Газета «Военно-промышленный курьер». №13 (726) 3-9 апреля 2018 года - page 4

№ 13 (726) 3–9 апреля 2018 года
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
ГЕОПОЛИТИКА
4
Евгений
САТАНОВСКИЙ
,
президент
Института
Ближнего Востока
Германия, Китай, Египет, Иордания, Ирак также действу-
ют на сирийском направлении, не говоря уже об ООН, ЛАГ и
прочих международных организациях. Настоящая статья о
ситуации в Сирии и вокруг нее основана на материалах экс-
перта ИБВ Ю. Щегловина.
МАКРОН В ПОХОД СОБРАЛСЯ
Президент Франции Эмманюэль Макрон на встрече с де-
легацией «Сил демократической Сирии» пообещал напра-
вить в Манбидж спецназ, сообщила газета Le Parisien. Как
уточняет издание, цель такой помощи – остановить продви-
жение турецкой армии в регионе. Если учесть, что француз-
ских военных в САР порядка 700, то речь может идти о 300–
400 из них. Сообщения СМИ о планах Макрона – предупреж-
дение. Туркам демонстрируют, что они столкнутся с совмест-
ным отпором американцев и французов.
В САР Вашингтон призывает на помощь Париж в крайних
случаях, как это было в Восточной Гуте в истории с химоружи-
ем. Тогда перед США стоял вопрос: затянуть ликвидацию
оплота исламистов на максимально долгий срок или заморо-
зить этот процесс? Проблема Восточной Гуты стала для аме-
риканцев ключевой, так как после ликвидации этой цитадели
оппозиции правительственные силы и их союзники займутся
Идлибом и территориями восточнее Евфрата. А там США не
смогли создать альтернативные Дамаску структуры суннит-
ского самоуправления. Все обострила ситуация в Африне,
стимулировавшая отток туда курдов с левого берега Евфра-
та, создав вакуум лояльной США силы «на земле». Амери-
канцам в этой ситуации нужно было выиграть время.
Решение о закрытии темы Восточной Гуты (со всеми про-
пагандистскими вбросами относительно гуманитарного кри-
зиса, нарушения Россией резолюции Совбеза ООН о пере-
мирии, применения химоружия) как инструмента давления на
РФ и затягивания ликвидации этого оплота исламистов было
принято в Вашингтоне с подачи Пентагона после того, как из
Москвы прозвучали предупреждения о применении адекват-
ных военных мер в случае попыток бомбардировок прави-
тельственных объектов в Дамаске силами ВВС американской
коалиции. Риск реализации такого сценария перевесил для
американцев тактические соображения. В том числе потому,
что они не приняли решение не идти на договоренность с Ан-
карой. Плюс согласие Москвы и Тегерана на сдачу Африна в
обмен на Восточную Гуту.
После этого риторика США на международных площадках
пошла на спад. В этой связи отметим тактику нынешней амери-
канской администрации: она взвинчивает градус дискуссии в на-
дежде, что партнер дрогнет, а если он не реагирует, сдает назад.
Так было и с северокорейским досье, и с Восточной Гутой, и
может случиться при продолжении турецкого наступления на
Манбидж. В лице президента Эрдогана американцы и французы
столкнулись с таким же игроком и с теми же методами ведения
внешней политики. Он блефует всегда, в том числе заявляя о
решимости продолжать операцию «Оливковая ветвь».
Ситуация для турецкого президента осложняется позици-
ей Москвы, Тегерана и Дамаска о дальнейшей судьбе этой
операции. После захвата 18 марта турецкими войсками ад-
министративного центра Африн (65 километров от Алеппо)
командование СНС вывело свои отряды в район Эш-Шехба.
Вместе с курдскими бойцами город покинули десятки тысяч
жителей. Отряды сирийского народного ополчения, сражав-
шиеся вместе с курдами, отступили в Телль-Рифаат, осаж-
денный сейчас турецкими войсками и Сирийской свободной
армией (ССА). Он имеет стратегическое значение, поскольку
расположен на трассе, соединяющей приграничный город
Килис с Алеппо, и является важным перевалочным пунктом
на пути к Манбиджу. Считается, что туда из Африна отошла
значительная часть бойцов СНС.
Наличие там проправительственных ополченцев говорит
о том, что Москва и Тегеран пока не определились со сдачей
данного стратегического пункта туркам. Это будет предме-
том (в числе прочих) предстоящих переговоров на высшем
уровне в формате «тройки». Лидеры стран – гарантов аста-
нинского процесса (Россия, Иран, Турция) на предстоящем
апрельском саммите обсудят работу зон деэскалации, поли-
тический процесс и борьбу с терроризмом. Турки будут стре-
миться к доминированию в районах, где действуют ориенти-
рующиеся на них группировки, что не устраивает Москву и
Тегеран. Они хотят иметь возможность воздействовать воен-
ным путем на «недоговороспособные» группы типа «Джебхат
ан-Нусры» (запрещенной в РФ).
Справедливости ради отметим, что за последние месяцы
основные противники диалога находились скорее в лагере
протурецких групп сопротивления в Восточной Гуте и Идли-
бе. Россия и Иран будут требовать от Анкары размежевания
сопротивления на «умеренных» и «радикальных». Или по-
буждать Турцию присоединиться к ликвидации «недоговоро-
способных» в Идлибе с подключением «умеренных» к аста-
нинскому процессу и Конгрессу сирийского национального
диалога. Обозначена негативная позиция Москвы на расши-
рение практики зон деэскалации, о чем говорили турки в
ходе неудачных консультаций с американцами. Анкара пыта-
лась побудить Вашингтон принять турецкий план решения
курдского вопроса и потрафить США, которые давно говорят
о расширении подобной практики с переносом ее на Север-
ную Сирию. Теперь на идее можно поставить крест в связи
как с отказом Вашингтона принимать этот план, так и с по-
зицией Москвы и Тегерана.
Курдское досье
также будет обсуж-
даться. Анкаре важно
понимать
позицию
Москвы в отношении
входа
в
Телль-
Рифаат. По ряду ого-
ворок Эрдогана уста-
новление
контроля
над этим городом –
конечная цель нынеш-
ней операции Турции.
Так что тема будет
рассматриваться и от
итогов ее обсуждения
зависит прогресс в
договоренностях на иных направлениях, прежде всего о ста-
тусе Идлиба. В России считают, что восстановление спокой-
ствия в районе Африна произойдет при сохранении террито-
риальной целостности САР, хотя стимулирование продвиже-
ния турок на севере Сирии в зоне действия проамериканской
коалиции для российской дипломатии и военных важно даже
ценой потери ряда контактов с курдами.
Такая тактика предопределяется активностью США в по-
пытках создать лояльные суннитские структуры восточнее
Евфрата. Пока наблюдается не консенсус с суннитскими пле-
менами Заевфратья, но попытка добиться его с некоторыми
племенными шейхами. Один из факторов, могущих этому по-
мешать, – антикурдская активность Турции. Предстоящий
саммит позволит понять степень решимости Анкары к реали-
зации такого сценария своей экспансии.
В ЭТ-ТАНФЕ ВСЕ СПОКОЙНО
В Эт-Танфе находится американская военная база. США
объявили район радиусом 55 километров зоной своего влия-
ния. Здесь же находится лагерь беженцев «Эр-Рукбан». В
декабре начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов от-
мечал, что Пентагон не может объяснить, для чего нужна
база, если территория Сирии освобождена от террористов.
Отмечен приход туда бронетехники США. Первая колонна и
600 американских военных прибыли в Эт-Танф 1 марта. Аме-
риканцы усиливают гарнизон не для того, чтобы идти на Да-
маск во втором эшелоне повстанческих групп. США и Россия
разделили зоны влияния и контроля. И механизм, который
отвечает за мониторинг этого процесса, работает исправно.
Валерий Герасимов и председатель Комитета начальни-
ков штабов ВС США Джозеф Данфорд обсудили ситуацию в
Сирии по телефону. По информации Минобороны РФ, гене-
ралы договорились продолжить двусторонние контакты. Этот
канал работает и в деле предупреждения о возможных по-
следствиях при нарушении границ этих зон. Герасимов зая-
вил 13 марта о готовящейся в Сирии провокации против пра-
вительственных войск с использованием химического ору-
жия, последствием которой может стать ракетно-бомбовый
удар США по Дамаску. В Минобороны РФ готовы принять
ответные меры, если возникнет угроза находящимся там рос-
сийским военным. То есть поступить так же, как это делают
американцы.
В случае попыток противоборствующих сил или их союз-
ников зайти в эти зоны они тут же пресекаются американца-
ми с применением артиллерии и авиации. Так было с вторже-
нием проправительственных сил на нефтяные поля восточ-
нее Ефрата, которые тогда охраняли курдские отряды. Ранее
американцы несколько раз наносили удары по шиитским от-
рядам, пытавшимся войти в зону Эт-Танф. При этом в Ва-
шингтоне не сомневаются в том, что российская сторона не
будет церемониться, если проамериканские группы двинутся
от Эт-Танфа или пойдут на Дейр эз-Зор. Общая стратегия
США в Сирии укладывается в очень простой принцип: свер-
жение режима Башара Асада чисто военным путем невоз-
можно, пока в Сирии дислоцированы российские военные. В
этой ситуации какие-то рейды групп вооруженной оппозиции
не имеют смысла, поскольку обречены на провал.
Основа американской стратегии в САР – сохранение ны-
нешнего положения на длительную перспективу для того,
чтобы иметь время для создания в зонах своего влияния аль-
тернативных Дамаску органов местной исполнительной вла-
сти, как они пытаются делать восточнее Евфрата. Состоять
такие органы должны из суннитского населения, а не из при-
шлых курдов, которые сейчас там стоят. Без этого система
будет нестабильной, постоянно подвергаться рискам арабо-
курдских столкновений. Но нужны время и, значит, относи-
тельная тишина. Именно поэтому США нервно реагируют на
рейды восточнее Евфрата проправительственных сил или на
турецкую операцию в Африне.
Усиление американского воинского контингента в Эт-
Танфе связано с нарастанием напряжения в лагере на фоне
прогресса эвакуации населения из Восточной Гуты. Амман
требует создать механизмы сдерживания возможного спон-
танного выхода недовольных (и к тому же вооруженных) бое-
виков и членов их семей в сторону Иордании. Одновременно
американцы переводят статус базы в Эт-Танфе в постоянный
режим на фоне подхода к этой зоне проиранских отрядов
местных шиитов и ливанцев из «Хезболлы», блокируя ее по
периметру.
УБЕЖДЕНИЕ «КАЛИБРАМИ»
25 марта в Комитете по управлению восточными терри-
ториями (провинция Дейр эз-Зор) состоялась встреча пред-
ставителей официальных властей САР и местных органов с
делегацией курдских формирований, контролирующих тер-
ритории на восточном берегу Евфрата. С ней прибыли три
шейха арабских племен Заевфратья – Хусейн Хафар аль-
Хейл, Сутхи Сабах аль-Аммаш и Джабр аль-Джаббар. В при-
сутствии курдских представителей шейхи сделали офици-
альное заявление, адресованное сирийским властям. По их
словам, земли к востоку от Евфрата являются зоной интере-
сов племен, вошедших в «Демократическую федерацию Се-
верной Сирии» (создана в 2017 году по инициативе США на
территории провинций Хасеке, Ракка и в восточной части
Дейр эз-Зора). На этом основании шейхи объявили, что в
ближайшее время лояльные Дамаску учреждения на восточ-
ном берегу Евфрата будут ликвидированы. Все проправи-
тельственные формирования они потребовали отвести за
реку. То есть Комитету по управлению восточными террито-
риями выдвинут ультиматум. Констатируем начало создания
США альтернативных Дамаску структур власти восточнее Ев-
фрата. Над этим американцы работают полгода. Местным сун-
нитским шейхам была предложена социально-экономическая
автономия, в том числе в добыче нефти и торговле ею. Причем
американцы не оговаривают такую схему налогами, но пере-
дают арабским племенам все рычаги экономической деятель-
ности без выплат за гарантии безопасности. Шейхи представ-
ляют кланы, ранее сотрудничавшие с запрещенным в России
ИГ и получавшие долю доходов от контрабанды нефти.
Насколько можно судить, речь идет о племенных группах
шаммар и угайдат. Вторая – наиболее организованная сила
из племен района, вооружаемая антиасадовским союзом.
Его бойцы воюют в национальной племенной коалиции, име-
нующейся «Племенные бригады Угайдат». Они активны в
Хомсе и вокруг Ар-Растана, а также в Дейр эз-Зоре – и в
самом городе, и в Майадине и Абу Камале на иракской грани-
це. Угайдат бьются в Идлибе близ турецкой границы и актив-
ны в оппозиционной группировке в изгнании – Совете араб-
ских племен Сирии.
Многие суннитские группы восточнее Евфрата поддержи-
вали ИГ и иные силы оппозиции. Но главной их мотивацией
является овладение углеводородными полями и соответству-
ющей инфраструктурой. Поэтому американцы и захватили не-
фтяные месторождения восточнее Евфрата. При этом они
опирались на два тактических соображения: у них нет иных
рычагов влияния для приобретения лояльности местных сун-
нитов и в Вашингтоне полагают, что увод месторождений угле-
водородов из зоны влияния Дамаска повлияет на возможно-
сти восстановления разрушенной гражданской инфраструкту-
ры и ослабит позиции центрального правительства.
Ряд экспертов делают вывод о том, что с ведома США за-
ключена сделка между курдами и арабскими племенами За-
евфратья. На деле это
только попытка, до соз-
дания
полноценного
альянса
суннитских
племен с американца-
ми и курдами далеко. В
США это понимают. По-
пытка выиграть время
для оформления при-
сутствия на севере
Сирии была предприня-
та ими в этом и про-
шлом месяце в ходе
провоцирования гума-
нитарного кризиса и со-
противления боевиков
в Восточной Гуте. Когда же стало очевидно, что вариант за-
тяжки времени не срабатывает, появились переговорщики со
стороны «единого фронта» арабов и курдов. Они должны
были символизировать единство оппозиции Башару Асаду,
что, по оценке американцев, убедит Дамаск прекратить попыт-
ки инфильтрации в районы восточнее Евфрата.
В Вашингтоне блефуют. При дефиците курдских отрядов
они перебрасывают их к Манбиджу и на границу с Ираком, пы-
таясь создать иллюзию перехода власти в руки местных шей-
хов. Передали им в распоряжение ряд нефтяных полей именно
США, а не курды. Так что необходимо провести ревизию со-
стояния дел в племенном раскладе восточнее Евфрата, опира-
ясь на возможности иранцев, имеющих хорошие позиции как
на ряде ключевых участков ирако-сирийской границы, куда
вышли отряды «Аль-Хашд аш-Шааби», так и среди племен в
Хасеке и на севере Сирии. Надо провести раздел между кла-
нами, при помощи американцев вернувших в свое пользова-
ние нефтяные поля, и племенами, такой возможности лишен-
ными. Нужно стимулировать разрыв между ними, используя
Комитет по управлению восточными территориями, чей потен-
циал реализуется далеко не в полной мере.
Что до ультиматумов, шейхам нужно объяснить: в случае
вооруженных провокаций против проправительственных
сил и ополчений будет нанесен удар российскими ВКС и
«Калибрами» по их нефтяным полям и единственному
нефтеперерабатывающему заводу в районе под эгидой
борьбы с ИГ и вне мнения США по этому вопросу. Это охла-
дит их пыл, вернет к правильному пониманию реальности и
значительно умерит сепаратистские настроения. Что в любом
случае будет полезно – и Дамаску, и руководству российско-
го контингента, дислоцированного в Сирии, и племенам, ко-
торые возглавляют упомянутые шейхи, очевидно, излишне
полагающиеся на американскую защиту. Это, к слову, уже
поняли полагавшиеся на нее курды, по которым нанесли удар
турецкие войска.
БЛЕФ ГОТОВИТСЯ
К ПРЫЖКУ
УЧАСТНИКИ СИРИЙСКОГО КОНФЛИКТА
ПЫТАЮТСЯ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ СИЛУ,
ДАЖЕ КОГДА ЕЕ НЕТ
Противостояние внешних игроков в Сирии становится все более открытым.
Мало кто в мире верит сегодня в то, что гражданская война здесь – внутреннее
дело. США, Великобритания и Франция, Турция, Иран, Катар и Саудовская Аравия,
не говоря уже о России, – основные из тех, кто противостоит там друг другу или
воюет рука об руку, хотя и за собственные интересы.
АКЦЕНТ
ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ
Алексей
БАЛИЕВ
, политолог
Но официальной, четко обозначенной
поддержки, оказываемой Москве в этих во-
просах коллегами по ЕАЭС, не наблюдает-
ся. Зато налицо дефицит тщательно взве-
шенных политико-экономических ответов
со стороны России – не в ущерб себе – на
западную без преувеличения блокаду. Что
обусловлено прежде всего сохраняющейся
огромной зависимостью от экспорта угле-
водородного сырья в страны ЕС. 
Зато всевозможные телешоу о ковар-
стве, лицедействе Запада и тем более ки-
евских властей в переизбытке. В означен-
ном зарубежье это производит обратное
впечатление, показывая по сути неспособ-
ность российской дипломатии грамотно,
своевременно, притом комплексно реаги-
ровать и слабость внешнеэкономической
политики страны.
Что же дальше?
Многие «трезвомыслящие аналитики»
небезосновательно считают, что точкой от-
счета нынешней ситуации стало не столько
воссоединение Крыма с Россией, сколько
состоявшиеся до этого выключение Украи-
ны из формирования ЕАЭС, хотя бы в ста-
тусе ассоциированного участника, и прои-
грыш в политическом влиянии на Киев. Уже
эти тренды показали ограниченную дееспо-
собность нашей профессиональной анали-
тики и дипломатии. 
А страны ЕАЭС демонстрируют «сверх-
гибкость» в отношении и западных санк-
ций, и ответных мер Москвы. К последним
другие члены союза не присоединились и
вряд ли присоединятся.
И в деле Скрипаля с последовавшей
унизительной высылкой российских дипло-
матов из западных и примкнувших стран
партнеры по ЕАЭС занимают осторожно
осуждающую позицию.
Вспомним также, что между союзными
Россией и Белоруссией поныне нет согла-
шения о взаимной выдаче преступников. А
в Армении, Казахстане и Киргизии, входя-
щих в ЕАЭС, действуют американские био-
лаборатории сомнительного профиля. В
той же Армении с осени 2017-го русский
язык официально объявлен иностранным.
Но Москва считает, видимо, второстепен-
ными эти вопросы в отношениях с ближай-
шими соседями. 
Эти и другие дезинтеграционные
факты учитываются на Западе, потому и
прессингуют столь бесцеремонно. Там ре-
зонно полагают, что ЕАЭС вряд ли станет
действенным аналогом Совета экономи-
ческой взаимопомощи, созданного, на-
помним, СССР и его реальными стратеги-
ческими союзниками в начале 1949-го в
качестве комплексной ответной меры на
аналогичную нынешней блокадную поли-
тику Запада против нашей страны. Более
широким ответом тогда же стали перевод
рубля на золотую основу, инициирован-
ное и тщательно подготовленное Москвой
международное экономическое совеща-
ние. Показательно, что 20 из полусотни
государств-участников до этого были во-
влечены не только в экономическую, но и в
военно-политическую блокаду СССР и его
союзников.
И первая была де-факто прорвана в ре-
зультате, подчеркнем, досконально прора-
ботанных и принятых этими (и развиваю-
щимися) странами взаимосогласованных
экономических предложений со стороны
СЭВ и КНР, на тот момент планировавшей
вступить в совет. Подготовку и реализацию
таких инициатив и после данного форума
продолжал курировать Сталин. Более того,
уже в начале 1953-го Москва и Пекин в раз-
витие генеральной линии совещания пред-
ложили ряду стран Латинской Америки и
Восточной Азии формировать антидолла-
ровые экономические блоки при поддержке
со стороны СССР и КНР. И процесс пошел,
но уже в 1954-м был фактически останов-
лен хрущевцами.
Почему этот многовекторный опыт не
используется нами в региональных эконо-
мических комиссиях ООН, в БРИКС? Кста-
ти, реальная деятельность последней, за-
метим, стагнирует уже три года, хотя наши
партнеры и не участвуют в антироссийских
санкциях. Почему бы не обратиться к ста-
линскому опыту для ассоциированного
включения России в региональные эконо-
мические блоки? Последнее отнюдь не пер-
вый год успешно практикуют, например,
КНР (в АСЕАН, Ассоциации стран бассейна
Меконга, африканских экономических сою-
зах) и Франция (в инициированной Пари-
жем еще в начале 80-х Комиссии по Индий-
скому океану с участием в том числе регио-
нальных территорий и экс-колоний). 
Чего не хватает нашим дипломатам и
торгпредам – времени, знаний, профессио-
нализма?
Нелишне вспомнить, что ответом Пеки-
на на давление хрущевцев и их последова-
телей, как и стран НАТО с Японией в сере-
дине 50-х – начале 70-х, стали досконально
проработанная внешнеэкономическая по-
литика и искусная дипломатия, позволив-
шие развивать хозяйственные связи с
СССР, его восточноевропейскими союзни-
ками и даже с Западом, а еще более актив-
но – с развивающимися странами.
Все это в соответствии с концепцией
«Трех миров» Мао Цзэдуна, причем ее
основой он называл последнюю рабо-
ту Сталина «Экономические пробле-
мы социализма в СССР» – ее в КНР
посейчас считают руководством к
действию и применяют на практике
(«Страна невыученных законов»,
«ВПК», № 37, 2017). 
Такая комплексная линия успеш-
но проводилась даже при разносто-
ронней поддержке Пекином Северно-
го Вьетнама (ДРВ), боровшегося с
агрессией США, военно-политиче-
ском союзе с Албанией и Северной
Кореей, которые были в тот же период (а
КНДР поныне) в шаге от вооруженного
конфликта с американским блоком. След-
ствие выверенного курса – тогда-то, на ру-
беже 60–70-х – не депортация дипломатов
КНР и другие хамские выходки против нее, а
широкое дипломатическое признание стра-
ны, включая ее принятие в ООН в 1971-м. 
Экономические и внешнеполитические
достижения Китая вынуждают Запад избе-
гать попыток повторения прежней блокад-
ной политики. Даже несмотря на официаль-
ное и общественное почитание в КНР Ста-
лина, состоявшийся визит Ким Чен Ына,
стимулирование Пекином «антидолларо-
вой» торговли нефтью за юани и многое
другое.
Схожие сюжеты и результаты грамот-
ного реагирования на прессинг сильных
мира сего можно найти в истории Албании,
КНДР, ДРВ, Кубы, Мьянмы, Ирана, ЮАР,
Южной Родезии – блокадных или находив-
шихся под санкциями в 60–80-е и позже.
Есть чему поучиться – для комплекс-
ных зеркальных ответов.
НАЕДИНЕ
С ЭМБАРГО
НА АНТИРОССИЙСКИЕ
ВЫПАДЫ НАДО ОТВЕЧАТЬ
С СОВЕТСКОЙ ПРЯМОТОЙ
Ужесточение западных санкций в сочетании
с дипломатическим и пропагандистским цинизмом западных
держав с примкнувшими к ним бывшими «братскими
странами» создает весьма сложную диспозицию.
В том числе в регионе Евразийского экономического
союза, ибо теперь санкции де-факто (а то и де-юре)
распространяются на все сотрудничающие с нами страны
и бизнес-структуры.
Ч
его
не
хватает
нашим дипломатам
и
торгпредам
времени
,
знаний
,
профессионализма
?
Д
о шейхов
нужно довести
,
что
в
случае
вооруженных
провокаций
по
их
нефтяным
полям
будет
нанесен
удар
российскими
ВКС
и
«К
алибрами
»
infonewz.mirtesen.ru
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook