Газета «Военно-промышленный курьер». №4 (668) 1-7 февраля 2017 года - page 5

05
АРМИЯ
Максим КАЗАНИН,
кандидат политических наук
По данным американских и тайваньских разведслужб,
перед походом палубники выполнили пуски ракет и бом-
бометание в одном из учебных районов ВМС НОАК в
акватории Желтого моря.
После успешной сдачи
летчиками экзаменов по
взлету-посадке в ночное
время АУГ вышла в поход и
направилась на юг в сторону
японского пролива Мияко,
которым проследовала 25
декабря. На обратном пути
группа шла уже Тайвань-
ским проливом. Китайские
корабли были приняты на
сопровождение самолетами
ПВО ВВС Тайваня в семь
часов утра 11 января в юго-
западном районе опознава-
ния и вышли из-под наблю-
дения военных через сутки
(в 6.30 12 января) в северо-
восточном квадрате зоны
ПВО островного государства. По оценкам тайваньских
специалистов, на протяжении 500 миль корабли АУГ сле-
довали со средней скоростью 12 узлов, что не позволяло
выполнять полеты палубной авиации, однако этого впол-
не достаточно для отработки задач противолодочной и
противовоздушной обороны.
КАК АУГНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
В состав группировки входили эсминцы с управляе-
мым ракетным оружием «Чжэнчжоу», «Хайкоу» (проект
052С), «Чанша» (проект 052Д), сторожевики «Яньтай»,
«Линьи» (проект 054А), а также легкий корвет «Чжуч-
жоу» (проект 056). Следует отметить, что экипажи четы-
рех кораблей («Яньтай», «Линьи», «Чжэнчжоу» и «Хай-
коу») являются наиболее опытными. Они неоднократно
участвовали в миссиях по борьбе с пиратством в Аден-
ском заливе.
В отношении авиационной составляющей АУГ извест-
но, что на «Ляонине» были размещены 19 тяжелых истре-
бителей «Цзянь-15», из которых только четыре самолета
не смогли выполнить бомбометание в ночных условиях в
одном из учебных районов
ЮКМ из-за неполадок в
прицельно-навигационном
комплексе.
На «Ляонине» также были
размещены четыре транс-
портных вертолета «Чжи-
18». Они привлекались для
отработки спасения летчиков
после приземления на воду и
перемещения грузов с уни-
версального транспорта снаб-
жения (УТС) «Гаоеуху» (про-
ект 903А). По мнению китай-
ских специалистов, данные
суда не удовлетворяют всем
требованиям АУГ и потому
их заменят на океанские УТС
водоизмещением 45 000 тонн
(проект 901).
Задачами противолодочной обороны занимались эки-
пажи кораблей, а также вертолеты «Чжи-9С», каждый из
которых оснащен опускаемой гидроакустической станци-
ей и вооружен легкими торпедами (копиями итальянских
«Аления»).
Мероприятия по противовоздушной обороне корабли
Северного и Восточного флотов, входящие в состав пер-
вой АУГ ВМС НОАК, отрабатывали в двусторонних уче-
ниях с ВВС Южного военного округа. За маневрами вни-
мательно наблюдали морские силы самообороны Японии
(ССЯ). Известно, что китайские военные успешно отрази-
ли все попытки нанесения условным противником воз-
душных ударов по авианосцу. В учебных мероприятиях
использовались беспилотные дозвуковые и сверхзвуковые
мишени серий «Радуга» и BWIQ.
Интересно, что специалисты НИИ военного искус-
ства ВМС Академии военных наук КНР просчитывают
различные варианты формирования АУГ, в состав кото-
рой могут входить даже десантные вертолетоносные
корабли-доки проекта 071.
В целом первый серьезный поход АУГ ВМС НОАК
показал, что «Ляонин» представляет внушительную силу,
для противостояния которой ВМС Тайваня и Японии го-
товы задействовать большое количество самолетов и ко-
раблей. Одновременно командование ВВС НОАК санк-
ционировало учебные полеты стратегических бомбарди-
ровщиков «Хун-6», самолетов дальнего радиолокацион-
ного обнаружения «Юнь-9» и радиотехнической разведки
«Юнь-8GX» над акваторией Желтого и Японского морей,
что серьезно обеспокоило официальный Токио, посколь-
ку раньше китайская авиация не проникала с подобными
целями так далеко на север. Кроме того, разнонаправлен-
ные в географическом плане действия ВМС и ВВС НОАК
заставили командование ССЯ серьезно поволноваться.
ПРИЧАЛЫ С ПРИЦЕЛОМ
АУГ «Ляонин» обошла Тайвань на удалении 90 миль
от берега в течение суток и прибыла на военно-морскую
базу (ВМБ) «Юйлинь», что расположена на острове Хай-
нань в заливе Людаохайвань в районе курортного города
Санья. Известно, что причальные и береговые инженер-
ные сооружения для базирования АУГ на данной ВМБ
были построены в течение двух лет. Однако с учетом пла-
нового увеличения числа авианесущих кораблей в составе
ВМС НОАК необходимо расширение инфраструктуры. В
связи с этим инженерно-строительные отряды ВМС
НОАК сооружают два новых причала для авианосцев на
ВМБ «Юйлинь» и «Циндао».
Вторая расположена в 30 километрах юго-западнее
одноименного города в заливе Сяокоуцзы. Место для
базы китайские военные инженеры выбрали очень удачно,
поскольку с севера залив прикрыт горами Дачжушань,
сдерживающими порывистый ветер, что позволяет обе-
спечить безопасную навигацию в условиях влияния Жел-
того моря. Склады вооружения, бомбоубежища и другие
стратегические объекты расположены под этим горным
массивом, это гарантирует защиту от авиаудара. Кроме
того, в горах Дачжушань расположены позиционные рай-
оны ЗРК С-300 ПВО НОАК, которые также прикрывают
базу от воздушного нападения.
Со стороны океана ее защищают шесть довольно про-
тяженных волнорезов, делящих акваторию на два сектора.
В западной части (построенной еще в период формирова-
ния ВМС НОАК) возведены четыре выносных железобе-
тонных пирса, которые позволяют швартоваться пример-
но 20 кораблям разного водоизмещения, отдельная при-
чальная стенка для подводных лодок, два сухих дока для
ремонта, обслуживания и модернизации кораблей водо-
измещением до 20 000 тонн. Для размагничивания под-
водных лодок предусмотрен отдельный причал. На внеш-
ней стороне волнорезов предусмотрены места для разме-
щения судов на воздушной подушке. В восточной части
базы размещается причал для авианосца и кораблей обе-
спечения боевой подготовки. СМИ КНР сообщают о на-
чале строительства второго причала.
По имеющейся информации, на судостроительном
предприятии в Даляне уже произведена закладка третьего
авианосца для ВМС НОАК. Он скорее всего будет осна-
щен ядерной энергетической установкой и паровыми ка-
тапультами, устройство которых достаточно хорошо из-
вестно китайским инженерам. Следует отметить, что в
Шанхае сооружена тестовая площадка для отработки
электромагнитной катапульты (ЭМК) по примеру той,
что смонтирована на авианосце типа «Джеральд Форд».
Спецслужбы КНР внимательно наблюдают за решением
технических проблем на американском корабле. По оцен-
кам аналитиков, процесс наладки ЭМК вызовет очеред-
ной перенос сроков обретения новейшим аавианосцем
начальной боевой готовности.
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
пьезокерамические элементы,
многослойные актюаторы,
армированные актюаторы,
микродвигатели, микрореле
датчики различных типов,
пьезокерамические трансформаторы,
пьезокерамические фильтры,
гидроакустические модули,
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
генераторы на ПАВ,
линии задержки.
С 23 декабря по 13 января авианосная
ударная группа (АУГ) во главе с «Ляонином»
выполнила первый межрайонный учебно-
боевой поход. Отрабатывались задачи
палубной авиации и взаимодействия кораблей.
ТАЙВАНЬСКИЙ
КРУИЗ «ЛЯОНИНА»
ВОЛНЕНИЕ В ТАЙБЭЕ И ТОКИО
ОКАЗАЛОСЬ СИЛЬНЕЕ,
ЧЕМ В МОРЕ
В Шанхае сооружена
площадка для отработки
электромагнитной
катапульты по примеру той,
что смонтирована
на американском авианосце
типа «Джеральд Форд»
СМОТРИНЫ
jeffhead.com
реклама
а также ультрафиолетовый след от приближающейся ракеты на
расстоянии в десятки километров.
В носу МиГ-35 стоит отличная оптико-локационная система
(ОЛС), которая не только видит на десятки километров вражеские
самолеты по их теплу, но и наводит на них ракеты. Также ОЛС,
объединяющая в себе видеокамеру, тепловизор и лазерный даль-
номер, заменяет подвесной прицельный контейнер.
«АЙФОН ПЛЮС» БОЕВОЙ АВИАЦИИ
Одним из самых критикуемых решений главы «Эппл»
(Apple) Тима Кука (сменившего на этом посту умершего Стива
Джобса) стало решение начать производство Iphone Plus –
больших смартфонов с широким экраном. Это был уже не
айфон, но еще и не планшет.
Специалисты говорили, что
«Плюсы» не послужат его по-
пулярности и будет провал –
ведь есть планшетные ком-
пьютеры и обычные смартфо-
ны. Но сейчас именно этот
продукт занимает одно из ли-
дирующих мест в линейке
«Эппл».
МиГ-35, пусть это звучит
достаточно странно, – Iphone
Plus в мире авиации. Он гораз-
до тяжелее своих ближайших
конкурентов – F-16, Grippen, ки-
тайских FC-1 и J-10. Более того,
у машины два двигателя. Но су-
перМиг – это не тяжелый ис-
требитель, как F-18, Rafale и
Eurofighter.
Но в этом и преимущество «тридцать пятого». Клиент полу-
чает самолет явно сильнее легких конкурентов и несколько, но
некритично уступающий (а местами и неуступающий) более тя-
желым машинам. Правда, встает вопрос цены МиГ-35. Если она
соответствует скорее тяжелым истребителям, о конкуренции на
международном рынке можно забыть. В ином случае МиГ станет
весьма привлекательной покупкой.
О стремлении РСК «МиГ» предложить клиентам наиболее вы-
годную цену говорит отказ от отклоняемого вектора тяги. Легкие
машины берут не самые богатые страны мира, а ОВТ явно удоро-
жает машину, к тому же требуется увеличить расходы на подго-
товку пилотов и наземного персонала.
Неоспоримое преимущество МиГ-35 – его ОЛС. Она эффек-
тивная в бою не только на ближних, но и на средних дистанциях.
При этом нет необходимости задействовать мощный радар
«Жук». Для работы по земле, как это делают Grippen и F-16, при-
дется купить не самые дешевые прицельные контейнеры. Конеч-
ны, они выигрывают в поле обзора по сравнению с оптической
станцией. Но ОЛС интегрирова-
на в конструкцию МиГ-35 и эф-
фективна в воздушном бою. А
прицельный контейнер – нет.
МиГ-35 с ОЛС и «Жуком» в
воздушном бою и в поражении
наземных целей явно лучше
F-16 всех последних серий, а
также «Гриппена». Остается во-
прос конкуренции с китайскими
машинами. Но вряд ли Подне-
бесная преподнесет сюрприз.
РСК «МиГ» имеет готовую
производственную линию под
МиГ-29КР/КУБР и начать серий-
ный выпуск МиГ-35 для корпо-
рации не составит труда. В то же
время линия по производству
F-16 уже фактически закрыта.
Еще более смешная ситуация с Grippen. Машину производят, раз-
бирая более старые модели этого самолета. Вопрос с открытием
полного производства пока только обсуждается.
Да, МиГ-35 опять стал результатом эволюции, а не револю-
ции. Но сейчас у этой машины есть уникальный шанс побороться
за место под солнцем.
МиГ-35 в воздушном бою
и в поражении наземных
целей явно лучше F-16
всех последних серий.
Не конкуренты ему
и китайские машины
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook