10
«ОБОРОНКА»
№ 47 (711) 6–12 декабря 2017 года
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
•
пьезокерамические элементы,
•
многослойные актюаторы,
•
армированные актюаторы,
•
микродвигатели, микрореле
•
датчики различных типов,
•
пьезокерамические трансформаторы,
•
пьезокерамические фильтры,
•
гидроакустические модули,
•
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
•
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
•
генераторы на ПАВ,
•
линии задержки.
реклама
реклама
«Высоких оценок заслуживает работа новейших авиацион-
ных комплексов, таких как Су-30СМ, Су-34, Су-35, вертолетов
Ми-28 и Ка-52», – отметил Владимир Путин на одном из совеща-
ний. И с Верховным, надо полагать, был полностью согласен
главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС)
генерал-полковник Виктор Бондарев, постоянный участник девя-
ти подобных циклов совещаний у главы государства. В нынешнем
цикле Виктор Бондарев не участвовал, поскольку по окончании
службы был отправлен на пенсию в не самое плохое место – пар-
ламент, став председателем Комитета Совета Федерации по обо-
роне и безопасности.
И тут новоявленный сенатор прозрел. Оказывается, сирий-
ская кампания выявила вопиющие недостатки у очков ночного
видения (ОНВ) летчиков Ми-28Н. Они, по утверждению сенатора,
называют ОНВ «смерть пилотам». «Когда безоблачно, все пре-
красно, как только дымочка какая-то, летчик потом три дня ходит
с красными глазами», – высказался Бондарев на заседании по за-
конодательному обеспечению работы ОПК. По словам экс-
главкома, Минобороны недостаточно финансирует конструктор-
ские разработки.
Что тут скажешь? «Жираф большой, ему видней…» Однако
откровения сенатора не согласуются с оценками применения
Ми-28Н в Сирии, высказанными президентом Владимиром Пу-
тиным, министром обороны Сергеем Шойгу и его первым заме-
стителем – начальником Генерального штаба Валерием Гераси-
мовым. В Сирии, а также во всех подразделениях армейской
авиации ВКС и за рубежом, куда Ми-28НЭ поставляются через
Рособоронэкспорт, они применяются ночью только с родными
ОНВ, которые на самом деле получили высокую оценку и россий-
ских, и зарубежных летчиков.
Действительно, 12 апреля 2016 года в Сирии потерпел ката-
строфу Ми-28Н («Ошибка «Ночного охотника», «ВПК», №15, 2016).
Погибли два члена экипажа. Эта потеря с 30 сентября 2015 года,
когда по просьбе сирийского президента Башара Асада началась
операция российских ВКС на территории Сирии против боевиков,
является до настоящего времени единственной ночной небоевой
потерей Ми-28Н. Экс-главкому, наверное, доподлинно известны
причины катастрофы, которую в Минобороны РФ объяснили по-
терей экипажем ориентации в пространстве в условиях полета тем-
ной ночью над безориентирной местностью со сложным рельефом.
Экипаж тогда пилотировал винтокрылую машину в очках ОНВ-1
«Скосок» производства 90-х годов, которые не шли ни в какое
сравнение с современными пилотажными ОНВ поколения «3+»
типа «ГЕО-ОНВ1-01М» (для вертолетов марки Ми) и «ГЕО-ОНВ1-
01К» (для Ка). По результатам расследования все последующие
полеты в очках типа «Скосок» были незамедлительно запрещены.
Об этом, а также о других проблемах применения российских
вооружений при проведении антитеррористической операции не-
изменно шла речь во время вышеупомянутых совещаний у главы
государства. На Сирийском ТВД с самого начала постоянно рабо-
тали представители не только полевых ремонтных бригад, но и
конструкторских бюро, научных учреждений. «Работа их была,
прямо скажем, и интересной, и своевременной, и весьма эффек-
тивной. Многое удалось поправить в ходе применения новейших
систем вооружения в боевых условиях», – подчеркнул Владимир
Путин 20 ноября.
ЭЛЬБРУС И МИКРОНЫ
Основные возможности любой техники ночного видения на
90 процентов определяются характеристиками применяемого в
их составе электронно-оптического преобразователя (ЭОП). В
конце прошлого столетия удалось резко повысить возможности
приборов ночного видения за счет создания на новых физических
принципах ЭОП третьего поколения, основные параметры кото-
рых примерно в три раза выше,
чем у предшественников. Се-
рийный выпуск подобных ЭОП
освоили только две страны –
Россия и США, по два предприя-
тия в каждой, в том числе у нас
– НПО «Геофизика-НВ».
«Хочу отметить, что комплекс-
ная модернизация и перевооруже-
ние армии и флота идут плано-
мерно. Предприятия ОПК опера-
тивно решают наиболее острые
производственные проблемы. Да,
разумеется, проблемы еще есть,
но без этого невозможно, они
всегда будут, важно только на
них своевременно реагировать.
Но в целом нужно отметить, что
ОПК свои обязательства по гос-
оборонзаказу выполняет», – за-
явил Путин на заключительном
совещании, посвященном во-
просам ресурсного обеспечения
технического переоснащения Вооруженных Сил. В результате вы-
полнения майских 2012 года указов президента уровень оснащен-
ности войск современным оружием удалось повысить почти в
четыре раза, на сегодня он составляет 58,9 процента. Новое воо-
ружение показало высокую эффективность и надежность в
Сирии. В первую очередь это относится к авиационной технике и
высокоточному оружию большой дальности. В ближайшей пер-
спективе оснащенность современными вооружениями и техникой
планируется довести до уровня не менее 70 процентов, а исправ-
ность – не ниже 90 процентов.
В соответствии с экспортным законодательством США по-
ставки ЭОП поколения «3+» в третьи страны запрещены за ис-
ключением образцов с низкими параметрами, поэтому европей-
ские и азиатские фирмы вынуждены производить ПНВ на уста-
ревшей основе. Как следствие такие приборы значительно усту-
пают современным российским и американским.
Что в таких случаях принято делать, чтобы продвинуть свою
продукцию на рынки современной техники ночного видения, где в
последние 20 лет доминируют фирмы из РФ и США? Заниматься
дезинформацией при проведении маркетинговых кампаний. И
наши конкуренты стали заявлять, что их продукция на основе ЭОП
поколения «2+» превосходит новейшие российские и американ-
ские ПНВ и обеспечивает рекордные дальности действия по назем-
ным целям. В результате удалось ввести в заблуждение нескольких
заказчиков, поскольку пилотажные ОНВ предназначены не для
применения вооружения, а для осуществления взлета, посадки на
неподготовленные площадки и ориентацию в пространстве при пи-
лотировании вертолетов ночью. Для обнаружения и распознавания
целей и прицеливания вооружения применяются прицельные гиро-
стабилизированные оптико-электронные станции (ГОЭС) с тепло-
визионными или телевизионными системами, у которых угловое
поле в 20 раз меньше, чем у пилотажных ОНВ, и, следовательно, их
дальность действия в четыре-пять раз больше.
Будучи главкомом ВКС, Виктор Бондарев заявлял: находясь
на борту французского «ночного» вертолета, он в пилотажные
ОНВ типа CN-2 наблюдал танк на расстоянии 12 километров. Од-
нако геометрический размер танка на фотокатоде ЭОП составит
пять микрон, это уровень аппаратной погрешности, разглядеть
такое изображение в ОНВ невозможно. Более того, генерал не со-
общил, при каком уровне естественной освещенности и прозрач-
ности атмосферы была достигнута такая дальность действия
французских очков.
Для сравнения можно привести реальные примеры, когда
российские летчики при проведении в горах в составе Ми-28Н
специальных летных испытаний пилотажных ОНВ типа «ГЕО-
ОНВ1-01М» при уровне естественной освещенности от звездного
неба отчетливо наблюдали Эльбрус на расстоянии 110–120 кило-
метров, а при полетах с использованием пилотажных ОНВ типа
«ГЕО-ОНВ1-01К» в море в составе Ка-226Т экипаж обнаружил
малоразмерный катер на дальности 38 километров.
ПОЧЕМУ У ЭКС-ГЛАВКОМА КРАСНЫЕ ГЛАЗА
Дальность действия пилотажных ОНВ зависит от того, на-
сколько качественно выполнена адаптация внутрикабинного све-
тотехнического и внешнего светосигнального оборудования
«ночных» вертолетов, так как подсветка пилотажных приборов и
сигнальных табло, расположенных в непосредственной близости
от высокочувствительных ЭОП последнего поколения, является
мощным источником помех. В этом отношении Россия прочно за-
нимает лидирующие позиции в мире.
Как стало известно в ходе международного авиасалона «Дубай
эйршоу-2017» от представителя американской делегации, Пента-
гон, несмотря на действующие против России санкции, реализу-
ет проект по приобретению для
ВВС Афганистана по всему
миру 100 военно-транспортных
вертолетов типа Ми-8. Они
будут подвергнуты капитально-
восстановительному ремонту на
заводах в Чехии (Прага), Слова-
кии (Тренчин) и Болгарии (Плов-
див). Естественно, их светотех-
ническое оборудование должно
быть адаптировано под примене-
ние современных ОНВ. И амери-
канцы хотят, чтобы этим, как и в
случае с ранее поставленными в
Афганистан 63 вертолетами Ми-
17В-5, занимались российские
специалисты.
Что же касается красных
глаз от применения ОНВ, как об
этом поведал сенатор Бонда-
рев, то действительно, в по-
следнее время жалобы есть. С
этой проблемой столкнулись
еще в начале 2000-х, когда были завершены испытания пилотаж-
ных ОНВ типа «ГЕО-ОНВ1» на основе ЭОП третьего поколения и
очки были приняты на снабжение ВВС России. Но при этом от-
сутствовала нормативная база, регламентирующая их использо-
вание. Решение проблемы было поручено Государственному
научно-исследовательскому испытательному институту военной
медицины (ГНИИИ ВМ) МО РФ. Специалисты выявили основные
причины боли в глазах после применения ОНВ: неправильные ре-
гулировки относительно глаз и длительное время полета ночью в
очках. Рекомендации по применению отражены в курсе боевой
подготовки летного состава армейской авиации. Более чем за де-
сятилетний период применения ОНВ типа «ГЕО-ОНВ1» установле-
но, что при условии выполнения рекомендаций ГНИИИ ВМ МО РФ
проблем не возникает.
В руководстве по летной эксплуатации (РЛЭ) для вертолета
Ми-28Н детально расписаны указания летчикам, что необходимо
делать в тех случаях, если вдруг произойдет отказ ОНВ, если
усложнились условия полета и ухудшилась возможность наблю-
дения закабинного пространства. В этих случаях, чтобы устранить
действие так называемого человеческого фактора и предотвра-
тить попадание в летное происшествие, экипаж должен действо-
вать строго по указаниям РЛЭ. А о них экс-главком, как можно
понять из его откровений, забыл.
Побывав на борту
французского вертолета,
Виктор Бондарев
заявлял, что наблюдал
в пилотажные очки
ночного видения
танк на расстоянии
12 километров
ПОРАЖЕНИЕ
ПО ОЧКАМ
ПОДРОБНОСТИ
airforce.ru
Начало на стр. 01