Газета «Военно-промышленный курьер». №31 (695) 16-22 августа 2017 года - page 6

№ 31 (695) 16–22 августа 2017 года
06
АРМИЯ
Мода на реформы, охватившая все наши сферы
жизни и деятельности, не обошла военное образо-
вание. Поэтому в развитии суворовской школы
были свои эксперименты, шараханья, достижения
и промахи. Предлагаю сравнение того, как было в
советское время, с тем, что сейчас по некоторым,
на авторский взгляд, важным позициям.
ПЕРВАЯ ПОЗИЦИЯ. ХОЧУ В СУВОРОВЦЫ!
Как это было?
В годы войны множество маль-
чишек стали сиротами. Их отцы отдали жизни,
сражаясь за Родину. Мальчишки ненавидели фа-
шизм, имели жизненную закалку, привыкли к
трудностям и лишениям. Некоторые сами были
участниками боевых действий (сыны полка, пар-
тизаны, подпольщики). Непростая судьба детей
создала благодатную почву для их превращения в
воинов. Стремление государства помочь им обу-
словило минимальный возраст для поступления в
СВУ – 10 лет. Но прошло время, и ситуация с
«детьми войны» выровнялась. Проблема их соци-
альной адаптации потеряла прежнюю остроту, и с
1964 года СВУ перешли на трехлетнюю подготов-
ку (8–10-й классы). С 1969-го срок обучения был
сокращен до двух лет (9–10-й классы). Это позво-
ляло сделать больший по численности выпуск
(две-три роты одновременно в каждом СВУ при
сохранении стандартной «емкости» 500–600 чело-
век), а значит, интенсивнее пополнять ряды кур-
сантов.
В этой связи вспоминаю два момента. Первый:
мои учителя и воспитатели называли оптимальным
сроком для обучения суворовца три года. И вто-
рой: мое поступление в СВУ после 8-го
класса было осознанным. В 15-летнем воз-
расте выбирать профессию уже можно и
нужно. Отсюда и меньшие человеческие
«потери» к выпуску (здоровье подростка
сформировалось, мечта стать офицером –
устойчивая).
Как есть?
Директивой министра оборо-
ны Сердюкова (№ Д-30 от 21.04.2008) в
СВУ снова введен семилетний срок обуче-
ния. В них набираются дети после 4-го
класса общеобразовательной школы. В чем
здесь плюс? Ребенок, все детство которого
прошло в мундире и в строю, скорее всего
выберет профессию военнослужащего, по-
скольку ничего другого не представляет.
Он будет привычен к требованиям уставов
и армейскому режиму жизни. Но в чем
опасность? Выбор профессии в столь юном
возрасте не является осознанным. В СВУ
ребенка либо направляют родители, либо
влечет внешняя атрибутика (красивая
форма, погоны, восторг от увиденного
строя суворовцев на параде). Если через не-
сколько лет он поймет, что ошибся с выбо-
ром пути, это будет жизненная трагедия.
Стартовые позиции у него и обычного
школьника окажутся равными. Но один
жил среди родителей и друзей «по ту сторо-
ну забора», а другой – в системе искусствен-
но созданных ограничений. В данном слу-
чае ради чего?
ВТОРАЯ ПОЗИЦИЯ. ПОСЛЕ БАЛА
Как было?
Суворовец-выпускник был
обязан продолжить обучение в одном из
высших военно-учебных заведений МО
СССР. Но кроме обязанности (закреплен-
ной подпиской родителей в момент посту-
пления в СВУ), имел заслуженное право
быть принятым туда без экзаменов. Еще в
СВУ ему шили курсантскую форму соот-
ветственно роду войск вы-
бранного военного учили-
ща. И в ней он прибывал в вуз. В какой именно?
Это зависело от рейтинга, за который суворовец
боролся в течение всей учебы (по результатам успе-
ваемости, поведения, военно-научной работы, до-
стижений в спорте, общественной активности и
др.). Рейтинг уточнялся ежемесячно, был гласным.
Результирующие «места» выпускников определяли
их очередность входа на комиссию по распределе-
нию. Основным ее инструментом был экран разна-
рядки (количество мест «под суворовцев» от воен-
ных училищ). Первый в рейтинге суворовец мог
выбрать любое высшее командное военное учили-
ще. Последний подбирал остатки. Это мотивиро-
вало. И система работала!
В некоторых ввузах суворовская школа засчи-
тывалась за «курс молодого бойца» (КМБ). Это
также служило определенным «бонусом» выпуск-
нику СВУ. В отличие от гражданского юноши су-
воровец умел стрелять, пользоваться средствами
химзащиты, ходить строем, совершать марш-
броски и т. д. Поэтому после мандатной комиссии
ребята убывали домой, а возвращались в училище
к присяге.
Как стало?
Каждое 9 мая Россия с гордостью
наблюдает за шеренгами суворовцев, марширую-
щих по Красной площади. Но мало кто знает, что
было до парада, и что ждет этих ребят после. Кру-
глый год в любую погоду они тренируются на
плацу училища. Затем на полтора месяца убывают
в одну из воинских частей Московского гарнизо-
на, где тренировки проходят в составе общего па-
радного расчета. Учеба при этом продолжается,
но сил и времени на нее не хватает. Мальчишки
выполняют государственную задачу, но законо-
мерно теряют в качестве знаний. Отсюда недо-
бранные баллы ЕГЭ и шанс никуда не поступить,
поскольку выпускник СВУ больше не имеет льгот
при зачислении в вуз. Трудно представить, что
чувствует юноша, семь лет носивший форму, име-
ющий три медали за участие в парадах, когда он с
проходной СВУ направляется служить сол-
датом по призыву…
Здесь мы имеем результат непродуман-
ного законодательства. Вступивший в силу с
1 сентября 2013 года ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» оказался настолько
дубово-железобетонным, что в нем нет ис-
ключений. В двух министерствах – образо-
вания и обороны – следовало бы совместно
разработать законопроект (поправку, прило-
жение), восстанавливающий справедливость
по отношению к детям, желающим и уже
подготовленным (за немалые деньги россий-
ских налогоплательщиков) служить Родине.
Описанный выше «бонус» с КМБ также
забыт, и суворовцы, став курсантами, осваи-
вают начальную военную подготовку нарав-
не с теми, кто впервые видит автомат, ОЗК
и саперную лопату. Но школьник хотя бы
прибыл в училище из дому. А суворовец в
год поступления передислоцируется из
одной казармы в другую, не имея возмож-
ности побыть с родственниками.
ТРЕТЬЯ ПОЗИЦИЯ. ЖИЗНЬ – РОДИНЕ!
Не только дать знания, но и воспитать
будущего защитника Отечества – смысл и
предназначение суворовского военного учи-
лища.
Как было?
Отвечу просто. Нигде и никог-
да: ни в высшем военном училище, ни в во-
инских частях в процессе офицерской служ-
бы, ни в военной академии – я не встречал
такой четкой уставной организации жизни,
службы войск, внутреннего порядка и тре-
бовательности со стороны командиров, как
это было в СВУ. В далекие 70-е мне был дан
такой толчок в пятую точку (в хорошем
смысле слова), инерции которого хватило на
34 года дальнейшей службы. Воспитание
было отеческим, но жестким. Из нас делали
мужчин. И ни у одного моего однокашника
не было мысли на что-то пожаловаться, при-
звать в помощь родителей, прокуроров или
ИНКУБАТОР
ИМЕНИ
СУВОРОВА
Детство в погонах – тема деликатная. Надо прочувствовать ее
на себе, взгляда со стороны недостаточно. Автор 40 лет назад
окончил одно из суворовских военных училищ СССР, а в другом,
уже российском, преподавал после увольнения в запас.
За минувшие десятилетия здесь многое изменилось. Опыт ученика
и наставника в одном лице дает моральное право оценивать
суворовскую школу в проекциях «как было» и «как стало».
Выпускники СВУ адаптированы
к предстоящей службе хуже,
чем их гражданские сверстники
ТЕМА
Идея превращения детей в
витязей уходит в глубь истории. В
Древней Руси существовали об-
ряды «воинского пострига», «по-
сажения на боевого коня», «опо-
ясывания мечом». Короткое дет-
ство заканчивалось поступлени-
ем
15-летнего
юноши
в
княжескую дружину. Петр I про-
блему повышения качества армии
решил привлечением в ее ряды
самого образованного сословия,
для которого вводилась обяза-
тельная служба с 16 лет. Так на-
зываемые недоросли, успешно
проэкзаменованные
особыми
комиссиями, направлялись на
учебу в гвардейские полки.
Остальные «писались солдата-
ми» или шли на иную государеву
службу. Уклониться от нее
можно было только с одновре-
менным лишением дворянского
титула, земли и привилегий.
Со временем для исполне-
ния офицерских обязанностей
стало недостаточно подготовки
в учебном полку. Новое оружие,
стратегия и тактика требовали
специального образования. На
этой волне в ряде стран появля-
ются кадетские корпуса. «Кадет»
означает несовершеннолетний.
Так назывались молодые дворя-
не, зачисленные на службу, но
еще не произведенные в офице-
ры. Из Франции название пере-
кочевало во многие государства,
включая Россию.
На протяжении почти трех
веков из выпускников кадетских
корпусов формировалась элита
русского народа. Кадетами были
фельдмаршалы Румянцев и Ку-
тузов, генералы Тормасов, Бру-
силов и Карбышев, адмиралы
Ушаков и Нахимов, художники
Верещагин и Боголюбов, геогра-
фы Крузенштерн, Беллинсгаузен
и Кропоткин, писатели Достоев-
ский, Толстой и Куприн, кон-
структор
Мосин,
летчик-
испытатель Нестеров, физиолог
Сеченов.
Советская власть в разгар
Великой Отечественной войны
возродила кадетское воспитание
в формате суворовских военных
училищ (СВУ) и Нахимовского
военно-морского училища (НВМУ).
С 1943 по 1990-й их число меня-
лось, составляя в максимуме 12.
После распада СССР наряду с СВУ
и НВМУ в системе довузовского
образования появились прези-
дентские кадетские училища,
морские и казачьи кадетские кор-
пуса, кадетские школы, филиалы
НВМУ, пансион воспитанниц. В
Советском Союзе аналогичных
учреждений было значительно
меньше.
ШКОЛА РУССКОЙ ЭЛИТЫ
РЕТРОСПЕКТИВА
Начало на стр. 01
Юрий КРИНИЦКИЙ,
профессор, член-корреспондент АВН, полковник запаса
То, что в самом Йемене заговорили, что
хорошо бы вернуть на территорию россий-
скую военно-морскую базу, свидетельству-
ет о многом. Самые разные страны видят
свое будущее в сотрудничестве с Москвой.
И заметьте: предложения о базе зву-
чали как от Али Абдаллы Салеха, бывшего
президента, так и от его политического
противника Абд-Раббу Хади, возглавляю-
щего государство ныне. То есть за сотруд-
ничество с Россией выступает по сути
страна, а не некие политические силы.
Говоря о конкретном месте возмож-
ной базы ВМС РФ, стоит вспомнить о
том, что мы уже имели свой воинский
контингент, расположенный на входе в
Аденский залив, на острове Сокотра. Это
зона очень оживленного судоходства по
маршруту,
соединяющему
Суэцкий
канал, Красное море, Баб-эль-Ман­
дебский пролив и Индийский океан, –
один из наиболее стратегически важных
водных районов мира. В свое время у нас
не было там полноценной базы – на Со-
котре размещались танковая рота, верто-
летная эскадрилья и какие-то вспомога-
тельные подразделения. Замечу, что
тогда, когда Советский Союз обеспечивал
нормальное судоходство в регионе, нико-
му при этом не мешая, ни о каком пират-
стве в этих водах даже мысли не возника-
ло. Была и база материально-техничес-
кого обеспечения нашего флота в порту
Аден, обслуживавшая и боевые корабли,
и гражданские суда различного назначе-
ния. И если говорить о нашем возвраще-
нии в Йемен, то как минимум на первое
время стоит ограничиться восстановле-
нием присутствия в прежнем объеме.
Вспомним, что в середине 90-х нам
предлагало разместить у себя нашу
военно-морскую базу Джибути – государ-
ство, прилегающее к проливу Баб-эль-
Мандеб и Аденскому заливу с противопо-
ложной от Йемена стороны. Тогда мы по
ряду причин отказались от развертывания
своего военного присутствия на берегу
Африканского Рога, и сейчас там вовсю
развивается китайская военно-морская
база. Полагаю, что у нас получится гра-
мотно взаимодействовать с военными
КНР, контролируя судоходство и обеспе-
чивая безопасность в регионе, если реше-
ние о возвращении в Йемен будет принято
нашим руководством.
Йемен – в любом случае вопрос еще не
решенный, но раз уж зашел разговор на эту
тему, стоит обозначить точки, где присут-
ствие российский военных было бы выгод-
но. Мировой океан в той или иной степени
контролируется нашими подводными лод-
ками, но увеличение числа мест их возмож-
ного захода и обслуживания будет флоту
только на руку. Слава богу, что сумели со-
хранить базу в сирийском Тартусе: в Среди-
земномморе у нас есть точка базирования и
польза от нее уже никем не оспаривается.
Необходимо обеспечить наше военное
присутствие и в зоне строящегося Никара-
гуанского канала. Там же, в Латинской
Америке стоит восстановить наши воен-
ные объекты, в том числе и разведыватель-
ные, на Кубе. На мой взгляд, зря мы пошли
на поводу у Штатов и ликвидировали радио-
электронныйцентр вЛурдесе. Тогдаже ушли
и из вьетнамской Камрани, а это была совер-
шенно уникальная и очень удобная база: за-
мечательная бухта, шесть причальных сте-
нок, большой аэродром…Наверное, настало
время возвращаться и туда.
Полагаю, что уже перечисленных пун-
ктов вполне достаточно для расширения и
закрепления нашего военного присутствия
в мире. Искать какие-то новые точки бази-
рования пока смысла нет. Самое актуаль-
ное сегодня – максимально использовать
резервы по наращиванию своих сил в Ла-
тинской Америке. США распоясались окон-
чательно, ведут себя нагло и все время
давят на наши границы. Плюс система
ПРО, развернутая в Европе, становится ре-
альной угрозой для наших стратегических
сил. Значит, пора и нам сдерживающий
фактор переносить со своей территории
ближе к границам Соединенных Штатов.
АКЦЕНТ
ВРЕМЯ
ВОССТАНАВЛИВАТЬ
БЫЛОЕ
ПРИСУТСТВИЕ СССР
В МИРЕ
ОБРАТНЫЙ
БИЛЕТ
НА СОКОТРУ
Президент Академии
геополитических
проблем,
генерал-полковник
Леонид ИВАШОВ
Михаил АЛЕКСЕЕВ
Фото- и видеоотчеты опубликовал региональный специализированный
сайт
Примерно половина десятиминутного видеоролика
посвящена участию в учениях главного алжирского военного, что позволяет
предположить: съемка была официальной либо неким образом утекла в Сеть.
В любом случае анализ видеоряда позволяет сделать несколько много-
значительных выводов. Первый из них: Алжир остается покупателем на-
шего оружия, которое было, есть, и – хочется верить – останется главным
для ННА. Второй вывод: он активно заказывает современные образцы.
На эту страну в последнее время наложено своего рода табу в вопросах,
связанных с военно-техническим сотрудничеством, притом что она всякий
раз упоминается среди главных покупателей российских вооружений. Ком-
петентные лица поясняют свою сдержанность пожеланием заказчика. Те-
перь он сам вольно или невольно нарушил обет молчания. Что показывает
беглый анализ увиденного? На вооружении ННА остается достаточно
много вооружений, приобретенных в СССР и России. Это, в частности,
БРДМ-2, РСЗО БМ-21 «Град», 122-мм самоходные артиллерийские уста-
новки 2С1 «Гвоздика», ЗСУ-23-4 «Шилка», танки Т-55АМВ. Из нового,
очевидно, закупленного в недавнее время отмечены, в частности, истреби-
тели Су-30МКА, ПТРК «Корнет-Э», БМП-2, модернизированные уста-
новкой боевых модулей «Бережок», вертолеты Ми-171Ш, танки Т-90СА,
ЗРПК «Панцирь-С1», созданные по заказу Алжира боевые вертолеты Ми-
28НЭ «Ночной охотник» с двойным управлением. Показано применение
переносных зенитных ракетных комплексов, но качество съемки не позво-
ляет определить, что это: «Игла», «Верба» или какой-то китайский аналог.
Определенную интригу задали кадры характерной стрельбы из установ-
ки дистанционного разминирования. Она очень похожа на родного «Змея
Горыныча», но при этом утверждается, что речь идет об американском
MICLIC M58. Последнее удивительно, поскольку США не были замечены
в тесном ВТС с Алжиром, ведь с развязыванием внутреннего противостоя-
ния властей этой страны и религиозных экстремистов в начале 90-х Ва-
шингтон фактически установил эмбарго на поставки вооружений в АНДР.
Интересно отметить, что начало видеорепортажа показывает генерала Гаида
у масштабного макета района учений. На нем, как на карте, соединения и части
ННА обозначены красным цветом, воинские формирования условного против-
ника – синим. Наверное, это дань традиции, ведь многие алжирские старшие
офицеры и генералы – воспитанники советской и российской военных школ.
Обратило на себя внимание и то, что хотя Сахара на юге Алжира огромна,
маневры проходили близ города Тиндуф, в районе которого находятся лагеря
сепаратистского по отношению к соседнему Марокко фронта ПОЛИСАРИО
(подробнее – «Лакомый песок», «ВПК», № 1, 2017), выступающего за незави-
симость пустынных провинций королевства. В регионе с 1991 года действует
режим прекращения огня, контроль за которым осуществляет Миссия ООН в
Западной Сахаре.
К слову, появление подобного ролика и комментариев к нему – это, как
представляется, фактическая реклама российского оружия. Неужели есть про-
тивники этого?
КОНТАКТЫ
АЛЖИР
СТАВИТ
НА КРАСНОЕ
С 25 по 27 июля в Национальной народной армии (ННА)
Алжира в зоне ответственности 3-го военного округа
близ города Тиндуф прошли самые крупные за последние
10 лет учения с  боевыми стрельбами. За их ходом следил
заместитель министра обороны, начальник Генштаба ННА
корпусной генерал Ахмед Салах Гаид.
УЧЕНИЯ «МАДЖД-2017» –
ЗЕРКАЛО ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook