Газета «Военно-промышленный курьер». №44 (708) 15-21 ноября 2017 года - page 7

ших и длительно работающих эки-
пажей тоже требует дополнитель-
ных исследований.
Для решения всех перечисленных
да и многих других задач в ИМБП
существует НЭК – наземный экспе-
риментальный комплекс, в котором
моделируются условия жизни как в
космическом корабле, так и на орби-
тальной станции. Он расположен на
территории ИМБП на «Полежаев-
ской» и рассчитан на экипажи от трех
до десяти человек.
В нынешнем международном
проекте два главных соисполнителя
– ГНЦ ИМБП РАН и HRP (Human
Research Program) NASA, американ-
ская программа увязана с концепци-
ей развития российских пилотируе-
мых космических средств. Исследо-
вания в этом направлении ведутся
давно, и эксперименты SIRIUS во
многом продолжают начатое в изо-
ляционных проектах «Марс-500» и
«Луна-2015».
НЭК – уникальное сооружение.
Как рассказал представитель NASA
Вильям Полоски, ведающий про-
граммой HRP, в США ничего по-
добного нет. Нечто похожее есть в
Хьюстоне, но тамошний комплекс
может принять экипаж на срок не
более 60 суток. Тем более что недав-
ний ураган «Харви» вынудил органи-
заторов прервать 45-дневный экспе-
римент из-за риска, что исследова-
тельский комплекс может оказаться
затопленным.
БЕЗ ПРАВА НА ЗАРЯДКУ
Что конкретно ожидает шесте-
рых исследователей, ныне «летящих»
к Луне?
Прежде всего женщин и мужчин
поровну – такого в истории изоля-
ционных экспериментов еще никог-
да не было. Психологам интересно,
как выстроятся отношения в таком
экипаже.
Представим участников. Командир
экипажа – 43-летний Марк Серов, за-
меститель
руководителя
летно-
космического центра РКК «Энергия»
по перспективным пилотируемым
комплексам. Бортинженер № 1 –
Анна Кикина, 33 года, космонавт-
испытатель ЦПК им. Ю. Гагарина, ре-
альный претендент на место в экипаже
МКС. Бортинженер № 2 – Виктор
Феттер, 33 года, системный инженер из
Airbus DS (Германия). Еще три участ-
ника – из штата ИМБП. Врач экипа-
жа – Илья Рукавишников, 32 года.
Исследователь № 1 – Елена Лучиц-
кая, 37 лет, старший научный сотруд-
ник. Исследователь № 2 – Наталья
Лысова, 27 лет, научный сотрудник
лаборатории профилактики гипогра-
витационных нарушений.
Единственное ограничение, кото-
рое организаторы предъявили девуш-
кам – «на борту» не должно быть
сильно пахнущей косметики, парфю-
мерии, лаков. Всем можно было
взять с собой личные вещи для уюта,
музыку, фотографии, книги. Но ни-
каких социальных сетей, вся связь с
родственниками – только через
Центр связи НЭКа, в котором, есте-
ственно, организовано круг-
лосуточное дежурство спе-
циалистов. Обмен инфор-
мацией с «Землей» под-
разумевает пятиминутную
задержку ответов, так моде-
лируются переговоры с ко-
раблем, находящимся в
дальнем космосе.
Поскольку летим на
Луну, часть экспериментов
связана с ней. Скажем, дис-
танционное управление вир-
туальным луноходом. По программе
NASA участникам предстоит рабо-
тать с роботизированной «рукой»
космического корабля, которая долж-
на захватывать некие спутники. Тем
самым совершенствуются тренажеры,
которые будут использоваться при
подготовке специалистов для меж-
планетных исследований.
Ждут участников и бессонные 1,5
суток – это тоже эксперимент. 38
часов непрерывных трудностей и
опасностей, на которые необходимо
своевременно и правильно реагиро-
вать. Выдержат ли? Узнаем. Всего в
программе около 60 экспериментов,
две трети – российские, треть – аме-
риканские.
Научный руководитель проекта
SIRIUS Александр Суворов расска-
зал, что в ходе программы будут
уточняться методики медицинского
наблюдения за экипажем. Неожидан-
но для общей линии экспериментов,
еще с гагаринских времен подразуме-
вающих, что космонавт обязан посто-
янно тренироваться, прозвучал за-
прет на любые спортивные занятия,
даже зарядку участникам лунной
одиссеи делать нельзя. Будет исследо-
ваться влияние гиподинамии на
общее состояние испытателей. Судя
по серьезности подхода, отсутствие
спортивных тренажеров может вы-
звать последствия, из которых набор
пары лишних килограммов веса не
самое страшное.
И еще один момент. Поскольку
имя командира исследовательской
группы Марка Серова последнее
время неразрывно связано с разработ-
кой лунного космического корабля
«Федерация», шеф-пилотом которого
он неофициально считается, в
17-дневной программе предусмотре-
ны эксперименты и по этой линии.
07
«ОБОРОНКА»
которых будет одновременно куда
больше людей, нежели ныне на
МКС. Соответственно и критерии
отбора должны стать другими. Ка-
кими? Как раз сейчас и выясняется.
Далее – при долговременных косми-
ческих экспедициях нештатные си-
туации неизбежны, решать их при-
дется ограниченному числу специа-
листов и, весьма вероятно, с макси-
мальным напряжением сил. На
какие резервы человеческого орга-
низма могут рассчитывать создате-
ли межпланетных кораблей и даль-
них станций? Как влияет на психику
долгое пребывание в ограниченном
пространстве с людьми, от которых
не спрячешься? Конфликты неиз-
бежны, и нужны методики, позво-
ляющие найти такую форму сосу-
ществования членов экипажа, кото-
рая позволит сохранять работоспо-
собность коллектива на долгое
время. Даже такой, казалось бы,
изученный вопрос, как питание на
борту, при переходе на расчет по-
требления воды и пищи для боль-
реклама
Женщин и мужчин
в экипаже впервые поровну.
Психологам интересно,
как выстроятся отношения
носимые условия службы и дурное обращение со стороны
командования. По словам матросов, они испытывают
моральное и физическое истощение, задумываются о са-
моубийстве и молят Бога, чтобы Вашингтон не вступил
в войну с КНДР, иначе флот распишется в полной небое-
способности. Американское специализированное издание
Navy Times приводит высказывания доведенных до отчая-
ния военнослужащих. «Что-то ужасное случится, и это
лишь вопрос времени», – предупреждает один. «Наш ко-
рабль – плавучая тюрьма», – отмечает другой. «Я молюсь,
чтобы нам никогда не пришлось сбивать северокорейскую
ракету, потому что тогда вся наша неэффективность вый-
дет наружу», – сетует третий.
Это оценки из анонимных опросов об атмосфере на
крейсере, который до недавнего времени находился под ко-
мандованием адмирала Адама Эйкока. Корабль, базирую-
щийся в Японии, представляет собой ключевой элемент
тихоокеанской миссии ВМС
США, призванной «сдержи-
вать КНДР и противостоять
усиливающимся
флотам
России и Китая», иронизи-
рует Navy Times. И подоб-
ные комментарии, по ин-
формации издания, далеко
не уникальны. Каждый
опрос насчитывает сотни
страниц, на которых члены
экипажа рассказывают о не
справляющихся со своими
обязанностями офицерах,
отчаянии и опасениях за
жизнь из-за недостаточного
внимания к ремонту корабля,
физическом истощении, же-
лании покончить с собой.
Таковы суровые будни 7-го
флота США. «Все это напоминает гонку, которая должна
выяснить, что сломается раньше: корабль или команда», –
констатирует один из членов экипажа «Шайло».
КАРЦЕР ТОЖЕ КАЮТА
В опросах одним из главных виновников называется
адмирал Эйкок. Матросы боялись его, потому что за ма-
лейшую промашку им грозил корабельный карцер. Даже
офицеры были так напуганы, что не могли принимать са-
мостоятельных решений. Непосредственным начальни-
ком Эйкока в 70-м оперативном соединении был контр-
адмирал Чарльз Уильямс, в сентябре отправленный в от-
ставку.
Надзорные органы давно предупреждали о кризисе на
флоте, но проблемы привлекли общественное внимание
только после ЧП с эсминцами «Фицджеральд» и «Джон
Маккейн». Примечательно, пишет Navy Times, что один из
респондентов обозначил главную проблему так: «Члены эки-
пажа, особенно руководство, измотаны, подавлены и исто-
щены, поэтому они не могут действовать эффективно».
О «Шайло» заговорили летом этого года, когда на ко-
рабле пропал матрос Питер Мимс. После его исчезнове-
ния моряки связались с Navy Times и выразили обеспоко-
енность по поводу обстановки на крейсере, квалификации
его командования и положения экипажа. Издание на
основании закона о свободном доступе к информации по-
дало заявку на предоставление результатов последних ис-
следований о моральном состоянии матросов. Капитан
первого ранга в отставке Рик Хоффман, командовавший
фрегатом «Де Верт» и крейсером «Хью Сити», признался,
что он в шоке от разделов доклада, где говорится об адми-
рале Эйкоке и его стиле руководства. «Сверхурочные ра-
боты, отсутствие общения и связи, мелочные придирки,
недостатки в системе командования. Экипаж доводили до
изнурения, и конца этому не было видно». Опросы пока-
зывают, что ВМС не сделали никаких выводов из преж-
них случаев отвратительного командования, заявил капи-
тан первого ранга в отставке
Ян ван Толь, который во
время службы командовал не-
сколькими боевыми корабля-
ми, в том числе из состава
сил передового базирования
7-го флота, дислоцирован-
ных в Японии.
ИЗБИТЫ КАПИТАНОМ
В ЮБКЕ
В США вспоминают слу-
чай с капитаномпервого ранга
Холли Граф. Кстати, крейсер
«Каупенс» под ее командова-
нием в мае 2009 года посетил
с дружественным визитом
Владивосток – нашу главную
ВМБ на Тихом океане.
Потомственная морячка,
выпускница военно-морской академии США была с позо-
ром изгнана с флота за жестокое обращение с экипажем.
Официальным поводом стала погоня крейсера «Кау-
пенс» за эсминцем «Фицджеральд». Эта история, имевшая
место в конце 2009 года, едва не закончилась столкновени-
ем кораблей. Граф запретила команде дать аварийный сиг-
нал, когда расстояние до эсминца было менее 100 метров,
чем подвергла свой экипаж смертельному риску. При
увольнении капитану припомнили постоянное унижение
и оскорбление подчиненных, использование ненорматив-
ной лексики и даже мордобой. А Холли Граф, первая
женщина – командир ракетного крейсера, естественно,
доказывала, что всего лишь стремилась поддерживать на
корабле дисциплину и боеготовность.
Случаи увольнения командиров кораблей и подводных
лодок на ТОФ США с формулировкой «За действия, не-
совместимые с их служебным положением и порочащие
звание офицера» не всегда получают огласку, но совер-
шенно очевидно, что они нередки, а ситуация с крейсе-
ром «Шайло» типична для всего 7-го флота.
Первой женщине –
командиру ракетного
крейсера припомнили
постоянные оскорбления
подчиненных,
ненормативную лексику
и даже мордобой
ЛЛЮМИНАТОРЕ
Наземный экспериментальный комплекс ИМБП
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook