Газета «Военно-промышленный курьер». №45 (709) 22-28 ноября 2017 года - page 2

02
Конкуренция
№ 45 (709) 22–28 ноября 2017 года
ГЕОПОЛИТИКА
Александр БАРТОШ,
член-корреспондент
Академии военных наук РФ,
эксперт Лиги военных
дипломатов
На заседании Совета НАТО на
уровне министров обороны 8–9 нояб-
ря в Брюсселе главное внимание уде-
лялось адаптации к спектру новых вы-
зовов и угроз. Это в первую очередь
кибер- и международный терроризм,
распространение ОМУ. Муссируется
тезис о возрастании российской мощи
и необходимости сдерживания. В дис-
куссии министры сделали акцент на
совершенствовании структуры ко-
мандных органов альянса, ситуации в
Северной Корее, развитии обстановки
в Афганистане и борьбе с «Исламским
государством» (запрещенным в РФ).
Традиционной темой стало равномер-
ное распределение финансового вкла-
да между союзниками, а также взаи-
модействие с партнерами в Юго-
Восточной Азии (Япония, Южная
Корея, Австралия и Новая Зеландия).
Силы нагибания карликов
Важное место в дискуссии удели-
ли вопросу совершенствования воз-
можностей
Североатлантического
союза по переброске дополнительных
сил из США и Канады в Старый Свет
и транспортировке тяжелой военной
техники на Европейском ТВД.
Ссылаясь на «агрессивное поведе-
ние России», масштабные военные уче-
ния на границах альянса, министры
высказались в пользу создания двух
новых структур ОВС НАТО: Коман-
дования по обеспечению перебросок
живой силы и военной техники из
США и Канады в Европу и Командо-
вания по обеспечению военных пере-
бросок в пределах Европы. Высокая
стоимость проектов неизбежно вызо-
вет внутренние разногласия, их придет-
ся преодолевать, если, как подчеркива-
лось, альянс хочет оставаться
силой, с которой нужно счи-
таться.
Соответствующие
уведомления о военных стан-
дартах и требованиях к граж-
данской транспортной ин-
фраструктуре направлены
министрам финансов, транс-
порта и внутренних дел со-
юзных стран. Обеспечение
военной мобильности про-
возглашено приоритетом со-
трудничества НАТО и ЕС.
Одновременно принято
решение ускорить адаптацию законо-
дательной базы стран-участниц для
обеспечения беспрепятственного пере-
сечения национальных границ при пе-
ребросках техники и военнослужащих.
Для совершенствования команд-
ной структуры ОВС решено создать
Центр кибернетических операций,
что должно способствовать интегра-
ции компьютерных сил в общую си-
стему оперативного планирования.
Однако не все союзники готовы
изыскивать дополнительные сред-
ства на затратные инфраструктурные
проекты. В старой Европе довольно
скептически относятся к утвержде-
ниям коллег с востока о растущей
угрозе непосредственного вторже-
ния России. Поэтому призывы лиде-
ров Польши и Прибалтики уделять
больше внимания активной обороне
вызывают сдержанную реакцию.
Президент Трамп не снижает дав-
ления на членов альянса с целью до-
биться выполнения обязательств по
двум направлениям: равномерное рас-
пределение финансового бремени
между союзниками и наращивание
усилий в борьбе с международным тер-
роризмом. В соответствии с решением
саммита, состоявшегося в 2014 году в
Варшаве, государства-участники пре-
кратили сокращать расходы на оборо-
ну и начали поднимать их к согласован-
ному уровню в два процента от ВВП.
На сегодня Великобритания, Гре-
ция, Польша, Эстония несколько
перевыполнили установленный уро-
вень расходов. Близки к нему Румы-
ния, Литва и Латвия. Однако реаль-
ный вклад карликов в копилку неве-
лик, а более весомые в экономиче-
ском плане союзники не спешат к
установленному рубежу.
Североатлантический
в широком смысле
Действия США на Ближнем
Востоке и в Юго-Восточной Азии
расширяют географию гибридных
угроз альянсу и обостряют ситуацию
в Европе. Вовлеченность в события
на Ближнем Востоке усиливает
риски, альянсу приходится сталки-
ваться с рядом новых военно-
политических опасностей.
На выработку консолидирован-
ного ответа блока существенно влия-
ет позиция Турции, имеющей самую
большую армию среди европейских
членов НАТО. Теоретически она
прикрывает южный фланг альянса от
любой потенциальной российской
угрозы, которая возникнет с Черного
моря или Кавказа. Но Анкара все
больше руководствуется собствен-
ным пониманием приоритетов реги-
ональной политики. Эта позиция
воспринимается как идущая вразрез с
консолидированными
интересами
альянса. Брюссель обеспокоен реше-
нием Турецкой Республики купить
российскую систему С-400, хотя ста-
рательно пытается обойти политиче-
ские аспекты этого вопроса, сводя
озабоченность лишь к проблеме обе-
спечения совместимости с натовски-
ми комплексами ПВО.
Не придают устойчивости альянсу
и призывы главы немецкого Минобо-
роны Урсулы фон дер Ляйен к более
тесному двустороннему сотрудниче-
ству между Германией и Францией в
сфере безопасности, включая создание
нового военного союза. Канцлер Анге-
ла Меркель и президент Эммануэль
Макрон обсудили подобную перспек-
тиву и поручили военным ведомствам
проработать вопрос о создании со-
вместного фонда обороны.
Важным направлением глобализа-
ции НАТО остается укрепление парт-
нерских связей с Японией, Южной
Кореей, Австралией иНовой Зеланди-
ей. Во время визита в Токио и Сеул в
конце октября – начале ноября генсек
альянса Йенс Столтенберг выдвинул
инициативы, которые по замыслу ру-
ководства блока должны привлечь
внимание азиатских партнеров. Он
пригласил японцев и южнокорейцев
присоединиться к использованию
платформы по обмену информацией
о вредоносных программах, разрабо-
танной совместно НАТО и ЕС. Такой
шаг позволит в реальном времени де-
литься данными о кибератаках. Поль-
зуясь случаем, японцы попросили дать
им возможность участвовать в работе
натовского Центра передового опыта
в области киберзащиты в Таллине.
В Юго-Восточной Азии растет
интерес к опыту альянса в противо-
действии гибридным угрозам, и
Столтенберг назвал несколько прио-
ритетов в этой сфере, обозначив воз-
можные пути взаимодействия с Япо-
нией и другими партнерами в ЮВА.
Генсек отметил, что гибридные угро-
зы соединяют регулярные и иррегу-
лярные возможности, позволяют
концентрировать их на нужных на-
правлениях и объектах для создания
эффекта стратегической внезапно-
сти. Важное направление – противо-
действие дезинформации и пропа-
ганде за счет распространения среди
союзников и партнеров «правдивых»
сведений об обстановке.
Столтенберг подчеркнул актуаль-
ность борьбы с киберугрозами. Имен-
но сетевые атаки представляют собой,
по его мнению, неотъемлемую и наи-
более опасную часть любого будущего
конфликта как средство подрыва на-
циональных институтов и военных
возможностей, вмешательства в поли-
тические процессы, распространения
дезинформации. В этом контексте он
предложил наладить обмен опытом и
технологиями обеспечения защиты
компьютерных сетей.
В качестве важного направления
взаимодействия зафиксировано согла-
сие организовать на постоянной осно-
ве обмен опытом использования си-
стем ПВО/ПРО «Иджис», стоящих
на вооружении ВМС некоторых стран
альянса и Японии. Таким образом, с
учетом известного переключения вни-
мания США на Тихоокеанский регион
НАТО по программе «Партнерство
ради мира» наращивает усилия по ин-
тегрированию Японии и Южной
Кореи в свои военные процедуры.
Война без правил
Изменение НАТО связано с про-
цессами гибридизации и хаоса. При
этом альянс играет в них двоякуюроль
– объекта и субъекта. Под гибридиза-
цией НАТО как военно-политической
структуры следует понимать процесс
заимствования у других организаций
обеспечения международной безопас-
ности (прежде всего ООН и ОБСЕ)
широкого спектра разнородных
функций, задач, понятий и методов.
Незаконный с точки зрения мирово-
го права перехват осуществляется
при поддержке США и некоторых
других членов блока. Отдельные по-
пытки России, Китая, еще нескольких
государств воспрепятствовать этому
лишь подчеркивают самодовлеющий
характер происходящего. В результа-
те альянс в конце XX – начале XXI
века превратился в крупную структу-
ру, деятельность которой не подчи-
няется международным нормам и
правилам, ведется на основе внутрен-
них процедур и направлена на реали-
зацию интересов консолидированно-
го Запада.
Если во времена СССР и Орга-
низации Варшавского договора
функции НАТО ограничи-
вались военными вопроса-
ми, а географически –
зоной его ответственности,
то с начала 90-х годов за-
пущены механизмы глоба-
лизации. Альянсу предпи-
сано заниматься широким
спектром силовых и иных
технологий. Инструмента-
ми выступают как новые
факторы и явления вроде
гибридных войн и «цвет-
ных революций», так и не-
государственные акторы междуна-
родных отношений (в том числе се-
тевые террористические структуры,
частные военные компании). Новую
динамику процессу придает появле-
ние на мировой арене таких ярких и
непрогнозируемых политиков, как
Дональд Трамп и Ким Чен Ын.
Катализаторами глобальной гибри-
дизации и хаотизации видится группа
факторов:
– снижение возможностей орга-
низаций обеспечения международ-
ной безопасности по предупрежде-
нию и разрешению конфликтов.
Этому во многом способствуют
США, применяя силу вопреки су-
ществующим нормам и правилам,
создавая американскую стратегиче-
скую ПРО;
– возрастающая хаотизация меж-
дународных отношений, спровоци-
рованная незаконным применением
силы Вашингтоном, организованны-
ми извне государственными перево-
ротами на Ближнем Востоке, в Се-
верной Африке и на Украине;
– развитие сетевых форм между-
народного терроризма, распростра-
нение ОМУ и средств его доставки;
– активизация военных приго-
товлений НАТО с четкой ориента-
цией против России, наличие у
альянса широкой сети партнерских
программ и проектов, охватываю-
щей ключевые регионы мира.
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
Самовольное присвоение разнородных функций и задач
организаций обеспечения международной безопасности
превращает Североатлантический альянс в гибридную
и безответственную структуру.
НАТО стало структурой,
деятельность которой
не подчиняется
международным нормам
ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Мосты
конфронтации
НАТО не хватает Командования
по обеспечению хаоса
birdvil.ru
Евгений
САТАНОВСКИЙ,
президент
Института
Ближнего Востока
О некоторых аспектах саудовской (и не только) актив-
ности в Африке и на Ближнем Востоке расскажет статья,
основанная на материалах экспертов ИБВ А. Быстрова и
Ю. Щегловина.
Дружба разведками
В интервью арабской газете «Элаф» начальник Ген-
штаба ЦАХАЛ Г. Айзенкот заявил, что у КСА и Израиля
общие интересы в отношениях с Ираном, стремящимся
«установить свое господство на Ближнем Востоке по-
средством двух шиитских полумесяцев – из Ирана через
Ирак в Сирию и Ливан... и через Персидский залив от
Бахрейна к Йемену и вплоть до Красного моря». И до-
бавил: «... мы готовы обмениваться опытом и разведыва-
тельной информацией с умеренными арабскими госу-
дарствами для противодействия Ирану... Если это необ-
ходимо, готовы предоставить Эр-Рияду разведданные».
Сенсация? Отнюдь.
По данным французских источников, активный обмен
информацией между политической и военной разведкойИз-
раиля (МОССАД и АМАН) и Управлением общей разведки
(УОР) КСА идет минимум с октября 2016 года. Именно
тогда руководство УОР отмечало в докладе королю: «Обмен
разведывательной информацией с израильской стороной
никогда еще не был таким интенсивным. Он распространя-
ется на все аспекты разведывательной работы, включая дан-
ные агентурной разведки, радиоперехват и анализ». Тема раз-
ведсводок – Иран, его активность в регионе, проиранские
группировки ливанской «Хезболлы», иракские шиитские
Силы народной мобилизации и йеменские хоуситы.
Обмен по разным каналам шел сравнительно давно.
Но до прошлого года этот формат связи был нерегуляр-
ным и неактивным. С октября же прошлого года начался
постоянный обмен информацией. Договоренность о со-
трудничестве в радиоразведке была достигнута еще в
2014-м. Инициатором активизации сотрудничества стал
Эр-Рияд, заинтересованный в модернизации старых и
строительстве новой станции радиоперехвата в КСА с из-
раильской технической начинкой. Речь шла об обновле-
нии системы Command & Control (C4I). На то время сау-
диты кроме американской базы АНБ современных струк-
тур не имели. Заказчиком выступило УОР КСА. Модер-
низацию проводили специалисты Elbit Systems, что никто
из участников проекта не афишировал. Основным посред-
ником в установлении контактов для обмена разведыва-
тельной информацией выступил бывший глава МОССАДа
Т. Пардо. В бытность руководителем этой спецслужбы он
несколько раз встречался с тогдашним главой УОР КСА
принцем Бандаром. До него это делал предшественник
Чистка
контрактов
Борьбу за передел ближневосточного оружейного рынка
выигрывают США и Израиль
Несмотря на традиционную антиизраильскую риторику, монархии Персидского залива
сотрудничают с еврейским государством, опасаясь Ирана (или из практических соображений,
связанных с укреплением экономики). Переходя от уверений во взаимопомощи и арабском
единстве к жесткой конфронтации, соперничают в Магрибе, Машрике, государствах Сахары,
Сахеля или субсахарской Черной Африки. Заигрывают с США и плетут сложные интриги
со странами ЕС. Конкурируют не только с Ираном, но и с расширяющей свою зону влияния
Турцией. И все больше боятся России, показавшей в Сирии свою дееспособность.
Президента Франции Макрона
в  аэропорту встречал наследный принц
Мухаммад бен Салман
geroy.ru
КРИК ДУШИ
Джеймс ПЯТРАС,
профессор социологии
Университета Бингхэмтон
(Нью-Йорк)
Во многих случаях отбор лидеров
в КНР исходит из принципа, согласно
которому руководящие посты должны
занимать наиболее способные люди
независимо от их социального проис-
хождения. Но и в США, и в Китае
процесс выдвижения непрозрачен.
США: ДЕМОС БЕЗ КРАТОСА
Отбор лидеров в экономической,
политической и культурной сферах
основан на нескольких недемократи-
ческих процедурах. Это наследова-
ние поста через семейные связи, пер-
сональный доступ к кредитам и фи-
нансам, политический патронат. К
этому примыкают лоббирование и
элитные продажи-покупки должно-
стей и покровительства. Кроме того,
большую роль играют связи канди-
дата со СМИ и возможность мани-
пулирования электоральными про-
цедурами. Наличествуют также фа-
воритизм среди чиновничества по
этническим или религиозным при-
знакам, влияние внутрипартийной
иерархии и еще ряд ходов.
Американские лидеры в сфере
экономики
увеличили
переток
средств из производственной и инвес-
тиционной сфер в финансовый сек-
тор или в заморские налоговые рай-
ские кущи.
Американские политические ли-
деры увеличили военные расходы и
развязали новые войны, сократив
инвестиции во внутренние социаль-
ные службы и здравоохранение, сни-
жая внутренний экономический рост
и ужимая инвестиционные и торго-
вые рынки.
Американские лидеры в сфере
культуры получают вознаграждение за
защиту, продвижение и приукрашива-
ние империалистических завоеваний,
а также за клевету в адрес независимых
государств и руководителей.
Степень непрозрачности амери-
канского отбора руководителей в
крупных инвестиционных банках, по-
литических партиях, органах законо-
дательной и исполнительной власти
и в научных организациях возрастает
угрожающими темпами и влечет зна-
чительные негативные последствия.
Американских бизнес-лидеров не
судят по результатам их экономиче-
ской и политической деятельности.
Основой для отбора лидеров кон-
гресса и президентов результаты
предыдущей деятельности кандида-
тов не служат. Решающим фактором
является способность продвигать ин-
тересы элиты, вести империалистиче-
ские войны ради ублажения амбиций
и жадности гражданских милитари-
стов и для сокрытия широко распро-
страненной коррупции, смазываю-
щей колеса спекуляции.
КИТАЙ: ОТ КОЛХОЗА ДО ОБКОМА
Китайских лидеров отбирают на
основе многоуровневых консульта-
ций из числа талантливых професси-
оналов, уже зарекомендовавших себя
на руководящих постах и достигших
положительных результатов в той
или иной сфере.
Прошедший съезд правящей
Коммунистической партии Китая
высветил три жизненно важных на-
правления деятельности: сокращение
неравенства, борьба с ухудшением со-
ОРГОТДЕЛ ПРОТИВ
Отбор лидеров в США
не имеет ничего общего
с демократическим
процессом. Интересно
сравнить его с тем,
что происходит в Китае.
nn.by
В СРАВНЕНИИ СИСТЕМ
ОТБОРА РУКОВОДСТВА
США ПРОИГРЫВАЮТ
КИТАЮ ВЧИСТУЮ
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,...12
Powered by FlippingBook