03
ГЕОПОЛИТИКА
НА ПЕРЕДОВОЙ
В ИЗГНАНИИ,
НО НЕ В ИЗОЛЯЦИИ
Создание украинского правительства в
изгнании, о котором объявил экс-премьер
Николай Азаров, – шаг во всех отношениях
правильный и конструктивный. Хотя бы
потому, что сам Азаров был одним из
самых эффективных премьер-министров
Украины, это политик, который пользовал-
ся огромным уважением и авторитетом и
его сохранил, несмотря на государствен-
ный переворот, который произошел в
стране в 2014 году.
Кроме того, и сам Азаров, и другие
члены создаваемого правительства в из-
гнании были в свое время назначены на
свои места абсолютно законно, с соблюде-
нием всех необходимых процедур. И так
как они не признают госпереворот, кото-
рый произошел на Украине, и не считают
легитимными выборы ни нынешнего пре-
зидента, ни Верховной рады, в которых в
силу разгоревшейся гражданской войны
не участвовало огромное количество насе-
ления, то имеют полное право изложить
свое видение политического будущего
своей страны. Думаю, многие на Украине
поддержат этих людей.
Исторический опыт существования
правительств в изгнании говорит о том,
что это достаточно эффективный метод
политической борьбы. Деятельность поль-
ского правительства в изгнании, работав-
шего в Лондоне, привела к тому, что стра-
на пережила и нацистскую оккупацию, и
социалистический режим и ныне является
такой, о которой мечтали члены кабинета
Станислава Миколайчика. Аналогично
можно говорить и о других странах «вос-
точного блока», которые были вначале за-
хвачены Германией, потом освобождены и
уже в политическом смысле оккупированы
Сталиным – идеи их правительств в изгна-
нии в конце концов воплотились в жизнь,
пусть и спустя несколько десятилетий. С
точки зрения государства – не такой уж
долгий срок.
Думаю, на Украине все будет гораздо
быстрее, хотя бы в силу нестабильности в
стране. Мировая конъюнктура ныне тако-
ва, что нынешняя власть в стране может в
любой момент оказаться в своего рода по-
литической изоляции или как минимум
перестать получать поддержку американ-
ского правительства, которое и было
одним из инициаторов государственного
переворота и свержения демократическо-
го правительства.
Путь к стабильности на Украине не в
том, что одна из сторон возьмет верх – по-
лагаю, такая победа в принципе невозмож-
на из-за большой крови и огромных по-
терь, которых она потребует. Мы это виде-
ли в и 2014-м, и в 2015-м, это происходит
и в Сирии: гражданская война – страшная
трагедия. Остается надеяться, что мировое
сообщество заставит киевские власти (в
первую очередь) и оппозицию сесть за
стол переговоров и договориться о нор-
мальном политическом будущем Украины.
Именно поэтому инициатива Николая Аза-
рова кажется мне абсолютно верной, а
главное – имеющей большие политиче-
ские перспективы.
АКЦЕНТ
УКРАИНА ОПРАВИТСЯ БЫСТРЕЕ ПОЛЬШИ
Политолог, телеведущий
Максим ШЕВЧЕНКО
СИЛЫ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОТВЛЕЧЕНИЯ
ТАЙНОЕ И ЯВНОЕ
Вашингтон и Сеул готовятся к ликви-
дации высшего руководства КНДР, взор-
вали информационную бомбу мировые
СМИ. Между тем сводные подразделения
американских и южнокорейских частей,
созданных для диверсий в Северной Корее,
существуют уже несколько лет.
Их первое боевое слаживание проходи-
ло еще в декабре 2013 года на учениях Teak
Knife. Три года спецназовцы тренируются
на регулярной основе на базе десантников в
Форт Брэгг (Северная Каролина). Есть еще
полигоны в школе военно-морского спец-
наза имени Джона Кеннеди и в горах Чири в
Южной Корее. Там занятия проходят в зим-
ний период. В частности, изучается опыт
свержения Муамара Каддафи.
Как правило, отрабатываются два ва-
рианта заброски диверсантов на североко-
рейскую территорию: десантирование с
самолетов С-130 «Геркулес» и заход с
моря сил морского спецназа.
Почему ставка делается на американ-
ских спецназовцев и «морских котиков» в
частности? Они должны оправдать деньги,
которые на это дело затрачены.
Пентагон готов предоставить до двух
тысяч военнослужащих. Что касается юж-
нокорейских частей, то может быть задей-
ствован весь состав сил спецопераций РК.
Это шесть бригад спецназначения плюс
707-й батальон «Белые тигры», который
предназначается как раз для ликвидации
высшего политического руководства КНДР
и пусковых установок баллистических
ракет на территории страны, диверсий на
ядерных объектах Северной Кореи.
Вполне справедлив вопрос: насколько
велика вероятность успеха сводного под-
разделения ликвидаторов? Думается, об
этом говорить не приходится. Невозможно
ликвидировать руководство КНДР и ядер-
ные объекты страны только силами спец-
наза. Придется привлекать так называе-
мый второй эшелон: космические спутни-
ки, самолеты ДРЛО, которые будут взле-
тать с базы на Окинаве, бомбардировщики
В-2 «Спирит», размещенные в Японии и на
Гуаме, БЛА. Только при использовании
всех этих сил и возможностей задачу
можно решить. И действовать придется,
огибая пространство подавления системы
GPS, потому что с северокорейской сторо-
ны демилитаризованная зона плотно при-
крыта глушилками.
Если кто-то решится отдать приказ о
ликвидации Ким Чен Ына, будет не спецопе-
рация, а полноценная война. И тут вопрос:
кто окажется победителем? Армия КНДР хо-
рошо обучена, есть корпус сил спецназначе-
ния – примерно 120 тысяч бойцов. Прове-
рять на прочность северокорейскую ПВО
никому не посоветую: не так давно китайцы
передали армии КНДР свои комплексы ЗРК,
скопированные с российских С-300.
Весь вопрос в том, почему об этом от-
ряде заговорили именно сейчас. На мой
взгляд, очередной слив информации – тень
более насущных противоречий. В регионе
есть серьезные проблемы: спор за архипелаг
Сенкаку между Японией и Кореей, сложная
ситуация в Южно-Китайском море. Скорее
всего перед нами отвлекающий маневр.
Есть еще один аспект: главный игрок в
этом регионе не Сеул, а Пекин. И Пак Кын
Хе сильно «подвел» вопрос о размещении
американской ПРО в РК.
Китайцам это не понравилось: амери-
канцы при помощи развернутых в Корее
средств смогут «заглядывать» в позицион-
ные районы ракетных войск НОАК на гра-
нице с КНДР.
Надо понимать, что у Пхеньяна есть
влиятельнейший союзник – Пекин, кото-
рый сделает все, чтобы не допустить тако-
го развития событий. На проведение спец-
операции должен отдать приказ Верхов-
ный главнокомандующий армии США, ко-
торым вот-вот станет Дональд Трамп. А он
как бизнесмен хорошо представляет по-
следствия размолвки с Китаем. Война, тем
более торговая, бизнесмену не нужна.
Зачем Сеулу игра с огнем
Евгений САТАНОВСКИЙ,
президент Института
Ближнего Востока
Политика Вашингтона в отношении Дамаска деструк-
тивна, хаотична и вряд ли изменится до прихода в Белый
дом нового хозяина. Но ее последствия, американская
аналитика и заявления чиновников первого ряда тем
более заслуживают внимания. Настоящая статья по-
строена на материалах М. С. Ходынской-Голенищевой и
Ю. Б. Щегловина, подготовленных для ИБВ.
КРЕМЛЕНОЛОГИ ПУТАЮТ КАРТЫ
Американские эксперты к новому году подготовили
доклад, посвященный расхождению позиции Ирана и Рос-
сии по ситуации в Сирии. По их оценке, различия в под-
ходах не позволят Москве выйти из кризиса с подготовкой
политических инструментов решения проблемы. В основе
этих рассуждений идея о том, что Россия в Сирии занята
формированием нового мирового порядка и возвращени-
ем в ряды мировых держав, а Иран решает задачу уста-
новления регионального лидерства. На деле проигрыш
Тегерана в Сирии означает его поражение в конкуренции с
Эр-Риядом. От положения в САР зависят отношения Ирана
с ливанской «Хезболлой» и иракскими шиитами. Для него
главное – удержать алавитов у власти в Сирии. Вопрос об
устройстве там теократии на повестке дня ИРИ не стоит,
хотя иранцы хотят создать в Сирии шиитскую милицию.
Для Москвы репутационные потери в случае поражения –
главное. И Иран, и Россия заинтересованы в выигрыше в
Сирии каждый по своим резонам.
В США уверены, что Тегеран будет воевать в Сирии до
победы, а Москва старается найти повод для выхода из
конфликта. Они полагают, что американо-российский
план мирного урегулирования был сорван иранцами. Это
далеко от истины. Иран и Россия понимают нереальность
чисто военного решения в Сирии, и их диалог с Тур-
цией это доказывает. Не следует считать иранцев фа-
натиками – они несут в Сирии потери и оплачивают
участие в боях своих ливанских и иракских шиитских
союзников. Бои за Восточный Алеппо показали, что
эффективно действовать на разных направлениях с
гарантией успеха только шиитскими формирования-
ми Дамаск и Тегеран не могут. Приоритетная задача
Ирана – зафиксировать ситуацию путем в том числе
мирных переговоров в Астане.
Американские эксперты пишут о «вторичности»
российского фактора в Сирии по сравнению с иран-
ским. Москва, по их версии, ограничивается дипло-
матической поддержкой и ВКС, а Иран несет основ-
ную тяжесть «на земле». На деле российский фак-
тор в Сирии имеет главное значение, в том числе
для достижения необходимого уровня военного и
дипломатического давления, а также выработки ал-
горитмов мирного разрешения кризиса. Политический и
военный вес Ирана не тот. Поэтому ВКС РФ за месяц в
Сирии и сделали то, чего Иран не сделал за два года.
ОБИДЧИВЫЙ БРЕННАН
Директор ЦРУ США Джон Бреннан обвинил руковод-
ство России в том, что оно играет по собственным прави-
лам. «США никогда бы не стали делать ни в каком из этих
военных конфликтов то, что россияне делали в Сирии ка-
сательно... использованной ими политики выжженной
земли, которая привела к разрушениям и смерти тысяч и
тысяч мирных жителей», – сказал он в интервью Пи-би-эс.
При этом американская разведка не смогла помочь свое-
му правительству выработать алгоритм ответа на вызов в
виде «арабской весны» и провалила борьбу с исламист-
ской экспансией в Ираке и Сирии. Главная вина за полити-
ку США лежит на Бараке Обаме. Но глава разведки обязан
предоставлять информацию в нередактированном виде, а
Бреннан грешил «подстраиванием» под официальный
курс. И не смог усилить кадровый потенциал ЦРУ для
укрепления агентурной разведки.
Действия Вашингтона и Бреннана в частности ярко
иллюстрируют одно свойство уходящей администрации
– она не умеет проигрывать. Заявления директора ЦРУ –
рефлексия обиженного. Всего, в чем он обвиняет Мо-
скву, удалось избежать благодаря четко выстроенной
схеме действий. Россия в Сирии обошла все грабли, на
которые наступали американцы в конфликтах на Ближ-
нем Востоке за последние 30 лет. Москва сумела выбрать
оптимальный формат участия в военных действиях, пе-
реломить ситуацию на поле боя, избежав повторения
афганского варианта. Вашингтону этого продемонстри-
ровать не удалось, и тут вопросы именно к разведке, ко-
торая не смогла просчитать минимум силового участия
американцев в конфликтах и оценить базу лояльного им
населения в регионе, из чего и складывается критерий
оценки предполагаемого формата участия.
Москва в Сирии не использовала тактику выжженной
земли, предпочитая воздействие на реперные точки сун-
нитской фронды. Что исходя из политики запрещенного
в России «Исламского государства» (ИГ) в отношении
суннитского населения и приобретения его поддержки
было оптимальной схемой действий. В основе политики
ИГ и «Джебхат ан-Нусры» (ныне «Джебхат Фатх аш-
Шам») лежит принцип хозяйственно-социальной автоно-
мии суннитских племен с гарантией их защиты. Удары
ВКС наносились по главной статье их дохода – экспорту
нефти. Было организовано силовое давление на основ-
ные логистические узлы антиасадовских сил: опорные
пункты, арсеналы и коммуникации. Этим подрывалась
база поддержки джихадистов со стороны племен, ли-
шавшихся экономических механизмов существования и
гарантий безопасности, что и запустило процесс мирного
урегулирования с ними. Ничего подобного разведка США
предложить своему руководству не смогла. В Сирии Мо-
сква переломила настроение суннитской элиты, а не за-
нималась ее тотальным уничтожением.
Утверждения Бреннана, что ЦРУ США знало о планах
России до ввода ВКС в Сирию, не соответствуют дей-
ствительности. Американская разведка не смогла про-
считать действия РФ на этом направлении. США не суме-
ли создать в Сирии лояльную себе силу «на земле», хотя
такие возможности в самом начале кризиса были. В ре-
зультате монополистом в сопротивлении режиму Асада
стали исламисты при помощи КСА, Катара и Турции. Рез-
кое усиление джихадистов в оппозиции стало просчетом
ЦРУ. В результате американцы были вынуждены «дого-
нять», чтобы Москва не стала «главным миротворцем» в
Сирии. Результат – плохо подготовленные, проваленные
наступления на Ракку и Мосул. Вспоминая сетования
Обамы «на ошибочные данные разведки на ливийском
направлении, которые привели к полной дестабилизации
ситуации в этой стране», можно оценить работу ЦРУ и
его директора.
АСТАНА ВМЕСТО ЖЕНЕВЫ
Американские СМИ синхронно с известием о заклю-
чении соглашения о перемирии в Сирии вбросили ин-
формацию о ее «разделении на зоны влияния различных
стран, которые включают США, Россию, Иран и Турцию».
Асад согласно этим источникам остается президентом
страны до новых выборов. При этом понятно, что гово-
рить о Сирии предстоит с новым руководством США.
Перемирие, к которому присоединились около 60 тысяч
боевиков, как и сдача Восточного Алеппо, – итог диалога
между «тройкой» – Анкарой, Москвой и Тегераном, а
также Дамаском и лидерами протурецких оппозицион-
ных группировок. Они и предложили «астанинский»
формат, призванный сменить дискредитированный «же-
невский». Впервые может быть запущена возможность
достижения выхода из регионального кризиса без Ва-
шингтона и Брюсселя. Об их присоединении главы МИД
«тройки» говорят как о перспективе, когда переговоры в
Астане докажут свою эффективность.
Принципиальный момент, определяющий судьбу
«астанинского» формата, – способность Турции гаранти-
ровать соблюдение перемирия и степень своего воздей-
ствия на полевых командиров. Если оно, в общем, будет
соблюдаться, это станет означать, что с Анкарой можно
договариваться о будущем устройстве Сирии. Так что
пока соглашение – проверка реального влияния партне-
ров, без чего двигаться вперед нельзя. Перемирие фик-
сирует остановку боевых действий в тех границах анти-
асадовских и правительственных сил, где они сейчас
находятся. Можно называть их «зонами ответственно-
сти», но это большое упрощение. Никто не собирается
проводить границы, обмениваться территориями и пере-
мещать лояльные себе вооруженные силы.
То же самое касается будущего президента Асада. Это
не обсуждалось на переговорах о перемирии и «вынесено
за скобки», как и многие фундаментальные вопросы. Не
надо путать тактику со стратегией. Сейчас важно добиться
прекращения боевых действий. Все остальное можно об-
суждать на основе включающей, помимо прочего, важный
момент: признание участниками границ национальных и
стратегических интересов друг друга на сирийском на-
правлении. Того, к чему не смогли прийти США и ЕС в
своей сирийской дипломатии. Благо, российско-
американские переговоры по Сирии сорвались как по при-
чине внутренних дрязг в администрации Обамы, так и по-
тому, что США не влияли в полной мере на противников
Асада и их зарубежных спонсоров. Турция же может воз-
действовать на значительное их количество.
На пути перемирия много препятствий. Прежде всего
просаудовские группы и ИГ, «вынесенные» за рамки пе-
реговоров. Прошло размежевание «примирившихся» с
«ястребами», с чем согласилась Турция. Вооруженная
оппозиция, не присоединившаяся к перемирию, будет
причислена к террористам, и его условия на нее не рас-
пространятся. Анкара старается монополизировать влия-
ние на оппозиционное движение на севере Сирии, выжи-
мая просаудовские группы из международно-правового
поля. По идее и Москва, и Тегеран, и Анкара должны про-
водить совместные операции против сторонников ИГ и
«Джебхат ан-Нусры» или не мешать это делать друг
другу. Турция получает оплот, позволяющий противосто-
ять экспансии курдов. Так что усиление их военной под-
держки, которую легитимировали США законом о воен-
ной помощи повстанческим группировкам в Сирии, – это
заявка Вашингтона на будущее участие в новом формате
договоренностей.
В Сирии ситуацию «на земле» контролируют Россия,
Иран, Турция и Саудовская Аравия. Вашингтон имеет вли-
яние только в курдском анклаве, и если суннитские отря-
ды решат вытеснить курдов с их позиций, то справятся без
особых усилий. Анкаре это выгодно сделать после того,
как «Силы демократической Сирии» возьмут Ракку. Это
ослабит помощь Вашингтона курдам, так как пропаган-
дистская задача будет решена, а для любой американской
администрации главное, чтобы Турция была в орбите
США. Курдов отодвинут на второй план. Что до Эр-Рияда,
он или включится в новый формат переговоров, или дол-
жен воевать с перспективой ухудшения отношений с Анка-
рой и потерей Идлиба, где базируется «Джебхат ан-Нусра».
Во втором случае КСА выпадает из числа влиятельных
игроков на сирийском направлении, так как не сможет
создать военной силы в Иордании.
СТРАДАНИЯ СОДЕРЖАНОК
Напомним: о введении режима прекращения боевых
действий в Сирии было объявлено 29 декабря. Догово-
ренности достигли в Анкаре после двухмесячных пере-
говоров российских военных при турецком посредниче-
стве с командирами группировок противников режима
Асада. Немедленно в Интернете появились заявления, в
которых как вооруженные формирования, так и предста-
вители «гражданского общества» бьют тревогу о ситуа-
ции в Вади Барада, где расположен крупный резервуар
питьевой воды Айн аль-Фиджи, обеспечивающий Да-
маск. В свое время эта станция была захвачена боевика-
ми «Джебхат ан-Нусры», а затем Западу сообщили, что
она каким-то образом перешла под контроль «умерен-
ной оппозиции».
Первое заявление вышло от лица вооруженных груп-
пировок – подписантов соглашений в Анкаре. В нем го-
ворилось, что из-за нарушения перемирия «режимом и
его союзниками» отряды замораживают все консульта-
ции о прекращении боевых действий и подготовке меж-
сирийских переговоров в Астане. Второе выпущено Сво-
бодной сирийской армией. ССА критикует «режим» и
ливанскую «Хезболлу» за «варварскую военную кампа-
нию» в Вади Барада, уверяет в отсутствии там штабов
«Джебхат ан-Нусры» и ИГ (что не отрицает наличия там
боевиков этих структур) и грозит сорвать перемирие.
Третье вышло от имени «институтов гражданского обще-
ства», в котором они говорят об агрессии режима и «Хез-
боллы» в Вади Барада, сетуют, что в результате бомбар-
дировок местное население поставлено на грань гумани-
тарной катастрофы, и обвиняют сирийских военных в
разрушении резервуара Айн аль-Фиджи и лишении жи-
телей Дамаска питьевой воды.
Что конкретно послужило причиной почти одновре-
менных заявлений и как это может повлиять на режим
прекращения боевых действий и подготовку к межси-
рийским переговорам в Астане? Очевидно, упомянутые
заявления – «месть» государств, оставшихся «за бор-
том» договоренностей 29 декабря: Катара, США, Велико-
британии, Франции и КСА. Достаточно посмотреть на
страновую принадлежность кураторов структур, от имени
которых было заявлено о приостановке консультаций о
переговорах в Астане и режиме прекращения боевых
действий.
В случае «Фейляк Рахман», «Джебхат Ахль аш-Шам»,
«Джебхат аш-Шамия» и «Фейляк аш-Шам» – это Катар.
Для «Фирка Султан Мурад», «Джейш Идлиб аль-Хурр»,
«Джейш ан-Насер» и «Фирка Уля ас-Сахилийя» – Катар и
США. «Таджамму Фастакым Кама Умирт» патронируют
США и КСА. «Джейш аль-Изза» – США. «Джейш аль-
Ислам» – Саудовская Аравия. И наконец, «Сукур аш-
Шам» – Катар, КСА и США. При этом видно, что большин-
ство группировок финансируется из Дохи, которая была
не в восторге от достигнутых в Анкаре договоренностей
о прекращении огня и раздосадована активной вовле-
ченностью Турции в выработку соглашений. Это соответ-
ствует заявлению катарского руководства о том, что
Доха продолжит вооружать сирийскую оппозицию
независимо от действий других игроков. Катару
явно подыграли американцы.
При этом стоит обратить внимание на то, что от-
крытой конфронтации с Москвой ни региональные,
ни западные страны не хотят. Ни в одном из заявле-
ний Россия прямо не упоминается (только в контек-
сте требований к «гаранту» соглашений в Анкаре, то
есть России, утихомирить своих клиентов).
«Друзья Сирии» явно использовали действия
правительственных сил и «Хезболлы» в Вади Бара-
да как повод для нападок. Ясно, что Катар, Саудов-
ская Аравия, США, Франция и Великобритания, не
участвовавшие в выработке соглашений в Анкаре,
пытаются сорвать имплементацию договоренностей
о перемирии и о переговорах в Астане, организуя
демарши подконтрольных им структур. Доха, Эр-
Рияд и Вашингтон сподвигли на заявление вооруженные
группировки, а Париж и Лондон организовали информа-
ционную кампанию «гражданского общества Вади Бара-
да» по образу и подобию Алеппо. Напомним, в ходе анти-
террористической кампании сирийской армии при под-
держке ВКС России по освобождению Восточного Алеп-
по от джихадистов с помощью подконтрольных Западу
«активистов» раскручивались «гуманитарные» аспекты
ситуации в городе.
Понятно, что страны, сформировавшие в свое время
«антиасадовскую коалицию», будут пытаться сорвать
режим прекращения боевых действий, хотя и по разным
причинам. Команда уходящего президента Обамы – из
зависти и мести. Катар потому, что перемирие противо-
речит идее продвижения исламистского проекта в регио-
не. Франция и Великобритания – от обиды на то, что их
проигнорировали при выработке договоренностей о пе-
ремирии и созыве переговоров в Астане.
При этом заметно, что действия региональных и запад-
ных противников Асада в Сирии конвульсивны, а их спло-
ченность недолговечна. С приходом администрации Трампа
безусловная поддержка Вашингтоном антиправительствен-
ных группировок в этой стране наверняка изменится. Без
турецкой территории как «тыловой базы» боевиков Дохе
вряд ли удастся сорвать договоренности о перемирии, так
что многое будет зависеть от позиции Анкары.
Что до Парижа и Лондона и контролируемых ими
структур «гражданского общества», на них можно не об-
ращать внимания. Если вооруженные группировки будут
соблюдать режим прекращения боевых действий, об
«активистах» забудут. Как произошло в Алеппо и прои-
зойдет в любом городе Сирии, вокруг которого будет
раскручена медийная кампания.
ПРОВЕРКА МИРОМ
Россия в Сирии
обошла все грабли,
на которые наступали
американцы в конфликтах
на Ближнем Востоке
за последние 30 лет
Начало на стр. 01
kuban24.tv
google.com
Доцент кафедры
зарубежного регионоведения
и внешней политики РГГУ,
кандидат политических
наук
Максим КАЗАНИН