Газета «Военно-промышленный курьер». №45 (709) 22-28 ноября 2017 года - page 8

Сергей БЕЛКОВСКИЙ,
корреспондент «ВПК»
(Челябинск)
ЧТЗ отгрузил Министерству обо-
роны первую опытно-серийную пар-
тию машин. Перед отправкой они
прошли обкатку на заводском поли-
гоне и были приняты специальной
комиссией. На заводе считают новое
направление в отечественном тракто-
ростроении – производство инженер-
ных машин с усиленной защитой –
перспективным. Они могут приме-
няться в самой разной обстановке,
когда существует внешняя угроза
оператору. Это, например, ликвида-
ция стихийных бедствий, тушение
лесных пожаров, работа в гористой
местности, где ожидаемы камнепады.
Отдельная сфера – выполнение
инженерно-строительных задач в
зоне локальных конфликтов, где есть
вероятность обстрела.
На ЧТЗ начали разрабатывать
такие машины в инициативном по-
рядке, результаты показали на не-
скольких выставках. Модель брони-
рованного бульдозера заинтересовала
военных не только степенью защиты,
но и экономичностью. Традиционно
инженерные машины для работы на
передовой создавались на базе танков
и БМП, что выходило в несколько
раз дороже в изготовлении, чем челя-
бинский трактор. А в эксплуатации
новинка дешевле в 20 раз, в первую
очередь вследствие того, что рабочий
ресурс гражданской техники тради-
ционно гораздо выше, чем военной.
Тракторы-броненосцы не челя-
бинское изобретение. Первые такие
машины стали делать в Израиле в
конце 80-х для борьбы с террориста-
ми. Мощная техника крушила по-
стройки, в которых укрывались бое-
вики. Это позволяло избежать жертв
среди мирного населения и силови-
ков. Бронированные тракторы в даль-
нейшем стали выпускать США, Япо-
ния, Китай и другие страны.
Однако уральская разработка
имеет важные особенности. Во-
первых, базой для «тракторов по
призыву» служат их гражданские со-
братья – выпускающиеся на пред-
приятии серийные машины 10 и
15-го классов тяги. Для превращения
их в военную технику требуются не-
значительные технические измене-
ния. Во-вторых, заводская конструк-
ция предусматривает для остекления
кабины использование единого стек-
лоблока массой 35 килограммов с
возможностью его замены за 15
минут. Для сравнения: у иностранных
аналогов на одной машине четыре
типа стеклоблоков, среди них по 100
килограммов и более, что создает
проблемы при ремонте в полевых
условиях. Еще отличие: капот ураль-
ского трактора защищен бронелиста-
ми полностью, традиционные буль-
дозерные жалюзи для забора воздуха
отсутствуют, их роль выполняет зазор
между кабиной и капотом.
«Мертвых зон» у этой техники го-
раздо меньше, чем у серийного граж-
данского изделия, оператор с помощью
видеокамер и установленных в каби-
не мониторов видит все, что ему не-
обходимо. Основным двигателем в
партии, отгруженной Министерству
обороны, стал дизель Ярославского
моторного завода, но при желании
заказчика силовая установка может
быть и другой.
Заинтересованность в новой про-
дукции челябинцев уже выказали не-
сколько заказчиков, среди них есть и
зарубежные.
МЫ С ЖЕЛЕЗНЫМ КОНЕМ
ВСЕХ ВРАГОВ УБЕРЕМ
Челябинский тракторный
завод продемонстрировал
новые направления
производства гусеничной
техники для нужд армии –
гражданские бульдозеры,
приспособленные к решению
военных задач.
КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ
БУЛЬДОЗЕР
Пресс-служба ЧТЗ
08
«ОБОРОНКА»
№ 45 (709) 22–28 ноября 2017 года
НОВИНКА
Руководство ОАЭ обращалось с запросом на продажу F-35
еще во время нахождения на посту президента США Барака
Обамы, но так и не получило тогда конкретного ответа. При адми-
нистрации Дональда Трампа, по всей видимости, тема вновь воз-
вращается в перечень приоритетных в списке военно-технического
сотрудничества. Стефан Уилсон заявил на пресс-конференции,
что переговоры с новой администрацией США проводятся в на-
стоящее время по вопросу продажи F-35 странам-партнерам, ко-
торым эти самолеты необходимы. Когда же генералу был задан
вопрос о том, что в феврале 2017 года Абу-Даби подписали с Рос-
сией меморандум о взаимопонимании по разработке легкого ис-
требителя 5-го поколения, который потенциально препятствует
продаже F-35, Уилсон отказался от комментариев.
«СУХОЙ» ПОДРУЖИТСЯ СО ВСЕМИ
Согласно информации, полученной на салоне, ОАЭ заинтере-
сованы в покупке F-35. Но корпорация «Локхид Мартин» утверж-
дает: конкретных договоренностей к настоящему времени нет,
подчеркивая, что такая продажа возможна только на основе меж-
правительственного соглашения. Но производитель всегда под-
держит и выполнит решение, которое будет принято Пентагоном.
Необходимо отметить, что американская сторона не представила
в Дубае какого-либо рассекреченного демонстратора кабины
F-35, отсутствовали на салоне и представители корпорации, от-
вечающие за международный маркетинг истребителя.
По мнению экспертов, возможная эксплуатация и американ-
ских, и российских самолетов не является чем-то беспрецедент-
ным, хотя до настоящего времени смешанные авиационные парки
никогда не включали малозаметные истребители 5-го поколения.
Малайзия, например, эксплуатирует F/A-18 корпорации «Боинг» и
Су-30МКМ холдинга «Сухой». В составе ВВС Египта имеются аме-
риканские F-16 и наши МиГ-21. В ВВС Пакистана эксплуатируются
те же F-16 и китайские JF-17.
Вполне очевидно, что любой возможной сделке по поставке
F-35 Эмиратам может воспрепятствовать негативная позиция Из-
раиля. Но, как подчеркивают эксперты, даже продажа этих истре-
бителей противнику в регионе Пер-
сидского залива не может подо-
рвать качественного военного пре-
имущества Тель-Авива, поскольку
вероятные поставки F-35 в любом
случае не начнутся в ближайшей
перспективе. Тогда как ВВС Израи-
ля уже получили первую партию
F-35, а к 2027 году получат все 50
заказанных самолетов.
Если же говорить о российской
стороне, представители промыш-
ленности достаточно сдержанно
оценивают подоплеку интереса
ОАЭ к закупке многоцелевых Су-
35. Во всяком случае, как подчер-
кивает информационно-аналитическое агентство «Джейнс»,
такие мнения высказывались по ходу салона.
На «Дубай эйршоу-2017» Россия отправила представительную
делегацию, в состав которой входили вице-премьер Дмитрий Рого-
зин и глава Федеральной службы по военно-техническому сотруд-
ничеству Дмитрий Шугаев. Но они проявили сдержанность в оцен-
ках перспектив продвижения Су-35 в Эмираты. Официальных объ-
явлений на эту тему на авиасалоне не было, как и новостей, касаю-
щихся сотрудничества России и ОАЭ в оборонной сфере.
ПОКАЗЫВАЕМ ДУБАЮ, ПРОДАЕМ МИРУ
В начале 90-х Эмираты уже проявляли серьезный интерес к
Су-35, однако в конечном счете они сделали это для того, чтобы
заставить Соединенные Штаты поставить им новейший истреби-
тель F-16E/F Block 60. В результате американская сторона прода-
ла ОАЭ самолет, который значительно превосходил F-16, состоя-
щий на вооружении ВВС США, и был оснащен новейшим оборудо-
ванием, в том числе РЛС с активной фазированной антенной ре-
шеткой. Не исключено, что история может повториться. Не
случайно генерал Стефан Уилсон заявил в Дубае, что Вашингтон
может пересмотреть свою политику, в частности изучить вероят-
ность поставки F-35 арабским союзникам.
В то же время в случае приобретения Су-35 возможности
военно-воздушных сил ОАЭ значительно возрастут. Су-35, напри-
мер, может нести в два-три раза
больше вооружений. Также экспер-
тами высоко оцениваются радио-
электронные компоненты россий-
ского истребителя, включая РЛС
Н035 «Ирбис-Э», и его двигатели, в
которых применены самые совре-
менные российские наработки. А
летная демонстрация Су-35 в Дубае
еще раз наглядно показала, что
электродистанционная
система
управления в сочетании с двигате-
лями с управляемым вектором тяги
делает эту машину в воздухе про-
сто непревзойденной.
Вполне очевидно, что Соеди-
ненные Штаты доминируют в регионе Персидского залива как
основной экспортер вооружений и военной техники. Пока все го-
ворит за то, что Эмираты, проявив интерес к Су-35 еще на салоне
«МАКС-2015» и настояв на представлении нашего истребителя на
статической экспозиции и в летной программе «Дубай Эйр-
шоу-2017», будут вести длительные переговоры как с американ-
ской, так и с российской стороной, обговаривая нужные им усло-
вия не только в получении самих летательных аппаратов, которые
они выберут, но и перспективных авиационных технологий, свя-
занных с их производством.
В то же время мы предложили Эмиратам не просто новейшую
авиационную разработку, а истребитель, показавший высокую
эффективность на Сирийском ТВД. При этом в системе военно-
технического сотрудничества России с зарубежными странами
вполне обоснованно полагают, что для многих инозаказчиков де-
монстрация эффективности оружия в реальных боевых условиях
является отправной точкой для принятия каких-то принципиаль-
ных решений, в том числе относительно покупки.
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
пьезокерамические элементы,
многослойные актюаторы,
армированные актюаторы,
микродвигатели, микрореле
датчики различных типов,
пьезокерамические трансформаторы,
пьезокерамические фильтры,
гидроакустические модули,
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
генераторы на ПАВ,
линии задержки.
реклама
Представители
промышленности
сдержанно оценивают
подоплеку интереса ОАЭ
к закупке Су-35
58
20
8
4
3
2 1
4
США
Великобритания
Франция
Италия Европейские страны Швейцар
Канада Другие страны
Основные поставщики боевой авиации и оборудования странам
Персидского залива в 2012-2021 гг., %
ОСНОВНЫЕ ПОСТАВЩИКИ БОЕВОЙ АВИАЦИИ
И ОБОРУДОВАНИЯ СТРАНАМ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА
В 2012–2021 годах (%)
США
Великобритания
Франция
Италия
Европейские страны
Швейцария
Канада
Другие страны
7,1
8,1
8
5
4,3
4,5
5,1
5,6
5,9
6
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Объём совокупного бюджета стран региона Персидского залива по закупке авиационной техники в 2012-2021,
млрд дол.
1
0,5
1
3
11
21
23
2,5
1
12
9
1
1
1
1
1,5
4
16
28
25
24
80
77,5
51
50
47
42
41
15
19
21,5
20
12
10
10
0%
20%
40%
60%
80%
100%
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Бахрейн Кувейт Оман Катар СаудовскаяАравия ОАЭ
Импорт авиационной продукции странами Персидского залива в 2015-2021, %
ИМПОРТ АВИАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ СТРАНАМИ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА В 2015–2021 годах (%)
Бахрейн
Кувейт
Оман
Катар
Саудовская Аравия ОАЭ
Объем совокупного бюджета стран региона Персидского залива по закупке авиационной техники
В 2012–2021 годах (млрд долл.)
Начало на стр. 01
ЧЕЙ 35-й КУПЯТ
ПОДРОБНОСТИ
ЭМИРАТЫ?
3mv.ru
Источник:
материалы авиасалона
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook