СРЕДСТВА ВОЗДУШНОГО НАПАДЕНИЯ
126
обычного типа (бомб, боеприпасов или управляемых снарядов) и может за-
пускаться с МБР или различных типов ГЗЛА. Предполагают, что при массе
боевой части 450 кг CAV сможет поражать цели на дальности 5500 км при
точности наведения до 3–5 м.
Другим перспективным направлением работ в США по созданию плани-
рующих ГЗЛА является программа HWT (Hypersonic Weapon Technology). Эта
программа предусматривает разработку многоразовых планирующих ГЗЛА.
Гиперзвуковой ЛА такого класса представляет собой маневренный гиперзву-
ковой планер, инерционный полет которого на межконтинентальную даль-
ность обеспечивается за счет кинетической энергии, накопленной при работе
ускорителей (разгонных ступеней). В качестве разгонных ступеней рассма-
триваются разнообразные варианты, в том числе различные ракетоносители
и воздушно-космические системы. Полет многоразового планирующего аппа-
рата осуществляется аналогично полету аппарата CAV, то есть по траектории
равновесного планирования либо по траектории динамического планирова-
ния с отражениями от плотных слоев атмосферы. Для доразгона при выво-
де и сходе с орбиты аппарат должен обладать большим запасом характери-
стической скорости, пребывать в космосе до 3–12 месяцев, возвращаться на
обычный аэродром и быть готовым к следующему запуску не более чем че-
рез 72 часа. На него возлагаются задачи выведения «по требованию» в космос
спутников легкого класса, инспектирование и уничтожение космических объ-
ектов, транспортировка гиперзвуковой планирующей головной части типа
CAV с различным оснащением, в том числе проникающего типа для пораже-
ния высокозащищенных целей.
В настоящее время агентством перспективных оборонных разработок
(DARPA) Министерства обороны США и компанией Boeing при поддержке
НАСА проводятся интенсивные наземные и летные испытания планирую-
щих ГЗЛА по программам Х-37, -40, -41, -42. В частности, в марте 2011 года
был успешно запущен второй по счету аппарат Х-37 (имеющий форму, ана-
логичную Space Shuttle) на низкую околоземную орбиту ракетоносителем
Atlas-V с космодрома на мысе Канаверал.
Разработка пилотируемых и беспилотных гиперзвуковых самолетов мно-
горазового применения в США в настоящее время находится на этапе иссле-
дования концепций. Исследования проводятся в рамках проекта FALCON по
программе HCV, в соответствии с которой предполагается к 2025 году создать
многоразовый гиперзвуковой ЛА, являющийся носителем средств доставки
к цели боевых грузов в виде авиабомб, ракет «воздух–воздух», автономных
авиационных самонаводящихся боеприпасов и планирующей платформы
CAY. Этот самолет должен взлетать с ВПП длиной до 3000 м, осуществлять
полет на высотах 35–70 км при скорости М-10.