08
ОРУЖИЕ
№ 4 (668) 1–7 февраля 2017 года
ТЕНДЕНЦИИ
Изначально флот ждал на перевоо-
ружение совсем иные корабли – проекта
22350: достаточно крупные для класса
фрегатов, современные, мощные. Одна-
ко, как часто бывает на любом флоте
(что особенно заметно на примере аме-
риканского «Замволта»), новый проект
запускается в серию дольше и тяжелее,
чем на это рассчитывают.
Поэтому пока наша промышлен-
ность осваивает перспективные мно-
гоцелевые фрегаты, было решено за-
пустить в производство что-нибудь
соизмеримое по боевым качествам,
но более знакомое. В результате на
свет появился проект 11356 – модер-
низированный вариант экспортного
«Тальвара», который наша промыш-
ленность с успехом изготавливала для
Индии. Он же в свою очередь являет-
ся переработанным сторожевиком
проекта 1135 «Буревестник».
Построенные «Адмиралы» взяли
от предшественников лучшее, в пер-
вую очередь корпус, который снискал
себе добрую славу за хорошие море-
ходные качества и обитаемость.
Зато вооружение и электронная
начинка у корабля новые, даже над-
стройка трансформировалась, подчи-
няясь современным требованиям
снижения заметности. Изменилось и
предназначение корабля, теперь это
многофункциональный боец, способ-
ный бороться с любыми вызовами.
Его основное оружие – универсаль-
ный корабельный стрельбовый ком-
плекс на восемь ячеек, которые могут
быть заполнены ракетами славного
семейства «Калибр» на выбор.
Универсальный характер корабля
подчеркивает 100-мм скорострельная
АУ, способная вести эффективный
огонь как по морским, так и по назем-
ным, воздушным целям. Это самая
скорострельная в мире пушка такого
калибра, за минуту выпускает 80 сна-
рядов на расстояние 20 километров.
За ПВО средней дальности отве-
чает ЗРК «Штиль-1» – 36 ракет в ячей-
ках вертикального пуска. Серьезный
арсенал позволяет не мелочиться и на-
водить на цель до трех ракет, гаранти-
рованно приводняя все, что летает со
скоростью ниже трех километ-
ров в секунду и на дальности до 70
километров.
Ближнюю ПВО берут на себя две
зенитные артустановки АК-630. Шесть
30-мм стволов со скорострельностью
четыре-пять тысяч выстрелов в минуту
призваны искрошить цель в пыль.
Для борьбы с подлодками и тор-
педами имеются два 533-мм ТА и
проверенная временем бомбометная
установка РБУ-6000.
На корме оборудованы взлетно-
посадочная площадка и ангар для ко-
рабельного вертолета.
Сторожевики оснащены новым нави-
гационным оборудованием, двумя РЛС и
радиоэлектронным вооружением.
Экипаж, кроме 180 моряков и
офицеров, включает еще и 20 мор-
ских пехотинцев, что серьезно увели-
чивает возможности фрегатов.
При полном водоизмещении чуть
больше четырех тонн корабль спосо-
бен развивать скорость до 30 узлов.
При запасе хода 7800 километров
сторожевик обладает богатыми воз-
можностями по работе в морской ак-
ватории.
К двум уже стоящим на страже
«Адмиралам» в этом году, судя по
всему, присоединится «Макаров»,
проходящий госиспытания.
В общем и целом весьма доброт-
ные сторожевики, способные выпол-
нять широчайший спектр задач, при
относительно скромной стоимости
13 миллиардов рублей за штуку.
Жаль, что из-за срыва поставок газо-
турбинных энергетических установок
с Украины под вопросом не только
продолжение серии, но и судьба уже
заложенных кораблей.
«ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД»,
«КОЛПИНО»
Это знаменитые «Варшавянки» до-
работанного проекта 636.3. Переданные
флоту в прошлом году подлодки довели
ихчерноморскуюгруппировкудошести
единиц. Мощная сила, учитывая отлич-
ные характеристики этих субмарин. На
Западе они получили прозвище «Черная
дыра» за крайне низкую шумность, со-
поставимую с фоном моря.
«Варшавянки» способны обнару-
жить цель гораздо раньше, чем будут
замечены сами. В четырех из шести
ТА заряжены ПКР «Калибр», на
борту – 18 торпед.
Подлодки имеют солидное подвод-
ное водоизмещение – почти четыре
тысячи тонн. Развивают скорость 17
узлов и способны уйти на 300-метро-
вую глубину.
Стоит каждая около 16 миллиар-
дов рублей. Хорошая цена, особенно
если учесть, насколько опасными
могут быть для противника воору-
женные «Калибрами» бесшумные
«Варшавянки» в Черном море.
МОРСКОЙ ТРАЛЬЩИК
«АЛЕКСАНДРИТ»
Головной корабль «Александр Обу-
хов» проекта 12700 должен положить
начало многочисленной серии судов
различного назначения. Минные
тральщики не самые интересные ко-
рабли, как может показаться. У них
слабое и незначительное вооружение:
одна зенитная артустановка АК-630,
восемь ПЗРК «Игла» и 14,5-мм пуле-
мет для самообороны.
Но сила этого корабля в другом.
Во-первых, разнообразное радиоэлект-
ронное вооружение. Во-вторых, цель-
ный монолитный корпус из стеклопла-
стика. Никто в мире корпусов такого
размера делать не умеет. Нампришлось
создать новое производство для приме-
нения подобных технологий.
Корпус «Александра Обухова» не-
магнитный, негниющий, более проч-
ный и легкий. Как раз то, что нужно
для корабля, чья главная задача – ло-
вить мины и не пойти от их случай-
ного подрыва на дно.
«Александр Обухов» – предста-
витель противоминной обороны
Начало на стр. 01
ОВЫЕ Н
2014 2015 2016
19
18
17
16
15
14
13
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0
2009 2010 2011 2012 2013
8
8
8
12
7
ГРАФИК ВХОДА В СТРОЙ
БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ
РОССИЙСКОГО ФЛОТА
11
13
17
Александр КОРАБЕЛЬНИКОВ,
доктор военных наук
Вадим РОГОВ,
заместитель начальника
ГНИИЦ робототехники
Владислав БОЛОВ,
старший научный сотрудник
В СССР о подобных боевых машинах задума-
лись в 20-х годах, так как пришло понимание, что
в следующей мировой войне решающую роль
будет играть техника. Уже тогда развернулись
опытные работы в области отечественной танко-
вой телемеханики.
«ТИТАН» И «ГОЛИАФ»
В 1927 году в Военной электротехнической
академии (ВЭТА) РККА была разработана телеап-
паратура для легкого танка «Рено русский» (это
отечественный вариант французского «Рено» FT),
а в Центральной лаборатории проводной связи
(ЦЛПС) – для МС-1 (Т-18).
На первом этапе телеуправляемые танки были
привязаны к стационарным пультам ПАУТ (пост
автоматического управления танком), затем на-
дежность аппаратуры значительно возросла, что
позволило передавать команды со специально
разработанной машины управления (танка со
штатным вооружением, дополненного необходи-
мым оборудовани-
ем). Это давало опе-
ратору возможность
перемещаться
по
полю боя под защи-
той брони.
В 1933-м танк
ТТ-18 испытывался с
аппаратурой управле-
ния, размещенной на
месте водителя. Он
мог выполнять 16 ко-
манд: поворачивать-
ся, менять скорость,
останавливаться, под-
рывать заряд ВВ, а
при наличии специ-
альной аппаратуры –
ставить дымовую завесу или применять отравляю-
щие вещества. Дальность действия ТТ-18 составля-
ла несколько сот метров. В макеты ТТ-18 переобо-
рудовали не менее семи штатных танков МС-1, но
на вооружение система так и не поступила.
Новый этап начался в 1934-м. Под шифром
«Титан» был разработан телеуправляемый танк
ТТ-26, оснащенный съемным огнеметом и радио-
станцией на двух частотах – KB и УКВ, на которые
можно было переключаться. Часть ламп радио-
станций имела металлические колбы, но большая
часть – все же стеклянные. Как ни парадоксально,
отказов не было. Вся конструкция крепилась на
специальных пружинах-амортизаторах.
Появились неожиданные новшества. Напри-
мер, в случае выхода телеуправляемого танка из
зоны досягаемости оператора автоматически сра-
батывало устройство команды «Стоп». Машина
останавливалась и ожидала с работающим двига-
телем очередного сигнала. При попытке захвата
врагом телеуправляемый танк согласно уставам
требовалось расстрелять из пушки.
Накануне войны было изготовлено 56 единиц,
которые поступили на вооружение двух специаль-
но сформированных батальонов, входивших в со-
став 30 и З6-й танковых бригад. В сентябре 1939-го
152-й батальон участвовал в освободительном по-
ходе на Западную Украину. Одна из модификаций,
выполненная на базе танкетки ТТ-27, была спо-
собна нести тротиловый заряд до 500 килограм-
мов с задержкой взрывателя до 15 минут. ТТ-27
подвозил устройство к объектам противника и от-
ходил на безопасное расстояние. Заряд такой мощ-
ности обеспечивал разрушение любых железобе-
тонных укреплений. Была выпущена опытная пар-
тия ТТ-27, управляемых по проводам, которые с
успехом применялись при прорыве линии Ман-
нергейма.
К началу Второй мировой в СССР появились
признаки системности в использовании военной
робототехники, сформированы специальные во-
енные части. Последний раз боевые телеуправляе-
мые танки применялись РККА в 1942 году под
Севастополем.
Аналогичным путем шла и Германия. Радио-
управляемые минные тралы были созданы кон-
структором и предпринимателем Карлом Борг-
вардом. Машина Sd.Kfz.300 имела два отделения
– переднее (моторно-трансмиссионное) и заднее,
в котором размещалась радиоаппаратура. Сило-
вой установкой служил 29-сильный четырехци-
линдровый бензиновый двигатель, обеспечиваю-
щий движение трала со скоростью пять километ-
ров в час. Управление осуществлялось оператором
из малого командирского танка. Перед собой
минный трал толкал три тележки с дополнитель-
ными катками, которые должны были вызывать
детонацию. К маю 1940-го выпустили 50 единиц
Sd.Kfz.300 B-I.
А в апреле того же года фирма «Боргвард»
создала минный трал В-ІІ. Впервые эти машины
были использованы немцами в 1943-м в опера-
ции «Цитадель» (Курская битва). Новая машина
имела увеличенные размеры и была тяжелее
предшественницы, ее вес составлял 2,3 тонны.
Мощнее стал и двигатель – 49-сильный шести-
цилиндровый.
Радиоуправляемый минный транспортер
Sd.Kfz.301 предназначался для доставки зарядов с
установленным таймером к дотам и минным полям
противника для их последующего подрыва. По
сравнению с B-II компоновка машины изменилась.
Впереди появилось отделение для взрывчатки с на-
правляющей, по ко-
торой она должна
была скатываться на
землю. За ним распо-
лагалось отделение
управления с местом
механика-водителя и
приспособлениями
для ручного управ-
ления машиной. В
нем размещалась и
трансмиссия, состо-
явшая из гидро-
трансформатора и
коробки передач на
четыре скорости –
две вперед и две
назад. Кормовое от-
деление считалось моторным, где с правой сто-
роны (ближе к центру машины) располагалась
радиоаппаратура управления: приемник, дешиф-
ратор и блок-реле системы взрыва.
Летом 1944-го немцы сформировали 302-й
танковый батальон радиоуправляемых машин. Он
был отправлен на Восточный фронт в распоряже-
ние командования группы армий «Центр», под-
разделения которого участвовали в подавлении
Варшавского восстания (транспортеры подрыва-
ли баррикады).
Наибольшую известность получил легкий но-
ситель зарядов Sd.Kfz.302 Goliath, который широ-
ко применялся для уничтожения бронетехники
противника. Этот робот-камикадзе был дешев в
производстве (особенно после замены ненадежно-
го, но тихого электромотора на бензиновый двига-
тель) и эффективен. Имея вес менее 400 кило-
граммов, Goliath нес 75–100 килограммов взрыв-
чатки, а длина кабеля позволяла передвигаться на
дистанцию до 700 метров.
Роботы-камикадзе создавались накануне Вто-
рой мировой и в Японии. На базе американского
трехтонного трактора Fordson Crawler Tractor с
двигателем 20 лошадиных сил был создан робот,
обеспечивающий подвоз и постановку минных
зарядов. Управление осуществлялось по радио-
каналу.
Опыт использования роботов-камикадзе выя-
вил и недостатки, к основным из которых относи-
лись низкие скорость и маневренность, а также
высокая уязвимость систем управления по прово-
дам, ограниченность действия радиоканалов
связи.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Современные технологии – миниатюризация
электроники, развитие навигационных систем и
связи – позволили совершить рывок в развитии
роботов, в том числе военного назначения (ВН).
По значению эксперты приравнивают это явление
к принятию в свое время на вооружение самоле-
тов и танков.
Особое внимание при развитии современной
робототехники уделяется разработке и созданию
автономных интеллектуализированных систем
управления робототехническими комплексами
(РТК). РТК ВН с такими «мозгами» способны ре-
шать поставленные задачи при минимальном уча-
стии человека-оператора, что в условиях приме-
нения современных средств РЭБ становится ре-
шающим фактором эффективности.
Из всего спектра военной робототехники выде-
ляются беспилотные летательные аппараты. При-
менение БЛА, в том числе камикадзе, стало обы-
денным явлением в локальных военных конфлик-
тах и при проведении антитеррористических опе-
раций. При обнаружении цели БЛА пикирует на
нее, подрывая заложенный в корпус боезаряд.
Компания AeroVironment, например, по заказу
Пентагона провела испытания платформы
Switchblade весом менее двух килограммов, кото-
рая может запускаться несколькими способами,
включая компактную пусковую трубу. Она вместе
с самим аппаратом помещается в солдатском рюк-
заке. Такой БЛА-камикадзе способен уничтожать
малые цели подобно крылатой ракете.
Наземная и морская робототехника значитель-
но отстают по всем направлениям боевого приме-
нения. Но в последние годы активность разработ-
чиков как у нас в стране, так и за рубежом резко
возросла. Американская компания Foster-Miller
создала самого массового на сегодня (выпущено
более трех тысяч экземпляров) военного робота
TaIon. Он предназначен для поиска и обезврежи-
вания мин и фугасов, разведки и наблюдения.
Может выполнять функцию станции связи и ре-
трансляции, атаковать противника. Сконструиро-
ванный на платформе TaIon боевой робот
SWORDS (Special Weapons Observation Remote
reconnaissance Direct action System) несет целый
комплекс стрелкового и противотанкового ору-
жия. Однако опыт применения в Ираке нельзя на-
звать положительным. РТК ВН без видимых при-
чин выходили из-под контроля и начинали хао-
тично передвигаться. Имели место случаи, когда
огонь открывался без команды оператора.
В разработанном новом роботе MAARS
(Modular Advanced Armed Robotic System) запро-
граммирован запрет на прицеливание в сторону
своего подразделения. Кроме того, оператор
может установить сектора (запретные зоны), в ко-
торых предусматривается возможность блокиро-
вания открытия огня. Работы над созданием таких
роботов ведутся и в других странах. В частности,
британской компанией ECA разработан робот-
камикадзе модели Kster, который предназначен
для обнаружения и подрыва мин.
Среди зарубежных наземных РТК ВН наиболее
широкое распространение (по количеству образ-
цов) получили малогабаритные дистанционно
управляемые машины (ДУМ) весом до 500 кило-
граммов. Основное их назначение – разведка и вы-
полнение инженерных задач, однако постепенно
усиливается роль машин с огневыми средствами на
борту. В настоящее время на вооружении армии
США порядка 12 000 образцов ДУМ. Типовыми
считаются многофункциональные роботизирован-
ные комплексы TaIon, Warrion, MAARS.
Анализ ТТХ и путей развития наземных воен-
ных роботов показывает, что в РФ и США имеют-
ся определенные различия в их типаже. В Соеди-
ненных Штатах упор делается на РТК ВН до 500
килограммов, ориентированные на применение в
городе. В наших Вооруженных Силах в качестве
перспективных роботов предполагаются комплек-
сы среднего и тяжелого классов для боев в услови-
ях сложного рельефа.
В ГОЗ на 2016–2025 годы запланировано соз-
дание образцов всех классов наземных роботов ин-
женерного и разведывательно-ударного типа с упо-
ром на средние и тяжелые комплексы («Уран-9»,
«Уран-14, «Проход-1» и др.). По существу тяжелые
отечественные РТК ВН представляют собой пол-
ноценные бронированные вездеходы с дистанци-
онным управлением и соответствующим вооруже-
нием. Например, «Уран» массой восемь тонн по
габаритам всего вдвое меньше современных тан-
ков и развивает скорость до 15 километров в час.
На его базе созданы не только машина огневой
поддержки, но и самоходный минный трал. Вместе
с тем необходимо обратить особое внимание на
практическое отсутствие в задачах и функциях
наземных, в том числе и перспективных роботов,
на возможности подвижного минирования и
подрыва зарядов большой мощности. Иными
словами, в современной отечественной и
зарубежной робототехнике не предусмотрены
камикадзе. Вместе с тем наличие у РТК ВН таких
функций позволяет оперативно и эффективно
разрушать укрепления противника. Подобные
роботы особенно нужны в боевых действиях в
урбанизированных районах, когда большое
количество капитальных зданий и сооружений
трансформируется противником в разветвленную
систему защищенных огневых позиций. Как это
было, например, в сирийском Алеппо.
В США делается упор
на роботов, применяемых
в городской среде.
В Вооруженных Силах РФ –
для боев в условиях
сложного рельефа
РОБОТЫ ХОРОШО ПОКАЗАЛИ СЕБЯ
ПРИ ПРОРЫВЕ ЛИНИИ МАННЕРГЕЙМА
Во второй половине ХХ века среди задач, решаемых военными средствами,
важнейшее место заняло сохранение жизни личного состава. Исследования
включали широкий спектр подходов и технологий: бронежилеты, бесконтактное
ведение боя средствами большой дальности, повышенная защищенность экипажа,
разминирование и поражение противника с использованием робототехнических
средств. На какой опыт опираются наши разработчики, какие проблемы
возникают на этом пути?
ТРЕБУЮТСЯ
КАМИКАДЗЕ
РЕТРОСПЕКТИВА
army-news.ru
«ТЕДЖАС»
ПРИЗНАН НЕГОДНЫМ К МОРСКОЙ СЛУЖБЕ
Индийские ВМС планируют закупить 57 многоцелевых палуб-
ных истребителей для авианосцев «Викрмадитья» и «Викрант».
По данным СМИ, легкий палубный истребитель Tejas, созданный
в комапнии Hindustan Aeronautics Limited (HAL), не годится для
несения службы в море.
Как отмечается в тендерной документации, новый самолет
должен быть всепогодным и летать в любое время суток, нести на
борту ракеты «воздух-поверхность», иметь возможность доза-
правки в воздухе, нести разведывательную аппаратуру и оборудо-
вание для радиоэлектронной борьбы. Поставки планируется на-
чать в течение трех лет после подписания контракта и завершить
в течение следующих трех лет.
В МАЛАЙЗИЙСКИХ ВМС БУДУТ СЧИТАТЬ ДО ПЯТИ
Военное ведомство страны намеревается осуществить план
преобразования флота, что позволит сократить число классов ко-
раблей с 15 до 5. При этом состав и возможности королевского
флота Малайзии будут увеличиваться.
План «долгоиграющий», рассчитанный до 2030 года. Процесс
преобразования называется «От 15 до 5». КФМ пытается предот-
вратить проблемы, связанные со старением, увеличением расхо-
дов на эксплуатацию и техническое обслуживание флота. Счита-
ется, что новая структура оптимальна для решения широкого
спектра морских проблем.
МЕГАСДЕЛКА КУВЕЙТА С «ЭРБАСОМ»
ВСТУПАЕТ В СИЛУ
Airbus рассчитывает в ближайшее время заключить контракт
с Кувейтом на поставку 30 средних вертолетов Caracal H225M. По
ПРЕССА
defenceindustrydaily.com
Бундесвер доволен израильскими беспилотниками.
В военном ведомстве Германии
решили продлить договор с компанией IAI,
у которой арендуются БЛА, до февраля 2018 года