СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
СРЕДСТВ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ
160
ничестве с американской компанией «Рэйтеон», и на нее конгресс США уже
выделил $400 млн. В ноябре 2012 года эта система успешно прошла испыта-
ния, и введена в оперативное использование.
Если оценить эффективность ракет-перехватчиков (AWL, имеющей ско-
рость 3,5 км/с, и наземного перехватчика ЕвроПРО, скорость полета которого
5 км/с) против МБР на восходящем участке навесной траектории, то оказы-
вается, что перехватчик ЕвроПРО в данном случае практически бесполезен.
Сравнение наземной и воздушной ракет-перехватчиков на участке разго-
на навесной траектории демонстрирует заметное преимущество последней.
Увеличение скорости наземной ракеты, к примеру, на 40% мало сказывается
на повышении эффективности ПРО. Даже при расширении операционной
зоны наземные противоракеты все равно должны находиться достаточно
близко к местам старта БР.
Помимо рассмотрения возможности перехвата МБР на активном участке
полета, ВВС и АПРО исследуют перспективы использования ракет-перехват-
чиков нижнего и верхнего эшелонов для защиты территории США. Предпо-
лагается, например, использовать 16 аэродромов системы ПВО на континен-
тальной части СоединенныхШтатов, а также по одному на Аляске и Гавайских
островах. На каждом из них обычно находятся два самолета в режиме обыч-
ного боевого дежурства и два – в режиме «немедленного» вылета. Кроме того,
на 14 из 18 аэродромов развернуты авиационные эскадрильи Национальной
гвардии. Дислокация аэродромов обеспечивает возможность перемещения
самолетов в любой заданный район страны в течение 20 минут. При этом на
взлет после получения соответствующего приказа отводится 6–7 минут.
Согласно оценкам, стоимость одной ракеты-перехватчика воздушного
базирования составляет примерно 5% стоимости одной ракеты GBI, развер-
нутых на Аляске и в Калифорнии.
Результаты исследования возможности применения в рамках программы
создания ЕвроПРО комплексов воздушного базирования свидетельствуют
о том, что планируемые сейчас к развертыванию наземные ракеты-перехват-
чики малоэффективны против целей, маневрирующих после участка разго-
на. Увеличение скорости противоракет на 40 или даже 70% не оказывает су-
щественного влияния на изменение размеров операционной зоны. Выход из
этой ситуации специалисты видят в размещении авиационных комплексов
ближе к местам старта БР, что могло бы позволить поражать цели на участке
разгона и в целом повысить эффективность ПРО.
Сравнение ракет-перехватчиков воздушного и наземного базирования
для уничтожения БР в верхнем эшелоне показывает, что первые будут иметь
примерно такие же операционные зоны, как и гораздо большие по размерам
и тяжелые SM-3 Block II различных модификаций, планируемые к разверты-