ОТКЛИКИ
№ 38 (702) 4–10 октября 2017 года
???????
В тяжелые послевоенные годы суво-
ровские училища, несомненно, явля-
лись самой удачной, эффективной и
результативной образовательной струк-
турой в СССР. Качество преподавания
в СВУ было очень высоким. Учебные
планы в отличие от средней школы
включали психологию, бальные танцы,
военную и строевую подготовку. Вы-
пускники имели четко направленное
профессиональное предназначение и по
окончании СВУ распределялись между
ввузами, выполняя государственный
заказ Вооруженных Сил СССР.
В ходе военной реформы 2008–
2010 годов уклад суворовских учи-
лищ изменился в сторону светскости.
Офицеров заменили гражданским
персоналом. Сократилось количество
часов военной подготовки. Отменено
обязательное направление выпускни-
ков в ввузы. Конкурса при поступле-
нии в СВУ в 2009–2013 годах факти-
чески не было, так как принимали
только детей военнослужащих и граж-
данского персонала Минобороны
России, потомков Героев Советского
Союза и России, правнуков ветеранов
Великой Отечественной войны.
Отнюдь не все преобразования
тех лет в системе кадетского образо-
вания имели негативный окрас.
Именно в бытность министром обо-
роны Сердюкова было создано пер-
вое президентское кадетское учили-
ще (ПКУ) и ежегодно открывались
новые. По его личной инициативе
был открыт Пансион воспитанниц
Министерства обороны в Москве и
запланировано открытие второго та-
кого же в Санкт-Петербурге. По
оценке нынешнего министра Сер-
геяШойгу, Пансион воспитанниц
– лучшее учебное заведение в
стране, не только в Вооруженных
Силах. Зарплата педагогических
работников выросла в несколько
раз, что позволило отбирать пре-
подавателей по конкурсу. Были
улучшены условия размещения
воспитанников и их питание, осу-
ществлено серьезное техническое
переоснащение суворовских учи-
лищ, начали реализовываться
новые образовательные програм-
мы, расширен перечень дисциплин,
серьезное внимание было уделено
изучению иностранных языков,
проведена первая в масштабе Мин-
обороны России спартакиада СВУ
и кадетских корпусов.
Осознав, что в нашем обще-
стве эта форма образования вос-
требована и престижна, новое ру-
ководство Минобороны с 2013
года открыло прием в СВУ всех
желающих, и конкурс при посту-
плении возрос до трех – семи че-
ловек на место. Суворовцев и на-
химовцев вернули на Парады По-
беды. Начальников СВУ стали ре-
гулярно приглашать на телевидение и
радио. В состав военного ведомства
был возвращен ряд региональных ка-
детских корпусов, ежегодно открыва-
ются новые ПКУ и СВУ. Сейчас у
Минобороны России 27 общеобразо-
вательных учебных заведений (суво-
ровские и нахимовские, президентские
кадетские училища, кадетские корпуса
и школы). В них обучаются 12 700
воспитанников. Еще шесть СВУ и
одно ПКУ в системе МВД/Рос-
гвардии. Кадетский корпус есть в си-
стеме ФСБ России. Под эгидой Ми-
нистерства образования и науки чис-
лится около 160 различных кадетских
учреждений, в том числе интернатно-
го типа, находящихся под патронатом
полиции, следственного комитета, на-
логовой службы, МЧС, казачества.
Но как-то забылся основной посыл,
вызвавший появление суворовских
училищ.
Вступительные испытания и психо-
логическое тестирование позволяют
отобрать самых способных, с высоким
образовательным потенциалом. В
итоге в СВУ поступают ребята, кото-
рых родители смогли подготовить к
экзамену, либо потому, что регулярно
с ними занимаются, либо по причине
высокого достатка. Но таким детям
СВУ в принципе не нужны – в своих
семьях они получили бы и лучшее об-
разование, и более разностороннее
культурное развитие. А те категории,
для которых в 1943 году создавались
суворовские училища, попасть в них
чаще всего не могут: состояние здоро-
вья, уровень образования и психологи-
ческая готовность недостаточны,
чтобы успешно пройти вступительные
испытания.
Высокий конкурс и тестирование
кандидатов позволяют набрать в СВУ-
ПКУ-КК воспитанников с высоким
умственным потенциалом, поэтому хо-
чется верить, что выпускники 2020
года окончат СВУ-ПКУ-КК заметно
лучше нынешних. Сложно сказать,
будет это следствием качества образо-
вания или изначального отбора наибо-
лее перспективных. Но в любом случае
развитие способностей выше среднего
уровня требует индивидуального под-
хода, а индивидуальность в военной
среде поощряется крайне редко – здесь
работают законы коллективного вы-
живания. Сложившаяся система боль-
ше ориентирована на подтягивание
отстающих до некой планки, а разви-
тие хорошо успевающих ребят прио-
ритетом не является. Но в отношении
отличников перед командованием
СВУ стоит более деликатная задача –
убедить их поступать именно в вузы
Минобороны, а не в МГУ-МГИМО-
Физтех.
В суворовских училищах из всех
областей военных знаний в наиболь-
шем объеме представлена строевая
подготовка, особенно в старших
классах. У воспитанников вырабаты-
вается внутренняя дисциплиниро-
ванность, их с детских лет приучают
беспрекословно выполнять приказы
и быть хорошо функционирующими
винтиками военной машины. Они
усваивают специфическую систему
ценностей армейской среды и прави-
ла поведения в ней, гордость за при-
надлежность к своему сословию, по-
чтение по отношению к высшим
чинам и презрение к низшим кастам
(«шпакам»). Поэтому многие отмеча-
ют непереучиваемость выпускников
СВУ: если что-то вбито в «кадетке» –
это навсегда. Возможно, так и надо,
ведь предназначение СВУ-ПКУ-КК
– подготовка к военной или иной го-
сударственной службе, но уже не со-
ответствует требованиям жизни.
Практические знания, умения и
навыки в любой сфере деятельности
очень важны, однако количество про-
веденных за забором лет вряд ли при-
несет сравнимую со стоимостью по-
траченного времени пользу. Настоя-
щие знания дают человеку реальная
жизнь, путешествия, общение с други-
ми людьми. А по эту сторону забора
всем глубоко безразличен имеющийся
в биографии факт окончания СВУ/КК.
Скорее это будет лишним поводом для
упреков за упущения по службе.
Вроде бы Суворовское училище
как модель идеальной армии дает воз-
можность воспитаннику испытать
лично все прелести военной лямки и
сделать осознанный выбор профес-
сии. Но весь уклад СВУ и тем более
ПКУ кардинально отличается от того,
с чем воспитанникам предстоит стол-
кнуться в реальной офицерской
жизни, где заметно меньше упорядо-
ченности и комфорта и гораздо боль-
ше свободы, ответственности и само-
дисциплины.
Воспитанники лишены свободно-
го времени, необходимого для само-
стоятельного познания мира и реаль-
ной жизни. Их собственный жизнен-
ный опыт ограничен стенами СВУ.
Его заменяет опыт, навязываемый
офицерами-воспитателями, их ошиб-
ки наслаиваются на личность, лиша-
ют ее самостоятельности. И в после-
дующем человек неспособен само-
стоятельно принимать решения и
нести за них ответственность.
Идея, что в СВУ воспитают на-
стоящего мужчину, достаточно спор-
на. Армейская дисциплина основана
на слепом подчинении и отсутствии
выбора и как следствие – отсутствии
самостоятельности и ответственно-
сти в принятии решений.
Другое дело, когда уже сформиро-
вавшийся человек решает стать офице-
ром, получить военнуюспециальность:
он понимает границы чужой власти и
своей ответственности перед самим
собой и окружающими. А ребенок, с
раннего возраста воспитанный в ат-
мосфере муштры и подчинения, ри-
скует так и не стать ни мужчиной, ни
вообще самостоятельной личностью.
В то же время потенциал такой
формы довузовского образования,
как суворовские военные училища,
очень высокий, и отдача от них могла
бы быть значительно больше.
В первую очередь следует прекра-
тить восторженные заявления о под-
готовке в СВУ военной, интеллекту-
альной, творческой и управленче-
ской элиты нашей страны. Советские
полководцы воспитывались совсем в
других местах. Две трети Маршалов
Советского Союза, а по более узкой
выборке – 7 из 10 командующих
фронтами на завершающем этапе Ве-
ликой Отечественной войны были
унтер-офицерами и рядовыми в око-
пах Первой мировой и Гражданской.
Нынешняя российская военная
элита? Но министр обороны, как и
половина его заместителей, по объек-
тивным причинам далекие от армии
люди. Есть ли суворовцы в Академии
наук? В Академии художеств? Пред-
ставители же нынешней российской
управленческой «элиты» из числа вы-
пускников СВУ продемонстрировали
полнейшую недееспособность на
гражданском поприще:
– выпускник Тверского СВУ 1962
года Борис Громов, который был,
безусловно, достойным генера-
лом, за 12-летний период руко-
водства Московской областью
привел ее к порогу банкротства;
– выпускник Тверского СВУ
1985 года Андрей Шевелев на
посту губернатора Тверской об-
ласти систематически занимал
последнее место в рейтинге;
– выпускник Ленинградско-
го СВУ 1988 года Денис Воро-
ненков сбежал за границу, был
объявлен в международный ро-
зыск, а затем убит в результате
криминальной разборки.
На самом деле в СВУ воспи-
тывается не абстрактная элита, а
конкретный костяк офицерско-
го корпуса России, которому
через десятилетие предстоит
взвалить на свои плечи ответ-
ственность за судьбы Родины. И
именно мысль «Если не ты, то
кто же?» нужно внушать воспи-
танникам.
Командованию училищ сле-
довало бы сосредоточить основ-
ные усилия не на тех областях
деятельности, которые создают
красивую картинку в телевизоре
вроде военных парадов и кадетских
вальсов, а на самой главной своей за-
даче: подготовке воспитанников к
продолжению образования в ввузах
Минобороны. Судя по результатам
ЕГЭ и имеющимся сведениям о коли-
честве не поступивших в высшие
военно-учебные заведения суворов-
цев, проблемы на этом направлении
имеются.
Семилетнее
обучение
было
оправдано в концепциях «устройства
детей погибших военнослужащих»
или «элемента социального пакета»,
но в нынешних условиях это явный
перебор. Оптимален двух-трехлетний
срок (так, кстати, организованы СВУ
и КК в МВД и ФСБ). 15–16-летние
юноши понимают, куда и зачем они
поступают, а за два-три года их
можно всему научить.
Геннадий, подполковник запаса
На статью «Инкубатор имени Суворова» (№ 31, 2017)
В ОКОПАХ
ИНТЕРНАТА
Представители нынешней
управленческой «элиты»
из числа выпускников СВУ
продемонстрировали
полнейшую недееспособность
на гражданском поприще
ДОВУЗОВСКОЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НЫНЕШНЕГО ОБРАЗЦА НЕ ДАСТ СТРАНЕ
НИ ПОЛКОВОДЦЕВ, НИ АКАДЕМИКОВ
все номера «впк» – на сайте vpk-news.ru
В статье указана дата фронто-
вого крещения «Тигра II» – 13 ав-
густа 1944 года. Однако в журна-
ле боевых действий (ЖБД) 53-й
Гв. ТБр значится, что первые три
«Королевских тигра» подбиты
днем раньше, а именно 12 августа.
Был и подтверждающий эту дату
очевидец – мой знакомый.
В 1955 году я работал в гараже
Торфтранспорта вОрехово-Зуеве,
а механиком у нас был Алексей
Дмитриевич Зайцев, участник
Курской битвы. Под Прохоров-
кой 12 июля 1943-го он, механик-
водительТ-70, был тяжело ранен.
После длительного лечения в
госпитале попал в 53-ю Гв. ТБр
3-й ТА на «легкую после ранения»
работу – заправку танков ГСМ.
Там он и оказался очевидцем де-
бюта «Королевских тигров» на
Восточном фронте.
По словам Алексея Дмитрие-
вича, ночь на 12 августа 1944 года
прошла относительно спокойно,
и утром он собирался с товарища-
ми отметить свое 20-летие. Вдруг
в утренней дымке бойцы увидели
выползающих по лощине со сто-
роны Оглендува 14 огромных
танков, похожих на «Пантеру».
Как говорил Зайцев, «подумалось
– на дуге остался жив, а эти ухло-
пают». Но выручил всех наводчик
Т-34-85 Абубакир Мерхайдаров.
Он, не согласившись с команди-
ром танка, сказал, что в прицеле
видит «Пантеры», которых уже
бил. И вмазал трем танкам в
борта. Когда они загорелись,
остальные повернули обратно в
Оглендув. В середине дня, когда
наступило временное затишье,
Абубакир и рассказал Зайцеву
подробности.
Ближе к вечеру немецкие
танки попытались вернуться, но
их встретил подошедший полк
ИСУ-152, который устроил гит-
леровцам хорошую трепку.
В ночь на 13 августа два
танка 3-го тб (командир баталь-
она Мазурин) 53-й Гв. ТБр с
ротой автоматчиков (по словам
Зайцева – штрафников) взяли
Оглендув, очистили его от нем-
цев и только тогда захваченные
документы и исправный танк
показали, что это были не «Пан-
теры», а новейшие K nigstiger.
Есть выписка из ЖБД 53-й
Гв. ТБр 6-го Гв. ТК 3-й Гв. ТА:
«12.08.44 г., 8.30. В 7.00 из
Оглендува 14 танков и два бро-
нетранспортера перешли в атаку
на безымянной высоте, что вос-
точнее Оглендува. Атака про-
тивника была отбита. Танков в
районе боевых действий – 9. На-
несенный противнику ущерб – 3
танка («Пантера»)».
А вот донесение в 6-й Гв. ТК:
«13.08.44 г. 16.00. Захвачено тан-
ков Т-VI («Король тигров») – 5 с
перебитыми гусеницами (2 танка
будут восстановлены)».
Источник: ЦАМО РФ, фонд
3147, опись 1, папка 12.
Владислав МЕЛЕШИН,
инженер-механик, конструктор
АО «КБ точного
машиностроения
им. А. Э. Нудельмана»
На статью «Охота за «Королевским тигром» (№ 29, 2017)
НАВОДЧИК НЕ ИСПУГАЛСЯ
НОВЫХ «ТИГРОВ»,
ПРИНЯВ ИХ ЗА «ПАНТЕРЫ»
ТРЕХ ХИЩНИКОВ
УБИЛИ ПО ОШИБКЕ
О моделях, удостоенных положительной оцен-
ки автора, можно сказать следующее.
Автомобиль ЛуАЗ-967 (967М) – низкосилуэт-
ный транспортер переднего края (ТПК) на узлах
машин ЗАЗ с использованием решений известных
схем полного привода – аналог «механического
мула» США, но с амфибийной возможностью. Вы-
пускался малыми сериями с 1968 года и имел сле-
дующие недостатки: сравнительно низкая проходи-
мость, перегрев двигателя (особенно на плаву, все-
таки воздушное охлаждение), сложность управле-
ния, недопустимо низкая осадка на воде и ряд
других, особенно чувствительных непосредственно
на поле боя. Снят с производства в 1971-м.
ГАЗ-61 (полноприводная эмка М-1). Выпуск
начат в 1941 году. Изготовлено около 190 штук.
Использовался как машина для высшего комсо-
става. Проходимость на местности оказалась не-
многим выше, чем у М-1. В связи с высокой мате-
риалоемкостью и недостаточной функционально-
стью машина снята с про-
изводства, но многие
технические решения ис-
пользованы в ГАЗ-67.
Кстати, если комфор-
табельность машины для
лиц высокого ранга впол-
не уместна, то линейному
офицеру она может быть
противопоказана. Челове-
ка, действующего на пределе физических возмож-
ностей, комфортное пребывание расслабляет, сни-
жая его готовность к мгновенному действию.
Потому оба названных автомобиля не могут
быть базовой моделью для машины двойного на-
значения.
Ведь кроме повышения мобильности комсо-
става остается нерешенной проблема мобильности
жителей сел и малых городов. Треть из 150 (по
другим данным – 180) тысяч населенных пунктов
страны не имеют дорог с твердым покрытием.
Высшее руководство озабочено этой проблемой,
но решить ее в среднесрочной перспективе весьма
сложно. Острота вопроса может быть сглажена,
если регионы получат автомо-
биль, унифицированный с воен-
ным собратом. И непременно
массовый, читай – в пределах це-
новой доступности. При этом
опыт создания такого джипа есть,
как и уже испытанная модель
ВАЗ-2122.
Вспомним статью «Объект
двойного назначения» («ВПК»,
№ 23, 2013). Речь шла о машинах
не боевого, а транспортного, двой-
ного назначения на агрегатах и
системах ВАЗ-2121 «Нива», на-
дежность и функциональность
которых проверена многолетней
практикой эксплуатации в экстре-
мальных дорожно-климатических
условиях. Плавающий джип ВАЗ-
2122, созданный на той базе, от-
вечал требованиям предлагаемого
семейства. Его бюджетная при-
влекательность обеспечивалась
утилитарным кузовом в «пуритан-
ском» исполнении, возможной мас-
совостью производства. ВАЗ-2122
мог преодолевать малые водные
преграды, при этом на удивление,
имея вовсе не амфибийную внеш-
ность. Разработка машины велась
по ТТЗ, утвержденным ЦАВТУ
МО, Минавтопромом и согласо-
ванным с ЦВМУ МО.
ОКР по новому семейству
были близки к завершению, но
прекращены в начале 90-х – маши-
на противоречила взятому в те
годы курсу на повсеместную конверсию да и Мин-
обороны в последний момент от финансирования
отказалось.
Представляется уместным включение машин
двойного назначения в программный документ
«Типаж военной автомобильной техники».
Ныне в основу разработок по новым полнопри-
водным автомобилям положена «Нива-Лада 4x4».
Идея создания массового недорогого семейства лег-
ких внедорожников двойного назначения положи-
тельно оценена авторитетными военачальниками.
Массовый автомобиль должен отвечать двум
основным условиям – дорогам и доходам. При-
знано, что Америку поставили на колеса не «Пак-
кард» и «Линкольн», а крупносерийный бюджет-
ный «Форд». Такая же картина была во Франции, в
Германии, в Италии. В нашей стране массовость и
доступность – это ВАЗ.
С середины 80-х завод действительно столкнул-
ся с проблемой качества, но остался на плаву и с
начала 2000-х обновил
программу.
«Калина»,
«Приора», «Веста»… Ав-
томобили последней ге-
нерации – успешные мо-
дели, мало в чем уступаю-
щие иномаркам своего
класса.
Мобильность силовых
структур в наше время в
определенной степени будет зависеть от малых
транспортных средств. Сельские семейные внедо-
рожники повсеместно повысят качество жизни
многих людей.
Будет правильно, если ВАЗ-2122 вернется,
может быть, и в обновленном виде. Для этого
нужны интерес Минобороны и, конечно, измене-
ние системы автокредитования в интересах жите-
лей периферии. Надо просто понять необходи-
мость такой машины для страны.
Евгений БАШИНДЖАГЯН,
технический директор ВАЗа (1966–1972),
замминавтопрома СССР (1972–1986)
НА СТАТЬЮ «ВОЛЫНСКИЕ «ВИЛЛИСЫ» (№ 34, 2017)
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ДЖИП 2122
МОГ СТАТЬ СЕНСАЦИЕЙ
И, ВОЗМОЖНО, ЕЩЕ ЕЮ СТАНЕТ
Линейному офицеру
комфортабельная машина
противопоказана
МАССОВОСТЬ
С ПОЛНЫМ
ПРИВОДОМ
worldmod.ru
mycoll.ru