№ 46 (710) 29 ноября–5 декабря 2017 года
06
АРМИЯ
Анатолий ИВАНЬКО,
директор Центра
анализа геополитики,
войн и военной
истории
Резоны, по которым специалисты Минобороны РФ
остановились именно здесь, скорее политические, чем гео-
графические или экономические. Остров Матуа не входит
в число тех, на которые претендует Япония.
Самой же базе придается большое военно-
стратегическое значение. Существующая взлетно-
посадочная полоса обрастет инфраструктурой и будет ис-
пользоваться как аэродром подскока для бомбардиров-
щиков Ту-22М3, способных нести КРБД Х-101. Отсюда
они смогут совершать полеты в удаленные от нашего по-
бережья районы Тихого океана, чтобы при необходимо-
сти нанести удары по территории Соединенных Штатов.
Это серьезно повысит потенциал стратегического неядер-
ного сдерживания США и НАТО.
ОТКУДА ВЕТРЫ
База будет играть важную роль для развертывания
российских атомных ракетоносцев, поскольку дислоциро-
ванная здесь авиация сможет следить за американскими
подлодками в регионе. Таким образом появится дополни-
тельная защита базы подводного флота в Вилючинске. А
противолодочные вертолеты возьмут под контроль про-
ход в Охотское море и сведут к минимуму возможность
проникновения в него субмарин НАТО.
Бывший командующий Северным флотом адмирал
Вячеслав Попов согласен, что ВМБ на Курилах нужна.
«Если говорить о военном значении, то одно дело, когда
есть только база, корабли с которой имеют возможность
выхода в океан через узкое горлышко проливов. Получа-
ется, что эти силы заперты. Другое дело – с выходом в
океан напрямую, в этом случае коэффициент обороноспо-
собности значительно повышается».
С политической точки зрения одной из предполагаемых
причин создания базы могла стать перспектива компромис-
са по Курильским островам. Не исключено, что потребуется
часть военных сил, сконцентрированных сейчас в южной
части архипелага, переместить на Матуа. Возможно, как
компромисс между Россией и Японией «северные террито-
рии» получат статус демилитаризованной зоны.
К сожалению, мощная инфраструктура, созданная на
Матуа японцами в прошлом столетии, в том числе под-
земный комплекс, большой аэродром, сеть автомобиль-
ных дорог и железнодорожная ветка, пришла в негодность
и восстановлению не подлежит. До 2001 года на острове
располагалась погранзастава, однако в последующий пе-
риод он оставался необитаемым.
Матуа не самое комфортное место для жизни. Здесь дуют
сильные ветры, на побережье нет больших удобных бухт.
Наконец, вся северная часть островка – вулкан, который по-
следний раз извергался совсем недавно, в 2009-м. Матуа на-
ходится на большом удалении от баз снабжения, и связь с
ним, особенно в зимние месяцы, затруднена из-за того, что
Охотское море в этом месте замерзает. Строительство здесь
крупной ВМБ – чрезвычайно затратное дело.
БОЛЬШАЯ КУРИЛЬСКАЯ ФЛОТИЛИЯ
В настоящее время на Курилах дислоцирована 18-я
пулеметно-артиллерийская дивизия – единственное в
своем роде соединение в Российской армии – с частями
усиления на Итурупе и Кунашире. Недавно на островах раз-
местили береговые ракетные комплексы «Бал» (Кунашир) и
«Бастион» (Итуруп), ЗРК «Бук». Однако для обеспечения
противодесантной обороны всего Курильского архипелага
этих сил недостаточно. Нужны военно-морская и воздуш-
ная составляющие. А это сложный комплекс по обеспече-
нию ведения боевых действий, а также работы систем
дальнего радиолокационного обнаружения и всех видов
средств наведения на цели.
Можно предположить, что в составе базы будут задей-
ствованы ПЛАРБ «Борей-А» – две-три единицы, один-два
дивизиона ДЭПЛ «Лада». Прогнозируемая потребность в
надводных кораблях: эсминцы «Сарыч», корветы проекта
20380, один-два дивизиона катеров береговой охраны типа
«Нептун»-«Леопард». Островное положение базы потребу-
Россия приступает к созданию
на Курильских островах военно-морской базы.
Объект разместится на острове Матуа
в центральной части архипелага.
БАСТИОН
БАЗА ВМФ НА КУРИЛАХ
ОБЕСПЕЧИТ ПРЯМОЙ ВЫХОД
В ОКЕАН И ПОЛНЫЙ НАБОР ТЯГОТ
ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Дот на Матуа
Площадь острова Матуа
едва превышает
70 квадратных километров
Выставка под открытым небом
ЦЕНА ВОПРОСА
wikimedia.org
Петр КАМНЕВ
Лето на Камчатке не особо теплое,
но горячие дни наступают, когда ло-
сось идет на нерест. Несколько меся-
цев росгвардейцы дежурили
на рыбных угодьях полу-
острова. Совместные меро-
приятия с правоохраните-
лями Камчатского края
проводились в Елизов-
ском, Усть-Камчатском,
Усть-Большерецком, Миль-
ковском, Тигильском, Со-
болевском районах, ЗАТО
Вилючинск и в акватории
Авачинской бухты. У бра-
коньеров изъяли более де-
сяти тонн рыбы и семи тонн
икры, 57 лодок, 21 руль-
мотор и без малого два ки-
лометра сетей. Рейды росгвардейцев
обернулись 42 уголовными делами,
заведенными на браконьеров.
На Сахалине участники операции
прошлись частым гребнем по нере-
стовым рекам в Долинском, Ноглик-
ском, Корсаковском, Поронайском
районах. 89 раз бойцы Росгвардии
оказывали силовую поддержку по-
лицейским. За незаконный лов цен-
ных пород промысловых рыб и вар-
варскую заготовку икры возбужде-
но 68 уголовных дел, составлено 42
административных протокола. И
тут улов впечатляет: у браконьеров
изъяли более 4500 килограммов ло-
сося, 350 килограммов икры, 17
маломерных судов, 7 рыболовных
костюмов, 7 навесных руль-
моторов, 46 сетей, 3 единицы авто-
транспорта. Изъяли четыре незаре-
гистрированных ружья.
Благодаря работе сотрудников
авиаотряда спецназначения (АОСН)
отдела Росгвардии по Магаданской
области в ходе облетов БЛА Тымов-
ского, Поронайского, Охинского,
Долинского районов Сахалина были
обнаружены браконьерские базы, где
нарушители перерабатывали неза-
конно добытые рыбу и крабы.
Основательно подготовились и
провели «Путину-2017» в Управле-
нии Росгвардии по Хабаровскому
краю – в ней участвовали сотрудни-
ки ОМОНов и СОБРа, были авто-
мобили,
необходимые
плавсредства и вертолет
Ми-8МТ. 33 операции (из
161) проводились ночью.
По подозрению в совер-
шении преступлений за-
держаны 78, привлечены к
административной ответ-
ственности 47 жителей
края.
В навигацию с мая по
октябрь личный состав
1-го морского отряда Вос-
точного округа ВНГ РФ
выполнял боевые задачи
совместно с сотрудниками
транспортного ОМОНа в акватории
Амурского речного бассейна. Рабо-
тали в бассейнах Амгуни, Тунгуски,
Нижнего Амура. Хабаровские рос-
гвардейцы, досмотрев 689 судов, за-
держали 58 нарушителей. Изъято
огнестрельное оружие, 156 сетей
общей длиной 18 километров, 4362
килограмма незаконно добытой
рыбы ценных промысловых пород.
Кампания
Браконьеры
в сетях
Росгвардии
На Дальнем
Востоке
подвели итоги
путины
В этом году во время
дальневосточной путины
борьба с браконьерами
велась не только
на воде, но и с воздуха.
В Сахалинской области
к операции привлекли
сотрудников магаданского
авиаотряда Росгвардии,
которые несколько месяцев
выслеживали нарушителей
закона с помощью
беспилотников.
Были обнаружены
браконьерские базы,
где перерабатывали
незаконно добытых
рыбу и крабов
В Севастополе проводили в очередную экспедицию гид-
рографическое судно Черноморского флота «Донузлав».
Вместе с командой трудности дальнего похода делит группа
антитеррористической деятельности из состава отдельной
бригады морской пехоты.
«В прошлом году судно успешно выполнило задачи по
предназначению в дальней морской и океанской зонах, –
отметил начальник гидрографической службы ЧФ капитан
1-го ранга Михаил Ворошилов. – «Донузлав» за 137 суток
прошел более девяти тысяч морских миль. Экспедиция под
руководством начальника 10-й океанографической экс-
педиции гидрографической службы ЧФ капитана 1-го ранга
Игоря Касторова длилась без малого пять месяцев». В даль-
нем походе были выполнены комплексные исследования в
Черном, Средиземном и Красном морях, Аденском заливе.
Такое же плавание судно совершило осенью 2014 года по-
сле вхождения Крыма в состав России, затем был поход в
2015-м. Возросшая активность гидрографической службы
говорит о востребованности флотом информации, что до-
бывается в глубинах далеких морей. На основе актуальных
данных корректируются навигационные карты, уточняется
гидрографическая ситуация в стратегически важных райо-
нах Мирового океана. Как сообщил капитан «Донузлава»
Николай Робов, накануне дальнего похода судно прошло
доковый ремонт. Группу АТД в этом плавании возглавил
сержант Максим Мазников. Первое испытание – проход
Босфора и Дарданелл – экипаж «Донузлава» выдержал с
честью, но впереди не один месяц боевой службы, в том
числе заходы в иностранные порты.
Владимир ПАСЯКИН, корреспондент «ВПК» (Севастополь)
ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО «ДОНУЗЛАВ»
УШЛО ИЗУЧАТЬ Глубины
Владимир ПАСЯКИН
Гидрографическое судно «Донузлав» имеет водоиз-
мещение 2500 тонн, обладает автономностью 40 суток и
неограниченной мореходностью. Дальность плавания –
до восьми тысяч миль. Судно построено в 1983-м в
Гданьске (Польша) и в том же году вошло в состав Чер-
номорского флота. Вооружения не имеет.
СПРАВКА «ВПК»