08
ОРУЖИЕ
№ 1 (665) 11–17 января 2017 года
№
Наименование
корабля
(страна)
Рейтинг авианосцев различных стран
мира по степени соответствия их боевому
предназначению в вероятных условиях
их боевого применения
Сопоставление
возможностей авианосцев
разных стран мира
по борьбе с авианосцами
Сопоставление возможностей авианосцев разных
стран мира по борьбе с надводными кораблями
и подводными лодками
Сопоставление возможностей авианосцев разных
стран мира по отражению СВН и поражению
наземных объектов (в крупномасштабной войне)
Сопоставление
возможностей авианосцев
разных стран мира
по разрушению наземных
объектов в локальных
конфликтах
Локальная война
Крупномасштабная
война
Уничтожение групп
надводных кораблей
Уничтожение подводных
лодок
Отражение СВН
Поражение наземных
объектов
Коэффициент
соответствия Рейтинг Коэффициент
соответствия Рейтинг Эффективность Рейтинг Эффективность Рейтинг Эффективность Рейтинг Эффективность Рейтинг Эффективность Рейтинг Эффективность Рейтинг
1
«Адмирал Кузнецов»
(Россия)
0,3
5
0,25
4
0,06–0,09
5–6
0,07–0,1
9
0,2–0,4
4–5
0,3–0,4
2–3
0,05–0,07
5–7
0,2–0,25
3–6
2
«Ляонин»
(Китай)
0,27
6
0,21
7
0,06–0,09
5–6
0,12–0,14
8
0,05–0,07
6–9
0,3–0,4
2–3
0,05–0,07
5–7
0,2–0,25
3–6
3
«Нимитц»
(США)
0,35
2–3
0,28
2–3
0,3–0,5
1
0,2–0,23
5
0,2–0,4
4–5
0,15–0,2
5–6–7
0,35–0,45
1
0,45–0,55
1
4 «Куин Элизабет»
(Великобритания)
0,35
2–3
0,23
5
0,08–0,11
3
0,14–0,18
6
0,4–0,6
1
0,15–0,2
5–6–7
0,05–0,07
5–7
0,2–0,25
3–6
5
«Джузеппе
Гарибальди»
(Италия)
0,18
8–9
0,22
6
0,015–0,02
8
0,45–0,5
3
0,25–0,4
2–3
0,16–0,19
4
0,02–0,025
8–9
0,09–0,11
8–9
6
«Идзуми»
(Япония)
0,18
8–9
0,15
8
0,03–0,04
7
0,12–0,15
7
0,25–0,4
2–3
0,06–0,09
8
0,02–0,025
8–9
0,09–0,11
8–9
7 «Шарль де Голль»
(Франция)
0,48
1
0,40
1
0,12–0,16
2
0,6–0,7
2
0,05–0,07
6–9
0,5–0,6
1
0,1–0,12
2
0,3–0,35
2
8 «Викрамадитья»
(Индия – Россия)
0,31
4
0,28
2–3
0,08–0,1
4
0,65–0,7
1
0,05–0,07
6–9
0,15–0,2
5–6–7
0,08–0,1
3
0,2–0,25
3–6
9
«Сан-Паулу»
(Бразилия – Франция)
0,19
7
0,13
9
0
9
0,2–0,3
4
0,05–0,07
6–9
0,04–0,06
9
0,05–0,08
4
0,12–0,18
7
Константин СИВКОВ,
член-корреспондент РАРАН,
доктор военных наук
Он лидирует с большим отрывом
от ближайших конкурентов – «Ни-
митца» и британского «Куин Элиза-
бет» – в крупномасштабных войнах, от
того же «американца» и индийского
«Викрамадитья» – в локальных. Эти
корабли делят второе и третье места в
рейтинге.
Следом с минимальным отрывом
идут наш «Адмирал Кузнецов» и ки-
тайский «Ляонин». Последние места
занимают итальянский, японский и
бразильский авианосцы. В крупномас-
штабных войнах их коэффициенты со-
ответствия почти идентичны, а в ло-
кальных имеет место превосходство
«Джузеппе Гарибальди», который по
этому показателю даже несколько пре-
восходит «Ляонин».
ОЦЕНКИ ШКОЛАМ
Анализ наиболее передовых кораб-
лей свидетельствует, что все они пред-
ставлены образцами американской и
западноевропейской школ. Вторую
строку следует оставить за молодой
российской школой авианосного ко-
раблестроения. К ней помимо «Адми-
рала Кузнецова» относятся «Викрама-
дитья» и «Ляонин». На третьем месте
оказались кораблестроительные шко-
лы Италии и Японии. Последнее
странно, если учесть огромный опыт
Страны восходящего солнца в созда-
нии авианосцев в 30–40-е годы.
Бразильский «Сан-Паулу» – это
французский «Фош» постройки 60-х.
После модернизации корабль вполне
может считаться соответствующим со-
временным требованиям. Однако авиа
группа, представленнаяштурмовиками
«Скайхок» и вертолетами, отбрасывает
его в разряд устаревших. В Бразилии
он рассматривается фактически как
учебный, предназначенный для созда-
ния собственной авианосной школы.
Анализируя особенности как соб-
ственно кораблей, так и размещаемых
на них авиагрупп, можно отметить,
что англо-американская школа испо-
ведует универсальность.
Российская и французская концеп-
ции предполагают наличие выражен-
ного приоритета в боевых возможно-
стях кораблей. Так, «Шарль де Голль»,
очевидно, исходя из вероятных условий
его боевого применения, имеет явный
акцент на ударных и противовоздуш-
ных возможностях. Российская концеп-
ция отдает приоритет ПВО и ПЛО.
Оценка степени соответствия этих
кораблей вероятным условиям их бое-
вого применения показывает, что
французы достаточно точно спрогно-
зировали характер боевых действий, в
которых предстоит участвовать их
авианосцу. В результате, несмотря на
специализированность, он занял пер-
вое место в рейтинге. Что касается
российской концепции, то здесь надо
отметить: упор на «оборонительное»
предназначение оправдывает себя не в
полной мере. В реальных условиях
этим кораблям придется силами их
авиагрупп решать широкий круг
задач, причем в значительной мере на-
ступательного характера: борьба с над-
водными силами противника и разру-
шение наземных объектов.
ВРАГИ У ВСЕХ РАЗНЫЕ
Интересно сопоставить боевые
возможности участников рейтинга по
решению основных частных задач:
разгром авианосных соединений,
уничтожение групп надводных кораб
лей (КУГ и КПУГ) и подводных
лодок, отражение воздушного напа-
дения противника, нанесение ударов
по наземным объектам.
Анализ свидетельствует, что ре-
шить первую задачу в наивысшей сте-
пени способны те корабли, кото-
рые имеют многочисленную
ударную авиацию – американ-
ский (до 60 истребителей/штур-
мовиков) и французский (до 36
истребителей/штурмовиков). Бли-
зок к ним по своим возможностям
британский «Куин Элизабет» (с новей-
шими F-35B). Российский, китайский
и индийский авианосцы существенно
менее эффективны в этом плане.
Самые низкие показатели у «итальян-
ца» и «японца» – они имеют слишком
мало самолетов, которые могут уча-
ствовать в ударе по авианосцу. А воз-
можности «бразильца» в отношении
американской АУГ вообще нулевые.
Зато индийский, итальянский,
французский и даже бразильский
авианосцы – лидеры в уничтожении
корабельных групп. Это объясняется
тем, что в зоне их вероятного боевого
применения – на Средиземномор-
ском ТВД, в Индийском океане и
Южной Атлантике – будут действо-
вать относительно малочисленные,
обладающие ограниченными боевы-
ми возможностями КУГ вероятных
противников. Задача борьбы с ними
решается располагаемым составом
авиагрупп с приемлемой эффектив-
ностью.
Возможности российского, китай-
ского и даже американского авианос-
цев существенно ниже отчасти из-за
того, что эта задача не является для
них приоритетной (для «Кузнецова»
и «Ляонина»), а также потому, что им
будут противостоять достаточно
мощные и многочисленные соедине-
ния противника.
Приоритет в борьбе с подводными
лодками за авианосцами, для которых
эта задача относится к основным по
предназначению: «Куин Элизабет»,
«Джузеппе Гарибальди», «Идзуми».
В ПВО наиболее эффективны
«Шарль де Голль» и «Адмирал Кузне-
цов» с «Ляонином». Превосходство
«француза» обусловлено двумя факто-
рами: более многочисленной истреби-
тельной авиагруппой и меньшим чис-
лом воздушных целей в вероятной зоне
его ответственности в сравнении с рос-
сийским и китайским авианосцами.
По задаче «разрушение наземных
объектов в крупномасштабной
войне» с огромным отрывом лиди-
рует «Нимитц». Это понятно – весь
исторический опыт после Второй
мировой свидетельствует, что глав-
ной задачей американских авианос-
цев были удары по наземным целям,
по которым расходовалось от 30–40
до 50–65 процентов общего ресурса.
Для США это остается одним из
приоритетов в возможной крупно-
масштабной войне. Потенциалы
остальных кораблей применительно
к данной задаче значительно скром-
нее и отличаются незначительно. Это
обусловлено тем, что она будет для
них менее важной на фоне других.
Похожая картина и в локальных
войнах. Однако в этом случае отрыв
«американца» уже не столь разителен –
французский, российский, китайский,
британский, индийский «одноклассни-
ки» уступают ему примерно в два раза.
Но ведь и их авиагруппыменьше почти
вдвое. Авианосцы других стран – Бра-
зилии, Италии и Японии – эффективно
бороться с наземными объектами не
могут в силу малой численности удар-
ных самолетов.
Вывод, что авианосцы США самые
универсальные, достаточно тривиален.
Просто другие страны, строя такие ко-
рабли с существенно меньшим водоиз-
мещением, концентрировали их воз-
можности на решении узкого спектра
задач. При этом по эффективности ре-
шения тех, для которых они специали-
зированы, эти более легкие авианосцы
равны, а то и превосходят мощные аме-
риканские корабли. Российский и свя-
занные с ним по проекту и концепции
китайский, индийский «одноклассни-
ки» особенно успешны в борьбе с воз-
душным и подводным противником.
«Шарль де Голль» в большей мере эф-
фективен в решении ударных задач и
опять же – в уничтожении СВН про-
тивника. Итальянский, японский и
британский имеют выраженную про-
тиволодочнуюориентацию, превосходя
в этом отношении другие корабли из
числа рассмотренных, что в полной
мере отражает их роль и место в соста-
ве флотов своих стран.
«ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ» УКАЗАЛ США ИХ МЕСТО
Анализ соответствия авианосцев различных стран мира
их боевому предназначению в вероятных условиях
применения свидетельствует, что в наибольшей степени
удовлетворяет заявленным критериям французский «Шарль
де Голль», причем в обоих видах конфликтов, то есть
и в крупномасштабной, и в локальной войне.
Денис ФЕДУТИНОВ
Наиболее интересны китайские разведыва-
тельно-ударные БЛА. Существенную долю
имеющихся и создаваемых систем составляют
аппараты самолетного типа. В работы по дан-
ной тематике вовлечены ведущие предприятия
авиапрома.
В линейке Авиастроительной корпорации
Китая (AVIC) – Wing Loong I, Wing Loong II
(известные также как Pterodactyl I и Pterodactyl II)
и Cloud Shadow, относящиеся к классу высот-
ных аппаратов большой продолжительности
полета (MALE), которые могут использоваться
как в разведывательных, так и в ударных целях.
Они были разработаны специалистами Авиа-
ционного научно-исследовательского инсти-
тута Чэнду (CADI). И если «Птеродактили»
демонстрировались уже неоднократно, то
Cloud Shadow («Облачная тень») была впервые
показана на ноябрьском авиасалоне в Чжухае
(«ВПК», № 47, 2016).
ЭВОЛЮЦИЯ ПТЕРОДАКТИЛЕЙ
Проект БЛА Wing Loong I начат в 2005
году, и уже в 2007-м осуществлен первый
полет. Максимальная взлетная масса аппарата
– 1100 килограммов, размах крыла – 14 ме-
тров. Аппарат, оснащенный турбовинтовым
двигателем, может подниматься до шести
тысяч метров. Максимальная продолжитель-
ность полета – 20 часов, дальность действия по
радиоканалу – 200 километров. БЛА поднима-
ет 200 килограммов полезной нагрузки, из них
половину – на внешних подвесках. Это может
быть многоканальная оптико-электронная си-
стема наблюдения и РЛС с синтезированной
апертурой, разнообразные системы вооруже-
ния, включая ПТУР AKD-10, планирующие
авиабомбы FT-7/130.
БЛА Wing Loong II, созданный в развитие
предыдущей модели, впервые продемонстри-
ровали на прошлогодней Aviation Expo China.
Максимальная взлетная масса образца – по-
рядка 4200 килограммов, размах крыла – 20,5
метра. Новая версия отличается оптимизиро-
ванной аэродинамикой, более широким ис-
пользованием современных конструкционных
материалов, а также мощным турбовинтовым
двигателем. По информации разработчика,
продолжительность полета Wing Loong II со-
ставляет те же 20 часов, потолок – чуть более
девяти тысяч метров. По некоторым данным,
помимо канала связи БЛА-НСУ аппарат
может оснащаться аппаратурой спутниковой
связи. Известно, что беспилотник снабжен
бортовой оптико-электронной системой раз-
ведки и наблюдения и РЛС с синтезирован-
ной апертурой, способен нести аппаратуру
РТР и РЭБ, системы ретрансляции данных.
Кроме того, БЛА решает ударные задачи – на
шести точках подвески размещается высоко-
точное оружие общей массой до 480 кило-
граммов, в том числе до 12 ракет «воздух-
поверхность», бомб FT-9/50, TL-10, а также с
лазерной головкой самонаведения GB3.
Cloud Shadow предлагается использовать в
двух основных конфигурациях – как разведы-
вательный и как разведывательно-ударный.
Крейсерская высота – 14 тысяч метров. Турбо-
реактивный двигатель позволяет развивать су-
щественно большие по сравнению с Wing
Loong I и II скорости – до 620 километров в
час, однако это сказывается на продолжитель-
ности полета – шесть часов максимум. Масса
полезной нагрузки аппарата достигает 400 ки-
лограммов. Под каждой консолью крыла рас-
положено по три точки подвески оружия, в
качестве которого в настоящий момент пред-
лагаются разнообразные бомбы, включая Blue
Arrow 7, Blue Arrow 21, AG-300M, YJ-9Е, и ра-
кеты «воздух-поверхность».
Любопытно, что в части разведывательно-
ударных беспилотников в КНР наблюдается
внутренняя конкуренция. Параллельную
ветвь развития представляет подразделение
Китайской авиационно-космической научно-
технологическойкорпорации(ChinaAerospace
Science and Technology Corporation – CASC),
создавшее два разведывательно-ударных ап-
парата семейства CaiHong («Радуга») – CH-4
и CH-5.
CH-4, впервые продемонстрированный в
2013 году на 15-й выставке Aviation Expo в Пе-
кине, представляет собой многофункциональ-
ную платформу, на которой могут размещаться
как аппаратура разведки и наблюдения, так и
оружие. Взлетная масса – порядка 1330 кило-
граммов. Максимальная продолжительность
полета – 40 часов. БЛА несет полезную нагрузку
до 350 килограммов, в том числе ракеты с ла-
зерным наведением AR-1, бомбы малого калиб
ра с тепловыми и лазерными полуактивными
ГСН FT-5.
CH-5 выполнил первый полет в августе
2015-го. В прошлом году на Airshow China
был показан полноразмерный образец с набо-
ром возможного вооружения. БЛА имеет
взлетную массу около 3300 килограммов, раз-
мах крыла – порядка 21 метра. Сообщалось,
что конструкция выполнена из композицион-
ных материалов. Аппарат оснащен турбовин-
товым двигателем WJ-9 разработки Zhuzhou
Aeroengine Company. Продолжительность по-
лета может достигать 40 часов. Потолок – 7600
метров. По данным, максимальная масса по-
лезной нагрузки БЛА – около тысячи кило-
граммов. Беспилотник может нести восемь
ракет типа AR-1 и бомбы FT-7.
ИЗ РОДА КОПТЕРОВ
Проекты разведывательно-ударных БЛА
вертолетного типа гораздо малочисленнее. Тем
не менее в КНР имеется несколько систем,
также, очевидно, конкурирующих между
собой. Любопытно, что в создании коптеров
принимают участие фирмы, известные разра-
ботками беспилотников самолетного типа.
Упоминавшаяся CASC предлагает разве
дывательно-ударную модель QY-1. Это военная
версия гражданского БЛА V750 на базе создан-
ного еще в середине 50-х американского легко-
го пилотируемого вертолета Brantly B-2. Аппа-
рат взлетной массой около 750 килограммов
выполнен по классической схеме. На него ста-
вится двигатель Lycoming IVO-360-A1A мощ-
ностью 180 лошадиных сил, который вращает
трехлопастный несущий винт. БЛА может вы-
полнять полеты продолжительностью до четы-
рех часов, неся до 80 килограммов полезной
нагрузки, в числе которой расположенный в но-
совой части гиростабилизированный подвес с
оптико-электронной аппаратурой наблюдения.
В числе новинок компании AVIC – беспи-
лотный вертолет AV500W. Максимальная
взлетная масса составляет 470 килограммов.
Аппарат может оставаться в воздухе до восьми
часов, выполняя полеты в радиусе до 200 ки-
лометров на высотах до четырех тысяч метров.
Сообщается, что БЛА способен нести полез-
ную нагрузку общей массой до 160 килограм-
мов, включая различные датчики и средства
разведки, расположенные на гиростабилизиро-
ванном подвесе, а также ракетное вооружение
класса «воздух-поверхность». Беспилотник
может быть вооружен ракетами TL-2 с оптиче-
ской ГСН или управляемыми авиабомбами.
Несколько проектов вертолетных БЛА
предлагает компания Norinco. В частности,
здесь был разработан Sharp Eye III, предназна-
ченный для разведывательных и ударных задач.
Он построен по схеме с одним несущим и руле-
вым винтами. Максимальная взлетная масса
беспилотника – 450 килограммов, в том числе
до центнера полезной нагрузки. Используется
двигатель Rotax-914UL. Продолжительность
полета может достигать четырех – шести часов.
На вертолете устанавливается оптико-
электронная система наблюдения, включающая
телевизионную камеру видимого диапазона,
тепловую камеру и лазер для подсветки целей.
Согласно китайским источникам БЛА может
оснащаться легким вооружением, включая ра-
кеты BRM1. Аппарат был впервые показан на
Air Show China в 2014 году.
Одно из подразделений Norinco ведет раз-
работку разведывательно-ударного беспилотно-
го вертолета соосной схемыGoldenEagleCR500.
БЛА оснащается оптико-электронной системой
наблюдения и двумя ПТУР Blue Arrow 9.
ЮАНЬ КАК АРГУМЕНТ
Стоит отметить, что в КНР уже нашли для
себя определенную нишу на данном рынке и
продолжают ее развивать. Среди иностранных
заказчиков разведывательно-ударных БЛА,
созданных в Поднебесной, называются Ирак,
Казахстан, Пакистан, Саудовская Аравия и не-
которые другие государства. В отдельных слу-
чаях, чтобы обойти букву режима контроля
ракетных технологией (РКРТ), китайские раз-
работчики вводят ограничения на определен-
ные характеристики предлагаемых БЛА.
Кроме политического, играет роль и це-
новой фактор – предлагаемые системы вы-
годно отличаются от других передовых разра-
боток. Если развитие данного направления в
стране продолжится, КНР в ближайшие годы
наверняка увеличит свою долю рынка.
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
ПОДНЕБЕСНЫЕ ЛАСТОЧКИ
Беспилотники китайской разработки
поставляются не только в НОАК.
И хотя иностранные покупатели
представлены в основном
государствами, которым по разным
причинам недоступны более
совершенные американские или
израильские аппараты, достижения
КНР заслуживают внимания.
ЗАДАЧНИК
ДЛЯ АВИАНОСЦА
УСПЕХИ КИТАЯ
В СОЗДАНИИ
БЕСПИЛОТНИКОВ
ПРИЗНАЛИ ИНОЗАКАЗЧИКИ
byappi.ru
google.com
РЕЙТИНГ «ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КУРЬЕРА»
СМОТРИНЫ