Газета «Военно-промышленный курьер». №44 (708) 15-21 ноября 2017 года - page 4

04
№ 44 (708) 15–21 ноября 2017 года
КОНЦЕПЦИИ
Алексей КАЗАКОВ
В соответствии с декретом ЦИК
СССР 1926 года государственная
граница России замыкалась на Се-
верном полюсе и проходила по ли-
ниям долготы до середины Беринго-
ва пролива на востоке и до точки су-
хопутной границы с Норвегией на
западе. Дальновидностью Сталина,
сберегшего углеводородную кладо-
вую для будущих поколений, можно
только восхищаться, чего нельзя
сказать о руководстве 90-х. В 1997
году Россия ратифицировала Кон-
венцию ООН по морскому праву,
аннулировав таким образом упомя-
нутый декрет ЦИК. Такое решение
ельцинской команды выглядит как
минимум неоднозначно с мораль-
ной, экономической и военной точки
зрения. Тем более что США в отли-
чие от России не присоединились к
этой конвенции. Свои национальные
интересы американцы отстаивают,
не обращая внимания на междуна-
родные нормы, особенно когда те
противоречат их интересам. Под-
пись же нашей страны вызвала шквал
притязаний на Арктику. Например,
Канада подала в ООН заявку на рас-
ширение территории своего аркти-
ческого шельфа на 1,2 миллиона
квадратных километров, рассчиты-
вая получить еще и Северный полюс
с кратчайшим воздушным маршру-
том между США и Россией. С умень-
шением ледового покрова у НАТО
появляется возможность наносить
удары крылатыми ракетами из аква-
тории Северного Ледовитого океана
по всей территории нашей страны, а
также использовать сухопутные воо-
руженные силы в этом регионе. В на-
чале 2000-х Военно-морским мини-
стерством США принят специаль-
ный «Арктический план действий
ВМС», гласящий, что у Соединен-
ных Штатов широкие и фундамен-
тальные интересы в регионе.
Напряжение в Арктике продол-
жает нарастать. По словам команду-
ющего Северным флотом ВМФ Рос-
сии вице-адмирала Николая Евмено-
ва, прозвучавшим на первом заседа-
нии Экспертного совета Госдумы по
вопросам законодательного развития
районов Крайнего Севера, США,
Норвегия, Канада и Дания стремятся
в кратчайшие сроки зарезервировать
за собой максимум прав. Возможность
защиты своих интересов средствами
вооруженной борьбы рассматривается
ими как составная часть общей арк-
тической политики. Зачастую более
настойчиво, чем традиционные игро-
ки, в регион к его ресурсам и транс-
портным магистралям рвутся эконо-
мически развитые страны, не имею-
щие непосредственного выхода к
приполярной
области:
Япония,
Китай, Южная Корея. С 2004 года
функционирует так называемый Ази-
атский форум полярных исследова-
ний. В нем участвуют КНР, Япония,
Южная Корея, Таиланд и Малайзия.
Китайский ледокол «Сюэлун» («Снеж-
ный дракон») прошел по Северному
морскому пути. На 2019 год заплани-
рован дрейф международной станции
на немецком ледоколе. Пока научное
сотрудничество государств по иссле-
дованию Арктики носит дружествен-
ный характер. Однако при опреде-
ленных условиях это не исключает и
конкуренции.
Николай Евменов указывает, что
список притязаний государств Азиат-
ского форума и НАТО к Арктике до-
статочно широк. Основные позиции
– воспрепятствовать России в ее же-
лании расширить границы суверен-
ного континентального шельфа в Се-
верном Ледовитом океане, придать
международный статус Севморпути,
противодействовать нам в освоении
месторождений нефти и газа, а самим
беспрепятственно разрабатывать ре-
сурсы Арктики, а также усилить во-
енную активность НАТО в регионе.
«Действия приарктических и других
государств по оказанию политическо-
го давления на Россию, а также нара-
щивание экономического и военного
присутствия в Арктике объективно
требуют от нас мер по защите нацио-
нальных интересов», – резюмирует
командующий Северным флотом.
АЙСБЕРГ, ЗАТЕРТЫЙ БУМАГАМИ
Возникает вопрос: насколько
адекватны меры законодательного
обеспечения противодействия этому
давлению? Возможно ли повторение
глупости, совершенной в 1997 году?
Вопрос не настолько нелеп, как может
показаться. Крайнего Севера и Аркти-
ки касается более 500 российских за-
конодательных и нормативных актов.
Они нередко взаимоисключающи,
считает Артур Чилингаров.
В этой неразберихе лишь несколь-
ко законов остаются адекватными со-
временным условиям. Все они были
приняты после 2008 года. В перечень
входит и госпрограмма «Социально-
экономическое развитие Арктической
зоны Российской Федерации на пери-
од до 2020 года», срок реализации ко-
торой продлен до 2025-го. Осново-
полагающим документом, определя-
ющим нашу политику в Мировом
океане, является «Морская доктрина
Российской Федерации на период до
2020 года». Она определяет шесть
главных региональных направлений,
в том числе и арктическое. В разви-
тие положений доктрины издан пре-
зидентский указ № 327 «Об утверж-
дении основ государственной поли-
тики Российской Федерации в обла-
сти военно-морской деятельности на
период до 2030 года».
В результате неразберихи в зако-
нах на неопределенное время задер-
живается завершение строительства
ледокола «Арктика». Причина в том,
что «Кирoв-Энергомаш» не может
поставить паротурбинную установку
изготовителю ледокола – ЦКБ «Айс-
берг». «Серьезной проблемой являет-
ся изменение законодательства в
части проведения закупочных кампа-
ний», – объяснил причину срыва сро-
ков поставки установки главный кон-
структор ЦКБ Александр Рыжков.
До сих пор не утверждена кон-
цепция системы космической связи,
обеспечивающей предприятия и во-
инские части, находящиеся в высоко-
широтной зоне. Объявлять тендер
пока не планируется, заявил руково-
дитель Федерального агентства связи
(Россвязь) Олег Духовницкий. Ранее
его зам Игорь Чурсин говорил, что
сегодня с помощью спутников связи
на геостационарной орбите Арктиче-
ский регион и Севморпуть прикрыты
«на грани фола».
По словам Евменова, Минприро-
ды России в прошлом году подгото-
вило проекты комплексного управле-
ния природопользованием в арктиче-
ских морях (включая российскую
часть Баренцева), а также федераль-
ного закона «О морском (акватори-
альном) планировании». Предполага-
ются экологические ограничения дея-
тельности в различных областях, в
том числе в военной, а также измене-
ние режима функционирования Сев-
морпути, смещение его маршрута се-
вернее архипелага Новая Земля. За-
конопроект подготовлен на основе
совместных российско-норвежских
разработок. Главная цель – обеспече-
ние хозяйственной деятельности в
прибрежной акватории. «Данная цель
недостижима без гарантий военной
безопасности Российской Федерации
в Арктической зоне, однако вопросы,
с этим связанные, в проект почему-то
не включены», – предупреждает Ев-
менов.
СТРАТЕГИИ ДИЛЕТАНТОВ
Обеспечение безопасности север-
ных рубежей России, может быть,
даже в большей степени, чем эконо-
мические резоны, опреде-
ляет нынешний интерес к
арктической теме. Прово-
дятся учения, в том числе
высадка десанта на Север-
ный полюс. На Новосибир-
ских островах создается во-
енная база. Восстанавлива-
ется инфраструктура Сев-
морпути.
К счастью, удалось пре-
дотвратить законодательное
преступление, в сравнении с
которым ратификация Кон-
венции ООН по морскому
праву 1997 года показалась
бы детской шалостью. В
первоначальном варианте,
подготовленном
правительством,
Севморпуть определялся как между-
народная транспортная магистраль.
К счастью, нашлись силы, которые
настояли на том, что СМП – истори-
чески сложившаяся транспортная
коммуникация России в Арктике.
По словам председателя Комите-
та Госдумы по обороне Владимира
Шаманова, в последнее годы удалось
придать статус оперативно-страте-
гического командования Северному
флоту ВМФ России. «Таким образом,
появился хозяин, который за все от-
вечает, все координирует», – сказал
генерал на заседании Экспертного
совета. Шаманов считает необходи-
мым прилагать больше усилий по за-
щите интересов России на диплома-
тическом уровне и активно участво-
вать в работе международных орга-
низаций. Участие в договорах и
соглашениях расширяет наши воз-
можности, когда они отвечают на-
циональным интересам. Например,
комиссия ООН признала правомер-
ность российской заявки на конти-
нентальный шельф Охотского моря,
теперь оно фактически стало для
России внутренним.
Вместе с тем северные границы не
будут на замке, если не создать на-
дежные тылы. А они определяются
социально-экономическим развити-
ем региона. По словам Валерия Баб-
кина, директора Международного
института проблем химизации совре-
менной экономики, дела обстоят из
рук вон плохо. Например, на Сахали-
не на основе Соглашения о разделе
продукции действуют крупные ком-
пании с участием иностранного капи-
тала. «Но в результате их деятельно-
сти Сахалин не получил практически
ничего, – считает ученый. – В России
существует 45 стратегий и ни одна из
них не выполняется. Почему за их
разработку берутся люди, никогда
этому не учившиеся и очень плохо
понимающие, что нужно делать?». Ге-
неральный директор Всероссийского
института авиационных материалов
академик Евгений Каблов не устает
повторять с самых высоких трибун:
«Необходимо срочно и резко изме-
нить роль и статус РАН, вернуть те
права, которые были всегда. Именно
академия должна давать окончатель-
ное заключение о научной обоснован-
ности, технологической реализуемо-
сти любого крупного государствен-
ного проекта».
ВЕЛИКИЙ СЕВЕРНЫЙ ИСХОД
Как восстановить инфраструкту-
ру Крайнего Севера, если оттуда бегут
люди? По информации председателя
Комитета Государственной думы по
региональной политике, проблемам
Севера и Дальнего Востока Николая
Харитонова, более четверти ныне ра-
ботающих на Севере пытаются пере-
селиться в другие регионы России, и
людей можно понять. Минимальная
зарплата в России установлена в раз-
мере 7800 рублей для всех регионов,
а прожиточный уровень на севере и
на юге совершенно разный. Нет ре-
альных северных надбавок. Да и дру-
гие гарантии представлены большей
частью на бумаге. Почти 200 тысяч
семей северян стоят в очереди на по-
лучение субсидий для того, чтобы
уехать «на материк». Многие ждут от
государства жилищный сертификат
больше 20 лет. Почти восемь тысяч
человек из них старше 80 лет. По сло-
вам губернатора Мурманской обла-
сти Марины Ковтун, на протяжении
последних лет наблюдается устойчи-
вая тенденция сближения региональ-
ного и среднероссийского размеров
заработной платы. Если в 2003 году
разрыв был в 1,6 раза, то в 2016-м – в
1,3. «Сегодня преимуществ жизни на
Севере фактически нет, поэтому
основным фактором снижения чис-
ленности населения Мурманской об-
ласти становится миграционный
отток. Смею предположить, это не
только у нас, но и на других террито-
риях Арктической зоны».
В последние годы происходит эко-
номический и цивилизаци-
онный поворот России с За-
пада на Восток. По меткому
замечанию Марии Ковтун,
этот процесс сопровождает-
ся перетягиванием одеяла с
Крайнего Севера, что неза-
служенно снижает внимание
к очень выгодным проектам
на Севере, в частности в
Мурманской области. В пер-
вую очередь упреки губерна-
тора относятся к «Газпрому»,
который откладывает в дол-
гий ящик планы по газифи-
кации области. «Конкурент-
ное преимущество Мурман-
ской области – широкие экс-
портные возможности. Наш регион
имеет свободный, ничем не ограни-
ченный выход в Мировой океан, и
размещение у нас производств по
сжижению природного газа могло бы
обеспечить гораздо более существен-
ные объемы экспорта, нежели плани-
рующиеся сегодня к созданию мощ-
ностей на Балтике», – считает Марина
Ковтун.
В 30-х годах Сталин на одном из совещаний в Кремле провел
на карте огромную дугу от Мурманска до мыса Уэлен на Чукотке
и сказал: «Это наша национальная территория», напоминает
известный полярник Артур Чилингаров.
В подготовленном
правительством варианте
закона Севморпуть
определялся
как международная
транспортная магистраль
ТЕМА
ЗИЯЮЩИЕ ШИРОТЫ
Начало на стр. 01
Павел ИВАНОВ
Именно в середине 80-х годов была зало-
жена основа современной военной реформы.
Но если в России о Николае Васильевиче
помнит лишь ограниченный круг специали-
стов, то во многих зарубежных профильных
изданиях в публикациях, посвященных нашим
военным реформам, фигурирует такое поня-
тие, как «Наследие Огаркова». Попробуем
разобраться, что это такое.
ИНЖЕНЕРНЫЙ ПОДХОД
30 октября исполнилось 100 лет со дня рож-
дения Николая Васильевича Огаркова. За свою
военную карьеру он прошел сложный путь от
полкового инженера до начальника Генерально-
го штаба и Маршала Советского Союза.
Что особо примечательно, Огарков не
общевойсковой офицер, хотя в 1938 году он и
поступил в пехотное училище, но быстро был
переведен в Военно-инженерную академию.
И долгое время после ее окончания занимал
различные должности, связанные с фортифи-
кацией. Такая карьера нетипична для Совет-
ской и Российской армии. Руководящие
должности в Генштабе и Минобороны зани-
мают преимущественно общевойсковики.
В конце 70-х – начале 80-х Огарков начал
разрабатывать концепцию «Стратегическая
наступательная операция на театре военных
действий». За достаточно громоздким назва-
нием крылось революционное изменение
взглядов на современную войну.
Во-первых, по мнению ее разработчиков,
роль ядерного оружия снижалась, его место
начало занимать высокоточное. Во-вторых, про-
гнозировалось, что даже масштабные столкнове-
ния будут очень скоротечными. Поэтому про-
водить стратегические операции надо одно-
временно на всю глубину театров военных
действий. Вести такие операции должны, если
говорить современным языком, разнородные
группировки сил и средств. В-третьих, для ве-
дения боевых действий нужны командования,
которым подчиняются все силы и средства на
ТВД, в том числе флот, ВВС и ВДВ.
В ЕДИНОМ КОРПУСЕ
«Доктриной Огаркова» предусматрива-
лось сформировать отдельные армейские
корпуса (ОАК). Эти объединения должны
были отличаться высокой подвижностью и
вести бои глубоко в тылу противника. Глав-
ной ударной силой ОАК стали отдельные мо-
тострелковые и танковые бригады.
Помимо ОАК предусматривалось созда-
ние танковых и мотострелковых дивизий с
повышенной огневой мощью и маневренно-
стью. Вместо привычных трех мотострелко-
вых (танковых) и одного танкового (мото-
стрелкового) полков в новых соединениях
было по два танковых и два мотострелковых.
Действовать такие соединения, получившие в
войсках прозвище «дивизии XXI века», долж-
ны были смешанными боевыми группами.
На ТВД боевые действия должны были
выглядеть следующим образом: обычные мо-
тострелковые и танковые дивизии обеспечи-
вали взлом обороны противника, а формиро-
вания XXI века за счет более высокой манев-
ренности входили в прорыв, осуществляли
быстрый разгром вражеских резервов, зани-
мали выгодные позиции.
Если посмотреть на историю реформиро-
вания ВС РФ, то попытки вернуться к трой-
ной схеме предпринимались несколько раз.
Более того, в том или ином виде такая кон-
цепция с начала 90-х годов всегда присутство-
вала в планах военных реформ.
В настоящее время идет третья и самая
удачная попытка реализовать реформу марша-
ла Огаркова. В частности, на штат «XXI века»
уже переведена 150-я мотострелковая дивизия
– во вновь созданном соединении два танко-
вых и два мотострелковых полка. По некото-
рым сведениям, в ближайшее время ее приме-
ру последует еще несколько соединений.
ЧЕТЫРЕ МАЛЕНЬКИХ ГЕНШТАБА
Если обратиться к пресс-релизам россий-
ского Минобороны, а также официальным
публикациям военных СМИ, почти везде
встречаются термины «межвидовая группи-
ровка» и «разнородная группировка сил и
средств». Работы по максимально возможно-
му взаимодействию сил и средств различных
видов и родов Вооруженных Сил на ТВД ве-
лись еще с начала 2000-х. Именно для созда-
ния межвидовых и разнородных группировок
в период «нового облика» были расформиро-
ваны старые военные округа, а на их месте
созданы стратегические командования.
Между тем, как и в случае с бригадами, в
основе формирования новых округов – объе-
диненных стратегических командований
(ОСК) лежит «Доктрина Огаркова». Именно
ОСК отводилось важное место в обновленной
структуре СА. В 1984 году были созданы четы-
ре главных командования – Дальневосточное,
Западное, Южное и Юго-Западное, которым
подчинялись военные округа, попавшие в зону
их ответственности.
На первом этапе планировалось создать це-
почку Генштаб – главное командование – воен-
ный округ. На втором этапе за командованием
округов оставалась только функция мобилизаци-
онного развертывания и подготовки мобрезерва.
На третьем командование округов сокращалось
до отдельных мобилизационных управлений, а в
то же время в подчинение главному командова-
нию полностью переходили объединения, соеди-
нения и воинские части родов и видов войск,
которые находились на его территории.
Штаб ГК фактически становился миниа-
тюрным Генштабом – в его структуре были
представлены отделы и управления, отвечаю-
щие за планирование боевой работы ВМФ,
ВВС, ВДВ. Реформу планировалось завер-
шить к началу 90-х годов, но СССР развалил-
ся, изменения остановились на первом этапе.
А позже ГК были расформированы.
Как и в случае с бригадами, в ВС РФ не-
сколько раз предпринимались попытки сфор-
мировать объединенные стратегические ко-
мандования. В частности, Юрий Балуевский
смог провести решение о формировании
стратегического командования на Дальнем
Востоке. В подчинение СК попали Сибир-
ский и Дальневосточный военные округа, Ти-
хоокеанский флот, а также некоторые части и
соединения Приволжско-Уральского округа.
Надо отдать должное нынешнему руковод-
ству ВС РФ, которому удалось максимально
реализовать идею ОСК. Учения межвидовых и
разнородных группировок сил и средств теперь
обычное явление, а взаимодействие между ро-
дами и видами Вооруженных Сил хорошо на-
лажено и стало повсеместной практикой.
СТРАТЕГИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Важное место в «Доктрине Огаркова» от-
водилось реформированию Cтратегических
ядерных сил, противоракетной обороны и
Космических войск. Эта часть глобальных из-
менений СА очень мало освещалась, упоми-
нания о планах можно найти в редких публи-
кациях и мемуарах.
На первом создавались ВКС. Их задача –
предупреждение о ракетном нападении, ПРО,
управление орбитальной группировкой. На
втором этапе планировалось объединение
ВКС и СЯС. На третьем – в подчинение
новой структуры передавались все стратеги-
ческие комплексы воздушного и морского
базирования.
В результате к 1993 году СССР должен
был получить объединенные стратегические
силы, которые, действуя под единым руко-
водством, могли одновременно обнаружить и
отразить нападение, а затем нанести против-
нику поражение. Примечательно, что по та-
кому пути пошли в Соединенных Штатах,
сформировав в середине 90-х годов свое еди-
ное стратегическое командование.
В настоящее время в ВС РФ сформирова-
ны Воздушно-космические силы, и в нынеш-
них ВКС видны идеи, предложенные Огарко-
вым еще в середине 80-х: скажем, единая си-
стема ПРО, СПРН и Космических сил.
Правда, тема СЯС остается в современной
России одной из самых закрытых, поэтому
вряд ли можно будет узнать, идет ли сейчас
формирование единых стратегических сил.
Не исключено, что такие работы ведутся.
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
ПО КОМАНДЕ ИЗ СССР
ИДЕИ МАРШАЛА ОГАРКОВА ПЕНТАГОН РЕАЛИЗОВАЛ БЫСТРЕЕ
Мало кто из современных военных обозревателей, экспертов и аналитиков вспомнит, кем в советской военной
иерархии был Маршал Советского Союза Николай Огарков и что он сделал для Советской армии. Между тем
влияние его идей на развитие не только СА, но и современных российских Вооруженных Сил сложно переоценить.
ПРОРЫВ
ИТАР-ТАСС
Дмитрий Устинов, Николай Огарков
и министр обороны ЧССР Мартин Зур на учениях «Запад-81»
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook