реклама
08
«ОБОРОНКА»
№ 46 (710) 29 ноября–5 декабря 2017 года
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Но скорее всего их память греют
воспоминания былых лет, когда ры-
ночная ситуация в регионе выглядела
для нас более оптимистичной.
Действительно, в АТР были по-
ставлены отечественные субмарины
проектов 877ЭКМ и 636 (Индия – 10
единиц 877ЭКМ, Китай – 12 единиц:
четыре единицы 877ЭКМ и восемь
единиц 636, Вьетнам – шесть единиц
636.1). Не удалось, правда, в послед-
нее десятилетие продвинуть наши из-
делия в Республику Корея, которая
выбрала германские ДЭПЛ проекта
214 и строит по лицензии серию из
девяти штук, и в Малайзию, приоб-
ретшую две французские субмарины
«Скорпен». В то же время Таиланд
купил одну китайскую S26T и офор-
мил опцион еще на две, а Пакистан
собирается строить по лицензии во-
семь лодок проекта 041 «Юань».
БОЛЬШОЙ ИНДИЙСКИЙ ИНТЕРЕС
Если оценивать дальнейшие пер-
спективы экспорта российских суб-
марин в АТР, весьма неприятным
фактом с далеко идущими послед-
ствиями стал выбор нашим стратеги-
ческим партнером Индией шести
французских «Скорпенов», строя-
щихся в настоящее время по лицен-
зии компании DCNS (переименован-
ной в Naval Group) на верфи «Маза-
гон докъярд Лимитед» (MDL). Более
того, планируемый на начало 2018
года визит президента Эммануэля
Макрона в Индию может привести к
расширению контракта.
По предварительной информа-
ции, Макрон встретится с премьер-
министром Нарендрой Моди и дру-
гими должностными лицами, в том
числе с министром обороны Нирма-
лой Ситхараман. По словам высоко-
поставленных французских чиновни-
ков, переговоры, вероятно, будут
включать продажу двух дополнитель-
ных эскадрилий из 36 истребителей
«Рафаль» и еще трех НАПЛ типа
«Скорпен», поскольку командование
индийских ВМС крайне заинтересо-
вано в увеличении численности груп-
пировки ДЭПЛ, насчитывающей се-
годня 13 единиц (девять лодок
877ЭКМ и четыре – германского
проекта 209/1500 компании HDW).
Предварительное обсуждение прода-
жи трех дополнительных «Скорпе-
нов» уже провела министр обороны
Франции Флоранс Парли во время
своего двухдневного визита в Индию,
закончившегося 28 октября.
Казалось бы, ничего особенного
за сочетанием цифр 6+3 не стоит. Но
на самом деле за ними большой во-
прос, относящийся к давно обсуждае-
мой программе Project 75I стоимо-
стью 500 миллиардов индийских
рупий (7,8 млрд долл.), предусматри-
вающей постройку шести новых
НАПЛ с ВНЭУ совместным пред-
приятием с выбранным по тендеру
зарубежным производителем. Пла-
нировалось участие в конкурсе АО
«Рособоронэкспорт» с ЦКБ МТ
«Рубин» и проектом НАПЛ «Амур-
1650», оснащенной ВНЭУ. Наше
предложение в перспективе выгляде-
ло козырным тузом, поскольку в со-
трудничестве с компанией «БраМос
Аэроспейс» новая лодка для Индии
могла быть оснащена вертикально
стартующими сверхзвуковыми раке-
тами «БраМос», способными пора-
жать как надводные, так и наземные
цели. Однако вполне может статься,
что французская «тройка» побьет
российского туза.
Дело в том, что ВМС Индии в
принципе согласны с перспективой
продолжения лицензионного произ-
водства «Скорпенов» и строительства
еще трех французских НАПЛ с
ВНЭУ и ударным ракетным комплек-
сом для поражения наземных целей
после того, как индийская «Мазагон»
поставит шестую, финальную по ны-
нешнему контракту лодку к 2021–
2022 годам. По мнению флотского
командования, реализация програм-
мы Project 75I может растянуться по
крайней мере на десятилетие, если не
дольше. В частности, только в конце
октября этого года, что свидетель-
ствует о десятилетней задержке, от
участников планируемого тендера по
P-75I были получены ответы на за-
прос Министерства обороны Индии
о предоставлении информации (RFI).
Предполагаемая дата поставки пер-
вой подводной лодки флоту по этому
проекту называется в пределах 2030–
2033 годов, но, как часто случается с
реализацией индийских военных про-
грамм, срок с большой долей вероят-
ности растянется. И по всей видимо-
сти, индийские ВМС сегодня уже не
так заинтересованы в P-75I, как не-
сколько лет назад, поскольку за эти
годы в командовании сформирова-
лось достаточно влиятельное фран-
цузское лобби.
Действительно, кому хочется,
чтобы верфь MDL потеряла получае-
мые в настоящее время компетенции,
как это было в 90-х с германскими
ПЛ проекта 209/1500 компании
HDW. По мнению командования
ВМС Индии, вполне разумно по-
строить еще три «Скорпена» до того
времени, когда созреет окончатель-
ное решение по P-75I.
Индийские ВМС назы-
вают потерянным десяти-
летием в строительстве
подводных лодок период,
наступивший, когда ДЭПЛ
«Шанкул» (Shankul), вторая
германская лодка типа
209/1500, была собрана на
верфи MDL по лицензии и
в 1994 году введена в экс-
плуатацию. После этого
компания HDW оказалась
втянута в коррупционный
скандал, и потенциальный
заказ на лицензионное
строительство двух допол-
нительных ДЭПЛ аннули-
ровали. Таким образом, в
течение долгих 11 лет до
начала в 2005 году реализа-
ции «Проекта 75», а имен-
но по нему ведется сегодня
строительство шести фран-
цузских «Скорпенов», про-
изводственные мощности
MDL для подводных лодок
оставались без дела, после
чего были восстановлены
за большие деньги.
«Между окончанием
Project 75 и началом про-
граммы P-75I не должно
быть разрыва», – считает
бывший глава верфи MDL
контр-адмирал в отставке Р. К. Ше-
рават. Он обоснованно полагает, что
создание линии по строительству
подводных лодок – дело сложное,
трудоемкое и дорогостоящее, потому
та, что уже есть, не должна быть лик-
видирована и в перспективе.
В октябре 2015 года бывший ми-
нистр обороны Индии Манохар Пар-
рикар заявил, что его ведомство не
допустит, чтобы верфь MDL потеря-
ла опыт, накопленный при лицензи-
онном строительстве французских
подлодок. Он тогда отметил, что по-
следующие заказы на большее коли-
чество лодок находятся на рассмотре-
нии, и добавил: эти дополнительные
единицы с ВНЭУ будут улучшены в
соответствии с оперативными по-
требностями ВМС.
Есть еще одна техническая деталь,
которая в перспективе способна сы-
грать на руку французам в том слу-
чае, если тендер по программе 75I все
же будет объявлен: отлаженная линия
по производству «Скорпенов» на
верфи MDL не может использоваться
для лицензионного строительства
лодок других проектов. А ведь Париж
имеет и дополнительный козырь – се-
рийно выпускаемую ВНЭУ типа
MESMA. Эта энергетическая уста-
новка в виде отдельного автономного
модуля не только устанавливается на
новых лодках при строительстве, но и
врезается в корпус любой модернизи-
руемой субмарины. Наличие такой
ВНЭУ дает французам хороший мо-
дернизационный потенциал, который
может быть востребован в ближай-
шей перспективе на индийском
рынке.
ВОЗДУХОНЕЗАВИСИМАЯ
НУЖНА КАК ВОЗДУХ
Что касается России, то согласно
заявлению начальника Управления
кораблестроения
ВМФ
контр-
адмирала Владимира Тряпичникова
флот рассчитывает получить готовую
ВНЭУ для НАПЛ только в 2021–
2022 годах. Но даже если она будет
создана в срок, потребуется провести
опытную эксплуатацию, устранить за-
мечания и принять на вооружение.
Лишь после этого изделие получает
паспорт экспортного облика и пред-
лагается на внешний рынок.
По мнению исполнительного ди-
ректора Крыловского государствен-
ного научного центра Михаила Заго-
родникова, отсутствие ВНЭУ на
российских субмаринах может в пер-
спективе сделать их невостребован-
ными на мировом рынке военно-
морской техники. «ДЭПЛ с ВНЭУ
выпускают Франция, Германия,
Китай, Республика Корея. Индия на-
чинает свои лодки с французами де-
лать. Мы потеряем этот рынок, если
не создадим ВНЭУ», – полагает За-
городников.
Кстати, Китай вряд ли стоит рас-
сматривать в качестве покупателя
российских подводных лодок. Наш
стратегический партнер не только
получил хороший опыт эксплуата-
ции 12 российских ДЭПЛ проектов
877ЭКМ и 636, но и сам стал разра-
батывать лодки такого типа. Более
того, как отмечалось выше, превра-
тился из импортера субмарин в их
экспортера. С появлением нового
игрока конкуренция на мировом
рынке ДЭПЛ между Россией, Герма-
нией, Францией и Нидерландами
обострилась. Общее число субма-
рин, произведенных китайской судо-
строительной промышленно-
стью за 20 лет (1995–2016),
составило 44 единицы, что
соответствует среднегодово-
му спуску на воду двух лодок.
Такие темпы позволяют
удовлетворять потребности
ВМС НОАК и обеспечивать
реализацию экспортных кон-
трактов.
В придачу к возросшей
международной конкуренции
необходимо учитывать, что
реализуемый в настоящее
время гособоронзаказ на
строительство серии из шести
«Варшавянок» для Тихооке-
анского флота и нескольких
лодок проекта 677 в ближай-
шие годы будет выполнен, в
последующем – с 2020-го
объемы сократятся. В пер-
спективе может возникнуть
проблема загрузки производ-
ственных мощностей АО
«Адмиралтейские верфи», где
хорошо отлажено производ-
ство ДЭПЛ как для россий-
ского флота, так и на экспорт.
И ее необходимо решать уже
сегодня.
Как заявил на Междуна-
родном военно-морском са-
лоне в 2017 году помощник
президента по вопросам ВТС
Владимир Кожин, интерес к россий-
ским подводным лодкам есть. По
его словам, Индонезия, Филиппины
и Таиланд хотят приобрести у Рос-
сии субмарины проекта 636. «Это
самая сегодня востребованная лодка,
и интерес к ней проявляют почти все
наши клиенты – Индонезия, Филип-
пины... Во Вьетнам мы закончили
поставку этих проектов. Сейчас на
подходе Индонезия, Филиппины,
Таиланд», – отметил помощник пре-
зидента.
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
За эти годы в командовании
индийского флота
сформировалось
влиятельное
французское лобби
ТЕНДЕНЦИИ
ВСПЛЫТИЕ ПОКАЖЕТ
Начало на стр. 01
selfie.cards
nnm.me
Константин СИВКОВ,
заместитель президента РАРАН
по информационной политике,
доктор военных наук
Проект 671РТМ («Щука»), который я условно отно-
шу к поколению «2+», имеет шесть торпедных аппаратов.
Из них два калибра 650 миллиметров и четыре – 533 мил-
лиметра. В рассматриваемой ситуации будем считать, что
они заряжены преимущественно противолодочным ору-
жием. Примем такой вариант: две ПЛУР «Водопад» 83Р,
3 наиболее распространенных, хотя и старых СЭТ-65 и
один самоходный имитатор подводной лодки. Среди
оставшихся 18 запасных единиц, положим, имеется еще
четыре ПЛУР «Водопад» 83Р и шесть СЭТ-65.
Рассмотрение начнем с возможного характера дей-
ствий нашей подводной лодки против субмарины третье-
го поколения – «Лос-Анджелес». Дальность обнаружения
нашей подводной лодкой «американки» значительно
меньше, что обусловлено более высокой шумностью
«Щуки» и не столь эффективным ГАК. Поэтому в благо-
приятных гидроакустических условиях речь идет о 35–60
километрах в инфразвуковом диапазоне и 15–20 кило-
метрах в звуковом. Если же подводная лодка и ее цель
окажутся по разные стороны от слоя скачка, дальность
взаимного обнаружения сокращается до трех – восьми
километров.
Берем три варианта условий возникновения боя нашей
подводной лодки с «Лос-Анджелесом». Первый – обнару-
жение в инфразвуковом диапазоне на удалении, требую-
щем сближения для выхода на «звуковой» контакт. Второй
– «американку» слышно, но она находится вне зоны эф-
фективного применения нашего торпедного оружия. Тре-
тий вариант – внезапное обнаружение подводной лодки
противника на малой дистанции.
ДИСТАНЦИЯ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
В первом варианте наша подлодка с высокой вероят-
ностью будет с большим упреждением обнаружена «Лос-
Анджелесом». Тем не менее шансы на то, что противник
обозначится в инфразвуковом канале ГАК до своего вы-
хода в позицию залпа, весьма существенны. Хотя вероят-
ность того, что проект 671РТМ обнаружит «Лос-
Анджелес» на дистанции, превышающей эффективную
дальность стрельбы торпедами Mk-48, крайне мала. Ско-
рее всего «Лос-Анджелес» займет позицию для залпа на
ЭКСПЕРТИЗА
ОСТОРОЖНО,
В РОССИИ И США ДЕЛАЮТ ПОДЛОДКИ,
В ОСТАЛЬНЫХ СТРАНАХ – ПОДВОДНЫЕ МИШЕНИ
Анализ возможных итогов борьбы субмарин будет неполон без представителей
второго поколения. Интересно рассмотреть нашу подлодку проекта 671РТМ.
Остальные в большей мере уступают по составу своего вооружения кораблям
третьего поколения и почти не имеют шансов в современном подводном бою.