Газета «Военно-промышленный курьер». №17 (681) 3-9 мая 2017 года - page 12

12
Автор идеи
Игорь Ашурбейли
Издатель
Ассоциация
военно-промышленных
компаний (АВПК)
Генеральный директор
Руслан Ашурбейли
Директор редакции
Зарина Гуриева
И. о. главного редактора
Владимир Лебедев
Арт-директор
Андрей Седых
Обозреватели
Константин Сивков
Олег Фаличев
Редакторы
Сергей Карпачев
Алексей Песков
Верстка и цветокоррекция
Юлий Нежинский
Валентина Никонорова
Корректура
Лариса Зимина
Светлана Литвинова
Дирекция
по распространению и PR
Александр Богуславский
Елена Камнева
Марина Тупий
Интернет-редакция
Татьяна Силаева
Станислав Сторожев
©
«Военно-промышленный курьер», 2017 г. Ссылка на «ВПК» обязательна. Перепечатка за рубежом допускается по соглашениюс редакцией.
Мнение авторов статей может не совпадать с мнением редакции. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет
Адресиздателя
иредакции:
125190, Москва, Ленинградский пр., д. 80, корп. 16,
подъезд № 3.
Телефон/факс
(495) 780-54-36
E-mail:
А ТАКЖЕ…
Газета зарегистрирована
в Федеральной службе
по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий и массовых
коммуникаций
Учредитель – АО «СОЦИУМ–А»
Издается с 19 августа 2003 года
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77-60072
от 10 декабря 2014 г.
№ 17 (681) 3–9 мая 2017 года
КАЛЕНДАРЬ «ВПК»
Уникальная межрегиональная арте-
рия была сооружена в рекордно короткий
срок по отечественным технологиям, ока-
завшимся передовыми по тому времени.
Хозяйственное значение канала состоя-
ло прежде всего в том, чтобы активно раз-
вивавшиеся экономические связи между
Центральным экономическим регионом
(ЦЭР) СССР и Поволжьем в меньшей степе-
ни зависели от железнодорожного и авто-
мобильного транспорта. Пропускная спо-
собность наземных магистралей на этом
направлении оставалась недостаточной
вплоть до середины 60-х. К тому же канал
кардинально улучшил водоснабжение сто-
лицы, требовавшее все больших объемов
уже со второй половины 20-х годов.
Идею соединить Москву-реку с Вол-
гой впервые выдвинул Петр I в начале
XVIII века. Реализация проекта намеча-
лась и при Павле I. Но строительство так
и не состоялось. Одна из причин – неже-
лание иностранных специалистов, при-
глашенных для сооружения канала, уси-
ливать экономическую мощь России.
Нужда в соединении Волги с москво-
рецкой системой резко усилилась к
концу 20-х годов, когда население столи-
цы превысило три миллиона человек. Но
водоснабжение мегаполиса оставалось
на 90 процентов «завязанным» на ресурс
Москвы-реки. Это привело к тому, что
уже в начале 30-х ее можно было пере-
ходить вброд на многих участках. В сутки
на каждого жителя Москвы в тот период
приходилось только 90
литров воды, в то время
как в других мегаполи-
сах мира норма достига-
ла 500 литров. В 1929-м
Совнарком СССР пред-
писал разработать со-
ответствующий проект.
К 1931 году было пред-
ложено три варианта, в
результате экспертных
обсуждений правитель-
ство в начале 1932-го
утвердило Дмитровский
(то есть через Северное
Подмосковье). И 1 июня
вышло постановление
начать строительство.
Очевидно, что в тот
период
государство
было заинтересовано в
максимальном удешев-
лении работ. Поэтому,
как и при прокладке Бе-
ломорканала, широко
использовался труд за-
ключенных. Был создан
Дмитровлаг. Но заметим, около трети
такой рабочей силы за ударный труд полу-
чили досрочное освобождение с восста-
новлением в правах.
При строительстве канала Москва –
Волга использовались 171 экскаватор,
160 паровозов, около трех тысяч автомо-
билей и тракторов. В большинстве совет-
ского производства, поскольку уже в на-
чале 30-х годов в стране благодаря инду-
стриализации был налажен выпуск многих
видов оборудования и транспортных
средств. В начале 30-х некоторые СМИ Гер-
мании и США отмечали, что СССР препод-
нес Западу промышленный и инженерно-
технический сюрприз, поскольку столь
грандиозное воднотранспортное строитель-
ство базируется на собственной техноло-
гической базе, а импорт дорожных и зем-
леройных машин минимален. Йохан ван
ден Нейл, голландский эксперт по вопро-
сам транспортной политики, признавал,
что если русские цари приглашали его со-
отечественников для развития воднотран-
спортной сети, то Беломорканал и Москва
– Волга показывают: теперь Нидерландам
есть чему поучиться у «постмонархиче-
ской» России.
Строительство 128-километрового
канала заняло лишь 4 года и 8 месяцев.
Это, подчеркнем, рекорд для проектов
такого рода. Например, Панамский канал
протяженностью 81 километр строили 30
лет, 175 километров Суэцкого – 11 лет...
4 июня 1937-го правительство поста-
новило открыть канал для регулярного
грузопассажирского судоходства с 15
июля того же года.
Судоходная ширина канала состав-
ляет 55 метров, гарантированная глубина
– четыре метра. Сложнейший гидротех-
нический комплекс канала поныне вклю-
чает около 240 сооружений, самые круп-
ные из них – 9 гидроэлектростанций, 11
шлюзов и 5 насосных станций. Инфра-
структура обеспечивает не только судо-
ходство, но и регулярное поступление
волжской воды в Москву. 
Без преувеличения выдающуюся роль
канал сыграл при обороне столицы. Он стал
стратегической преградой для фашистских
войск, наступавших наМоскву. Осенью1941
года за счет водосброса были затоплены
поймы Яхромы и Сестры. Позже, когда вер-
махт мог воспользоваться ледоставом, ок-
купантам тем же способом отрезали путь на
Москву со стороныКалинина. Но уже к авгу-
сту 1942-го канал был почти полностью вос-
становлен для судоходства.
С середины 50-х годов его флотилия
постоянно пополнялась новыми грузовыми
и круизно-пассажирскими судами. Послед-
ниепользовалисьрастущейпопулярностью,
особенно на маршрутах в Волго-Камский и
Каспийский бассейны, на Волго-Балт.
Но с перестройкой техобслуживание
водной артерии ухудшилось, стал быстро
стареть флот, как следствие ускорилось
падение объемов грузопассажирских пе-
ревозок. В 2005 году
были упразднены даль-
ние рейсы (Москва –
Астрахань, Москва –
Пермь, Москва – Ростов-
на-Дону), существовав-
шие с конца 30-х – начала
50-х. А с 2006 года по
трассе канала отменено
регулярное движение
теплоходов на подвод-
ных крыльях (типа «Ра-
кета»). Грузовые суда
теперь доставляют по
этой магистрали только
насыпные стройматери-
алы (гравий, песок, ще-
бень), хотя до середины
80-х «ассортимент» пе-
ревозок превышал 30
наименований.Круизно-
пассажирская навигация
по большей части огра-
ничивается пределами
Подмосковья, Тверской
и Ярославской областей.
Но надо сказать, спрос
на такие маршруты с начала 2000-х годов
не ослабевает.
В 1937-м при сдаче в эксплуатацию
объект получил официальное название
«Канал Москва – Волга имени Сталина». Но
в начале сентября 1947 года, когда отмеча-
лось 800-летие столицы, Иосиф Виссарио-
нович предписал назвать канал именем
Москвы. По мнению Сталина, «благодаря
каналу Москва стала портом пяти морей, на
порядок улучшилось ее водоснабжение,
возросли товарообмен и пассажирский
поток с соседними областями. Этот проект
впрямую связан и с историей столицы, и с
ее развитием в советский период. Потому
название канала должно отражать конкрет-
ное предназначение этого пути».
23 апреля на исторической трассе от-
крылась 80-я навигация.
Венгерские,румынские,югославскиеэкс-
перты в 50–70-х годах признавали, что опыт
создания и эксплуатации канала Москва –
Волга использовался при сооружении или
реконструкции судоходных артерий Дунай
– Тиса, Черное море – Дунай, а также при
разработке трансбалканского водного
пути Дунай – Вардар – Эгейское море.
Иранские эксперты, прорабатывая транс-
континентальный проект Каспий – Пер-
сидский залив («В обход Босфора»,
«ВПК», №№ 3–4, 2016), по сей день обра-
щаются к уникальному советскому опыту.
Алексей ЧИЧКИН
80 лет назад
завершено строительство
канала Москва –Волга
Подписные индексы
Каталог «Роспечать» – 25933
Каталог Российской
прессы – 60514
Газета отпечатана
в типографии
Московский филиал
ООО «Типографии
«Комсомольская правда»
Адрес типографии:
125438, г. Москва,
Лихачевский переулок, д. 4, стр. 2
Номер подписан в печать
1 мая 2017 г. в 15.00
по графику и фактически
Тираж 50 230 Заказ № 416
Цена свободная
1
мая
«
Строительство
128-километрового
канала заняло
4 года и 8 месяцев.
Это рекорд
для проектов
такого рода.
Панамский канал
протяженностью
81 километр
строили 30 лет
»
dreamwidth.org
О
рден
П
обеды
.
К
ирилл
МЕРЕЦКОВ
У маршала Мерецкова из всех военачальников
«первого ряда» самая, наверное, драматичная судьба. И
других жизнь не баловала, но быть арестованным на
второй день войны по обвинению в членстве в антипар-
тийной организации – это уже за пределами мыслимых
испытаний.
К этому моменту за плечами Гражданская война,
бои в Испании, финская кампания, должности началь-
ника Генерального штаба и заместителя наркома обо-
роны. По словам Мерецкова, дубасили его нещадно,
угрожали расправиться с семьей. Письмо Сталину с
просьбой отправить на фронт возымело действие – 6
сентября Кирилла Афанасьевича освободили. Подроб-
ности того ареста неизвестны, уголовное дело было
уничтожено в 50-е годы. Уже в сентябре он командует
7-й армией, остановившей финнов на реке Свирь. Но-
ябрь – Тихвинская операция, декабрь – Волховский
фронт. Потом 2-я ударная армия, тяже-
лейшие бои, предательство заместителя Мерецкова –
генерала Власова.
Для своего сына будущий маршал был примером во
всем. Владимир Кириллович вспоминает: «Иногда отец
брал меня в тир или на стрельбище, когда там прово-
дились соревнования. Он был отличным пулеметчиком,
на гимнастерке у него вместе с орденом Красного Зна-
мени был значок «За отличную огневую подготовку».
Участвовал и в конных состязаниях. Мне все хотелось
делать, как он: стрелять, ездить верхом, управлять ма-
шиной. Одним словом, быть, как папа».
Владимиру Мерецкову сейчас 93 года. В 17 лет он
добровольцем ушел на фронт, стал танкистом, пройдя
обучение от механика-водителя до командира боевой ма-
шины. В октябре 1942 года получил назначение команди-
ром танкового взвода на Волховский фронт. Уже будучи
командиром танковой бригады, воевал в составе Карель-
ского фронта, участвовал в Свирско-Петрозаводской,
приведшей к выходу Финляндии из войны, и Петсамо-
Киркинесской операциях. А командовавший фронтом
Кирилл Мерецков за проведение этих операций был удо-
стоен звания маршала. Но в памяти близких маршал Ме-
рецков остался не только как блестящий солдат. Влади-
мир Кириллович рассказывает: «Отец вырос в большой
семье, и в нашем доме жили и учились братья и сестры
его и мамы, а затем появились внуки. Для всех отец на-
ходил доброе слово, хороший совет и поддержку. Он как-
то деликатно умел, не навязывая своей воли, влиять на
окружающих его людей так, что они самостоятельно при-
нимали правильные решения».
сын полководца
Владимир, САМ
участник войны,
«ВСЕГДА
ХОТЕЛ БЫТЬ,
КАК ПАПА»
 В Москве проходит V международный
открытый фестиваль искусств «Дню
Победы посвящается…» В этом году его
тема «Мы вместе – Бессмертный полк».
4 мая
на открытии в Большом зале Мо-
сковской государственной консерватории
имени П. И. Чайковского звучит ориги-
нальная музыкально-поэтическая компо-
зиция «Мы вместе – Бессмертный полк»
в исполнении симфонического оркестра
Министерства обороны РФ (начальник
оркестра – заслуженный артист РФ
полковник Сергей Дурыгин) совместно с
камерным хором Московской консерва-
тории, Тульским государственным хором
и концертным хором МГИМ имени А. Г.
Шнитке (художественный руководитель
коллективов – Александр Соловьев). Спе-
циальный гость – победитель программы
«Голос» Сергей Волчков (баритон).
6 мая
в Большом зале пройдет гала-
концерт «Нам дороги эти позабыть нельзя»
с участием Академического ансамбля
песни и пляски Российской армии имени
А. В. Александрова (художественный руко-
водитель – полковник Геннадий Саченюк).
8 мая
в Рахманиновском зале прозвучит про-
грамма «Силуэты блокадного Ленинграда»
(произведения С. Рахманинова и Б. Гольца в
исполнении пианисткиЮлии Стадлер).
В концертах ставшего традиционным
фестиваля каждый раз участвуют юные
музыканты.
9 мая
в Малом зале консер-
ватории можно будет послушать испол-
нителей, обучающихся в Нижегородской
консерватории имени М. И. Глинки.
Они выступят на праздничном концерте
«Салют Победе!» с участием камерного
оркестра «Времена года» В. Булахова.
11 мая
на сцену Рахманиновского зала
выйдут учащиеся Центральной музыкаль-
ной школы при МГК имени Чайковского
и воспитанники Военно-музыкального
училища, ныне носящего имя народного
артиста РФ генерал-лейтенанта Валерия
Халилова.
Завершают фестиваль
15 мая
два мону-
ментальных произведения, уже вызвав-
шие в этом сезоне серьезный резонанс.
Это опера-оратория «Бабий Яр» Давида
Кривицкого и «Реквием» Дмитрия Ка-
балевского, посвященные памяти жертв
фашизма. Исполняет государственный
симфонический оркестр «Новая Россия»,
художественный руководитель – Юрий
Башмет, дирижеры – Денис Власенко и
Владислав Лаврик.
Художественный руководитель фестиваля
– профессор Александр Соловьев рас-
сказал, что тема была задумана совместно
с директором Департамента культуры
Министерства обороны РФ Антоном
Губанковым и худруком Ансамбля песни
и пляски Российской армии Валерием
Халиловым. Памяти этих выдающихся дея-
телей отечественной культуры, стоявших у
истоков проекта и погибших в декабрьской
авиакатастрофе в Адлере, посвящены
отдельные программы и мемориальная вы-
ставка в Большом зале консерватории.
gazprom.ru
МУЗЫКА БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА
Роман ИЛЮЩЕНКО,
член Объединенного
Суворовского комитета
За Александра Васильевича высказалось боль-
шинство участников всенародного голосования
конкурса «Имя Победы», но даже старшее поколе-
ние плохо знает боевой путь героя-сооте-
чественника. Один из участников конференции,
между прочим выпускник СВУ, признался, что за
время учебы там не узнал о великом полководце
ничего нового. Прекрасным поводом раскрыть
многогранность личности великого сына России
может и должно стать грядущее 290-летие со дня
его рождения, которое страна будет отмечать в
2020 году.
Суворов – великий патриот, верный слуга за-
конных монархов, усмиритель бунтов и борец с
безбожием, рачительный хозяин и заботливый
барин. Но об этих сторонах его натуры и соответ-
ствующих фактах биографии ранее говорить было
не принято. Даже самая знаменитая работа полко-
водца – «Тетрадь «капральских бесед» (больше из-
вестная как «Наука побеждать»), памятник рус-
ской военной мысли, была значительно препари-
рована. В оригинале она начинается призывом, в
котором раскрывается автор: «Молись Богу – от
Него победа!». Если сам Суворов видел исток
своих блестящих успехов в этих словах, имеем ли
мы, его потомки, право искажать заповеди воен-
ного гения? Не стоит ли, воздав должное нацио-
нальному герою, принять его отношение к побе-
дам, которые он искренне отдавал Богу: «Не нам,
но имени Твоему!»?
1 октября 1787 года, в канун праздника Покро-
ва Богородицы Суворов с войсками в ожидании
высадки многочисленного турецкого десанта в рай-
оне Кинбурнской косы находился в полковом храме
на праздничном богослужении. Началась высадка,
но Александр Васильевич продолжал невозмутимо
молиться. Его спокойствие передалось и офицерам,
и солдатам. Турки тем временем, высадившись, за-
крепились на берегу и приступили к блокаде крепо-
сти, где находилось русское воинство. Казалось бы,
шанс сбросить неприятеля в море упущен, но Су-
воров так не считал. По окончании службы и при-
частия он лично возглавил натиск одного из штур-
мовых батальонов, и турки, находясь в более вы-
годной позиции, побежали, бросая оружие. Резуль-
таты баталии потрясающи: из пятитысячного
турецкого десанта спаслись всего четверо, потери
суворовского войска – в десять раз меньше.
Еще удивительнее соотношение потерь в зна-
менитом Итальянском походе – 1:75. И это на
чужой территории, в горах, в отрыве от обозов и
тылов, в окружении опытного, превосходящего
силами противника. В один из наиболее критиче-
ских моментов кампании – битвы на Треббии (8
июля 1799 года) Суворов соскакивает с коня и па-
дает ниц на землю: не зная, как поступить, он об-
ращается с искренней, пламенной молитвой к
Богу и принимает единственно правильное реше-
ние. В итоге враг отброшен, на поле боя остались
лежать шесть тысяч французов, более семи тысяч
ранены. Суворов же потерял убитыми около 900
человек. Подобных примеров много.
В обращении участников конференции «Суво-
ров – имя победы. Суворовская наука побеждать –
наше национальное достояние» к президенту есть
такие строки: «Нам следует как можно глубже вду-
маться в слова Александра Васильевича: «Будем
всегда служить верой и правдою России и сим по-
срамим врагов наших», «Горжусь, что я русский!»,
«Потомство прошу брать мой пример: всяко дело
начинать благословением Божиим, до издыхания
быть верным Государю и Отечеству; убегать роско-
ши, праздности, корыстолюбия и искать славу
через истину и добродетель». Именно в этих сло-
вах, в творческой мысли и в великих делах Суворо-
ва скрыт генетический код будущих побед России.
Нам необходимо поднять из небытия суворовскую
«Науку побеждать», решению этой задачи послу-
жит проведение в России Года Суворова».
Ген Суворова
Молитвой и фузеей можно добиться большего
Организаторы прошедшей в Москве практической конференции обратились
к президенту России, Верховному главнокомандующему Владимиру Путину
с предложением объявить 2020 год Суворовским.
УРОКИ
Й. КРЕЙЦИНГЕР. «Портрет фельдмаршала графа Александра Суворова». 1799 год
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 12
Powered by FlippingBook