Газета «Военно-промышленный курьер». №47 (711) 6-12 декабря 2017 года - page 12

12
Автор идеи
Игорь Ашурбейли
Издатель
Ассоциация
военно-промышленных
компаний (АВПК)
Генеральный директор
Руслан Ашурбейли
Директор редакции
Зарина Гуриева
И. о. главного редактора
Владимир Лебедев
Арт-директор
Андрей Седых
Обозреватели
Константин Сивков
Олег Фаличев
Редакторы
Сергей Карпачев
Алексей Песков
Верстка и цветокоррекция
Юлий Нежинский
Валентина Никонорова
Корректура
Лариса Зимина
Светлана Литвинова
Дирекция
по распространению и PR
Александр Богуславский
Елена Камнева
Марина Тупий
Интернет-редакция
Татьяна Силаева
©
«Военно-промышленный курьер», 2017 г. Ссылка на «ВПК» обязательна. Перепечатка за рубежом допускается по соглашениюс редакцией.
Мнение авторов статей может не совпадать с мнением редакции. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет
Адресиздателя
иредакции:
125190, Москва, Ленинградский пр., д. 80, корп. 16,
подъезд № 3.
Телефон/факс
(495) 780-54-36
E-mail:
А ТАКЖЕ…
Газета зарегистрирована
в Федеральной службе
по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий и массовых
коммуникаций
Учредитель – АО «СОЦИУМ–А»
Издается с 19 августа 2003 года
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77-60072
от 10 декабря 2014 г.
№ 47 (711) 6–12 декабря 2017 года
Подписные индексы
Каталог «Роспечать» – 25933
Каталог Российской
прессы – 60514
Газета отпечатана
в типографии
Московский филиал
ООО «Типографии
«Комсомольская правда»
Адрес типографии:
125438, г. Москва,
Лихачевский переулок, д. 4, стр. 2
Номер подписан в печать
4 декабря 2017 г. в 15.00
по графику и фактически
Тираж 50 230 Заказ № 1340
Цена свободная
КАЛЕНДАРЬ «ВПК»
То, что обширнейшие северные терри-
тории должны жить не от сезона к сезону,
мечтали еще при царе. Однако впервые
пройти Севморпуть за одну навигацию уда-
лось лишь в 1932 году ледоколу-пароходу
«Сибиряков». Да и то в рейсе дважды слу-
чались задержки из-за того, что не успева-
ли подвезти уголь. Сделать эксплуатацию
СМП круглогодичной был призван атомный
ледокол.
Именно о торжестве мирного атома го-
ворили на церемонии спуска атомохода
«Ленин» со стапелей Адмиралтейского за-
вода. В архиве невского корпункта «ВПК»
хранится запись, как проходил спуск на
воду атомохода. Ее подготовил для Всесо-
юзного радио легендарный ленинградский
журналист Матвей Фролов. Вот расшиф-
ровка фрагмента репортажа, записанного
прямо на адмиралтейском стапеле 5 де-
кабря 1957 года: «Мечта полярников осу-
ществляется. В течение года корабль может
совершать плавание, не пополняясь топли-
вом. Шутка ли – целый год не заходить в
порт! Пар для силовой установки даст
атомный реактор, с которым будут иметь
дело инженеры-физики, а не кочегары. На
сутки плавания атомоходу потребуется не-
сколько десятков граммов горючего. Ему
не страшен и двухметровый лед. Корабль с
помощью новейших радиолокационных и
навигационных приборов может продви-
гаться через льды в самых тяжелых райо-
нах плавания, в любую погоду, в условиях
полярной ночи. Работу механизмов будут
регулировать автоматы. Создание такого
ледокола позволит изменить тактику ледо-
вого плавания, продлить навигацию на Се-
вере, освоить трассы на более высоких
широтах, проводить научные исследова-
ния, которые рань-
ше были невозмож-
ны. Ученые получат
прекрасную базу для
своих исследований.
На борту оборуду-
ются лаборатории…
Матросы, инжене-
ры, ученые будут
жить в отличных
условиях. В их рас-
поряжении удобные
каюты на одного-
двух человек, музы-
кальный
салон,
большая библиоте-
ка, кинозал, перво-
классная даже для
берега поликлиника, лампы дневного света,
искусственный климат. Сейчас подходит к
концу первый этап творческих работ судо-
строителей. Ледокол заканчивает свое су-
хопутное существование. Мы видим на ста-
пелях громаду атомохода. Его верхняя па-
луба украшена флагами расцвечивания.
Спусковая команда расставлена по местам.
Последние минуты…
И вот ледокол медленно по спуско-
вым дорожкам двинулся к воде. Несколь-
ко мгновений – и впервые о борт ледоко-
ла ударила вода. И не только вода: Нева
уже покрыта корочкой льда, и своей тя-
жестью корабль раздвинул эти льды. Хо-
рошее начало для ледокола. Трудно опи-
сать словами этот волнующий момент!
На воду сходит исполин, который вопло-
тил все лучшее, передовое, что создали
современные наука и техника».
Решения о строительстве атомного ле-
докола Совет министров СССР принял 20
ноября 1953 года. Проект атомохода № 92
(под этим номером в таблице Менделеева
значится уран) разработали за два года в
ЦКБ-15 (ныне ЦКБ «Айсберг», специализи-
рующееся на морской технике для Арктики
и Антарктики) под руководством Василия
Неганова. Атомную энергетическую уста-
новку проектировал коллектив Игоря Аф-
рикантова. Корпусная сталь марок АК-27 и
АК-28 специально для ледокола разработа-
на в НИИ «Прометей». Судовые турбины
изготовил Кировский завод, главные тур-
богенераторы – Харьковский электромеха-
нический, гребные электродвигатели – ле-
нинградская «Электросила». В создании
первого атомохода участвовали почти три
сотни предприятий и институтов.
Чтобы удобнее было скомпоновать но-
вейшее оборудование в машинном отделе-
нии, его макет выполнили из дерева. Корпус
возводили на открытом стапеле, достраива-
ли на плаву. Причем все было максимально
открыто. Ледокол во время строительства
посетили сотни делегаций из разных стран,
в том числе премьер-министр Великобрита-
нии Гарольд Макмиллан, вице-президент
США Ричард Никсон. В средствах массовой
информации можно найти много интерес-
ных подробностей о будущем исполине: 70
тысяч деталей, общая длина сварных швов
– более шести тысяч километров (почти как
от Москвы до Владивостока), мощность ре-
актора такова, что может обеспечивать
электричеством целый город.
О том, как назвать первый атомоход,
долго не размышляли. Конечно, именем
вождя. Правда, на Севере еще с 20-х годов
трудился ледокольный пароход «Ленин».
Его под именем «Александр Невский» по-
строили по заказу Российской империи
англичане. На воду спустили аккурат в ре-
волюционном 1917-м. Молодое советское
правительство выкупило пароход, и с 1921
года он под именем «Ленин» принимал ак-
тивнейшее участие в освоении Заполярья
и Севморпути. Во время Великой Отече-
ственной обеспечивал проводку арктиче-
ских конвоев, за что был награжден орде-
ном Ленина. Но как только адмиралтейцы
спустили на воду атомоход, одноименный
дедушка-пароход стал называться просто
«Владимир Ильич».
6 августа 1959 года на «Ленине» зара-
ботал ядерный реактор. А через неделю
ледокол отправился на ходовые испытания.
Первые – всего несколько сот метров: от
достроечной стенки до набережной возле
моста Лейтенанта Шмидта, к историческо-
му месту, где в ночь перед октябрьским
штурмом находился крейсер «Аврора».
3 декабря 1959 года атомоход «Ленин»
сдан Министерству морского флота СССР.
С 1960-го в составе Мурманского морского
пароходства вышел
на ледовую вахту.
Обратим вни-
мание на даты. Ре-
шение о проекти-
ровании принято
20 ноября 1953
года.
Заложили
атомоход 25 авгу-
ста 1956-го. Спу-
стили на воду 5 де-
кабря 1957 года.
Запустили реактор
6 августа 1959-го.
Приняли в эксплуа-
тацию 3 декабря
1959 года. Полный
цикл создания уни-
кального, первого в мире атомного корабля
занял всего шесть лет. Так умели работать
в Советском Союзе на послевоенном обо-
рудовании и технологиях 50-х.
Атомный ледокол «Ленин» верой и
правдой прослужил 30 лет, превысив на
пятилетку изначально заложенный ре-
сурс, а командовали судном все это время
лишь два капитана. Богатырь позволил
продлить навигацию в Арктике с трех до
одиннадцати месяцев. В 1961 году впер-
вые с его борта была высажена дрейфу-
ющая научно-исследовательская станция
«Северный полюс-10». С тех пор достав-
ка полярников на льдины атомоходами
стала привычным делом.
В июне 1971-го «Ленин» первым из
надводных кораблей прошел севернее Се-
верной Земли, приблизив таким образом
экспедицию «Арктики» на Северный полюс,
состоявшуюся в 1977 году.
За 30 лет трудовой биографии атомо-
ход «Ленин» прошел в общей сложности
654 тысяч миль, из них во льдах – 563,6 ты-
сячи миль, провел через арктические льды
3741 судно. Он первым перекрыл годовую
вахту, не заходя в порт на протяжении 13
месяцев.
Сейчас дедушка атомного ледокольно-
го флота продолжает службу уже как
музей. Это справедливо. Потомки должны
видеть корабли, прославившие Отечество.
Разумеется, весь опыт по созданию и
эксплуатации первого в мире атомного ле-
докола был использован на следующих по-
колениях. А сейчас у достроечной стенки
Балтийского завода два исполина – «Аркти-
ка» и «Сибирь», самые мощные в мире.
Готовится к закладке атомоход «Лидер»,
который будет способен преодолевать че-
тырехметровые льды.
Алексей ЗАХАРЦЕВ
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
60 лет назад спущен на воду
первый в мире атомный ледокол
5
декабря
АРХИВ
Владимир ВИНОКУРОВ,
профессор Дипломатической академии
МИДа России, доктор исторических наук
На германской пограничной станции Готма-
динген русским революционерам предоставили
вагон, три двери которого были запломбированы,
четвертая, задняя дверь оставалась открытой.
Ближайшее к ней купе заняли два офицера – упол-
номоченные германского военного командования.
На полу коридора мелом была отмечена граница
между российскими революционерами и герман-
скими офицерами. Никто, кроме Платтена, со-
провождавшего русских эмигрантов, не имел
права переходить меловую черту без согласия пас-
сажиров.
Немецким газетам было строго запрещено со-
общать что-либо о проезде эмигрантов, пока те не
покинут территорию Германии. Власти боялись,
что такие сообщения приведут к манифестациям
– к открытому проявлению симпатий населения
Германии к русским революционерам.
12 апреля поезд достиг в Заснице побережья
Балтийского моря. Из вагона по трапу пассажиры
перебрались на шведский рейсовый паром-
пароход, который переправил их через усеянное
минами море в городок Треллеборг, где они были
встречены польским социал-демократом Ганец-
ким и шведским журналистом Гримлундом. Из
Треллеборга они уже на поезде прибыли в Сток-
гольм.
Там Ленин и его товарищи были радушно при-
няты не только большевиками-эмигрантами, но и
шведскими левыми социал-демократами. День
пребывания в Стокгольме был заполнен до отказа.
Ленин дает интервью корреспонденту Politiken о
поездке, организует здесь Заграничное представи-
тельство (бюро) ЦК РСДРП, участвует в совеща-
нии местных социал-демократов, присутствует на
банкете, устроенном шведскими товарищами в
честь прибывших эмигрантов, рассказывает о
предстоящей социалистической революции в Рос-
сии и перспективах мирового революционного
движения, о буржуазной демократии и диктатуре
пролетариата.
Горячо поблагодарив шведских товарищей за
радушную встречу и большое внимание, Ленин и
его товарищи выехали на следующий день из
Стокгольма и через двое суток были на погранич-
ной станции Торнео. Их неожиданно быстрое по-
явление у порога страны, охваченной революцией,
на границе Финляндии, тогда входившей в состав
России, обеспокоило агентов Антанты. Не скры-
вая своей злобы, английские офицеры, хозяйни-
чавшие на шведско-финляндской границе, отвели
душу тем, что подвергли Ленина обыску в отдель-
ной комнате.
Как свидетельствуют факты, никакие препят-
ствия, воздвигавшиеся английскими, французски-
ми и русскими правящими кругами, не удержали
вождя революции вдали от России. Но сразу же по
его приезде в Петроград все шовинисты и «оборон-
цы» начали бешеную агитацию против Ленина и
всех вернувшихся после длительной эмиграции на
родину. ЦК и ПК РСДРП(б) листовкой обрати-
лись ко всем гражданам с разоблачением клеветни-
ческих обвинений Ленина и возглавляемой им
«Правды», потребовали «уважения к постановле-
нию Исполнительного комитета Совета рабочих и
солдатских депутатов, который выслушал доклад
эмигрантов и не нашел в их поведении ничего не-
правильного». В другом воззвании ЦК и ПК
РСДРП(б) – «Против погромщиков» были разобла-
чены буржуазные газеты «Русская воля», «Речь»,
плехановское «Единство», которые не перепечатали
ни доклада эмигрантов, ни постановления испол-
кома. Но несмотря на кампанию этих сил против
Ленина и его сторонников, рабочий класс, а следом
за ним солдаты и крестьяне с юмором принимали
россказни о связях Ленина с немецким Генштабом
и о его измене родине. Они приветствовали Лени-
на как «идейного вождя российских рабочих» и
«неутомимого борца за социализм».
И ВСЕ-ТАКИ ВЕЛИКАЯ
В воспоминаниях о Ленине, в публикациях до-
кументов и биографических очерках о нем вопрос о
возвращении вождя большевиков из эмиграции
освещался неоднократно. В начале 60-х годов появи-
лись солидные исследования, осветившие проблему
на основе имевшихся печатных и архивных источни-
ков. Исторические факты позволяют с достаточ-
ной полнотой восстановить историю той поездки.
Но создатели фильма «Демон революции» не удо-
сужились ознакомиться с материалами, убеждаю-
щими, что все вымыслы о германских деньгах не
имеют под собой оснований.
С 2014 года по предложению академика РАН
А. О. Чубарьяна две революции – Февральская и
Октябрьская и Гражданская война рассматрива-
ются как единый исторический процесс и в связи с
этим по аналогии с Великой французской теперь на-
зываются Великой российской революцией. Так за-
писано в государственном историко-культурном
стандарте. Получается, что вместо принципиальной
оценки ключевых событий столетней давности, на
что, собственно, направлен этот стандарт, фильм
«Демон революции» повторяет давно разоблачен-
ную ложь. Между тем президент Владимир Путин
предупреждал, что дискуссии по поводу революции
1917 года не должны вносить раскол в общество.
На сайте vpk-news.ru есть расширенная версия этой статьи
ПЛОМБИРОВАННЫЙ
ЭКРАН
Россказни
о связях Ленина
с немецким Генштабом
солдаты и крестьяне
принимали с юмором
Как свидетельствуют воспоминания
Платтена, Крупской, Цхакая и других
участников поездки, немецкие власти
точно выполнили условия.
Начало в № 46
Не скрывая злобы,
английские офицеры,
хозяйничавшие
на шведско-финляндской
границе, подвергли
Ленина обыску
в отдельной комнате
«
Полный цикл создания
первого в мире
атомного корабля занял
всего шесть лет. Так умели
работать в Советском Союзе
на послевоенном
оборудовании
и технологиях 50-х
»
Алексей ЧИЧКИН
70 лет назад Вашингтон активно
готовил китайский – как часть даль-
невосточного – плацдарм для напа-
дения на СССР с применением
атомного оружия. Оно могло на-
чаться с военно-морских баз Китая и
в целом с той его территории, что
находилась под контролем Гоминь-
дана. Точнее – пока еще им удержи-
валась под ударами НОАК, поддер-
живаемой Советским Союзом.  
Политика Вашингтона проистека-
ла из небезызвестной доктрины Тру-
мэна, объявленной в марте 1947 года и
нацеленной на активное противодей-
ствие нашей стране по всем азимутам.
Подрывная работа против СССР и его
союзников уже велась, планы атомной
войны против советского блока гото-
вились («Заветам Трумэна верны»,
«ВПК», № 10, 2017).
К концу 1947-го коммунисты конт-
ролировали свыше трети территории
Китая, несмотря на возрастающую по-
мощь США гоминьдановским вой-
скам. Причем на юге НОАК прибли-
жалась к портам вблизи Филиппин –
цитадели военного присутствия США
в ЮВА с середины 40-х годов. Вдоба-
вок Франция передала Китаю в конце
1946-го военно-морскую базу «Гуанч-
жоувань» – эксклав на южном побере-
жье Китая вблизи острова Хайнань.
Возможный переход ВМБ под конт-
роль коммунистов не устраивал США,
поэтому в 1947 году велись перегово-
ры о переводе «Гуанчжоуваня» под
контроль американцев. Чан Кайши
настоял на передаче ВМБ Поднебес-
ной, но политико-экономическая за-
висимость гоминьдановского Китая
от США усиливалась. Планы атомно-
го удара Вашингтона по СССР, разра-
батывавшиеся в 1946–1949 годах,
предусматривали его нанесение и из
дальневосточного зарубежья.
Все эти факторы привели к под-
писанию 8 декабря 1947 года
американо-китайского соглашения
«О военно-морском флоте». Оно по
сути ликвидировало суверенитет
Китая в вопросах обороны и террито-
риальной целостности. Соединенные
Штаты получали исключительные
права на военно-морские базы Под-
небесной и контроль над ее ВМФ.
Американские боевые корабли могли
находиться в территориальных водах
и портах страны сколь угодно. В слу-
чае возникновения угрозы безопасно-
сти США, Китая и союзных с ними
стран снимались все ограничения. 
По имеющимся данным, гоминь-
дановские власти в развитие согла-
шения договорились с Вашингтоном
о вводе американских войск в случае
увеличения советской поддержки
НОАК. На ВМБ планировалось соз-
дание опорных пунктов ВМФ США
для войны с СССР.
Соглашение от 8 декабря предва-
ряло окончание разработки нового
плана войны США против СССР –
«Граббер». Этот документ, утвержден-
ный Объединенным комитетом на-
чальников штабов, отличался от преды-
дущих (1945–1947 годов) тем, что ис-
ходил согласно преамбуле из возмож-
ности начала войны в любой момент и
при наличии фактора внезапности:
предупреждающийпериод будет очень
коротким или его вообще не будет.
Основа плана, как и предшествующих
разработок, – использование атомного
оружия. Ядерные удары предполага-
лось начать не позднее, чем через две
недели вступления в войну. США на-
меревались наносить их с баз в Вели-
кобритании, Пакистане, Индии и на
японской Окинаве. Отмечалась воз-
можность нападения с других терри-
торий в Азии или Европе, если возник-
нет необходимость. 
Однако стремительное наступле-
ние НОАК вкупе с успехами воору-
женной антиколониальной борьбы во
Французском Индокитае вынудило
Вашингтон с весны 1948 года вплот-
ную заняться этим регионом и Тайва-
нем во избежание их перехода под
контроль коммунистов. Соответствен-
но возрастала военно-техническая и
финансовая помощь США Таиланду,
Филиппинам и Южному Вьетнаму,
там расширялись американские воен-
ные базы. В 1950-м они появились и
на гоминьдановском Тайване.
Тем временем к концу 40-х годов
в агрессивных антисоветских планах
Вашингтона резко выросла роль ев-
ропейских и турецкого плацдармов.
Главные тому причины – Берлинский
кризис 1948–1949 годов и заключе-
ние договоров о военной взаимопо-
мощи между СССР и почти всеми
восточноевропейскими странами.
Выполнение же американо-китай-
ского соглашения оказалось парализо-
ванным благодаря успешным боевым
операциям НОАК в сочетании с усиле-
нием группировки советских войск в
Порт-Артуре иДальнем. По совокупно-
стифакторовВашингтону пришлось от-
казаться от плана «Граббер».
Но регион и поныне на прицеле у
Пентагона. Растет военное присутствие
США вЮжно-КитайскомиЯпонском
морях, арсеналы сателлитов накачива-
ются американским оружием.
Подручный
Гоминьдан
Ради борьбы с коммунистами Чан Кайши
подписал отказ от суверенитета
8 декабря 1947 года было подписано американо-китайское
соглашение «О военно-морском флоте», фактически
предусматривавшее использование Поднебесной
в предстоящей агрессии США против СССР. Причем срок
действия документа не оговаривался.
Ретроспектива
Советские солдаты в Порт-Артуре
помешали американским планам
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 12
Powered by FlippingBook