07
АРМИЯ
попечителей по поводу какой-то несправедливости
или строгости воспитателей, педагогов. Мальчиш-
ки не только учились, но трудились, обслуживали
себя, несли службу в нарядах и отвечали за про-
ступки. Для отчисления суворовца было достаточ-
но решения педсовета, которое принималось по
факту употребления спиртных напитков, курения,
воровства, самовольной отлучки, драки. С нару-
шителя перед строем срывались алые погоны, и он
направлялся в школу, из которой поступил в СВУ.
При получении четвертной «двойки» суворовец
«пролетал» с каникулами. При повторном «неуде»
– прощай СВУ. Это была суровая школа жизни, ко-
торая закаляла характеры.
Как стало?
Все тот же ФЗ «Об образовании»
полностью приравнял суворовцев к обычным
школьникам в смысле прав и обязанностей (прав
много, обязанностей никаких). Военная составляю-
щая в жизни суворовцев ослабла. Наряды превра-
щены в формальность, а функции дневального
ограничены до уровня, создающего ложное пред-
ставление о жизни в казарме. Да и как можно по-
нять, что такое наряд по роте, если не существует
наряда по училищу (вместо дежурного офицера –
сотрудник ЧОПа). Трудовое воспитание – вне за-
кона (чистоту в помещениях обеспечивают убор-
щицы). В плохой успеваемости виноват учитель.
Любая строгость воспитателя или педагога воспри-
нимается как оскорбление. В итоге жалобы от ро-
дителей, нередко анонимные, сыплются в адрес
прокуратуры и командования по любому поводу.
Отчислить суворовца фактически невозможно,
какой бы проступок он ни совершил (все тот же ФЗ
допускает перевод ребенка из одной школы в дру-
гую только по заявлению родителей). Попади в су-
воровский коллектив случайный мальчишка, и
большие неприятности училищу гарантированы. А
если к тому же его родители занимают весомое по-
ложение в обществе? Виноватыми всегда будут вос-
питатель, педагог, начальник СВУ. В такой атмосфе-
ре выпускник училища оказывается хуже адаптиро-
ванным к будущей службе, чем его гражданский
сверстник, как это ни парадоксально. Ведь школь-
ник, поступающий в военно-учебное заведение, из-
начально настроен на то, что в армии трудно. А
суворовец думает, что условия последних семи лет
его жизни – это и есть армия. Но вот он принимает
присягу в военном училище. И видит – больше нет
нянек, а за учебу и поступки надо отвечать. Это
стресс! Причем заложенный в учреждении, предна-
значенном для исключения подобного стресса.
ЧЕТВЕРТАЯ ПОЗИЦИЯ.
КЕМ СТАНЕШЬ, СЫНОК?
Как было?
В советское время суворовец гото-
вился к выбору одного из военных училищ Сухо-
путных войск, что оправдано именем полководца,
штурмовавшего Измаил и перешагнувшего через
Альпы. Впрочем, кто очень хотел стать летчиком
или моряком, как правило, добивались направле-
ния в соответствующие учебные заведения. Боль-
ших проблем здесь не возникало.
Как стало?
Сегодня все суворовские военные
училища распределены по видам и родам войск ВС
РФ. Такое начало воинской специализации полезно
тем, кто «угадает» с профилем СВУ. Для других
детей (а как в 11 лет не ошибиться?) было бы по-
лезнее расширить общий военный кругозор, сори-
ентироваться в диапазоне воинских профессий и
специальностей, чтобы выбор сделать осознанно,
исходя из своих наклонностей. В последние годы
реорганизации ВС РФ происходили так часто, что
один и тот же суворовец, обучаясь в стенах одного
СВУ, за годы учебы оказывался в разных видах ВС
РФ. И каждое новое подчинение меняло вектор его
профориентации.
ПЯТАЯ ПОЗИЦИЯ. КТО СДЕЛАЕТ СУВОРОВЦА
ЗАЩИТНИКОМ ОТЕЧЕСТВА
Как было?
Все командиры рот, воспитатели и
часть педагогов были действующими офицерами,
имеющими, кроме военного, педагогическое обра-
зование. Начальник СВУ – штатный генерал. Боль-
шинство учителей – мужчины. Неудивительно, что
они и растили мужчин.
Как стало?
Комментаторы ТВ, представляя на-
чальников СВУ, шагающих во главе парадных «ко-
робок» на Красной площади, называют их по воин-
ским званиям (генерал-майор или полковник). Но
забывают сказать запаса или в отставке. Увы, в штате
СВУ больше нет ни одной военной должности. Все
командиры и воспитатели, безусловно, достойные
люди, прошедшие офицерскую школу жизни. Неко-
торые имеют боевой опыт. Но все это в прошлом.
Попавшие под «сердюковское» сокращение или уво-
ленные по возрасту, они объективно отдалились от
службы, хотя и облачаются в военные мундиры.
Среди учителей большинство – женщины. Такая об-
становка делает СВУ все меньше военной школой,
все больше – обычным интернатом.
ШЕСТАЯ ПОЗИЦИЯ. БУДЬ ЗДОРОВ, СЫНОК!
Как было?
Конкурс в СВУ был огромным не
только из-за экзаменов по математике и русскому
языку, но и по требованиям к состоянию здоровья.
Через три медкомиссии (в районном, областном
военкоматах и в СВУ) «просачивались» от силы
10–20 процентов кандидатов. Через два-три года,
окрепнув и закалившись в училище, они были
годны хоть в морскую пехоту, хоть в ВДВ.
Как стало?
Во-первых, «проходные» критерии
здоровья для поступления в СВУ огрублены. Эта
планка опущена ниже, чем требования к абитури-
ентам вузов МО РФ. Во-вторых, в 11 лет дать про-
гноз, как изменится здоровье суворовца после пе-
реходного возраста, невозможно. И часть выпуск-
ников СВУ оказываются вне Вооруженных Сил по
медицинским показателям. Целесообразность
такой семилетней учебы с позиций затрат МО РФ
и судьбы самого подростка не бесспорна.
СЕДЬМАЯ ПОЗИЦИЯ.
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ЗА ЗАБОРОМ?
Личность человека формируется в детстве. И очень
важно, чтобы не было пропущенных этапов развития.
Как было?
Поступив в СВУ после 8-го класса,
мои сверстники успевали накопить некоторый
опыт взаимодействия в «обычной среде». Взять
хотя бы общение с противоположным полом: по-
сидеть за одной партой с девочкой, побегать за ней
на перемене, обменяться «секретными» записками,
проводить из школы домой, поднести портфель и
т. д. Все эти «глупости» – закономерная школа фи-
зического созревания и социального взросления.
Как стало?
Если столь важный этап жизни про-
пустить, не прожить, заменить его чем-то другим, в
дальнейшем это может непредсказуемым образом
отразиться на свойствах личности. Как именно?
Фантазировать не буду, но предполагаю, что ото-
рванность мальчика с 11-летнего возраста от внеш-
него мира таит в себе ряд психологических опасно-
стей, нацеленных в его будущее. Внутри «своей» во-
енной среды они проявляются не так остро. Но со-
циальная адаптация бывшего суворовца «во внешнем
мире» может оказаться сложной. Насколько? Это
должны исследовать профессионалы.
В деле воспитания и обучения будущих защитни-
ков России реальных проблем гораздо больше. И дале-
ко не все можно решить на местном уровне, в конкрет-
ном СВУ, НВМУ, ПКК и т. д. Многие вопросы явля-
ются системными. Ответы нужно искать на уровне
государственных институтов. И делать это последова-
тельно и взвешенно, дабы не наломать новых дров…
Александр ХРАМЧИХИН,
заместитель директора
Института политического
и военного анализа
В связи с этой кампанией ОАЭ
вслед за Кувейтом перешли от наем-
ной к призывной системе комплек-
тования ВС. Благодаря огромным
доходам от экспорта нефти страна
имеет возможность покупать новей-
шее вооружение в значительных ко-
личествах. Почти вся техника приоб-
ретается в странах Запада, но отдель-
ные типы – в России, на Украине, в
Китае и ЮАР.
Поскольку ОАЭ объединяет семь
ранее независимых мини-государств,
некоторые воинские части остаются в
подчинении властей отдельных эми-
ратов, в первую очередь двух круп-
нейших – Дубая и Абу-Даби.
Сухопутные войска
включают 12
бригад – королевской гвардии, две
бронетанковые, пять механизирован-
ных (из которых 2подчиняются эмиру
Дубая), две пехотные, по одной ар-
тиллерийской и армейской авиации.
В распоряжении эмирата Дубай
имеется 6 ПУ советских ОТР Р-17 и
до 20 ракет к ним. В танковом парке
ОАЭ – 388 новейших французских
«Леклерков», 36 итальянских OF-
40Mk2, 76 легких английских «Скор-
пионов». На вооружении – 97 БРМ
(49 французских AML-90 и 24 VBL,
24 немецкихTPz-1 «Фукс»), 669 БМП
(18 французских АМХ-10Р, 651 рос-
сийская БМП-3), более 3000 бронеав-
томобилей и БТР (24 украинских
БТР-3У, 120 бразильских ЕЕ-11, 136
турецких ACV-300 и 14 «Кобра», 284
французских «Панар» М3, 11 AMX-
VCI, 72 VCR, 20 VAB, 20 английских
«Сарацин» и 10 «Саксон», 40 финских
AMV, 70 южноафриканских RG-31 и
56 «Рева», 778 американских М-АТV
«Ошкош», 5МаххPro и 467 «Кайман»,
до 1693 собственных «Нимр» и 8
КрАЗ «Кугар»). В артиллерии – 183
САУ (78 южноафриканских колесных
G-6, 87 американских M-109A3, 18
французских Mk F3), 71 буксируемое
орудие (51 английское L-118, 20 ки-
тайских Type-59-I), около 300 мино-
метов (41 «Брандт» 81- и 120-мм, 114
L16, 144 самоходных сингапурских
SRAMS на шасси БТР RG-31) и 143
РСЗО (18 бельгийских LAU-97, по 48
итальянских «Фирос-25» и турецких
Т-122, 20 американских HIMARS, 6
российских «Смерчей» и 3 турецких
Т-300). Имеется более 300 ПТРК –
50 французских «Хот» (в том числе 20
самоходных) и 230 «Милан», 25 аме-
риканских «Тоу».
Войсковая ПВО располагает 40
ПЗРК (по 20 старых английских
«Блоупайп» и современных француз-
ских «Мистраль»), 42 французскими
ЗСУ M3VDAA, 30 швейцарскими зе-
нитными орудиями GCF-BM2.
Армейская авиация включает 29
американских боевых вертолетов
AH-64D «Апач» и 13 многоцелевых
UH-60L.
ВВС
обладают высоким боевым
потенциалом, имея на вооружении
136 истребителей 4-го поколения: 78
американских F-16 и до 58 француз-
ских «Мираж-2000». Необходимо от-
метить, что эмиратские F-16E/F явля-
ются самой совершенной модифика-
цией F-16, ее нет ни у одной другой
страны, включая США. К боевым са-
молетам можно отнести и 18 противо-
партизанских штурмовиков АТ-802, а
также до 7 разведчиков «Мираж-
2000RAD». В составе ВВС – 2 канад-
ских патрульных DHC-8, 2 шведских
самолета ДРЛО «Сааб-340», 3 евро-
пейских заправщика А330.
Транспортная авиация: 8 новей-
ших американских С-17А, 5 С-130Н,
4 L-100-30, 7 «Боинг-737», 6 «Боинг-
747», 2 «Боинг-777», 1 «Боинг-787»,
10 «Цессна-208», 2 «Бич-350», 5 «Бич
С90», 1 «Бич-1900D», 2 английских
Вае-146, 1 шведский «Сааб-340В», 13
канадских DHC-6, 2 итальянских
Р-180, 7 испанских CN-235M-100.
Учебные самолеты: по 12 итальянских
МВ339NAT и немецких Grob-115TA,
швейцарские РС-21 РС-7 – 25 и 29
соответственно, до 30 английских
«Хок». Многоцелевые и транспорт-
ные вертолеты: 25 американских
СН-47, 24 «Белл-407», 25 «Белл-412»,
до 2 «Белл-214», 5 европейских
AW109K2, 42 AW139, 1–2 француз-
ских AS-365F, 5 AS565, 14 AS550C3,
до 2 AS350, 2–3 немецких ВК-117.
ПВО
считается отдельным видом
ВС. На вооружении находятся 7 бата-
рей (42 ПУ) американского ЗРК «Усо-
вершенствованный Хок» и 9 батарей
(72 ПУ) новейшей ЗРС «Пэтриот»
РАС3, 9 французских ЗРК «Кроталь»,
12 английских ЗРК «Рапира», 50 но-
вейших российских ЗРПК «Панцирь-
С1», 63 ПЗРК (13 шведских RBS-70,
10 российских «Игла-1» и 40
«Игла-С»), а также 2 батареи системы
ПРОTHAAD.
ВМС
недавно приняли в состав 6
ракетных корветов типа «Байнуна»,
построенных в ОАЭ по французско-
му проекту. В строю патрульный ко-
рабль «Ариалах», 2 ракетных корвета
типа «Мурайджиб», 13 ракетных кате-
ров (2 «Мубарак», 6 «Бан Яс» немец-
кой постройки, 3 «Абу-Даби» и 2
«Фаладж-2» – итальянской), 24 уни-
версальных катера «Ганнатха» соб-
ственного изготовления (12 ракетных,
6 минометных, 6 сторожевых-
штурмовых), 6 английских стороже-
вых катеров «Ардхана» и до 60 малых
сторожевых катеров в береговой охра-
не, 2 тральщика «Аль Мурджан» (не-
мецкие проекта 332 «Франкенталь»),
2 «минных заградителя» (носителя
сверхдальних торпед) типа «Рмах», 28
десантных катеров. В морской авиа-
ции до 15 французских вертолетов
AS332 и AS565.
На территории ОАЭ находятся
две батареи ЗРС «Пэтриот» из соста-
ва ВС США, контингент Франции,
включающий 13-ю бригадную груп-
пу Иностранного легиона, 6 истре-
бителей «Рафаль» и заправщик КС-
135F, а также 5 австралийских само-
летов (3 транспортных С-130, 2 па-
трульных Р-3С).
В отличие от остальных аравий-
ских монархий Абу-Даби активно
конвертирует нефтяные сверхдоходы
в современные промышленность и
инфраструктуру. ОАЭ стали второй
после Египта арабской страной, где
создается серьезный ВПК. Здесь уже
производятся собственные бронеав-
томобили, беспилотники, в том числе
боевые, строятся корабли и катера.
В многоплановом ближнево-
сточном конфликте страна поначалу
полностью шла в фарватере Эр-
Рияда, оказывая значительную во-
енную помощь антиправитель-
ственным силам в Ливии и Сирии,
принимая активнейшее участие в
агрессии в Йемене. В боях с хоусита-
ми ВС ОАЭ к настоящему времени
потеряли 1 БМП-3, более 100 броне-
автомобилей (включая 5 «Ошкошей»,
захваченных повстанцами), 1 ист-
ребитель-бомбардировщик «Мираж-
2000-9DAD», а также скоростной
транспорт-катамаранHSV-2«Свифт».
И все же оказались гораздо более
боеспособными, чем саудовские,
возможно, потому, что в рядах
эмиратской армии воюют ЧВК,
укомплектованные западными на-
емниками.
Политические линии Саудовской
Аравии и ОАЭ начали заметно расхо-
диться с прошлого года. Прямого
разрыва пока не произошло, эмират-
ские войска по-прежнему воюют в
Йемене, страна присоединилась к
инициированной Эр-Риядом травле
Катара. Тем не менее позиция Абу-
Даби становится гораздо более сба-
лансированной и сдержанной. Это
помогло «перекупить» у саудитов Еги-
пет, сильнейшую в военном отноше-
нии арабскую страну, испытывающую
при этом серьезные экономические
проблемы. Военное руководство АРЕ
крайне отрицательно относится к ра-
дикальным исламистам, но Каир вы-
нужден был идти на поводу у Эр-
Рияда из-за финансовой зависимости.
Теперь Египет спонсируется Эмира-
тами. В частности, на деньги ОАЭ
борется с радикалами в Ливии. На-
сколько далеко разойдутся Абу-Даби
и Эр-Рияд, сейчас сказать сложно, но
серьезный военный потенциал, нали-
чие собственного ВПК, тесный союз с
Египтом позволяют ОАЭ вести все
более самостоятельную внешнюю по-
литику.
РЕАЛИИ
МИРАЖИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
АРМИЯ ЭМИРАТОВ ОТБИЛАСЬ ОТ САУДИТОВ
Среди шести монархий Персидского залива ОАЭ обладают
второй по боевому потенциалу армией, уступая лишь
КСА. Именно эмиратские ВС летом 2015-го стали главной
ударной силой «аравийской коалиции», воюющей в Йемене
против хоуситов.
В штате нет ни одной
военной должности.
Среди учителей
в основном женщины.
Такая обстановка
делает СВУ все меньше
военной школой,
все больше –
обычным интернатом
Фото из архива автора
periscope2.ru