Газета «Военно-промышленный курьер». №37 (701) 27 сентября - 3 октября 2017 года - page 9

09
ОРУЖИЕ
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
Сергей БЕЛКОВСКИЙ
На Комсомольской площади в
Челябинске стоит настоящий танк.
Уже несколько поколений выросло,
зная и видя его. Едва ли не каждый
комплект открыток о городе включа-
ет снимок грозной машины на поста-
менте.
Cтереотипы живучи: раз военных
времен танк, значит, обязательно
«тридцатьчетверка». А ведь правиль-
ный ответ – ИС («Иосиф Сталин»).
Тяжелые танки ИС-1 и ИС-2 вели
бои на улицах Берлина, именно им по
силам было пробиваться в прямом
смысле сквозь стены домов, ставших
крепостью. ИС-3 же, стоящий на че-
лябинской площади и ставший даль-
нейшим развитием этих потрясаю-
щих машин, успел в Германию бук-
вально накануне Победы.
Именно тяжелыми танками в пер-
вую очередь прославился Танкоград.
Как выясняется, ныне современные
челябинцы зачастую не знают имен
тех людей, без кого история Танко-
града была бы совсем иной и главное
– не такой впечатляющей.
Среди тех, кто создавал и вошел в
историю отечественного танкострое-
ния, наряду с Исааком Зальцманом,
Жозефом Котиным, Николаем Духо-
вым был и Михаил Балжи. Он поя-
вился на Урале за несколько лет до на-
чала войны. Родился будущий танко-
строитель в Екатеринославской губер-
нии в семье грека, переселившегося на
Украину. Став инженером, по разна-
рядке наркомата Михаил Федорович
был направлен на Челябинский трак-
торный завод, где разворачивалась ра-
бота над новым дизельным трактором
С-65 («Сталинец-65»). Осенью 1935
года он был включен в состав опытно-
конструкторской группы. Работа кон-
структоров завода увенчалась успехом
– в мае 1937-го на Всемирной про-
мышленной выставке в Париже
(Франция) трактор С-65 получил
Гран-при. В те же годы было принято
решение о привлечении тракторной
промышленности к выпуску военной
техники. Михаил Балжи руководил
совершенствованием конструкции тя-
гача С-2 («Сталинец-2») и внедрением
его в серийное производство, за что
был награжден знаком «Передовой
конструктор советского машиностро-
ения».
За год до начала войны вышел
приказ наркома об организации на
ЧТЗ производства тяжелого танка
КВ («Клим Ворошилов»), разрабо-
танного ленинградским Кировским
заводом. В Челябинске создали спе-
циализированное конструкторское
бюро по танкам и заместителем на-
чальника в нем стал Михаил Балжи.
Аккурат под Новый год, 31 декабря
1940 года был собран первый челя-
бинский танк КВ-1. А в конце 1941-го
на базе ЧТЗ, объединившего к тому
времени восемь эвакуированных
предприятий, был создан Танкоград
– по сути гигантский промышленный
комплекс.
С октября 1941 года Михаил
Балжи – старший инженер машины,
то есть он вел конкретный танк от
проектирования до постановки на
производство. С его именем связано
появление облегченного варианта
тяжелого танка КВ-1С. Позднее на
базе КВ-1 были разработаны проек-
ты ряда других машин, при непо-
средственном участии Михаила Фе-
доровича создавалась, в частности,
артиллерийская самоходная установ-
ка СУ-152.
Летом 1943 года Балжи стано-
вится заместителем главного кон-
структора Танкограда. Он участвует
в разработке проекта и руководит
производством нового тяжелого
танка – ИС («Иосиф Сталин»). Как
легенду вспоминают на заводе такой
случай. Как-то внимание Балжи
привлекла обычная мыльница.
Только посмотрел он на нее глазами
конструктора: «Вот таким должен
быть профиль башни танка – низ-
кий, слегка приплюснутый, полусфе-
рический».
У военных есть поговорка: «Хоро-
шее оружие устаревает медленно».
Американский журнал «Милитари
ревю» в 1956 году писал: «Советский
тяжелый танк ИС-3 – один из самых
мощных современных танков. Он
имеет исключительно низкий силуэт, а
также эффективное бронирование кор-
пуса и башни. Созданный советскими
конструкторами ИС-3 представляет
собой выдающийся танк». Заметим –
это сказано более чем через десять лет
после окончания войны, при этом
ИС-3 продолжал оставаться эталоном
тяжелого танка.
Очертания танка ИС-3, главным
конструктором которого стал Миха-
ил Балжи, оказали влияние на после-
военное конструирование форм бро-
невой защиты танков всего мира. В
СССР эту форму использовали на
среднем танке Т-54А, в дальнейшем
– на танках Т-72В и Т-80. Форму
корпуса и башни позаимствовали
разработчики американского танка
М-8, английского «Конкэрор» и не-
мецкого «Леопард I».
После окончания войны Михаил
Балжи руководил запуском в произ-
водство тяжелого танка ИС-4 и са-
моходной артиллерийской установ-
ки на его базе.
Весной 1947 года Михаила Балжи
назначили главным конструктором
завода. Под его руководством созда-
ются новые машины: сельскохозяй-
ственный трактор С-64, артиллерий-
ский тягач АТ-С, начались работы
по созданию первого в стране трак-
тора мощностью 140 лошадиных
сил, предназначенного для выполне-
ния тяжелых земляных
работ.
С 1949 года Балжи
по
совместительству
преподавал в ЧПИ, а в
1952-м ушел туда на по-
стоянную работу, заве-
довал танковой кафед-
рой, которая в секрет-
ных традициях того
времени
называлась
«Колесно-гусеничные ма-
шины» – КГМ. В 1965
году создатель тяжелых
танков стал доктором
технических наук, про-
фессором.
Умер Михаил Федо-
ровичБалжи13 сентября
1970 года. Похоронен он
на Успенском кладбище в
Челябинске, на могиле
установлен барельеф с
его изображением.
МузеемЧТЗ разрабо-
тан специальный марш-
рут по дорогам Танкогра-
да. Вместе с сотрудником
музея школьники и взрослые проходят
мимопривычных домов, останавливают-
ся, чтобы узнать, какие люди и события
были связаны с этимиместами в годыВе-
ликой Отечественной войны. Нередко
можно услышать: что толку носиться с
этой милитаристской историей, детям
сейчас это неинтересно.
Сотрудники музея отвечают:
может, это и милитаристская история,
но это история, давшая Челябинску
его собственную неповторимую судь-
бу. Об этом нужно знать и этим нужно
гордиться.
НАСЛЕДИЕ
ПОЛИГОН «ПАТРИОТА»
реклама
Неубиваема
классика
ТАЛАНТЛИВЫЙ КОНСТРУКТОР
ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА ОПРЕДЕЛИЛ
ТАНКОВУЮ МОДУ НА ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Созданные гением конструктора Михаила Балжи танки
старели долго – настолько они были совершенны. Их формы
копировали разработчики боевых машин во всем мире.
static-ptl-ru.gcdn.co
Форму корпуса и башни у ИС-3 позаимствовали
разработчики американского танка М-8,
английского «Конкэрор» и немецкого «Леопард I»
pomnite-nas.ru
я
Вера ЗАХАРОВА,
сотрудник Музея
бронетанковой техники
Справа от пушки во всех башнях и
в кормовых нишах второй и третьей
башен в шаровых опорах были уста-
новлены пулеметы ДТ, еще один рас-
полагался в шаровой опоре в корме
мотоброневагона. Кроме того, в бор-
тах корпуса имелись четыре пулемета
максим, по два на борт. Корпус бро-
невагона изготавливался из катаных
броневых листов, соединенных свар-
кой. Толщина борта корпуса – 16–20
миллиметров, рубки – 20 миллимет-
ров, крыши – 10 миллиметров, башен
– 20 миллиметров. Борто-
вые листы корпуса распола-
гались под углом 10 граду-
сов к вертикали. Управле-
ние броневагоном, масса
которого составляла 80
тонн, и вооружением осу-
ществлялось экипажем до
40 человек.
Первый образец мото-
броневагона под названием
МБВ № АЕ-01 был готов к
7 ноября 1936 года, но из-за
выявленных недостатков за-
водские испытания начались
только 12 февраля 1937-го
на железнодорожной линии
Ленинград – Псков. Парал-
лельно с испытанием МБВ
№ 01 Кировский завод стал
изготавливать второй экземпляр мо-
тоброневагона. На нем в числе про-
чих улучшений планировалась воз-
можность перехода на западноевро-
пейскую колею. Второй образец мо-
тоброневагона МБВ № АЕ-02 был
принят военпредом АБТУ РККА на
Кировском заводе 17 апреля 1937
года и направлен на заводские испы-
тания. В начале июля 1941 года для
мотоброневагона МБВ № 02 сфор-
мировали экипаж, и с 20 июля он
придается бронепоезду № 60 для со-
вместных действий. Вплоть до начала
августа МБВ № 02 и бронепоезд
№ 60 поддерживали наши части на
участках Кингисепп – Молосковицы
и Ястребино – Молосковицы. 13 ав-
густа мотоброневагон подвергся ин-
тенсивному обстрелу немецкой ар-
тиллерией, разрушившей железнодо-
рожные пути, но смог выйти из зоны
поражения.
18 августа МБВ и бронепоезд
№ 60 перебросили в район станции
Чудово, где они вошли в состав груп-
пы бронепоездов майора Головачева.
С 21 по 29 августа 1941 года мото-
броневагон в составе группы поддер-
живал огнем своих орудий части 48-й
армии, а 30 августа убыл на ремонт в
Ленинград.
Директивой штаба Ленинград-
ского фронта от 24 января 1943 года
был сформирован 14-й отдельный
дивизион бронепоездов, куда вклю-
чили бывший бронепоезд № 30
«Стойкий» краснознаменного Бал-
тийского флота и мотоброневагон
МБВ № 02, позже получивший имя
«Стремительный». Бронепоезда по-
лучили следующие номера – № 600
«Стойкий» и № 684 «Стремитель-
ный».
14-й отдельный дивизион бронепо-
ездов до августа 1943 года поддержи-
вал артиллерийским огнем
части 23-й армии, с августа
по декабрь действовал у Си-
нявино в составе 67-й армии.
В декабре 1943-го дивизион
включили в 53-ю армию и с
января 1944 года он уча-
ствовал в боях по снятию
блокады Ленинграда в райо-
нах Колпино, Саблино,
Красный Бор. В это время
бронепоездом№684 «Стре-
мительный» командовал ка-
питан Л. Доченко. В ходе
ремонта на Заводе имени
Сталина летом 1943 года
МБВ № 02 перевооружили,
заменив пушки Л-11 на
76-мм танковые Ф-34.
В мае-июне 1944 года
14-й дивизион бронепоездов артил-
лерийским огнем поддерживал на-
ступление 21-й армии на Сестрорец-
ком направлении, затем до августа
прикрывал восстановление станций и
железной дороги от атак с воздуха.
После войны в 1948–1950 годах
вагон проходил очередную модерни-
зацию, но она оказалась неудачной –
конструкторам так и не удалось обе-
спечить нормального охлаждения
установленного танкового дизеля
В-2. В 1952 году мотоброневагон
МБВ-2 направили в музей в Кубинку,
где он находится и по сей день.
В 1930 году на Заводе имени С. М. Кирова в Ленинграде
родилась идея моторного броневого вагона, который бы
не уступал по огневой мощи легким бронепоездам,
а по маневренности и защищенности превосходил их.
В конструкции использовались узлы среднего танка Т-28.
В трех башнях, расположенных в два яруса, были установлены
76,2-мм пушки ПС-3 образца 1927–1932 годов.
МОТОРНЫЙ БРОНЕВОЙ ВАГОН КИРОВСКОГО
ЗАВОДА ПО СУТИ БЫЛ ДРЕЗИНОЙ,
НАПОМИНАВШЕЙ ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ
24 января 1943 года
был сформирован
14-й отдельный
дивизион бронепоездов
и мотоброневагон
МБВ № 02 получил имя
«Стремительный»
ТАНК
НА РЕЛЬСАХ
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12
Powered by FlippingBook