Константин СТРИГУНОВ
Протестные выступления в некоторых крупных городах Ирана выявили
антагонизм между социальными классами. Начавшись в ответ на рост цен,
манифестации быстро выдвинули и политические лозунги, направленные
против правительства и духовенства. Однако считать происшедшее очеред-
ной «цветной революцией» нельзя хотя бы ввиду низкого уровня организа-
ции.
Впрочем, отсутствие «цветных» технологий не означает отсутствия внеш-
него влияния. Разумеется, существуют иранские диаспоры в ряде стран, име-
ющие непростые отношения с Тегераном и оказывающие определенное воз-
действие на процессы внутри страны. Наследник шахского престола Реза Кир
Пехлеви проживает в США, откуда выражает согласие с протестующими.
Разного рода контент антиклерикального содержания для социальных сетей
генерируется в Саудовской Аравии, Израиле и опять же в США. Кроме того,
генпрокурор ИРИ Мохаммад Джафар Монтазери заявил, что для создания
массовых митингов в Иране была организована спецгруппа под руковод-
ством экс-главы отдела ЦРУ по борьбе с терроризмомМайкла Д'Андреа, дей-
ствовавшая в контакте с Моссадом. А финансировал акции Эр-Рияд. Сам
план получил название «Доктрина последовательной конвергенции». По
утверждениямМонтазери, враждебные силы намеревались использовать тер-
рористическую организацию Моджахеддине Халк, последователей монархи-
ческого режима, националистов и даже группы, связанные с коммунистами.
Кроме того, в столице Иракского Курдистана – Эрбиле и в Афганистане
были подготовлены две оперативные ячейки, готовые усилить беспорядки
боевиками ИГ (запрещенного в России). Нет смысла отрицать тайную войну,
ведущуюся вышеперечисленными странами против Тегерана.
Абстрагируемся от конкретных причин протестов и смоделируем сцена-
рий: что будет, если иранское руководство решит серьезно скорректировать
проводимую им политику в регионе. Напомним лозунги манифестантов:
«Не Газа, не Ливан, моя жизнь – Иран», «Оставьте Сирию, думайте о нас».
Вне всякого сомнения, лояльность проиранских сил обходится казне недеше-
во, а значит, как чаще всего бывает, основная нагрузка ложится на самые со-
циально незащищенные группы населения. Десятки тысяч шиитских бойцов
из множества формирований в Сирии стоят сотни миллионов долларов в год,
и это минимальная оценка. Серьезные траты идут на участие КСИР в экстер-
риториальных специальных и войсковых операциях, а также на поддержку Сил
народной мобилизации в Ираке и организаций по типу Бадра. Сюда следует
добавить оказание официально скрываемой помощи хоуситам. Разумеется,
перечисленные структуры не единственные, куда выделяются средства Ира-
ном, – отметим помощь шиитским организациям в Бахрейне, Саудовской
Аравии и других государствах Большого Ближнего Востока. Про засекречен-
ные миссии КСИР и других спецслужб и говорить не приходится – здесь
оценки могут быть только приблизительными.
В некотором роде действия иранских властей можно охарактеризовать
как экспорт исламской революции в неком неотроцкистском прочтении.
Можно ли найти баланс между внутренней устойчивостью с обеспечением
приемлемых условий жизни для подавляющей части населения и реализа-
цией своих интересов через внешнеполитические действия?
Скорее всего Иран не свернет присутствие в Сирии, Ираке, Йемене,
Ливане и где бы то ни было еще без крайних на то причин. Ослабление
шиитских группировок в Сирии сразу же ввергнет страну в новую фазу не-
стабильности, поскольку правительство Асада пока существует только за
счет внешней поддержки – российской и иранской. Собственно, осознание
бесперспективности войны против Дамаска при его поддержке Россией и
Ираном было одной из важнейших предпосылок создания зон деэскалации
при участии Турции. Любое сокращение Ираном поддержки правительства
Асада влечет возобновление масштабных боевых действий. Для России
такой сценарий смотрится крайне тревожным. В интересах нашей страны
сохранение присутствия персов в Сирии, но для понимания действий Теге-
рана нужно проанализировать его готовность к этому и цену, которую он
согласен платить.
Шиитский пояс от Ирана до Ливана для персидского руководства –
проект стратегического уровня, а потому его крах ознаменует поражение
нынешней власти. Если на него наложится ослабление позиций в Ираке и
Йемене, ожидаемо серьезное недовольство не только среди населения, но и
в определенной части истеблишмента. Протесты могут возобновиться с
сильной антивоенной составляющей в лозунгах, и нет гарантий, что ситуа-
цией не воспользуются извне. Более того, власти в Тегеране понимают:
ослабление позиций в Сирии и Ираке – а это фактически дальний и ближ-
ний рубежи обороны – означает создание стратегической угрозы для самого
Ирана. Кто даст гарантии, что в случае поражения Асада агрессию суннит-
ских боевиков не направят против персидского государства? Особенно при
антииранской администрации в Вашингтоне и стабильно враждебной по-
зиции Тель-Авива и Эр-Рияда. А ведь помимо классовых противоречий в
стране могут обостриться и региональные, в частности на западе и северо-
западе, где проживают курды и азербайджанцы, а также на востоке, в Систа-
не и Белуджистане, где сильны сепаратистские тенденции и действует тер-
рористическая группировка Джундалла.
Иран в определенном смысле стал заложником идеологии и политики: рас-
пространение влияния и одновременное удержание авторитета духовенства на
должном уровне требуют не только мощной экономической базы, но и нали-
чия адекватного современности проекта развития.
Любой перекос в пользу одной из составляющих делает систему не-
устойчивой, а значит, уязвимой к деструктивным воздействиям. Таким об-
разом, способность иранской теократии к сохранению баланса между внут-
ренним развитием и внешним влиянием – ключ не только к удержанию
власти, но и к иммунитету от «цветных революций» и других дестабилизи-
рующих явлений с национальным генезисом. Для России важно не допу-
стить расшатывания обстановки в персидском государстве, оказывая ему
политико-дипломатическую помощь, передавая разведданные об антииран-
ских силах за его пределами. Необходима наша поддержка и в информаци-
онном противодействии внешней агрессии с использованием СМИ и сете-
вых ресурсов.
Алексей БАЛИЕВ, политолог
Дело не только в политическом факторе: имен-
но в тех районах и вблизи них проходят нефтепро-
воды из Иракского Курдистана и северо-восточной
Сирии к портам в Александреттском санджаке. До
осени 1939-го этот регион находился в ведении Да-
маска (Сирия и Ливан в 1920–1943 годах входили
в состав французского протектората Левант).
О планах перенаправить на Турцию транзит не
только иракской, но и аравийской нефти в Анкаре
объявляли еще в 1940-м («Плохо смазанная ось»,
«ВПК», № 24, 2016). 18 января 1938 года войска
на границе с французским Левантом были приве-
дены в полную боеготовность для вторжения в этот
регион, поскольку Париж медлил с его передачей
Турции. Тогда вооруженного столкновения удалось
избежать. Форин-офис «посоветовал» Парижу
ускорить передачу региона Анкаре, а Германия и
Италия поддерживали этот проект.
Британские компании, напомним, с 1937 года стро-
или нефтепроводы из Саудовской Аравии, британского
Кувейта и Северного Ирака (Иракского Курдистана) к
портам британской же Палестины и французского Ле-
ванта. Потому Лондон, тем более Берлин были заинте-
ресованы в ослаблении позиций Парижа в регионе.
Вследствие арабо-израильского конфликта по
этим трубам с начала 50-х перестали перекачивать
крупные объемы черного золота. Это в свою очередь
привело к ускорению строительства западными ком-
паниями в Александреттском санджаке, захваченном
Турцией, транзитных портов (Юмурталык и Искен-
дерун) и нефтепроводов для североиракского сырья.
Маршруты были выбраны так, чтобы ни Дамаск, ни
Анкара, ни тем более курды не могли полностью
контролировать значимый транзитный коридор.
Территория Александреттского региона лишь
4700 квадратных километров – мал золотник, да
дорог. Военно-политическое положение региона и
поныне трудно переоценить: во-первых, он глубо-
ко вклинивается в средиземноморскую часть си-
рийской территории. А во-вторых, «нависает» над
Латакией – основным портом и главной военно-
морской базой Дамаска.
Что же касается нефтяной связки Турции и Се-
верного Ирака, власти в Эрбиле заинтересованы (в
обход Багдада) в дальнейшем росте экспорта своей
нефти и ее транзита через порты Александреттско-
го региона (Юмурталык и Искендерун). Уже сегод-
ня Турция – главный импортер этой нефти, на вто-
ром месте – США, получающие черное золото по
тем же каналам. Кстати, во Францию точно так же
шло сырье, добытое боевиками запрещенного в
России ИГ, – напрямую или реэкспортом через
Мальту. Нет оснований полагать, что Анкара от-
кажется от вариантов экспроприации всей Север-
ной Сирии под любыми предлогами. Первый шаг
в этом направлении Турцией был сделан, повто-
рим, в 1938–1939 годах.
Ретроспектива
Операция «Труба Евфрата»
Турция
давно имеет планы
на сирийские
нефтепроводы
Анкара заявила об окончании операции «Щит Евфрата», нацеленной вроде бы
против боевиков запрещенного в России ИГ на северо-востоке и севере Сирии.
Но турецкие войска продолжают воевать там с повстанцами-курдами.
9 ноября 1936 года турецкий МИД выступил за
независимость Александретты (для прикрытия ре-
альных целей). 25 ноября Франция передала вопрос
в Лигу Наций. Там под давлением Германии, Велико-
британии, Италии и Турции 26 января 1937 года ре-
шили: регион остается в составе Сирии, но получает
максимальную внутреннюю автономию. Анкаре пре-
доставляется право бесплатного пользования порта-
ми Александретты. Готовность Турции воевать с
Францией и политика Лондона возымели действие: в
середине июля 1938 года Анкара добилась согласия
Парижа на ввод в регион своих войск. Вскоре они
захватили там власть, Александретту переименова-
ли, а французов выдавили в считаные недели – по
расхожему принципу «чемодан-причал-граница».
СПРАВКА «ВПК»
alltopnews.xyz
vistanews.ru
03
ГЕОПОЛИТИКА
ИНТЕРЕСЫ
Связанный
шиитским
поясом
Ирану может потребоваться
помощь России
События в Иране во многом примечательны не только сами
по себе, поскольку могут повлечь изменения стратегической
и военно-политической обстановки в горячих точках, где так
или иначе присутствует Исламская Республика.
Александр БАРТОШ,
член-корреспондент
Академии военных наук РФ,
эксперт Лиги военных
дипломатов
Однако это лишь внешняя обо-
лочка. По сути документ нацелен на
решение гораздо более широкого
круга задач по сохранению лидерства
Америки в мире. В стратегии откры-
то говорится: «Мы должны убедить
противников в своей способности и
готовности одержать над ними верх и
разгромить в случае нападения на
США, а не просто наказать за такое
нападение».
ДЕРЖИ РЕВАНШИСТА!
Авторы стратегии планируют
широкий спектр действий против
прежде всего России и Китая. Глав-
ный тезис документа: Москва и
Пекин вступили в эру соперничества
с США, пытаясь отобрать «геополи-
тические преимущества и изменить
международный порядок в свою
пользу», делают «свои экономики
менее свободными, менее справедли-
выми, наращивают военные расходы,
контролируют информацию для по-
давления своих обществ и расшире-
ния собственного влияния».
Озаботившись недостаточными
свободой и справедливостью эконо-
мик геополитических соперников,
США планируют нанести главный
удар по России, которая как «реван-
шистское государство» стремится
«восстановить статус великой держа-
вы и укрепить сферу влияния вдоль
границ». С этой целью, по мнению
авторов документа, Москва исполь-
зует различные тактики с применени-
ем как военного, так и информацион-
ного воздействия, вмешивается во
внутренние дела стран по всему миру,
проводит информационные и кибер-
операции. Стратегия добросовестно
перечисляет используемые для этих
целей силы и средства: государствен-
ные российские СМИ, пользователи,
пишущие комментарии за деньги, не
забыты экзотические тролли и боты,
создающие ложные профили в соци-
альных сетях.
При этом документ умалчивает о
действиях США в Ираке, Афганиста-
не, Сирии, в Юго-Восточной Азии и
на Балканах, делая попытку возло-
жить основную вину за подрыв меж-
дународной безопасности на Москву.
Сочетание амбиций с растущим во-
енным потенциалом создает неста-
бильность в Евразии, где увеличива-
ется риск конфликта из-за неверного
расчета с российской стороны,
утверждается в стратегии. На конти-
ненте, по мнению авторов документа,
Москва пытается вбить клин в транс-
атлантический союз США и Европы,
использует подрывные методы, чтобы
снизить доверие к Америке, а также
ослабить страны и структуры ЕС.
НЕПРИРУЧАЕМЫЕ РУССКИЕ
Вызывает удивление вывод авторов,
что расчет предыдущих американских
администраций на то, что включение
России и Китая в международные ин-
ституты сделает их более открытыми и
лояльными, не оправдался.
О чем речь? Ставка всегда делалась
на попытки подчинить американско-
му диктату весь мир и максимально
изолировать геополитических сопер-
ников. Несколько выдержек из амери-
канской Стратегии национальной
безопасности, обнародованной в фев-
рале 2015 года: «Соединенные Штаты
будут использовать военную силу, если
необходимо, то и в одностороннем по-
рядке, когда того требуют наши долго-
срочные интересы. Ничто не может
заменить лидерство Америки ни перед
лицом агрессии, ни в вопросе общече-
ловеческих ценностей или националь-
ной безопасности».
Разница лишь в том, что РФ в
новой Стратегии США критикуют
гораздо жестче, чем раньше. Да и
упоминается Россия по тексту доку-
мента в десятки раз чаще, чем в пред-
ыдущих стратегиях 2010 и 2015
годов. Впрочем, авторы оставляют
если не дверь, то узкую щель для вза-
имодействия с Москвой «в сферах
взаимных интересов». Представляя
документ, Трамп, в частности, со-
слался на эпизод сотрудничества
между ЦРУ и ФСБ, благодаря чему
удалось предотвратить теракт в Пе-
тербурге. «Так это и должно рабо-
тать», – сказал президент США.
СУЕТА В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ
Таким образом, документ, кроме
явно пропагандистской составляющей
отдельных пассажей, отражает общую
настроенность США на укрепление
глобального лидерства с опорой на
силу. В стратегии признается сомни-
тельная честь авторства Соединенных
Штатов во внедрении в международ-
ную практику изощренных подрывных
способов: «Наши противники изучили
американские методы ведения войны
и начали создавать такие силы и сред-
ства, которые помогают лишить нас
преимуществ и воспользоваться на-
шими слабостями. Наши противники
и соперники научились умело дей-
ствовать на грани норм международ-
ного права, не переступая порог от-
крытого военного конфликта». Поэто-
му, говорится в документе, «мы долж-
ны
наращивать
возможности
сдерживания и устрашения, убеждая
противников в том, что они не до-
бьются своих целей силовыми метода-
ми и другими формами агрессии». В
приоритетном порядке будут разви-
ваться «такие системы, которые пре-
восходят оружие противника по свое-
му смертоносному действию». Имеет-
ся в виду совершенствование ядерных
стратегических и тактических сил,
развертывание ПРО, принятие на воо-
ружение систем ВТО. «Соединенные
Штаты должны отменить последние
решения о сокращении численности
вооруженных сил и увеличить ее, од-
новременно модернизируя армию и
повышая боеготовность. Нам нужна
современная и устойчивая система пе-
редового базирования, а также опера-
тивные и мобильные силы, способные
действовать в любой точке мира».
Ставится задача прорабатывать
шаги по решению «новых форм конф-
ликтов», включая экономическую и
политическую агрессию в условиях
«эры конкуренции», где главными оп-
понентами США являются Россия и
Китай. «Министерство обороны
должно разрабатывать новые опера-
тивные замыслы и концепции, обе-
спечивающие победу без гарантиро-
ванного превосходства в воздухе, на
море, на суше, в космосе и в кибер-
пространстве, в том числе в условиях
действий против тех угроз, которые
не доходят до уровня открытого во-
енного конфликта. Мы должны раз-
вивать возможности по ведению бое-
вых действий с нерегулярными воо-
руженными формированиями».
НАША ТАКТИКА
ДЛЯ ИХ СТРАТЕГИИ
В Москве новую Стратегию наци-
ональной безопасности США назвали
империалистической, демонстрирую-
щей нежелание Вашингтона отказать-
ся от однополярного мира. Безуслов-
но, Россия не может согласиться с
таким отношением к нашей стране. В
Пекине сочли, что документ написан
в духе холодной войны и содержит
«злую клевету». Китай не будет разви-
ваться за чужой счет, но и никогда не
откажется от своих легитимных инте-
ресов, сказали в МИДе КНР, добавив,
что «сотрудничество – единственный
правильный выбор для США».
С учетом декларированных в
стратегии трех главных угроз нацио-
нальной безопасности Америки – ам-
биции России и Китая, опасность, ис-
ходящая от «стран-изгоев» Ирана и
КНДР, а также международный тер-
роризм – сохраняется высокая веро-
ятность того, что Вашингтон продол-
жит внешнеполитический курс без
существенных корректировок.
Будут усиливаться антироссий-
ские санкции, проводиться подрыв-
ные операции при одновременном
наращивании военного давления.
Следует ожидать выхода США из До-
говора об уничтожении ракет средней
и малой дальности (РСМД), усиле-
ния поддержки этой инициативы со
стороны союзников по НАТО.
В полной мере против России
будут использоваться несиловые ме-
тоды, связанные с целенаправленным
информационно-психологическим
воздействием на сознание правящих
элит и всего населения страны, созда-
нием и поддержкой партизанских и
других иррегулярных формирований,
раздувания конфликтов на этниче-
ской основе с опорой на организован-
ную преступность и террористиче-
ские группировки.
Кумулятивный эффект военных
приготовлений США и НАТО, ис-
пользуемых ими подрывных техноло-
гий гибридной войны и «цветных ре-
волюций» требует безотлагательных
мер противодействия.
Стратегия американской администрации, обнародованная
Дональдом Трампом накануне Нового года, на первый взгляд
представляет собой не столько доктрину, предназначенную
к выполнению, сколько пропагандистский документ. Духом
лозунга «Америка превыше всего» буквально пропитаны
все разделы.
ОТНОШЕНИЯ
УСТРАШЕНИЯ
АВТОРЫ
НОВОЙ АМЕРИКАНСКОЙ
СТРАТЕГИИ
ПРИМЕРИЛИСЬ
К ПОНОШЕННЫМ БОТАМ
super-arsenal.ru
ДОКУМЕНТЫ