167
нее 500 км. Основная цель этих поисков – предотвращение запусков баллисти-
ческих ракет с российских подводных лодок.
Как известно, эффективность разрабатываемого ЛОВБ зависит от метео
условий, в которых оно будет применяться. Основными метеорологически-
ми факторами, способными оказать влияние на использование комплексов
ЛОВБ в интересах решения задач ПРО на ТВД, являются наличие облаков
и турбулентность атмосферы. Очевидно, что для уменьшения влияния этих
факторов самолет в процессе решения боевых задач должен находиться выше
слоя облачности.
В ноябре 1996 года ВВС США заключили контракт стоимостью $1,1 млрд
на 77 месяцев с группой фирм («Боинг», TRW и «Локхид-Мартин», во главе
с первой из них), предусматривающий создание демонстрационного образца
комплекса ЛОВБ1, получившего наименование YAL-1, на базе грузового вари-
анта самолета Boeing 747-400F. В этом проекте предполагалось использовать
максимальное количество наиболее перспективных наработок в данной обла-
сти, среди которых кислород-йодный (О
21
) лазер фирмы TRW, оптика и систе-
ма управления лазерным лучом фирмы «Локхид-Мартин», наработки фирмы
Boeing по интеграции отдельных компонентов и систем в единый комплекс
и другие. Кроме того, Boeing разработала поворотную турельную установку
для ЛОВБ массой 5,9 т с сектором прицеливания 120° и главным зеркалом
диаметром 1,5 м, а также блистер, прикрывающий ее. В процессе испытаний
блистера были продемонстрированы его хорошие аэродинамические параме-
тры. Окно (массой 160 кг и диаметром 1,8 м) для турели лазерной установки,
сквозь которое луч лазера будет выходить наружу, было изготовлено и отпо-
лировано фирмой «Брашер системз» и окончательно доведено до требуемой
конфигурации компанией «Корнинг». После изготовления окна была начата
сборка турели, в которую помимо окна входят блистер (изготовлен из ком-
позиционного материала), главное зеркало ФОС и вспомогательная оптика.
Планируется, что комплекс ЛОВБ будет автономно обнаруживать стартую-
щую ракету, используя пассивную инфракрасную систему поиска и сопро-
вождения цели. Информация от нее будет передаваться системе контроля
и управления лазерным лучом.
Очевидно, однако, что окончательный ответ о возможности обнаружения
стартующей БР с борта комплекса ЛО, наведения лазерного луча на цель и по-
ражения баллистической ракеты может дать только проведение комплексно-
го полетного эксперимента с участием демонстрационного образца ЛОВБ.
В конце 1998 года фирма TRW завершила испытания нового прототипа
модуля. Данный прототип с массой, удовлетворяющей требованиям к ЛОВБ,
в ходе испытаний на 10% превысил расчетную мощность (несколько сотен
киловатт). В январе 2002 года было проведено очередное испытание уже гото-