11
ИСТОРИЯ
Василий Юрьевич Микрюков был удиви-
тельным человеком, в котором яркий талант и
глубокий интеллект сочетались с высокими
моральными качествами, исключительной
скромностью и трудолюбием. Он был истин-
ным патриотом своего Отечества!
Окончив в 1980 году Пермское высшее во-
енное командное училище, более 22 лет про-
служил в Ракетных войсках стратегического
назначения, прошел путь от начальника расчета
в/ч 29489 до начальника отделения военно-
научной группы ВА им. Дзержинского. Стал
доктором педагогических и кандидатом техни-
ческих наук.
После увольнения из рядов Вооруженных
Сил РФ в 1998 году преподавал в высших и
средних учебных заведениях, директорствовал.
В этот период им созданы учебники и пособия
по основам безопасности жизнедеятельности,
по которым теперь учатся студенты средних и
высших образовательных учреждений России.
Василий Юрьевич Микрюков – выдающийся
ученый нашего времени в области военных зна-
ний. Его фундаментальная «Теория взаимодей-
ствия войск» переведена на иностранные языки
и используется за рубежом, энциклопедический
труд «Война: наука и искусство» получил широ-
чайшее признание, а докторская диссертация,
посвященная военно-патриотическому образо-
ванию и воспитанию учащихся, легла в основу
многих учебников и пособий для курсантов во-
енных, суворовских и кадетских училищ.
Наследие Василия Микрюкова останется
актуальным многие годы, и еще не одно поко-
ление исследователей будет обращаться к его
публикациям и трудам по военной, педагоги-
ческой, спортивной проблематике. Всего им
написано и издано более 40 книг, 300 научных
работ.
Василий Юрьевич являлся действительным
членом Международной академии информати-
зации, АВН, членом-корреспондентом РАЕН.
Удостоен почетного звания «Заслуженный дея-
тель науки и образования» и общественных на-
град:
орденов
Европейского
научно-
промышленного консорциума «Трудом и знани-
ем», «Первый среди равных», Серебряной и
Золотой медалей имени В. И. Вернадского.
В последние годы Василий Микрюков ак-
тивно сотрудничал с газетой «Военно-
промышленный курьер», был автором острых
публикаций на злободневные темы.
Василий Юрьевич Микрюков скоропостиж-
но скончался 24 декабря на 59-м году жизни. Он
ушел в расцвете творческих сил, полный планов
и идей. Его наследие еще предстоит по достоин-
ству оценить и воплотить в реальные дела.
Ученый,
педагог,
патриот
Его наследие
еще предстоит оценить
по достоинству
IN MEMORIAM
Сергей БЕЛКОВСКИЙ,
корреспондент «ВПК» (Челябинск)
Южный Урал не без основания считают ме-
стом, где ковался ядерный щит страны. Но еще
раньше здесь создавали броню державы, за что
Челябинск получил второе имя – Танкоград.
Истории города посвящено множество
книг, тем не менее сам «Танкоград в лицах»
пока недостаточно изучен. Даже в Челябин-
ске сейчас мало кто назовет хотя бы пять
имен людей, работавших в тот период на
ЧТЗ. Разве что директора Зальцмана вспом-
нят. Среди почти забытых и конструктор
милостью божией Павел Исаков.
Тридцать три года он отдал ЧТЗ, куда
приезжал для работы дважды: в войну – моло-
дым инженером, затем в начале 50-х. Под ру-
ководством Исакова коллектив СКБ-2 ЧТЗ
создал десятки образцов бронетанковой тех-
ники: тяжелые КВ, ДВ-1с, линейку от ИС-1
до ИС-6, Т-10, БМП и несколько ее модифи-
каций. Все машины серийные, многие до сих
пор на вооружении Российской армии.
С начала ВеликойОтечественной молодой
ленинградский инженер принимал участие в
создании КВ и САУ. В 23 года он нашел реше-
ние, как разместить в танке КВ-1С боезапас из
114 снарядов калибра 85 миллиметров вместо
90 штатных. Это давало танкистам возмож-
ность дольше вести огонь по врагу.
Во всех модификациях тяжелых танков и
САУ, что созданы и выпускались на ЧТЗ в
годы войны, был вклад молодого инженера.
В 1946 году танковое СКБ Жозефа Ко-
тина возвратилось в Ленинград. Тогда же
заместителем главного конструктора Ки-
ровского завода вернулся в родной город и
Павел Исаков.
Но в 1953-м он снова приезжает в Челя-
бинск главным конструктором СКБ. За два
десятка лет под руководством Исакова были
созданы и переданы в серийное производство
около десяти образцов бронетанковой техни-
ки, не имеющих мировых аналогов. В том
числе ПТ-76 (плавающий танк) и БМП-1.
На встрече в музее ЧТЗ ветераны СКБ-2
отмечали, что если имя Исакова мало что го-
ворит даже большинству соотечественников,
зато в репортажах из горячих точек уже не-
сколько десятилетий регулярно упоминается
о его детище – БМП. В этом смысле совет-
ская боевая машина пехоты и ее творец не
менее знамениты, нежели автомат Калашни-
кова и Михаил Тимофеевич, его создавший.
Ветеран завода, заместитель главного
конструктора ГСКБ-2 ЧТЗ Эрик Яровой
рассказал, как вместе с Исаковым участво-
вал в разработке, испытаниях и производ-
стве первой в мире БМП: «В 1958 году,
когда начинал свой путь на заводе, шла ра-
бота над самым тяжелым в мире танком –
весом 56 тонн. Это был так называемый
объект 750. Мощность двигателя составля-
ла тысячу лошадиных сил. На танке была
установлена самая большая нарезная пушка
калибром 130 миллиметров. Таких больше
никто не устанавливал. Но после прихода
Хрущева отношение к отрасли меняется,
разработку тяжелых танков передали в Ниж-
ний Тагил. У нас же появляется новая тема-
тика: посадить пехоту на колеса. Нужно
было создать машину на гусеничном ходу
для проходимости в любых условиях – по
снегу, по грязи, по косогорам и болотам.
БМП должна быть плавающей, гусеничной,
защищенной броней и способной везти одно
отделение – 11 человек. Стояла задача соз-
дать машину для переброски десанта с запа-
сом хода не менее 500–600 километров.
В мире подобных машин еще не создали.
Испытания начались в Чебаркуле, продол-
жились в Подмосковье, Белоруссии, своим
ходом БМП-1 вернулась в Москву для по-
каза Хрущеву. Но к тому моменту его сняли
и чудо техники явили на параде в Москве в
1965 году уже Леониду Брежневу…»
Стоит отметить, что появление боевой
машины пехоты принципиально нового клас-
са произвело переворот в стратегии и тактике
Вооруженных Сил СССР. Вплоть до измене-
ния уставов. После демонстрации новой ма-
шины на маневрах «Днепр» и «Двина» произ-
водство БМП помимо СССР наладили в
Чехословакии и Польше, входивших тогда в
Организацию Варшавского договора.
За создание боевой машины пехоты
Павла Исакова наградили орденом Ленина.
Его многолетняя работа над созданием бро-
невого щита страны увенчалась Ленинской
премией, званием Героя Социалистического
Труда. Под его руководством издан десяти-
томник «Теория танков», который до сих
пор служит настольной книгой студентам
профильных вузов и слушателям военных
академий. Скончался Павел Павлович в
1999 году, похоронен в Санкт-Петербурге –
в родном городе он жил с середины 70-х.
Настольные
танки
Теория и практика Павла Исакова
остаЮтся на вооружении
В музее компании «ЧТЗ-Уралтрак»
отметили столетие главного
конструктора Челябинского
тракторного завода, лауреата
Ленинской премии, разработчика
первой в мире принципиально
новой боевой машины пехоты
Павла Павловича Исакова.
Личность
Фото из музея ЧТЗ
Алексей ЗАХАРЦЕВ,
корреспондент «ВПК»
(Санкт-Петербург)
Разорвать огненное кольцо,
душившее город, решили на
Шлиссельбургско-Синявинском
выступе одновременными встреч-
ными ударами 2-й ударной
армии Волховского фронта под
командованием генерала-лейте-
нанта Владимира Романовского
и 67-й армии генерал-майора
Михаила Духанова Ленинград-
ского фронта.
Михаил Духанов вспоминал:
«Фашисты держали город в бло-
каде в течение 16 месяцев. Ком-
муникация по Ладожскому озеру
– Дорога жизни, конечно, не
могла обеспечить город с таким
большим населением. В декабре
было получено указание Ставки
Верховного командования при-
ступить к подготовке прорыва
блокады. Операция проходила в
чрезвычайно сложных условиях,
потому что Шлиссельбургский
выступ, в направлении которого
67-й армии пришлось проводить
удар навстречу Волховскому
фронту, был сильно укреплен».
«Я редко встречал
местность, менее удобную
для наступления»
Шлиссельбургско-Синявинс-
кий выступ гитлеровцы называли
Flaschenhals (бутылочное горло).
Его обороняли пять фашистских
дивизий численностью 10–12
тысяч каждая. За полтора года
непрерывных боев небольшой, в
общем-то, участок протяженно-
стью пару десятков километров
был укреплен настолько, на-
сколько возможно. Крутые не-
вские берега, залитые льдом,
чтобы на них невозможно было
забраться, разветвленная систе-
ма инженерных сооружений,
минные поля, 30–40 огневых
точек противника на каждый ки-
лометр обороны, незамерзающие
болота – все было на руку гитле-
ровцам, вспоминал после войны
командующий Волховским фрон-
том Константин Мерецков: «Я
редко встречал местность, менее
удобную для наступления. У
меня навсегда остались в памяти
лесные дали, болотистые топи,
залитые водой торфяные поля и
разбитые дороги. Оборону уси-
ливали противопехотные и про-
тивотанковые
препятствия,
сплошные минные поля, изре-
занные глубокими канавами тор-
форазработки».
Но все же в данном районе
Ленинградский и Волховский
фронты разделял коридор шири-
ной всего 15 километров и более
удачного места для решающего
прорыва трудно было найти. К
тому же мы располагали двумя
плацдармами – на Невском пя-
тачке и в крепости Орешек.
К началу наступления в усло-
виях осажденного города удалось
создать определенный перевес
над войсками вермахта в пехоте,
танках, артиллерии и авиации.
Из рассказа генерал-майора
Михаила Духанова: «Перед на-
ступлением наши солдаты учи-
лись форсировать реку, забирать-
ся на обледенелый берег с помо-
щью штурмовых лестниц и
кошек, обезвреживать вражеские
мины. Самолеты вели аэрофото-
съемку, активно действовала раз-
ведка, для артиллеристов обору-
довали свыше 300 наблюдатель-
ных пунктов. Трехчасовую арт-
подготовку 12 января, предва-
рявшую наступление, слышали
даже в Ленинграде. Стрельба
была такая, что, как говорят оче-
видцы, орудия накалялись, люди
обливались потом, сбрасывали
на морозе ватники, бушлаты.
Немцы смогли сосредоточить
на небольшом участке на наших
флангах до пяти свежих дивизий.
И все же за первый день Ленин-
градскому и Волховскому фрон-
там удалось продвинуться на-
встречу друг другу почти на три
километра. В ночь на 13 января
наши войска закреплялись на от-
битых у врага рубежах, эвакуиро-
вали раненых, подтягивали ар-
тиллерию, подразделения второ-
го эшелона».
Один из решающих ударов,
прорвавших фашистскую оборону,
был нанесен с Невского пятачка –
узкой полоски земли на левом бе-
регу Невы, который наши бойцы
удерживали под непрерывным
огнем врага с сентября 1941-го.
Ширина плацдарма – 530 шагов,
длина – примерно 2000. Среди
первых защитников Невского пя-
тачка был красноармеец 330-го
стрелкового полка 86-й дивизии
Владимир Спиридонович Путин.
В ноябре 1941 года он был тяже-
ло ранен и переправлен в медсан-
бат, а затем в ленинградский гос
питаль…
Несмотря на сверхплотный
президентский график, Влади-
мир Путин, бывая в Северной
столице, неизменно приезжает на
Невский пятачок поклониться
погибшим, пообщаться с одно-
полчанами отца – их от 86-й
стрелковой дивизии остались
единицы.
«Здесь воевал мой отец, – рас-
сказывал президент. – Здесь он
был тяжело ранен. И это, каза-
лось бы, трагическое обстоятель-
ство сохранило жизнь моей мате-
ри. Она бы, наверное, не пережи-
ла блокаду. Отец, оказавшись в
госпитале, подкармливал ее из
своего пайка. Но родители не
смогли сохранить своего сына,
моего брата. Он заболел в бло-
кадном Ленинграде и умер. Каж-
дая семья ленинградцев имеет
счет к войне. И у меня он, конеч-
но, тоже есть».
Защитники Невского пятач-
ка не позволили сомкнуть вокруг
Северной столицы второе бло-
кадное кольцо и постоянно от-
влекали на себя значительные
силы врага. Вермахт сообщал о
потерях в районе плацдарма 40
тысяч своих солдат. Наших вои-
нов, по официальным данным,
здесь полегло более 200 тысяч.
То есть каждые сутки (а враже-
ские обстрелы и атаки не прекра-
щались ни днем, ни ночью)
гибли по 530 красноармейцев.
Убитых не хоронили. Мертвыми
телами укрепляли окопы... Под
непрерывным огнем бойцы 86-й
дивизии с пропитанного кровью
плацдарма пошли на прорыв
блокады.
Еще одним опорным пунктом
наступления наших войск стала
древняя крепость Орешек на
Ореховом острове у истока Невы,
напротив Шлиссельбурга. Осно-
ванная в 1323 году цитадель Но-
тебург (N teborg) с 1612 по 1702
год принадлежала шведам, в им-
ператорской России здесь поме-
щалась каторжная тюрьма.
Мощные крепостные стены
гитлеровцы превратили в руины,
но так и не сумели взять крохот-
ный остров 400 на 200 метров,
который наши бойцы удержива-
ли 500 дней, вспоминал кавалер
орденов Ленина и Красного Зна-
мени, командир артиллерийской
батареи Петр Кочененков: «До
захваченного фашистами Шлис-
сельбурга – 180–200 метров, и
стоило шлюпке только отойти от
крепости, по нам тотчас откры-
вался огонь из пулеметов и мино-
метов. Зимой добирались по
льду. На разрушенной крепост-
ной колокольне мы подняли флаг.
Спали, когда удавалось, на нарах
в подземелье. Наверху установи-
ли два орудия – 45- и 70-мм – для
кругового обстрела. Внизу возле
башни были еще четыре орудия,
которые вели огонь по самоле-
там, прикрывая Дорогу жизни.
Нас обстреливали день и ночь.
Все, что могло гореть, сгорело.
Орудия то и дело засыпало оскол-
ками кирпича и камня. Но мы их
ремонтировали, чистили и вновь
вели огонь. И во время январско-
го наступления 1943-го пушки
крепости Орешек дали свой залп
по врагу».
«Город получил прямую
связь с Большой землей»
Перед музеем-диорамой, по-
священной прорыву блокады
Ленинграда в районе 60-го кило-
метра Мурманского шоссе, за-
стыли на пьедесталах танки, уча-
ствовавшие в тех героических
боях. Многие из бронемашин
были подбиты и затоплены во
время форсирования Невы, а
уже в наши дни подняты и вос-
становлены.
Интересный эпизод. Во
время наступления между Рабо-
чими поселками № 5 и № 6
подбили немецкий танк, кото-
рый по внешнему виду отличал-
ся от других боевых машин вер-
махта. Гитлеровцы предприни-
мали настойчивые попытки эва-
куировать его с «нейтральной
полосы». Маршал Жуков прика-
зал создать специальную группу и
захватить вражескую машину. В
ночь на 17 января взвод пехоты и
четыре танка под командованием
старшего лейтенанта Косарева
при поддержке артиллерийско-
минометного огня приступили к
выполнению задания. Участок,
где находилась подбитая машина,
противник держал под непрерыв-
ным обстрелом. Тем не менее она
была захвачена и отбуксирована в
расположение советских войск.
Оказалось, что это эксперимен-
тальный образец № 1 тяжелого
танка Т-VI «Тигр», направленный
гитлеровским командованием на
Волховский фронт для испыта-
ний. Ценный трофей отвезли на
полигон для изучения боевых ха-
рактеристик, на основе чего раз-
работали инструкции для наших
бойцов. Эти рекомендации очень
пригодились на Курской дуге, где
враг применил новые «Тигры»
уже в большом количестве.
В ночь на 19 января 1943
года Совинформбюро передало
долгожданное известие: «После
семидневных боев войска Ленин-
градского и Волховского фронтов
соединились и тем самым про-
рвали блокаду Ленинграда».
Николай Тихонов писал
тогда: «На пристани освобож-
денного Шлиссельбурга уже
снуют моряки, железнодорож-
ники осматривают пути, специа-
листы проверяют, что осталось
от ситценабивной фабрики.
Шлиссельбург в развалинах, но
строители готовы начать восста-
новительные работы. Первый
день после прорыва блокады.
Победный день, которого мы
ждали. Город получил прямую
связь с Большой землей!».
В короткий срок – всего за 17
дней – на отвоеванной полосе
вдоль Ладожского озера по реше-
нию Государственного Комитета
Обороны была построена 30-ки-
лометровая железная дорога. Ее
называли Дорогой победы.
Утром 7 февраля 1943-го ле-
нинградцы восторженно встрети-
ли на Финляндском вокзале пер-
вый поезд с Большой земли. До
конца года по дороге было до-
ставлено 4,4 миллиона тонн раз-
личных грузов.
Операция «Искра» имела
огромное военное и политиче-
ское значение. Даже из осажден-
ного города наши войска сумели
провести мощное наступление и
прорвать чрезвычайно плотную
оборону врага. По престижу вер-
махта был нанесен сокрушитель-
ный удар. За мужество и отвагу в
январских боях 1943-го 25 нашим
воинам присвоено звание Героя
Советского Союза, около 22
тысяч награждены орденами и
медалями.
Но жестокие бои по-прежнему
продолжались на всем протяже-
нии пусть прорванного, но еще
сдавливающего город вражеского
огненного кольца. Жилые квар-
талы, заводы, фабрики, школы,
госпитали подвергались варвар-
ским обстрелам. До полного сня-
тия блокады оставался год.
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
На отвоеванной полосе
вдоль Ладожского озера
всего за 17 дней была построена
30-километровая железная дорога
Путь к Дороге
победы
«После семидневных боев войска
Ленинградского и Волховского
фронтов соединились…»
75 лет назад в полусотне километрах северо-восточнее
осажденного Ленинграда развернулась стратегическая
операция «Искра», завершившаяся 18 января прорывом
вражеской блокады.
ПАМЯТЬ