Газета «Военно-промышленный курьер». №37 (701) 27 сентября - 3 октября 2017 года - page 3

03
ГЕОПОЛИТИКА
МОНИТОРИНГ
Евгений САТАНОВСКИЙ,
президент Института
Ближнего Востока
Референдум в Ираке, которым угрожают
курды, вне зависимости от результата не при-
несет Курдистану независимости, хотя ослож-
нит отношения со всеми соседями, в первую
очередь с Багдадом. Рассмотрим некоторые
из описанных ситуаций, опираясь на материа-
лы эксперта ИБВ Ю. Щегловина.
СУЕТА ВОКРУГ ПРЕСТОЛА
Все лето экспертное сообщество активно об-
суждало слухи о скором отречении короля КСА
Салмана в пользу сына и министра обороны
М. бен Салмана, недавно ставшего наследным
принцем. Насколько можно судить, сейчас этот
вопрос отложен на неопределенное время в
связи с непростой ситуацией в стране,
конфликтом в Йемене и кризисом в отно-
шениях с Катаром. Остается неурегулиро-
ванной со всеми ведущими ветвями коро-
левской семьи проблема назначения ново-
го наследного принца в случае провозгла-
шенияМ. бенСалмана королем. Наиболее
вероятным претендентом считают принца
Б. бен Абдель Азиза. Существует и иной
вариант, который поддерживают влия-
тельные члены семейства, в том числе
принц М. бен Наеф и его клан. Это прод-
ление переходного периода с назначением
М. бен Салмана премьер-министром в
пределах осуществления провозглашен-
ных им реформ. Пример реализации
такой схемы проверки – прецедент короля
Фейсала, до коронации исполнявшего
обязанности премьера. В случае неудачи
это может похоронить властные амбиции
М. бен Салмана.
В монаршей семье идут дискуссии о пре-
столонаследовании, и авторитета наследного
принца недостаточно, чтобы контролировать
ситуацию в королевстве. Даже несмотря на то,
что финансовые потоки от оружейных конт­
рактов с США и ЕС сосредоточены в руках
людей, связанных с ним, а в силовом блоке за
счет недавних назначений возросло присут-
ствие в руководстве людей, близких к крон-
принцу. При принятии решения о пролонга-
ции процедуры передачи трона королем Сал-
маном учитывалось и то, что смена власти в
период проведения непопулярных у значитель-
ной части населения реформ может привести к
падению авторитета наследника. Многие про-
граммы преобразований – борьба с бюрокра-
тией, омоложение кадрового состава госслужа-
щих – до конца не определены и не прописаны.
Они не обещают быть простыми, учитывая ре-
зультаты первых попыток заставить саудовских
предпринимателей ограничить использование
гастарбайтеров в пользу местных кадров. Эти
мероприятия, предпринятые по инициативе
М. бен Салмана, провалились, и сейчас при-
нятые законы пересматриваются, в том числе в
связи с лоббированием ассоциаций товарных
производителей КСА.
Не все хорошо и с реализацией проекта
национализации части нефтяной компании
АРАМКО. Процедура будет перенесена на
2019 год, хотя ранее ее планировали провести
в 2018-м. Объясняется это «техническими
причинами», на деле же налицо споры в пра-
вящей элите о выборе основного оператора
по размещению IPO. М. бен Салман настаи-
вает на американской бирже, его оппоненты в
семье и экономическом блоке правительства
– на британской. Эти разногласия усилились
на фоне вопроса о судьбе майских оружейных
контрактов, подписанных во время визита в
Эр-Рияд президента США Д. Трампа. Через
конгресс США с трудом провели одобрение
продажи КСА высокоточного оружия. Про-
тивники этой сделки называли военными
преступлениями бомбардировки мирных
целей в Йемене саудовской авиацией. Осталь-
ная часть контрактов с КСА завязла. Встал
вопрос в отношении двух самых важных для
саудитов тем: контрактов на семь миллиар-
дов долларов на покупку высокоточных бое-
припасов для авиации и на восемь миллиар-
дов на модернизацию ВВС королевства, в том
числе самолетов F-15. Проблемы в отноше-
ниях с США бьют по М. бен Салману, так как
весь комплекс саудовско-американских отно-
шений он замкнул на себя.
Диверсификация нефтяной экономики
страны также потребовала внесения корректив.
В королевской семье есть мнение, что заявлен-
ная наследным принцем программа реформ
оказалась амбициозной и труднореализуемой.
Так, курс на «саудизацию кадров» сталкивается с
неготовностью значительной части молодого
поколения саудовцев работать. Правительство
обещает внести необходимые поправки к концу
октября. Планируется повысить прозрачность
решений кабмина и реформировать государ-
ственную бюрократию в русле программы «Ви-
дение-2030». Сегодня продолжает сохраняться
зависимость КСА от цен на нефть. На фоне
кризиса доходы королевства от продажи углево-
дородов упали на 17 процентов в этом и про-
шлом году. Провален план на первое полугодие
по насыщению бюджета от экспорта нефти. Это
заставляет отложить ввод непопулярных мер –
урезание субсидий государства на электроэнер-
гию и воду для населения. Передача власти за-
висит от того, насколько сильный ущерб нане-
сут реформы авторитету и популярности на-
следного принца. По его инициативе случилось
крайне непопулярное в саудовском обществе
вмешательство в Йемен. Все это учитывает ко-
роль Салман, принимая решение о переносе
сроков передачи власти сыну.
При этом тот продолжает усиливать по-
зиции в силовом блоке. Назначение директо-
ром разведслужбы МВД КСА генерала А. аль-
Хауарани эксперты связывают с окончанием
этапа полного подчинения аппарата внутрен-
ней и внешней спецслужб королевства на-
следному принцу. Аль-Хауарани считают сто-
ронником клана Салмана, хотя до отставки
бывшего главы МВД, наследного принца и
главного конкурента того в борьбе за трон
М. бен Найефа лавировал между ними. На
новом посту перед ним стоит несколько задач,
в том числе искоренение наследия принца
М. бен Найефа – его кадров в структуре МВД.
Он должен возглавить новую суперструктуру,
объединяющую все разведслужбы этого ми-
нистерства. Теперь они вошли в единую State
Security Presidency (SSP), которую и возглавил
ныне А. аль-Хауарани.
Среди основных обязанностей SSP – рас-
следование уголовных дел внутри королевства,
курирование сил спецопераций, сопровожде-
ние контртеррористических операций и
обеспечение авиационной безопасности.
Общий бюджет этой структуры – пять
миллиардов долларов, что вдвое выше
ассигнований на Управление общей раз-
ведки (УОР) КСА. Отсюда следует вывод
о приоритетах клана Салмана: ужесточе-
ние системы внутренней безопасности и
ликвидация ведомственной неразберихи
в этой сфере. Новый глава SSP обладает
репутацией профессионала, получившего
специальное образование в США и име-
ющего хорошие связи с ФБР. Расследова-
ния в области антитеррора вКСАи контр­
разведывательную работу в шиитской
Восточной провинции курировал в по-
следнее время именно А. аль-Хауарани.
Ему предстоит перестроить систему
безопасности и провести генеральную «за-
чистку» внутренней оппозиции перед
предстоящей коронацией М. бен Салма-
на. Одним из первых шагов стали аресты
и задержания сторонников «Братьев-
мусульман» в крупных городах, прошед-
шие в последние три недели. Причем в
данном случае нанесли удар не столько по
«Братьям», сколько по клерикальной и бизнес-
элитам страны, оппозиционным М. бен Салма-
ну, выступавшим за восстановление катарско-
саудовских отношений. Эта страта оказалась
неожиданно мощной, поскольку экономи-
ческая блокада Катара ударила по интере-
сам саудовских дельцов. Аль-Хауарани не
скрывает, что основной целью является не
ликвидация внутрисаудовской оппозиции,
принадлежащей к «Братьям», «Исламско-
му государству» или совершившей эконо-
мические преступления, но сопровожде-
ние проведения внутренних реформ в ко-
ролевстве. Он должен обеспечить «надле-
жащие условия» для начала процедуры
передачи власти в КСА М. бен Салману.
Решению короля Салмана перенести
сроки передачи власти сыну оппонирует
значительная часть саудовских клерика-
лов, которых в бытность министром
внутренних дел курировал принц М. бен
Найеф, имеющий доверительные связи в
их среде. В близком кругу короля всерьез
обсуждается тема о добровольном сло-
жении М. бен Салманом титула «Храни-
тель двух святынь» после его воцарения и раз-
делении высших постов в исполнительной и
религиозной иерархии. Это должно стать
компромиссом с религиозной верхушкой, ко-
торая в обмен на лояльность новому королю
получит высший религиозный пост. Отделяя
религию от государства, новый король риску-
ет получить оппозицию клерикалов, которая
будет влиять на принятие им решений по
внутренней и внешней политике с учетом
проникновения ислама в повседневную жизнь
саудовцев. Чем такое противостояние может
закончиться, демонстрирует иранская рево-
люция 1979 года.
ИРАКСКИЙ КУРДИСТАН:
ПЛЕБИСЦИТ НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТ
Глава Иракского Курдистана М. Барзани
подтвердил готовность своего правительства
перейти после запланированного на 25
сентября референдума о независимости к все-
сторонним переговорам с центральными вла-
стями в Багдаде. Об этом курдский лидер за-
явил, выступая перед сторонниками плебис-
цита на центральном стадионе в Эрбиле, пе-
редает телеканал «Рудав». Барзаниподчеркнул,
что военизированные формирования пеш-
мерга обеспечат безопасность народа Ирак-
ского Курдистана от любого врага. «После 25
сентября мы готовы обсудить с Багдадом гра-
ницы, нефть, что угодно», – сказал он. Деле-
гация из Эрбиля должна была направиться
для переговоров с федеральным правитель-
ством за два дня до референдума, но Багдад
от переговоров с курдами отказался.
Совет Безопасности ООН принял заявле-
ние о том, что проведение референдума в Ирак-
ском Курдистане может дестабилизировать
Ирак и затруднить борьбу против ИГ. В СБ
ООН подчеркнули, что поддерживают сувере-
нитет и территориальную целостность Ирака и
призвали решать все споры между регионалами
Иракского Курдистана и Багдадом «в соответ-
ствии с положениями конституции Ирака,
путем диалога и на основе компромисса, при
поддержке международного сообщества». От-
сюда легко сделать вывод о последствиях рефе-
рендума. Точка невозврата в вопросе его прове-
дения пройдена. Барзани, если даст обратный
ход, хоронит свое политическое будущее. Про-
ведение референдума – последний шанс для
него остаться на плаву в государственной иерар-
хии курдской автономии. Законные сроки его
пребывания на посту главы Иракского Курди-
стана истекли, а довод для их продления (в том
числе под нажимом Вашингтона) в виде необ-
ходимости сохранения стабильности для борь-
бы с ИГ исчез при успехах в Сирии и Ираке.
Нарастает напор на Барзани со стороны его оп-
понентов с требованием покинуть свой пост.
Общая поддержка всех политических пар-
тий автономии идеи о проведении референду-
ма имеет основное требование – Барзани дол-
жен уйти из руководства и дать обязательство
в том, что пост главы региона не будут зани-
мать представители его клана. Это было усло-
вием поддержки проведения референдума и
разблокирования работы парламента Ирак-
ского Курдистана со стороны оппозиционной
партии «Горан». Готовность поддержать рефе-
рендум со стороны Патриотического союза
Курдистана (ПСК) Дж. Талибани также выте-
кает из внутрикурдской борьбы и проблемы
дележа нефтяных доходов. 16 сентября одна из
главных фигур в ПСК – Б. Салих объявил о
том, что пойдет на предстоящие парламент-
ские выборы самостоятельно. Раскол и в Рабо-
чей партии Курдистана (РПК), где сторонники
А. Оджалана вытесняются с руководящих по-
стов. Один из побудительных мотивов преста-
релых лидеров курдского политикума для про-
ведения референдума – отвлечение населения
от кризиса смены элит. И политическая борьба
после референдума будет только нарастать.
Важен и экономический аспект. Эрбиль
не готов остаться без турецких товаров при
блокировании экспортных мощностей для
отправки нефти в Турцию и прекращении
финансовых траншей из Багдада. Он этого не
выдержит. Это нивелирует опасения насчет
того, что после проведения референдума пой-
дет процесс установления государственных
границ и обособления курдской автономии,
что спровоцирует бои в спорных районах
Ирака и интервенцию вооруженных сил Баг-
дада и Анкары в Иракский Курдистан и зоны
компактного проживания курдов в Сирии и
Ираке. Отдельные инциденты возможны, но
говорить о начале полномасштабной арабо-
курдской или турецко-курдской войны не
стоит. Курды не пойдут на это, а основные ре-
гиональные игроки – Иран, Турция и Ирак в
эскалации конфликта не заинтересованы.
Впрочем, в 2005 году в Иракском Курдистане
проходил референдум и порядка 98 процен-
тов проголосовали за независимость. В итоге
ничего не произошло.
ТУРЕЦКАЯ СТЕНА
По сообщению Анатолийского агентства,
Турция рассчитывает к концу сентября завер-
шить возведение бетонной стены вдоль грани-
цы с Сирией. Строителям осталось установить
около 97 из 828 километров. Работа идет в
южной горной части провинции Хатай. Про-
ект пограничного барьера «Экстренная систе-
ма физической безопасности границы» начат в
2016 году. Для заграждения используются бе-
тонные блоки высотой три метра с колючей
проволокой. Через каждые 300 метров –
башни, оборудованные тепловыми и инфра-
красными видеокамерами, системами ночного
видения, радарами, детекторами сейсмических
и акустических колебаний. На них устанавли-
вают лазерные и стрелковые системы с дистан-
ционным управлением для поражения живой
силы, наземной техники и БЛА, устройства
подавления радиосигналов на различных ча-
стотах. ВС Турции намерены использовать
оборудованные средствами слежения дири-
жабли для мониторинга обстановки и переме-
щений на сирийской территории.
Власти Турции строят стену на границе с
Сирией для защиты своей территории от про-
никновения террористов и нелегальных ми-
грантов, контрабанды оружия, взрывчатки и
наркотиков. Анкара не прекратит принимать
беженцев из Сирии и не закроет границу, но
все перемещения будут идти через погранпе-
реходы. Техническое обустройство границы
говорит о том, что турки не планируют втор-
жение в курдские районы на сопредельной
территории для ликвидации отрядов Партии
демократического союза (ПДС). Вероятность
военного противостояния турецкой армии с
американцами, дислоцированными на севере
Сирии в курдских районах и поддерживаю-
щими ПДС, ничтожно мала. Хотя если бы
Анкара пошла на обострение ситуации, аме-
риканцы наверняка постарались бы избежать
столкновения. Но Р. Эрдоган к силовому ва-
рианту решения курдского вопроса не готов.
Это не означает, что Турция оставит курд-
скую проблему на своей границе нерешенной.
Она постарается воздействовать через подконт­
рольные вооруженные группы с двух направле-
ний: из зоны между Аззазом и Джараблусом и
из Идлиба. Однако дорогостоящее техническое
оборудование турецко-сирийской государствен-
ной границы означает, что Анкара готовится к
созданию на севере Сирии независимого курд-
ского анклава. Об этом никогда никто в Турции
официально не скажет, но такой вариант разви-
тия событий признан там реальностью, в пер-
вую очередь в силу позиции Вашингтона, кото-
рому турецкое руководство этого не забудет (о
чем президент Эрдоган неустанно американцам
и напоминает).
22 сентября в курдских районах Роджава
(Сирийский Курдистан) прошли муници-
пальные выборы в 3700 коммунах. Вы-
бранные депутаты в ноябре должны уча-
ствовать в выборах местных советов, а в
январе – парламента. При этом на тер-
ритории региона уже действует Феде-
ральный совет. Это наряду с проведени-
ем в Иракском Курдистане референдума
о независимости и «нейтральной пози-
цией» США, которые заинтересованы в
дальнейшем пребывании на севере
Сирии благодаря лояльности местных
курдов, делает вариант полугосудар-
ственного обособления Раджава решен-
ным. Хотя во многом это декларативный
и пропагандистский момент, а не реаль-
ное обособление.
Что до оборудования госграницы тур-
ками, помимо курдского вопроса они
устанавливают контроль над каналами
материально-технической помощи си-
рийским оппозиционерам в Идлибе. С
учетом присутствия турецких военных в
зоне деэскалации в этой провинции в ка-
честве мониторинговой миссии это долж-
но сыграть решающую роль в борьбе с
саудовским влиянием в Идлибе для миними-
зации боевого потенциала «Джебхат ан-Нусры»
и усиления аналогичных возможностей проту-
рецких групп. Без подпитки их оружием и
живой силой турецкое доминирование там под
вопросом. Усилия же Анкары по минимизации
саудовского влияния в Сирии будут опреде-
лять на среднесрочную перспективу развитие
ситуации в провинции Идлиб, что полностью
отвечает интересам Москвы.
ГРОЗДЬЯ ПЕРЕМЕН
В АРАБСКОМ МИРЕ ЗРЕЮТ СОБЫТИЯ,
СПОСОБНЫЕ КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНИТЬ РЕГИОН
реклама
Референдум в Ираке,
которым угрожают курды,
вне зависимости
от результата не принесет
Курдистану независимости,
хотя осложнит отношения
со всеми соседями,
в первую очередь
с Багдадом
Отечественные и мировые СМИ, говоря о Ближнем Востоке, уделяют главное внимание стратегии американской
администрации в отношении стран региона и тому, на какие подводные камни она наталкивается. Между тем
проблем в арабском мире хватает и без США. Саудовская Аравия стоит перед сменой монарха и сталкивается
с откровенной фрондой влиятельных сил в монаршей семье приходу к власти сына короля Салмана. Турция
завязла в Сирии, причем Анкара терпит поражение в Идлибе от просаудовских боевиков и пытается отгородиться
от своих соседей, включая Сирию, Ирак и Иран. Кризис в отношениях Катара с коалицией АРЕ, ОАЭ,
КСА, Бахрейна и их союзников привел к патовой ситуации: ни Катар, ни его противники не могут добиться
преимущества.
Передача власти
в Саудовской Аравии
зависит от того,
насколько сильный ущерб
нанесут реформы
авторитету и популярности
наследного принца
onedayplanet.ru
Король саудовской аравии
Абдалла ибн Абдул-Азиз Аль Сауд и его команда
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook