08
«ОБОРОНКА»
№ 2 (715) 16–22 января 2018 года
Николай НОВИЧКОВ,
кандидат технических наук
А то, что он весьма одарен и инициа-
тивен, стало понятно после того, как Па-
кистан и Таиланд выбрали для вооруже-
ния своих ВМС экспортные китайские
подлодки семейства S20.
КОНКУРЕНТЫ В ТРАУРЕ
Китайская кораблестроительная про-
мышленная корпорация (China Shipbuilding
Industry Corporation – CSIC – «У истоков ве-
ликих походов», «ВПК», № 33, 2016), за-
ключив контракты на поставку неатом-
ных подводных лодок Пакистану и Таи-
ланду, намерена закрепить свои позиции
и вывести на мировой рынок военно-
морской техники ДЭПЛ других проектов
водоизмещением 200, 600 и 1100 тонн.
Корпорация, основываясь на накоплен-
ном в последние десятилетия опыте про-
ектирования и производства ДЭПЛ для
ВМС НОАК, убеждена в достижимости
поставленной цели.
Первым покупателем стал Пакистан,
имеющий с Поднебесной тесные связи по
линии ВТС. Восемь ДЭПЛ типа S20, соз-
данных на основе проекта 041 «Юань»
(Yuan), являющегося в свою очередь усо-
вершенствованным 039А, в определенной
степени парируют то преимущество, ко-
торое ВМС Индии имели в недавнем
прошлом по численности подводного
флота. Первые четыре лодки построят в
Китае и начнут поставлять с 2022 года.
Оставшиеся четыре будут закладываться
на мощностях пакистанской компании
KSEW
(Karachi
Shipbuilding
and
Engineering Works).
А там посмотрим, что Индия станет
делать с набившей оскомину програм-
мой P-75I по созданию перспективных
подводных лодок, окончательного реше-
ния по которой до сих пор не принято.
Исламабад, надо полагать, будет действо-
вать в зависимости от дальнейших шагов
Нью-Дели, продинамившего российские
«Амуры» и сделавшего ставку на француз-
ские «Скорпены».
Еще одним заказчиком стали ВМС Та-
иланда, подписавшие с Китайской судо-
строительной и офшорной международ-
ной компанией (China Shipbuilding and
Offshore International Corporation – CSOC),
являющейся международным тор-
говым подразделением корпора-
ции CSIC, контракт стоимостью
13,5 миллиарда тайских батов (390
млн долл.) на поставку в 2023-м
ДЭПЛ проекта S26T. Это тоже
экспортный вариант проектов
039B/041. ВМС Таиланда в тече-
ние нескольких следующих лет
планируют заказать еще две субма-
рины S26T, чтобы к 2026 году
иметь в составе три лодки этого
типа. При реализации намеченно-
го плана их суммарная стоимость
составит 36 миллиардов тайских
батов.
НАУЧИЛИСЬ И ДЕЛАЮТ
После 60 лет проектирования и строи-
тельства подлодок типа «Ромео», «Минг»,
«Сонг» и «Юань», заявил официальный
представитель компании CSOC, Китай
готов к самостоятельным НИОКР в этой
области, включая разработку и производ-
ство всего спектра необходимого обору-
дования, датчиков и вооружений.
В CSIC утверждают, что платформы
S20 и S26T – полностью национальные
проекты, опирающиеся на опыт создания
субмарин типа «Юань», первая из кото-
рых была спущена на воду на верфи в
Ухане в мае 2004 года. Что касается обще-
го вида, лодка повторяет некоторые осо-
бенности конструкции российских ДЭПЛ
класса «Кило» (Kilo), включая каплевид-
ный корпус с характерным «горбом» и
большим вертикальным рулем, хотя кор-
мовая часть напоминает конфигурацию
субмарины типа «Сонг» (проект 039).
Более поздние образцы оснащены боко-
выми гидроакустическими антеннами и,
возможно, буксируемой. 13 и 14-я лодки,
изображения которых есть в открытых ис-
точниках, имеют измененные обводы об-
текателя рубки для улучшения акустиче-
ских характеристик.
Экспортные субмарины могут осна-
щаться воздухонезависимой энергетиче-
ской установкой (ВНЭУ) китайской раз-
работки, базирующейся на технологиях,
применяемых в проекте «Юань» для ВМС
НОАК, заявил представитель компании
CSOC. Однако он отказался конкретизи-
ровать особенности установки. Эксперты
полагают, что современная технология
китайской ВНЭУ основана на закрытом
цикле Стирлинга, использующем жидкий
кислород и дизельное топливо, и разрабо-
тана в 711-м исследовательском институ-
те CSIC.
Из-за закрытости новых разработок,
ведущихся нашим восточным стратегиче-
ским партнером, сложно оценить техно-
логический уровень ВНЭУ. Западные
военно-морские эксперты полагают, что
она пока недотягивает до требований ТЗ.
Об этом может свидетельствовать реали-
зуемая национальная программа по сти-
мулированию научно-технологических
инноваций, в том числе в области двига-
тельных установок для авиационных и
морских платформ. Также не исключено,
что китайцы экспериментируют с техно-
логиями топливных элементов и могут
вести разработку ионно-литиевых батарей
для ПЛ нового поколения.
ПРОЕКТЫ В РАЗРЕЗЕ
Прочный корпус S26T разделен на
шесть отсеков. В первом расположены
боекомплект и торпедные аппараты, а
также носовая аккумуляторная батарея.
Во втором – система командования и
управления, консоли вооружения. В
третьем отсеке находятся помещения эки-
пажа и кормовой блок аккумуляторных
батарей. Дизель-генераторы, блоки пита-
ния электроники, вспомогательные меха-
нические системы размещены в четвер-
том. ВНЭУ с циклом Стирлинга и бак с
жидким кислородом – в пятом отсеке.
Основной электродвигатель и силовые
приводы – в шестом.
Компания CSOC продвигает на рынок
еще три экспортных варианта ДЭПЛ. Это
малые 200-тонная MS200 и 600-тонная
лодки, 1100-тонная средняя. Все они
имеют однокорпусную каплевидную кон-
струкцию и плановый срок эксплуатации
25 лет. Основные заказчики, полагают в
компании CSOC, как раз в Азиатско-
Тихоокеанском регионе, который всегда
был приоритетным для основных игроков
на рынке военно-морской техники.
Согласно CSOC лодка MS200 спроек-
тирована в расчете на ее применение си-
лами специальных операций (ССО). На
субмарине установлены два торпедных
аппарата калибра 533 миллиметра. Име-
ются комплекты активных и пассивных
гидроакустических датчиков. Прочный
корпус выполнен из стали марки 921А,
эквивалентной французской 60HLES и
российской AK-25 48-OT3. Он разделен
на три отсека.
На верхней палубе первого отсека рас-
положены каюты. Сто ячеек свинцово-
кислотной аккумуляторной батареи и ци-
стерны балласта размещены на нижней. Во
втором отсеке находится командный мо-
дуль, который также разделен на две палу-
бы с тремя многофункциональными кон-
солями, пятью интегральными централи-
зованными стойками, лазерной инерци-
альной навигационной системой и
гироскопом, другими устройствами (на
верхней) и уравнительными цистернами
(на нижней).
Главная энергетическая установка
(ГЭУ), размещенная в третьем отсеке,
включает блоки дизель-генератора, элект-
родвигатель, устройства управления и
вспомогательные системы типа
компрессоров, рефрижераторов с
системой воздушного кондициони-
рования, гидравлических устройств,
дренажных помп.
Лодка 600T предназначена для
региональных ВМС, у которых
мало или нет опыта эксплуатации
субмарин. Она может выполнять
широкий спектр задач, в том числе
патрулирование, разведку, ведение
противокорабельной и противоло-
дочной войн, то есть представляет
собой многоцелевую. Управляется
экипажем из 15 человек. Вооруже-
на четырьмя носовыми ТА калибра
533 миллиметра и боекомплектом из 10
тяжелых торпед, управляемых по прово-
дам, или другого оружия.
Прочный корпус разделен на четыре
отсека. В первом размещены основная
аккумуляторная батарея, каюты экипа-
жа, кают-компания и камбуз. Во втором
– две системы: командно-управляющая и
боевого управления. Дизель-генераторы
и вспомогательные механизмы установ-
лены в третьем отсеке. ВНЭУ, электро-
двигатель, вал, редуктор размещены в
четвертом.
Многоцелевая S1100T – увеличенная
версия лодки 600T. На субмарине четыре
533-мм торпедных аппарата. Она может
выполнять различные боевые задачи, на-
носить удары противокорабельными ра-
кетами, атаковать подлодки противника,
вести патрулирование и разведку.
Прочный корпус S1100T также раз-
делен на четыре отсека. В первом разме-
щаются экипаж и передняя аккумулятор-
ная батарея. Командно-управляющая
система находится во втором. Дизель-
генераторы и вспомогательные механиз-
мы размещены в третьем отсеке, в то
время как четвертый отдан под ВНЭУ,
электродвигатель и вспомогательные
устройства.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНОПОЛИСТ
В таиландском тендере корпорация
CSIC одержала победу над известными
зарубежными участниками, в числе ко-
торых были южнокорейская «Хенде хэви
индастриз» с лодкой типа HDS-500RTN,
Рособоронэкспорт с «Варшавянкой», гер-
манская корпорация «Тиссен Крупп
мэрин системз» с образцами209/1400mod
и 210mod, шведская «Сааб» с новейшей
A26. Западные эксперты отмечают, что с
растущим портфелем проектов субма-
рин, сориентированных на широкий
спектр задач, CSOC имеет хорошие воз-
можности для удовлетворения запросов
региональных клиентов, особенно тех,
которые не могут принять западные
предложения из-за высокой стоимости
или по политическим соображениям.
Компания также готова предложить по-
тенциальным клиентам обучение, под-
держку инфраструктуры и передачу тех-
нологий. Например, Таиланду обещана
помощь в укреплении национальной су-
достроительной промышленности, по-
скольку ВМС страны планируют расши-
рить морскую верфь Mahidol Adulyadej в
провинции Саттахип для операций
ДЭПЛ типа S26T в Сиамском заливе.
Ожидается, что на юго-западном побере-
жье Таиланда при содействии китайской
компании будет развернута еще одна
верфь для решения аналогичных задач,
но в Андаманском море.
Победа в тендере повысила уверен-
ность кораблестроителей КНР в продви-
жении своих субмарин на мировой
рынок. Более того, CSIC заявляет, что по
крайней мере восемь стран мира –
Алжир, Бангладеш, Венесуэла, Египет,
Куба, Ливия, Мьянма, ОАЭ заинтересо-
ваны в китайских подводных лодках. А
ведь все эти страны – партнеры России в
области ВТС.
УЧЕНИК С РАСТУЩЕЙ
АВТОНОМНОСТЬЮ
НАБРАВШИСЬ ОПЫТА
У РОССИЙСКИХ И ЗАПАДНЫХ КОРАБЕЛОВ,
КИТАЙ ТЕСНИТ С РЫНКА ПОДЛОДОК
И ТЕХ, И ДРУГИХ
Накопив опыт в проектировании,
производстве и эксплуатации
неатомных субмарин, Китай
начал их продвижение
на мировой рынок военно-
морской техники. Германия,
Нидерланды, Россия, Франция,
считавшиеся ранее мировыми
лидерами в подводном
кораблестроении, уже ощутили
определенный дискомфорт
от появления нового игрока.
В китайских подводных
лодках заинтересованы
Алжир, Бангладеш,
Венесуэла, Египет, Куба,
Ливия, Мьянма, ОАЭ
Характеристики экспортных образцов китайских подводных лодок
ПЛ
Водоизмещение (т) Габариты (длина/
ширина/ высота, м)
Экипаж (чел.)
Предельная
глубина (м)
Макс. скорость
подводного хода
(узлов)
Автономность
(суток)
S26T
2550
77,7/8,6/9,2
38
300
17
65
MS200
200
30/3,6/4,4
6
200
8
15
600T
600
50/4,6/5,6
15
200
9
20
S1100T
1100
60/5,6/6,8
18
200
15
30
topwar.ru
КОНКУРЕНЦИЯ
Борис ДЖЕРЕЛИЕВСКИЙ
Корабль назван в память об офицере ВМС Майкле
Монсуре, погибшем в Ираке в 2006 году. Он входил в объ-
единенный отряд «морских котиков» и местных военных.
Монсур закрыл своим телом гранату, брошенную повстан-
цами. Ценой жизни офицер спас трех спецназовцев и вось-
мерых иракских бойцов. В апреле 2008-го Джордж Буш
подписал указ о награждении Майкла Монсура посмертно
медалью Почета. При жизни он успел получить за службу
в Ираке Бронзовую и Серебряную звезды.
Это дело американцев, но едва ли стоило именем такого
героя называть корабль, выпущенный по заведомо провален-
ному проекту («Особая тройка», «ВПК»,№49, 2017). Амери-
канские моряки уже прозвали эсминец «утюгом», причем не
только из-за специфического внешнего вида, но и по причине,
мягко говоря, посредственных мореходных качеств.
РЕЛЬСЫ В НИКУДА
По некоей иронии почти одновременно с сообщением
о начале ходовых испытаний второго эсминца класса «Зум-
вольт» стало известно о намерении американских военных
отказаться от рельсотронов – электромагнитных пушек,
которые должны были стать основным оружием этих ко-
раблей. Под них оно, собственно, и проектировалось.
Рабочую модель, которую можно было бы передать на
войсковые испытания, так и не создали. А ведь клепали ее
в течение 12 лет. Затея обошлась в 500 миллионов долла-
ров, однако до нужных параметров проект так и не дове-
ли. Скорее всего он будет закрыт.
Объективности ради следует сказать, что рельсотрон,
созданный по заказу ВМС США, работает, только вместо
заданных военными десяти выстрелов в минуту обеспечи-
вает лишь четыре. Кроме того, есть данные о крайне не-
высоком ресурсе основных деталей установки, хотя раз-
работчики и скрывают информацию о числе применений
пушки до замены комплектующих.
Впрочем, окажись рельсотрон соответствующий тех-
ническому заданию военных, выдан на-гора, его использо-
вание на «Зумвольтах» было бы крайне проблематичным
по причине недостаточной мощности корабельной энер-
гоустановки. Чтобы вести огонь, пришлось бы на это
время обесточить все остальные системы корабля, факти-
чески сделав его слепым и глухим.
Но как видим, теперь эта проблема неактуальна. Зато встал
вопрос: чем же, собственно, вооружать «корабль будущего»?
БЕЗЗУБАЯ ГРОЗА МОРЕЙ
Строго говоря, замена лазерных или электромагнит-
ных пушек традиционными ракетными и артиллерийски-
ми системами поставила вопрос о радикальном пересмо-
тре всего проекта, однако на это уже не было ни времени,
ОЧЕРЕДНОЙ ЭСМИНЕЦ
«ЗумволЬт» –
хорошая мишень
для критиков
и сомалийских пиратов
Новейший американский эсминец USS
Michael Monsoor DDG-1001 проекта
«Зумвольт» (Zumwalt) в декабре покинул
верфь и начал первый этап ходовых
испытаний. Корабелы и экипаж проверяют
работу основных систем.
НОВИНКА
Китайская ПЛ
тип 041 («Юань»)
Но БЛА – оружие не только террористов. Применение пов
станческими формированиями самодельных беспилотников и
коммерческих квадрокоптеров отмечено в Мьянме.
Несколько последних лет БЛА становятся для боевиков более
важным оружием, нежели пикапы, оснащенные пулеметами Ка-
лашникова и даже минометами. Какие преимущества дают дроны
повстанцам и боевикам перед обычными вооружениями? Попро-
буем разобраться.
Оружие «пролетариата»
В 80-е годы в мире появилась шутка: «Автомат Калашникова –
оружие пролетариата». Иногда в ней АК меняли на РПГ-7. Причина
достаточно проста – обострилась холодная война. Хотя США и
СССР напрямую не воевали, но поддерживали различные повстан-
ческие группировки по всему миру. Существовал обязательный
набор того, что было необходимо партизанам: автоматы, пулеметы,
ручные гранатометы. Иногда в список попадали и минометы.
Примечательно, что США и СССР поставляли подопечным
преимущественно одинаковый ассортимент – АК, РПГ-7, ПК.
Такой стандартный комплект получали отряды в Намибии и Анго-
ле, сандинисты в Никарагуа, афганские моджахеды. Если пов
станцы и использовали артиллерию и бронетехнику, то только
захваченную у правительственных войск.
После распада СССР и окончания холодной войны ситуация
не изменилась. Стрелковка и легкие минометы остались главным
вкладом западных стран в борьбу за демократию. Стандартный
набор АК и РПГ получали стороны конфликта в Югославии.
Правда, 90-е пополнили этот список легкими джипами-
пикапами. Они оказались достаточно маневренными, с большой
дальностью хода и хорошей грузоподъемностью. В 2001 году в
начале операции против талибов в Афганистане США направили в
страну не только группы зеленых беретов и оперативников ЦРУ.
Северный альянс и примкнувшие к ним получили десятки тысяч
АК, ПК и РПГ-7, а также сотни пикапов различных фирм.
Камикадзе из Ирана
В середине 2000-х мир взорвался бумом беспилотных техно-
логий. Многие технические решения можно было легко найти в
свободном доступе. СМИ стали активно рассказывать о примене-
нии дронов в борьбе с террористами.
Первые случаи использования беспилотников боевиками были
зафиксированы вооруженными силами США в середине 2000-х. В
Ираке отряды запрещенной в России «Аль-Каиды» применяли дроны
для разведки. Тогда американские военные отнеслись к этому как к
некоей диковинке. Было захвачено несколько самодельных БЛА,
оснащенных примитивными камерами, которые не «скидывали»
видео оператору, а записывали на флеш-накопители.
Позже появились дроны-камикадзе – самоделки, оснащенные
взрывчаткой. Оператор направлял БЛА на объекты: палатки, анга-
ры, полевые склады и даже окопы американских военнослужащих.
Их использовали преимущественно для ударов по базам и блокпо-
стам США. Правда, такие случаи были достаточно редки.
Существует версия, что первыми идею создания дронов для
вооружения повстанцев выдвинули в Иране. Доказательством
этой версии служит то, что в Ираке подобные изделия впервые
применили отряды, снабжавшиеся напрямую от Тегерана. Дроны-
камикадзе, хотя и эпизодически, использовались «Хезболлой».
С того времени американцы начали активно поставлять БЛА
союзникам и военизированным формированиям по всему миру.
Дрон среди
ясного
неба
ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Начало на стр. 01