№ 38 (702) 4–10 октября 2017 года
06
АРМИЯ
ТЕМА
– Сергей Александрович, учение «Запад-2017» про-
шло под девизом «Уметь, иметь, желать!». Что это зна-
чит для системы материально-технического обеспечения
Вооруженных Сил?
– Сегодня, как, впрочем, на всех этапах строительства,
развития и применения военной организации государ-
ства, весь ее обеспечивающий организм решает одну за-
дачу: создание боевым подразделениям условий, при ко-
торых они достигают успеха с минимальными людскими
и материальными потерями.
Девиз не случаен – войска должны не только знать,
как достигается победа в бою, и желать ее, но и обладать
всем необходимым. А это вооружение и техника, боепри-
пасы, ГСМ, вещевое имущество, продовольствие.
Учение проводилось в год 125-летия со дня рождения
выдающегося военачальника, основоположника Тыла Во-
оруженных Сил генерала армии Андрея Васильевича Хру-
лева, который подчеркивал, что для победы в войне не-
обходимы три условия. Надо иметь все виды вооружения
и боеприпасов, продовольствие, обмундирование и про-
чее, уметь владеть оружием, быть готовым на подвиг, же-
лать разбить врага.
– В 2016 году начат процесс постепенного перехода с
аутсорсинга в МТО на штатные средства ремонта и вос-
становления ВВСТ. Задача не из простых, ведь в преж-
нем руководстве МО кое-кто посчитал, что аутсорсинг
автоматически решит чуть ли не все проблемы.
– Там, где речь идет о бытовых вопросах, аутсорсинг
показал себя нормально. Это касается работы военторгов,
продовольственного и ве-
щевого обеспечения, банно-
прачечного обслуживания,
организации эксплуатаци-
онного содержания и ком-
мунального хозяйства во-
инских частей Миноборо-
ны. Что было особенно на-
глядно в вопросах МТО
Арктической зоны. Но при
ремонте и техническом вос-
становлении ВВСТ аутсор-
синг оказался эффективен
далеко не во всех звеньях.
Судите сами: в условиях
боевых действий граждан-
ских специалистов на передовую так просто не пошлешь.
Выполнять приказы и сознательно идти под пули, риско-
вать жизнью могут только военнослужащие.
В связи с этим принято решение выполнять работы
по ремонту и техническому обслуживанию смешанным
способом – штатными ремонтно-восстановительными
органами (РВО) воинских частей и бригадами промыш-
ленности. Технический минимум навыков и знаний рас-
четов, предусмотренный программой обучения личного
состава подразделений Сухопутных войск, вполне позво-
ляет им выполнять отдельные виды ТО и текущего ре-
монта самостоятельно. Однако это не в полной мере реа-
лизуемо применительно к сложным видам ВВСТ. Пото-
му принято такое решение. Опыт гражданских специа-
листов, их технические знания и навыки очень
востребованы в войсках. Совместная работа пойдет на
пользу тем и другим. Дело не только в тесном взаимо-
действии гражданских и военных спецов. Какой функ-
ционал отдается гражданским ремонтным предприяти-
ям? Не секрет, что при аутсорсинге весь ремонт возла-
гался только на них. Теперь будет иначе. Поэтому про-
цесс перехода от системы технического надзора
предприятиями промышленности на ТО и ремонт сила-
ми штатных войсковых подразделений определил необ-
ходимость количественного и качественного наращива-
ния их возможностей.
В течение 2016–2017 годов центральными органами
управления МТО проведена работа по обоснованию опти-
мального состава и численности сил и средств техобеспече-
ния различных звеньев войск, в результате чего приняты
решения по формированию в каждом округе ремонтно-
восстановительных полков (РВП). А это потянуло за собой
изменения и в организационно-штатной структуре войск.
Например, потребовало переформирования автомобиль-
ных рот в батальоны с увеличением в их составе средств
эвакуации.
Практические действия РВП на учении «Кавказ-2016»
доказали актуальность и своевременность такого реше-
ния. В результате ресурсы системы восстановления ВВСТ
увеличились в среднем на 15–20 процентов. Возможно-
сти одного из ремонтно-восстановительных полков были
изучены и в ходе учения «Запад-2017». Пока принятых
мер оказалось недостаточно, и сегодня в связи с этим акти-
визирована подготовка специалистов по различным
военно-учетным специальностям на базе учебных центров.
Военные кафедры гражданских вузов совершенствуют
систему соответствующих занятий по отдельно разрабо-
танным программам.
– Речь, получается, идет о создании в целом новой
структуры МТО ВС РФ…
– Новая структура МТО не создается, но изменения
грядут действительно серьезные. Это связано с тем, что
произошла интеграция двух близких задач по месту их
выполнения, общим принципам, силам и средствам ты-
лового и технического обеспечения – в единой системе
МТО. Основные требования такой интеграции – опти-
мизация органов управления, объединение всей матери-
альной базы Вооруженных Сил под единое командова-
ние, эффективное эшелонирование запасов материаль-
ных средств, экономиче-
ская
целесообразность.
Все они продиктованы па-
раметрами нового облика
Вооруженных Сил.
– Какой опыт получен
в организации МТО с ав-
густа 2016 года в резуль-
тате мероприятий в воен-
ных округах, армиях, бри-
гадах, боевой работы в
Сирии и других горячих
точках?
– В ходе учений и спе-
циальных операций дей-
ствительно получен уни-
кальный опыт по перемещению, развертыванию и работе в
полевых условиях соединений, частей и организации МТО
всех уровней. Особенно при всестороннем обеспечении
группировки войск в Сирии. Масштабная работа по обу-
стройству войск проведена и в Арктической зоне.
Анализ практических действий ремонтно-восстано-
вительных подразделений показал необходимость повыше-
ния их производственных потенциалов за счет использо-
вания нового технологического оборудования, воссозда-
ния РВО во всех структурных звеньях Вооруженных Сил,
интеграции возможностей по ремонту ВВСТ предприя-
тиями промышленности ВС РФ, более качественной под-
готовки специалистов, а также создания и эшелонирова-
ния запасов ремонтных комплектов и ЗИП в войсках.
– Как вообще изменились роль и значение ремонта
ВВСТ в оперативно-тактическом звене?
– Речь идет об оптимизации боевого потенциала Воо-
руженных Сил, что и определило необходимость соответ-
ствующих изменений. Основная цель – гарантированное
поддержание необходимого уровня боеспособности войск
в любых условиях. При этом не решена до конца пробле-
ма функционирования системы техобслуживания, низок
коэффициент эффективности восстановления ВВСТ вой-
сковыми РВО.
За последние пять лет за счет создания полков, баталь-
онов и рот многоосных тяжелых колесных тягачей
(МТКТ), ремонтно-эвакуационных полков (РЭП), РВП,
отдельных ремонтно-восстановительных батальонов
(ОРВБ) этот коэффициент удалось повысить. Перспек-
тивный состав РВО войскового оперативного и
оперативно-стратегического уровня на одном из этапов
учения был представлен начальнику ГШ ВС РФ генералу
армии Валерию Герасимову и получил принципиальное
одобрение. Все это позволит значительно повысить эф-
фективность системы технического обеспечения, устра-
нять неисправности в ходе боевых действий (текущий и
средний ремонт), сократить срок возвращения восстанов-
ленных ВВСТ в строй.
– Учение «Запад-2017» позволило определить какие-
то новые направления в организации ремонтно-
восстановительных работ ВВСТ?
– Давайте по пунктам. Первое. Разработанные в конце
прошлого столетия образцы войсковых ремонтных
средств неуклонно стареют и сегодня далеко не всегда эф-
фективны. Поэтому необходимо обеспечить соответству-
ющее развитие подвижных средств технического обслу-
живания и ремонта по номенклатуре ГРАУ, войск связи,
РХБЗ, инженерных войск. Для комплексного ремонта со-
временной техники общевойсковых соединений ведется
разработка опытных образцов ремонтных мастерских на
Совместное специальное учение сил и средств технического и тылового обеспечения
вооруженных сил РФ и Белоруссии было во многом экспериментальным. Решались проблемы,
порожденные аутсорсингом, отрабатывались важнейшие вопросы МТО армии и флота.
К каким выводам пришло руководство Министерства обороны РФ после масштабных маневров?
Какие структурные изменения могут последовать в ближайшее время? На эти и другие вопросы
«Военно-промышленного курьера» ответил начальник эксплуатации вооружения и военной
техники ВС РФ – начальник ГАБТУ (1996–2004) генерал-полковник Сергей МАЕВ.
ПОД ЗНАМЕНЕ
Разработанные
в конце прошлого столетия
образцы войсковых
ремонтных средств
неуклонно стареют
Начало на стр. 01
PHOTOXPRESS
ИТАР-ТАСС
Алена НАДЕЖДИНА
Ранее предполагалось, что после состоявшегося 30
июля Главного военно-морского парада, в котором при-
нимали участие несколько самолетов 279-го ОКИАП,
полк перелетит в Саки для поддержания готовности ра-
ботать с авианосца, сообщил знакомый с ситуаций ис-
точник. Теперь от означенных планов отказались. Это
говорит о том, что единственный в России ТАВКР «Ад-
мирал Кузнецов» в ближайшее время не выйдет в даль-
ние походы и будет дожидаться ремонта.
Чтобы авианесущий комплекс функционировал,
должна работать система корабль – наземная инфра-
структура – самолеты. «Кузнецов» сейчас «живой», он
на ходу. Но из-за ряда технических проблем имеет за-
труднения с набором необходимой для взлета самоле-
тов скорости хода. Комплекс НИТКА в Крыму факти-
чески забыт, хотя соответствующие поручения о его
реанимации даны на самом высоком уровне Генштабом
еще в начале 2016 года. На это понадобились бы мини-
мальные затраты по сравнению с миллиардами, вкла-
дываемыми в подобный тренажер в Ейске.
Ввод в строй этого комплекса задерживается уже
пять лет. На нем в буквальном смысле закатали в бетон
по меньшей мере 10 миллиардов рублей, планируется
еще 18 миллиардов. Сроки сдачи уже неоднократно
срывались. В крайний раз обещалось, что это произой-
дет в конце 2016-го. Однако прошел год, и пока ника-
ких перспектив.
А практически готовый тренажер в Крыму про-
стаивает.
Большая часть летчиков 100-го ОКИАП на новей-
ших МиГ-29КР/КУБР не могут работать с авианосца,
поскольку не отточили необходимые навыки на
НИТКА. 279-й ОКИАП на Су-33 и Су-25УТГ и не-
сколько пилотов 100-го ОКИАП прошли подготовку
в Саках в 2016 году перед отправкой «Адмирала Кузне-
цова» к берегам Сирии, но в 2017-м наземный ком-
плекс не использовался, и по существующим регламен-
там асы потеряли допуск к работе с палубы.
Во время дальнего похода авианосца в Средиземное
море, из которого он вернулся 8 февраля, были потеря-
ны по техническим причинам по одному Су-33 и МиГ-
29. Фотографии еще одного МиГ-29, скапотировавше-
го при посадке на наземный аэродром, появились в
Интернете уже после возвращения «Адмирала Кузне-
цова». Некоторые эксперты говорят, что все это идет от
отсутствия надлежащей подготовки летчиков палуб-
ной авиации на комплексе НИТКА, а не от проблем,
якобы имевших место с тормозными устройствами.
Предполагается, что авианосец в 2018 году встанет
на ремонт и модернизацию, которые, если хватит
средств, продлятся два-три года. В данный момент авиа-
носец боеготов и находится на 35-м судоремонтном за-
воде (филиале «Звездочки»), однако по условиям под-
готовки летчиков палубной авиации им необходимо
выполнить определенные регламенты для того, чтобы
получить допуск к полетам с авианосца, а сделать это
без тренировок на НИТКА невозможно.
Еще 22 марта 2016 года начальник морской авиа-
ции ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин сооб-
щил министру обороны, что в Ейске трамплин и раз-
гонный участок готовы к сдаче в эксплуатацию. «Весь
комплекс будет сдан полностью к концу этого года», –
сказал тогда генерал. «Этот год» плавно перешел в
2017-й. А сдача все так же не просматривается.
По имеющимся данным, главная проблема ком-
плекса НИТКА в Ейске в том, что он исполнен из бе-
тона в отличие от его предшественника в Саках и ана-
лога в Индии, сделанных, как подобает настоящему
авианосцу, из стали. Бетонное исполнение новодела,
уже превратившегося в долгострой, представляется его
главной проблемой: конструкция еще до приема само-
летов «поехала»… В свое время – до возвращения
Крыма – начало его строительства было оправданным,
но сейчас ситуация изменилась коренным образом.
Похоже, не меняется только желание некоторых долж-
ностных лиц закатывать в бетон миллиарды. И совсем
крамольное предположение: а может, все из-за чьего-то
неверия, что Крым вернулся навсегда?
СИТУАЦИЯ
ПИКИРУЮЩИЙ
ТРАМПЛИН
ЖЕЛАНИЕ ЗАКАТЫВАТЬ В БЕТОН
МИЛЛИАРДЫ КРЕПЧЕ ТРОСОВ
АЭРОФИНИШЕРА
Главный штаб ВМФ России
по представлении командования морской
авиации отказался от использования
в текущем году как «наземного авианосца»
тренировочного комплекса в крымских
Саках для подготовки летчиков 279
и 100-го отельных корабельных
истребительных авиаполков (ОКИАП),
так и самого корабля – ТАВКР «Адмирал
Кузнецов».
Главная проблема
наземного тренировочного
комплекса в Ейске в том,
что он исполнен из бетона
defence.ru
Сергей Карпачев
Сергей Карпачев