Газета «Военно-промышленный курьер». №44 (708) 15-21 ноября 2017 года - page 6

№ 44 (708) 15–21 ноября 2017 года
06
АРМИЯ
Александр
ХРАМЧИХИН,
заместитель
директора
Института
политического
и военного анализа
Индонезийская армия достаточно архаична, хотя ру-
ководство страны делает попытки ее модернизации за
счет закупок техники и у собственного ВПК, и у основ-
ных мировых производителей оружия.
БЕЗ ДЕСАНТА НИКУДА
У сухопутных войск весьма сложная структура, обу-
словленная географией. Основу составляют 12 командо-
ваний военных районов. В их составе 9 пехотных бригад
и многочисленные отдельные батальоны.
Командование стратегических резервов считается
наиболее сильным компонентом ВС и включает 1-ю пе-
хотную (в ее составе – 13-я пехотная и 17-я воздушно-
десантная бригады, 2-й артиллерийский полк) и 2-ю (6,
9-я пехотные, 18-я воздушно-десантная бригады, 1-й ар-
тиллерийский полк) дивизии, 3-ю воздушно-десантную
бригаду. В командовании ССО – 5 групп (полков) ССО
(1 и 2-я парашютные, 3-я разведывательная, 4-я учебная,
5-я контртеррористическая). Командование армейской
авиации объединяет 11, 21, 31-ю эскадрильи. 
Танковый парк насчитывает 103 современных немец-
ких «Леопарда-2А4», а также около 400 устаревших лег-
ких машин – 275 французских АМХ-13, 15 советских ПТ-
76, 80 английских «Скорпионов». В числе 164 БРМ – 18
французских VBL, английские «Ферреты» и «Саладины»
(55 и 69 соответственно), 22 новейшие южнокорейские
БМТВ «Тарантул». Есть 50 немецких БМП «Мардер-
1А3». В парке БТР, включающем 900 единиц, больше
всего собственных «Пансер» – 278, французских AMX-
VCI – 202, американских V-150 и М113 – 200 и 95, пред-
ставлены и советские БТР-40 (40 штук), БТР-50ПК (34).
Первыми САУ в индонезийской армии стали 37 но-
вейших колесных французских «Цезарь», также имеется
18 американских М109А4. Буксируемые орудия: 144
горных югославских М48, 54 южнокорейских КН-178,
до 133 американских М101, 50 итальянских М-56, 5 син-
гапурских FH-88, 36 южнокорейских КН-179. РСЗО – 50
собственных NDL-40, 36 бразильских «Астрос-2». Мино-
метов – более 900. Имеется значительное число советских
и российских ПТРК («Малютка», «Конкурс», «Метис»), а
также 100 старых французских «Милан».
В армейской авиации более 10 легких самолетов (1 ан-
глийский BN-2A, до 7 испанских C-212, 1 канадскийDHC-5,
до 3 американских «Цессна-310»), 5 новейших российских
Ми-35П, около 100 многоцелевых и транспортных вертоле-
тов (до 36 «Белл-412», до 17
Ми-17В5, до 14 «Белл-205»,
до 19 Во-105, 2 ЕС120В, до
13 «Хьюз-300С», 1 AS550).
ВВС включают командо-
вания: 1-е (Западное) и 2-е
(Восточное) оперативные,
ПВО, МТО, учебное, а
также корпус особого назна-
чения, в составе которого 1-е
парашютное диверсионно-
десантное крыло, 3-е учеб-
ное крыло, 90-й отряд по
борьбе с терроризмом и воз-
душным пиратством. 
На вооружении – 5
российских Cу-27 и 11 новейших истребителей-
бомбардировщиков Су-30МК, 26 американских F-16 (7
А, 2 В, 12 С, 5 D) и 11 устаревших F-5 (7 E, 4 F), 15 бра-
зильских легких штурмовиков ЕМВ-314. При размерах
территории страны и разбросанности островов столь не-
значительное число боевых самолетов не отвечает даже
минимальным потребностям.
Имеется 4 морских разведчика (3 «Боинг-737», 1 соб-
ственный CN-235M-220MPA) и 2 заправщика (американ-
ские КС-130В). Транспортные самолеты в основном из
США. Это 19 С-130, по 7 «Цессна-180» и CN-235-110, до 5
«Цессна-401» и «Цессна-207», по 4 L-100-30 и «Боинг-737» и
др., а также испанские C-295M и C-2124 (9 и 7), 4 голланд-
ских F-28, до 2 швейцарских РС-6. Учебные самолеты: до 29
швейцарских AS-202, до 32 английских «Хок», 24 немецких
Grob-120ТР-А, южнокорейские KT-1B (16 единиц) и T-50
(15), 17 итальянских SF-260, до 15 американских Т-34С. 
Вертолеты: до 11 американских «Белл-47» и европей-
ские ЕС120В (12), AS332 (11-12), SA330 (до 7). Послед-
ние две модели выпускались по французским лицензиям
в самой Индонезии.
ВМС обеспечены собственной судостроительной
базой. Кроме того, значительное число кораблей Индо-
незия получает из бывшей метрополии – Голландии.
В составе ВМС имеются немецкие ПЛ «Чакра» (про-
екта 209/1300 – 2 штуки). Подлодка типа «Нагапаса» (про-
екта 209/1400) пока в единственном числе, но в Республике
Корея по германской лицензии строятся еще две такие же.
На вооружении – 6 фрегатов «Ахмад Яни» (голландские
типа «Ван Спейк», один из кораблей оснащен УВП с новей-
шими российскими ПКР «Яхонт»), 3 «Фатахиллах» (также
голландской постройки), 1 «Хаджар Девантара» (югослав-
ский, используется как учебный), 1 «Мартадината» (гол-
ландский проект «Сигма», ожидается еще один). Корветы
представлены 4 новейшими кораблями голландской по-
стройки: «Дипонегоро», 15 «Капитан Патимура» (бывшие
корабли ВМС ГДР типа «Пархим»), 3 «Бун Томо» (англий-
ской постройки, предназначались для ВМС Брунея). Име-
ется 12 тральщиков: 1 «Пулау Рани» (старый советский
проекта 254), 2 «Пулау Ренгат» (голландские «Трипартит»),
9 «Пулау Рот» («Кондор» из состава ВМС ГДР).
Десантные силы ВМС включают 4 ДТД «Макассар»
южнокорейской постройки, 3–4 ТДК «Телук Лангса»
(старые американские LST), 6 ТДК «Телук Пенью» (аме-
риканские «Такома»), 11 ТДК «Телук Гилиманук» (про-
екта 108 из состава ВМС ГДР), 1 ТДК «Телук Бинтуни».
Строятся еще 3 ТДК «Телук Бинтуни». Имеется 54 де-
сантных катера различных типов.
Морская авиация включает до 26 базовых патрульных
(3 CN-235MPA, до 23 австралийских N-22) и до 40 транс-
портных самолетов (австралийских, американских и
французских), порядка 30 вертолетов (до 10 «Белл-412»,
до 3 NAS322L, 1 AS365N3, 3 EC120B, до 16 Bo-105).
В составе морской пехоты – 1 и 2-я группы (1 и 2-я бри-
гады с усилением танковых и артиллерийских полков и от-
дельных батальонов) и 3-я бригада. Вооружение в основном
советского и российского производства. Это 35 плавающих
танков ПТ-76, 10 БРДМ-1, 110 БМП (34 французских
АМХ-10Р, 22 БМП-2, 54 БМП-3Ф), 97 БТР (12 российских
БТР-80А, 4 украинских БТР-4М, 66 советских БТР-50П, 15
американских LVTP-7A1), до 95 буксируемых орудий (20
французских LG1 и до 75 советских M-30), 17 чешских
РСЗОRM-70 и 4 китайских Туре 90В, 61 зенитное орудие (5
шведских L/60 и L/70, 56 советских С-60).
«ТИГРУ» НЕ ВЫЖИТЬ
Индонезия имеет уникальное географическое поло-
жение. При огромной территории она расположена
только на островах, обладает еще большей акваторией и
240-миллионным населением. При этом внутри страны
масса латентных внутренних конфликтов, регулярно пе-
реходящих в открытую форму, например сепаратизм в
провинции Ачех. Кроме того, страна находится в крайне
нестабильном регионе, где возможны самые разнообраз-
ные конфликты между государствами и их коалициями.
Вышеописанные особенности предъявляют очень слож-
ные требования к ВСИндонезии. Необходимо, с одной сто-
роны, на всех основных островах постоянно держать доста-
точно крупные группировки сухопутных войск, с другой –
иметь значительные мобильные силы для их оперативной
поддержки при необходимости. Понятно, что мобильность
обеспечивается только большим парком военно-
транспортной авиации и значительными десантными сила-
ми ВМС. Для обеспечения их действий, а также для защиты
территории и акватории, имеющих огромные размеры и
протяженность, необходимы очень сильные ВВС и флот.
Формально ВС Индонезии внушительны. Но на дан-
ный момент они категорически не отвечают изложен-
ным выше требованиям. Сухопутные войска и ВМС
нуждаются в значительном увеличении численности
личного состава и тотальном перевооружении, а ВВС
необходимо создавать почти с нуля.
Разумеется, в первую очередь Индонезии необходимы
истребители большой дальности. Идеальный вариант –
Су-35С, ведь ВВС уже экс-
плуатируют его «ближайших
родственников» – Су-27 и
Су-30. Джакарта официаль-
но заявила о намерении при-
обрести 11 Су-35С, осталось
лишь изыскать на это сред-
ства. Есть информация, что
договор, предусматриваю-
щий по контракту на по-
ставку Су-35 частично бар-
терный расчет, будет подпи-
сан до конца года.
Велики
потребности
Индонезии в ударных вер-
толетах. Проще всего про-
должать закупки Ми-35П, хотя очень сильным конку-
рентом является «Апач». Европейский «Тигр» вряд ли
может с ними бороться.
Необходимо строительство в Индонезии полноцен-
ной наземной ПВО, причем требуется приобретение
ЗРК и ЗРС во всем диапазоне высот и дальностей. Пол-
ный их спектр (ЗРПК «Панцирь-С1», ЗРК «Тор» и «Бук»,
ЗРС С-300 разных модификаций) может предоставить
только Россия. У США есть ЗРС «Пэтриот», но нет ЗРК
малой и средней дальности, в Европе обратная ситуация.
Естественно, разумнее строить систему, разработанную
и поставленную одной страной, чем собирать разные
ЗРК по миру. Однако Индонезия в ближайшее время,
по-видимому, будет закупать норвежские NASAMS.
Самая большая неопределенность – запросы руковод-
ства Индонезии. Во-первых, неясно, каковы его финансовые
ресурсы. У страны были очень большие доходы от экспорта
нефти, правда, и расходы на различные цели тоже весьма ве-
лики, а углеводороды теперь отнюдь не так дороги, как всего
четыре года назад. Во-вторых, похоже, нет внятной концеп-
ции военного строительства. Нынешние закупки носят не-
сколько хаотичный характер с точки зрения подбора типов.
Главное же – непонятно, почему новая техника (за исключе-
нием танков) приобретается столь малыми партиями, что
зачастую лишает поставки всякого смысла. Эти крохи не по-
зволяют войскам решать реальные боевые задачи, зато дела-
ют потерю даже одной единицы крайне болезненной с воен-
ной, финансовой и психологической точки зрения.
Но в любом случае индонезийский рынок вооруже-
ний по всем описанным выше причинам очень привле-
кателен и борьба за него между всеми основными экс-
портерами боевой техники в ближайшее время будет
неизбежно ужесточаться.
НЕОТКРЫТЫЕ
ОСТРОВА
Индонезия – крупнейшая в мире островная
страна. Ее ВС ориентированы как на борьбу
с многочисленными сепаратистскими
движениями, так и на возможную
классическую войну с неопределенным
кругом потенциальных противников.
Алексей ПЕСКОВ,
фото автора
Договоренность между Роскосмосом
и NASA о создании станции на лунной
орбите сулит много перспектив. Но это
наверняка будет неМКС-2 – и круг задач
другой, и сроки пребывания экипажей.
Долговременная деятельность человека
в космосе становится нормой. Значит, и
условия на станции должны быть таки-
ми, чтобы продуктивно работать, а не
выяснять, сколько здоровья потеряют
исследователи.
КОСМОДРОМ
«ПОЛЕЖАЕВСКАЯ»
Помимо решения чисто техниче-
ских задач строительства модулей стан-
ции, их выведения на земную орбиту и
транспортировки на лунную, необхо-
димо спрогнозировать опасности, с ко-
торыми столкнутся экипажи, и по мак-
симуму разобраться в проблемах. На
значительную часть вопросов можно
найти ответы на Земле. Их ищут в Ин-
ституте медико-биологических про-
блем. Нынешний эксперимент имеет
статус международного и называется
SIRIUS (Scientific International Research
in Unique Terrestrial Station).
Угроза радиационного пораже-
ния в «заорбитальном» космосе оче-
видна, для ее отражения разрабаты-
ваются технические средства защи-
ты, но есть и другие риски. Скажем,
десятилетиями совершенствовавша-
яся система комплектования экипа-
жей может оказаться непригодной
для нового этапа. Одно дело – крат-
косрочные посещения орбитальной
станции и совсем другое – длитель-
ные командировки на орбитальные,
инопланетные объекты, работать на
Необходимо строительство
полноценной ПВО
с приобретением ЗРК
и ЗРС во всем диапазоне
высот и дальностей
ИНДОНЕЗИЯ НУЖДАЕТСЯ В ТОТАЛЬНОМ ПЕРЕВООРУЖЕНИИ,
НО ЗАКУПАЕТ НОВЫЕ ОБРАЗЦЫ ПОШТУЧНО
Выгрузка одного из пяти
полученных индонезийской армией
из  Италии гусеничных амфибийных
бронетранспортеров M113 Arisgator
МОНИТОРИНГ
Анатолий ИВАНЬКО,
директор Центра анализа геополитики,
войн и военной истории
21 августа эсминец «Джон Маккейн», следуя Ма-
лаккским проливом, столкнулся с танкером. 17 июня
возле японской базы «Сидзуока» другой корабль того же
класса – «Фицджеральд» угодил под филиппинский кон-
тейнеровоз. Погибли 17 моряков.
ФЛОТ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ СВИФТ
Уже эти факты наводят на мысль, что вовсе не отсут-
ствие перспектив продвижения по службе стало поводом
для увольнения с флота такого ревностного служаки, как
Скотт Свифт. А чего стоит шумиха в прессе, поднятая
крейсером «Шайло». Его экипаж пожаловался на невы-
ХУЖЕ, ЧЕМ
НА «ПОТЕМКИНЕ»
Этой осенью подал в отставку командующий ТОФ США адмирал Скотт Свифт. По его
словам, решение связано с тем, что руководитель военно-морскими операциями Соединенных
Штатов Джон Ричардсон уведомил подчиненного об отсутствии перспектив продвижения
по службе. Не исключено, что непосредственный начальник командующего пришел к такому
заключению, как только вскрылись безобразия на ТОФ.
АМЕРИКАНСКИЕ
МОРЯКИ
МОЛЯТ БОГА,
ЧТОБЫ ВАШИНГТОН
НЕ ВСТУПИЛ
В ВОЙНУ
РЕАЛИИ
static.riafan.ru
ic.pics.livejournal.com
УЧАСТНИКОВ
ПРОЕКТА SIRIUS
ПОСАДИЛИ НА 17 СУТОК
7 ноября шесть человек закрыли за собой
люк, покинув коллег и семьи, – начался
17-дневный «полет». За это время
космический корабль должен добраться
до Луны, провести какой-то срок на ее орбите
и вернуться на Землю. Эксперимент
открывает серию аналогичных «полетов».
ЛУНА В 
ПИОНЕРЫ
Испытателей напутствовал Александр Калери,
за пять полетов проведший в космосе более двух лет
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook