатки, выявленные в ходе финской кампа-
нии, остались неустраненными, более того – даже неучтен-
ными в должной мере.
Не меньше проблем может возникнуть с мобилизацион-
ной готовностью. Сейчас заводы не спрячешь за Урал, вся
территория страны досягаема для средств поражения. Зна-
чит, необходимо в мирное время сформировать запасы, осо-
бенно требующие большого времени производства, от на-
личия которых зависит стратегический и оперативный успех.
Это в первую очередь ракеты всех типов для СЯС, ПВО,
ВКС и другие высокотехнологичные средства войны.
Вопросы безопасности функционирования структур
управления, работы ОПК, топливно-энергетических си-
стем, соблюдение режима военного положения, выполне-
ние задач территориальной обороны являются важней-
шими, от которых зависит жизнедеятельность государ-
ства. Надо приветствовать рождение федеральной воен-
ной организации, предназначенной для обеспечения
государственной и общественной безопасности, защиты
прав и свобод человека и гражданина. Очень важно, что
она создается в мирное время.
Формирование Федеральной службы войск нацио-
нальной гвардии – верный пример стратегического мыш-
ления в укреплении безопасности государства.
Обладая необходимым составом частей и подразделе-
ний специального назначения, они способны во взаимо-
действии с ФСБ и МВД успешно бороться с экстремиз-
мом и терроризмом. В целом Росгвардия в состоянии
нейтрализовать такие угрозы, которые могут повлечь гло-
бальные риски для существования государственного
строя, и надежно обеспечивать безопасность граждан.
ГЛАВНЫЙ – МИЧМАН
Естественно, все государства содержат армию исходя из
финансовых возможностей. Это главный критерий ее чис-
ленности в мирное время. Как бы военные ни обосновыва-
ли необходимость увеличения оборонного бюджета, «мир-
ная» армия не должна быть чрезмерной. Но в военное
время она формируется исходя из военных угроз и может
быть в несколько раз выше периода мирного времени.
Сейчас изменилось само понятие мобилизационного ре-
сурса. Граждане, идущие на доукомплектование, должны
иметь соответствующую военную подготовку. Самое страш-
ное на войне – руководить необу-
ченными людьми. Во время Вели-
кой Отечественной пришлось об-
ратиться к народу: на защиту
страны встали все – от вчерашних
школьников до профессоров.
Ополченцы, добровольцы–герои
и великие патриоты, которые до-
казали это с оружием в руках.
По моему пониманию, лю-
бовь к Отечеству и патриотизм
близкие, но не однозначные по-
нятия. Многие говорят, что
любят Родину, но в тяжелое для
нее время выбирают страну, где
жизнь слаще. Значит, в лихую го-
дину далеко не каждый встанет на
защиту своей земли с оружием в
руках. Патриотизм включает то
же, что и любовь к Родине, но до-
полнительно подразумевает го-
товность пожертвовать своими интересами ради нее, в том
числе и жизнью в военное время.
В конечном счете определение численности армии всег-
да является предметом военной реформы. Плохо другое –
то, что сокращение армии часто выдается за эффектив-
ность. Мы это в новой России проходили, когда развалива-
ли советские Вооруженные Силы. Мотивировка реформа-
торов того времени состояла в том, что, мол, большая
армия неэффективна. Я не буду останавливаться на том,
как и кто ее развалил. Чрезвычайно интересна логика:
большая армия неэффективна, а маленькая – наоборот.
Но все дело в другом – в профессионализме. Из малой
по численности, но хорошо подготовленной армии легче
осуществить формирование вооруженных сил военного
времени. Для примера приведу Германию. Ей после по-
ражения в Первой мировой войне по Версальскому дого-
вору разрешили иметь армию общей численностью не
более 100 тысяч. Была запрещена всеобщая воинская по-
винность, распущены Генеральный штаб и Военная акаде-
мия. Страна была лишена права иметь боевую авиацию,
танковые части и подводный флот, а ВМФ подлежал ре-
формам. Что сделали немцы? Сохранили костяк офицер-
ского корпуса, фельдфебелей и некоторое количество де-
фицитных специалистов. А командиров, танкистов и лет-
чиков готовили даже у нас в Казани и Липецке, расплачи-
ваясь современными технологиями.
В 1933 году Гитлер, придя к власти, отверг Версаль-
ский договор и уже в 1936-м создал армию, способную
вести войну в Испании. К 1939 году была многомиллион-
ная армия, которая завоевала Европу. Отсюда простой
вывод, сформулированный выше. Другой состоит в том,
что боеспособность армии зависит в первую очередь от
профессионализма офицерского состава, прапорщиков
(мичманов), младших командиров.
Скажете, что это очевидные вещи. Но вспомните недав-
нюю реформу, когда под руководством прежнего министра
обороны Генеральный штаб предложил сократить количе-
ство офицеров на 150 тысяч к концу 2016 года. Мало того,
решили план этот выполнить уже к 2012-му. Потом поняли,
что перегнули палку, через три месяца решили вернуть назад
70 тысяч. Комментарии, как говорится, излишни.
Или взять чехарду с институтом прапорщиков и мич-
манов, введенным в СА и ВМФ в 1972 году. Цель ставили
такую: иметь специалистов, способных управлять совре-
менной техникой и вооружением в связи с ее усложнени-
ем. Этот институт до 2009-го насчитывал 142 тысячи че-
ловек. И вдруг принимается решение упразднить его.
Что, за 40 лет техника и вооружение стали примитивнее,
упростились подводные ракетные крейсеры стратегиче-
ского назначения, на которых до 60 процентов экипажа
мичманы? Кем их заменить? Контрактниками? Но это со-
всем другой уровень профессиональной подготовки. Ведь
каждый мичман – штучный специалист. Случайных, не-
подготовленных людей на подлодке не может быть. Эки-
пажи сколачиваются годами. Они в отличие от других
видов, родов войск вместе побеждают и так же терпят по-
ражение. Государство тратит на изготовление каждого
подводного крейсера миллиарды долларов. Без мичманов
они превращаются в подводное общежитие, укомплекто-
ванное любителями. Хорошо, что эти решения в экстрен-
ном порядке были отменены новым руководством Мини-
стерства обороны и Генерального штаба.
ПРОФЕССИОНАЛЫ И ЛЮБИТЕЛИ
Почему-то многие, даже военные в солидных званиях
и при должностях, не говоря уже о гражданских руково-
дителях, считают, что если армия комплектуется не по
призыву, а добровольцами-контрактниками, часто не на-
шедшими себя «на гражданке», то она профессиональна.
Но профессионалы – это офицеры или прапорщики,
которые видят в воинской службе и защите Отечества
смысл жизни. Они прошли специальную подготовку, по-
лучили военное образование. Приобрели служебный, а
некоторые и боевой опыт. Стремятся сделать хорошую
военную карьеру. Их надо ценить, беречь, уважать и де-
лать все возможное для этой категории и их семей. Во-
лонтеры, добровольцы не имеют такой подготовки, они
временно заключили контракты и в любое время по жела-
нию или окончании контракта закончат службу.
Плохо, когда недопонимание разницы между профес-
сионалами и волонтерами приводит к тому, что заполу-
чив добровольцев из числа тех, кому деваться некуда, и
достигнув определенного процента укомплектованности
личным составом не по призыву, докладывают, что части
и соединения стали профессиональными. А далее можно
рапортовать об успехах военной реформы и переходе на
кадровую армию. Мы и это уже в какой-то степени про-
ходили.
Профессионализм, а значит, и боеспособность дости-
гаются годами службы, практическим и боевым опытом.
Лозунги и безответственные эксперименты в армейском
строительстве недопустимы. Поэтому руководителей-
непрофессионалов, особенно при проведении военных
реформ, не должно быть.
Россия на протяжении своей истории вынуждена
была вести войны, главная цель которых – право на су-
ществование. Предки наши хорошо постарались в во-
просе открытий, освоения новых земель, морских про-
сторов. Сейчас это одна из главных причин ведения ло-
кальных, региональных и, несомненно, будущей миро-
вой войны в случае ее возникновения. Поэтому надо
быть готовыми.
США в первую очередь да и Европа хотят решить
свои политические и экономические проблемы за счет
России. Отсюда истерия и обвинения нас во всех бедах.
Думаю, что информационная война, действия СМИ как
составной ее части опаснее войны экономической в виде
всевозможных санкций, которые мы научились по мно-
гим направлениям преодолевать. В такую эпоху доказа-
тельством готовности государства и его армии к защите
Отечества является практический успех, даже в локаль-
ном конфликте. Пример – действия Российской армии в
Сирии, что сразу охладило завоевательский пыл некото-
рых заморских «ястребов».
Наш народ не приемлет войну даже на генетическом
уровне. Я на всю жизнь запомнил послевоенные слова ма-
тери, рожденной в 1924 году и работавшей с раннего утра
до позднего вечера: «Ничего сынок, как-нибудь прожи-
вем, лишь бы не было войны». Женщины в самые лихие
времена боялись только почтальона, который приносил в
том числе и похоронки. Наша тысячелетняя история
учит: единственной гарантией мира являются боеспособ-
ная, высокопрофессиональная армия и флот.
Все мы, невзирая на свою профессиональную принад-
лежность, – граждане одной страны, одной системы вос-
питания, и базовое понимание ценностей у нас примерно
одинаковое. Но профессия защитника Отечества, тем
более офицера, налагает еще большую ответственность за
обороноспособность страны. Поэтому повторю: каждый
офицер должен соответствовать своему высокому предна-
значению – защитника Отечества, всегда помнить слова
фельдмаршала Михаила Кутузова: «Нет выше чести, чем
носить русский мундир».
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
пьезокерамические элементы,
многослойные актюаторы,
армированные актюаторы,
микродвигатели, микрореле
датчики различных типов,
пьезокерамические трансформаторы,
пьезокерамические фильтры,
гидроакустические модули,
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
генераторы на ПАВ,
линии задержки.
реклама
ПРОФЕССИЯ –
ПАТРИОТ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ РЕФОРМ ЗАБЫВАЮТ ОПЫТ,
ПОЛУЧЕННЫЙ ЦЕНОЙ ОГРОМНЫХ ПОТЕРЬ
Сегодня много говорят о грядущей войне,
о том, какой она будет. К сожалению,
в условиях западных санкций и кампании
по демонизации России подобное развитие
событий вполне реально даже после ухода
администрации Барака Обамы. Скорее всего
эта война будет последней для участвующих
в ней государств, а сторона, потерпевшая
поражение, останется в проигрыше навсегда.
Уже были потеряны
сотни городов, убиты
и взяты в плен тысячи
солдат и офицеров,
а орган руководства
войной и страной
только создавался
ПОЗИЦИЯ
klerk.ru
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook