ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
5
КОНЦЕПЦИИ
ТЕМА
Павел
ИВАНОВ
Пока ответственность за столь масштабное вмешательство в
российское информационное пространство никто на себя не взял. В
случае с Кемерово появились сообщения, что к атаке причастны не-
сколько центров информационно-психологических операций ВС
Украины. Но официально эта информация не подтверждена.
Важной особенностью обеих атак стало то, что они проходили
по шаблону, при этом активно использовался новый и весьма не
ожиданный инструмент – интернет-мессенджеры WhatsApp и
Telegram. Попробуем разобраться, как проходили атаки, и понять,
как им противостоять.
СИЛА ПРОСТОЙ МЫСЛИ
Информационная атака выполняется для дестабилизации ситу-
ации в обществе. В основе – внедрение простой и достаточно по-
нятной для широкой общественности мысли. После того как она за-
крепится в информпространстве, следует усложнение сценария.
Вводится новая информация, усугубляющая картину и вызывающая
максимально негативную реакцию в обществе. При этом вторая
волна вбросов строится так, чтобы опровергнуть сообщения офици-
альных СМИ и должностных лиц, показать их лжецами.
В случае с Кемерово и ЧВК «Вагнер» основной мыслью стало
то, что власти якобы утаивают массовую гибель граждан. А уже в
развитии вводилась другая –
власти пойдут на все, чтобы
скрыть реальную картину.
Но технологии второй волны
в обеих операциях уже серьезно
различались. В случае с ЧВК
«Вагнер» утверждалось, что
Россия сепаратно договорилась
с США, тем самым российское
военно-политическое руковод-
ство предало простых россий-
ских парней, умерших под бом-
бами пендосов.
Во время событий в Кеме-
рове во второй волне вбрасывалось, будто власти будут скрывать
реальные жертвы до последнего. И даже пойдут на то, чтобы ввести
в город войска и тяжелую бронетехнику.
«УДАР ВАГНЕРА»
Первые сообщения о гибели нескольких сотен российских со-
трудников частной военной организации «Вагнер» были размещены
на сайте Guns.ru (на сленге – «Ганза»). Это особый интернет-ресурс
для общения любителей огнестрельного и холодного оружия. Нет се-
крета в том, что там же присутствуют различные «вооруженные про-
фессионалы»: бойцы спецподразделений, представители спецслужб
и правоохранительных органов.
Выбор ресурса не случаен. Для дальнейшего распространения
информации важны именно статус и позиционирование площадки
как места общения людей, близких к происходящему. Также на
«Ганзе» бывает достаточно много гражданских любителей, далеких
от спецподразделений, вооруженных сил и спецслужб, готовых с вос-
хищением читать информацию и нести ее дальше.
Вброс произошел вечером в пятницу. Уже в воскресенье ин-
формация ушла далеко за пределы «Ганзы». Главным инструмен-
том стали три аудиосообщения, записанных в мессенджер
WhatsApp. Некие люди говорили, что их несколько часов «меси-
ла» американская авиация и среди бойцов сотни погибших. При
этом заявлялось, что жертвами удара стали не только вагнеров-
цы, но и военнослужащие Российской армии. Во всех сообщениях
четко прослеживалась главная мысль: власти скрывают тра
гедию.
Основой для распространения первого вброса стали именно мес-
сенджеры. Пользователи пересылали друг другу голосовые сообще-
ния через WhatsAPP. Уже в субботу этой информацией были «зара-
жены» различные группы, сформированные в мессенджерах. Факти-
чески обсуждения в соцсетях начались только в понедельник.
Автор лично столкнулся с ситуацией, когда вброс передавался
весьма компетентными людьми – сотрудниками российских спецпод
разделений, которые вроде бы должны были разбираться в ситуации.
Но они не слушали доводов о том, что это фейк, продолжая настаи-
вать на его правдивости. Довод был один: информация не из СМИ,
это сообщают реальные люди.
Чуть позже появились текстовые расшифровки. Они распро-
странялись в различных Telegram-каналах. Там анонимные экс-
перты давали свои развернутые комментарии. В основном ставка
делалась на эмоциональную подачу, а не на фактуру. Главные
мысли таких публикаций: «Власть нам врет», «Доколе наши
парни будут гибнуть за авантюру Путина», «Неужели мы не нака-
жем этих пендосов».
В понедельник «вирус Вагнера» перекинулся в социальные сети,
при этом сразу же став топовой новостью. Уже к обеду понедельника
информация дошла до СМИ. Распространению вброса способствова-
ло то, что официальные лица, а также представители ЧВК «Вагнер»
не сделали официальных заявлений.
Такое молчание позволило уже во вторник развернуть вторую
волну слухов. Ее главной мыслью было: «Если молчат, значит, все
так и есть», «Боятся ответить пендосам, а значит, власть слабая»,
«Во власти одни предатели, которым нет дела до погибших про-
стых парней».
По какой причине российское военно-политическое руководство
промедлило в этой ситуации? Ответ достаточно прост. Не секрет,
что у специальных служб есть ресурс для отслеживания основных
информационных «трендов» в социальных сетях и средствах массо-
вой информации. Но пока не существует таких инструментов, по-
зволяющих отслеживать но-
востной трафик в интернет-мес-
сенджерах. А они в качестве
информационных
площадок
оказались с весьма широким
охватом аудитории, большой
скоростью распространения
«новостей» и легко заражае-
мые вбросами.
Поэтому когда «вирус Ваг-
нера» дошел до традиционных
сайтов, основная мысль успе-
ла закрепиться и внедриться в
российском информационном
поле и обществе. Фактически сама гибель уже не обсуждалась, обы-
ватели спорили о том, как отомстить и почему молчит государство.
Ответной мерой стали несколько официальных заявлений Мин
обороны РФ. В них военные утверждали, что никаких погибших во-
еннослужащих не было. Чуть позже выступили несколько анонимных
представителей ЧВК, которые опровергли слухи о сотнях погибших.
Купировать ситуацию с гибелью бойцов ЧВК «Вагнер» не уда-
лось до сих пор. «Информация» о гибели сотен бойцов то и дело по-
является в соцсетях и даже в СМИ.
ТРАГЕДИЯ «ЗИМНЕЙ ВИШНИ»
Первоначально для распространения вброса о сотнях погибших
при пожаре в кемеровском ТРЦ «Зимняя вишня» использовались те
же инструменты. Правда, вместо «Ганзы» информация появилась ве-
чером в воскресенье на нескольких малоизвестных городских интер-
нет-форумах.
Но в дальнейшем ситуация начала меняться: неожиданно в
WhatsApp и Telegram стали появляться новые аккаунты, создаваться
группы. Через них и пошло распространение информации о том, что
власть скрывает истинный масштаб катастрофы.
Но уже утром понедельника акцент сменился: теперь тиражиро-
вался слух, будто в Кемерово стягивают войска. Автор статьи полу-
чил несколько сообщений в мессенджерах, где утверждалось, что из
Юргинского гарнизона (80 километров от Кемерова) перебрасывают
тяжелую бронетехнику. Во всех случаях ссылка шла на неких людей,
знакомых с ситуацией. Факт имел место быть, так как из Юрги дей-
ствительно было направлено определенное количество грузовых ав-
томобилей и автоцистерн в помощь спасателям.
Послания были максимально эмоциональны. При этом стоит от-
метить особый стиль их написания. Они маскировались под обычные
сообщения, которые люди пишут друг другу в спешке. В них присут-
ствовали ошибки, не было знаков пунктуации, некоторые написаны
сплошным текстом. Также появились хорошо известные по «вирусу
Вагнера» аудиосообщения, записанные в WhatsApp.
Если на распространение «вируса Вагнера» ушло трое суток, то
кемеровский вброс ворвался в социальные сети и СМИ спустя не-
сколько часов. Уже в ночь с воскресенья на понедельник началось
активное обсуждение «сотен погибших на пожаре».
Но именно такая скорость вброса и сорвала операцию. Главная
мысль еще не успела надежно закрепиться в российском информпро-
странстве и обществе. Поэтому в понедельник утром организаторам
атаки пришлось срочно менять сценарий и в максимальной степени упи-
рать на ввод войск. На тот момент это было оправданно, так как на пло-
щади перед администрацией Кемеровской области бушевал митинг.
Но смещение темы окончательно разрушило операцию. Люди не
увидели обещанной бронетехники. И уже к обеду информацию стали
воспринимать как фейк. И даже попытки организаторов диверсии
спасти ситуацию, рассказав, что люди своей решительностью на ми-
тинге смогли удержать власти от ввода войск, не увенчались успехом.
На этот раз и российское военно-политическое руководство сра-
ботало гораздо эффективнее. Основной удар нанесли по главной
мысли: «Власти скрывают число жертв». Было организовано посеще-
ние моргов, максимально эффективно отрабатывалась информация
о пропавших без вести.
Это позволило уже в понедельник перейти в контрнаступление:
были названы люди, причастные к информационным вбросам. А СК
РФ возбудил уголовное дело и ходатайствовал об аресте украинского
пранкера Вольнова. В результате информацию о сотнях погибших на
пожаре размещали только сильно ангажированные информационные
ресурсы и видеоблоггеры.
КАК БОРОТЬСЯ С КИБЕРЛОЖЬЮ
Можно ли считать, что Россия больше не подвергнется подобным
информационным нападениям? Однозначно – нет. Такие операции
будут распространяться. Их инструменты станут еще эффективнее.
Современные медиатехнологии развиваются очень быстро. Устано-
вить тотальный контроль в киберпространстве невозможно, да и кто
готов жить в обществе, где тщательно фильтруется вся информация?
Но как бороться с такими операциями? Есть достаточно простой
способ: повышать информационную грамотность населения. Обыва-
тели должны уметь отличить новость от фейка.
В фильме «Начало» режиссера Кристофера Нолана один из
главных героев рассказал, как отличить сон от реальности: если не
помнишь, как ты оказался в помещении или месте, где находишься,
и не можешь точно вспомнить, как это произошло, – значит, сон.
Первоначальная мысль, которая становится основой операции, –
доработанная новость. Для удобства пользователя и максимального
охвата ее делают весьма привлекательной. То есть накачивают
«стероидами лжи».
Да, в Сирии могли погибнуть бойцы ЧВК «Вагнер», а в Кемерове
действительно умерли люди. Но за счет доработки речь уже идет о
сотнях жертв. Понятно, что чем громче ложь, тем сильнее она взорвет
информационное пространство и общество. Хотя это и звучит цинич-
но, но рассказ о том, что на пожаре погибли не 64, а 65 человек и
даже 70, никого не зацепит.
Но в «стероидах лжи» и главная слабость основной мысли. Пре-
жде чем переслать своим друзьям новость или разместить ее в груп-
пе, следует задать вопросы: как она здесь оказалась и насколько до-
стоверна? «Стероиды лжи» всегда легализуют тем, что информацию
рассказали некие знакомые с ней люди. Ведь официально такие све-
дения никто не подтвердит. Поэтому точно отследить, от кого она при-
шла, невозможно. Хвост теряется в неких «друзьях, работающих с
женами сотрудников Минобороны», или «знакомых знакомых, у кото-
рых есть друзья в МЧС».
Основная мысль, как сон, очень яркая и эмоциональная, вне-
дрить через логическое обоснование ее нельзя, а можно, только за-
действовав эмоциональную составляющую.
Главное в таких операциях – высокая скорость распространения
информации. Но если задержаться с передачей, начнутся сбои. И
пауза, чтобы подождать достоверных подтверждений от более на-
дежных источников, приведет к срыву замысла руководителей ин-
формационной диверсии.
реклама
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
•
пьезокерамические элементы,
•
многослойные актюаторы,
•
армированные актюаторы,
•
микродвигатели, микрореле
•
датчики различных типов,
•
пьезокерамические трансформаторы,
•
пьезокерамические фильтры,
•
гидроакустические модули,
•
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
•
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
•
генераторы на ПАВ,
•
линии задержки.
СОТНИ ПОГИБШИХ В СЕТЯХ
Против России в последнее время были проведены две весьма эффективные
информационные операции. Первая – запущенная в киберпространство история
о сотнях погибших российских сотрудников ЧВК «Вагнер». Вторая – о сотнях жертв
пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня». Обе вызвали не только
активное обсуждение в обществе, но и весьма негативную реакцию. Более того,
в случае с погибшими вагнеровцами история вышла на международный уровень.
Е
сть
простой
способ
:
повышать
информационную
грамотность
населения
. О
быватели должны
уметь
отличить
новость
от фейка
Начало на стр. 01
static.ngs.ru