03
ГЕОПОЛИТИКА
реклама
Алексей БАЛИЕВ,
политолог
Острова, ныне помечаемые на
картах «(Фр.)», неизбежно станут
экономической
и
военно-
политической
добычей
Вашингтона, что оконча-
тельно превратит круп-
нейший океан во внутрен-
нее море США. Тем более
Штаты уже более полуве-
ка выступают за уход Па-
рижа из региона.
Новая Каледония –
самая крупная тихоокеан-
ская территория Франции.
Почти 20 тысяч квадрат-
ных километров с населе-
нием около 300 тысяч че-
ловек. На архипелаге крупнейшие в
бассейне запасы никеля, меди,
хрома, ванадия, кобальта, эксплуа-
тируемые французским бизнесом.
Расположение островов позволяет
контролировать общемировые тор-
говые маршруты в юго-западном и
частично в центральном секторах
Тихого океана. А вблизи новокале-
донской столицы Нумеа расположе-
на одна из крупнейших француз-
ских военных баз. Словом, Штатам
есть за что бороться.
С 1853 года это заморская тер-
ритория Франции, но ее внутреннее
самоуправление в конце ХХ века
было расширено. С 1969-го, с от-
ставки де Голля США, Канада, Ав-
стралия и Новая Зеландия наращи-
вают поддержку местного «антико-
лониального» движения. Старания-
ми названных стран ООН в 1986
году включила Новую Каледонию в
перечень
несамоуправляющихся
территорий. Прессинг приносит
плоды: сегодня в парламенте замор-
ской территории до 60 процентов
мест у партий, требующих незави-
симости. Большей частью они пред-
ставляют канаков, коренных жите-
лей архипелага. В составе населения
их около 40 процентов, а французов
– до трети.
Прежние референдумы давали
65 процентов голосов за статус-кво.
Но с 2013-го при все большем
военно-политическом сближении
Парижа с Вашингтоном и растущей
активности метрополии в НАТО
стали усиливаться сепаратистские
тенденции.
К тому же островная Франция, а
это почти половина Полинезии,
пребывает вне АТЭС ввиду об-
струкции со стороны тех
же Вашингтона, Оттавы,
Канберры, Веллингтона.
Так что же, уход Пари-
жа из Новой Каледонии, а
вскоре и с остальных тер-
риторий в Тихом океане –
дело предрешенное? Похо-
же, да, претворяется имен-
но такой сценарий. Экс-
французские
земли
и
соответственно обширная
часть тихоокеанского бас-
сейна автоматически попа-
дут под контроль США, как случи-
лось с бывшими территориями Япо-
нии, Голландии и Великобритании в
50–80-е годы.
Расположение островов
позволяет контролировать
общемировые
торговые маршруты
ГУЛЯЙ-КА,
БРАТ МУСЬЮ
ЗАМОРСКИМ ТЕРРИТОРИЯМ ФРАНЦИИ
ПОРА УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЙ
Париж согласовал с властями и политическими партиями
Новой Каледонии проведение нового референдума
о независимости. Он должен состояться не позже ноября
2018 года. И если случится независимость, распадется вся
система французских территорий в Тихом океане.
ДВА БЕРЕГА
punchaos.com
М. Даган, но именно Пардо развил сотрудничество и сде-
лал его настоящим. Он был и основным лоббистом Ми-
нобороны Израиля, который дал негласное «добро» изра-
ильским фирмам на продажу в КСА и другие страны За-
лива технологий производства БЛА и ракет средней даль-
ности. Этот проект реализуется до сих пор, в основном
через посредников в ЮАР.
При этом прямых партнерских контактов между КСА
и Израилем нет в силу отсутствия дипломатических отно-
шений. Обмен информацией идет через Управление общей
разведки Иордании, имеющее наработанные каналы со-
трудничества с Израилем и его спецслужбами. Партнер-
ский обмен информацией по иранскому досье имеют с
Израилем Кувейт, ОАЭ и Бахрейн – также через иордан-
цев. На островном Бахрейне тему курирует наследный
принц С. бен Хамад аль-Халифа. ОАЭ держат партнер-
ские связи с МОССАДом через бывшего главу палестин-
ской Службы превентивной безопасности М. Дахлана.
Так что ничего нового в словах Айзенкота нет.
Вопрос: для чего начальник израильского Генерально-
го штаба озвучил это на публике? Возможно, для того,
чтобы заострить тему иранской опасности и продемон-
стрировать готовность к сотрудничеству даже при ны-
нешней внутренней смуте в КСА. Ракетный обстрел сау-
довской территории хоуситами с помощью ливанских
шиитов обостряет обеспокоенность Израиля и Саудов-
ской Аравии экспансией Тегерана и подталкивает их к ак-
тивизации контактов в разведывательной сфере. Израиль-
тяне в связи с иранским усилением в Сирии боятся созда-
ния там стартовых площадок для ракет, имея в виду при-
мер КСА. При этом говорить о военном альянсе между
КСА и Израилем не приходится. Это нереально из-за па-
лестинского вопроса и расхождений по Иерусалиму.
Неубедительный Макрон
Президент Франции Э. Макрон пытается выправить си-
туацию с французскими контрактами в сфере ВТС с КСА и
ОАЭ. Он высказался в пользу усиления контроля над иран-
ской ядерной и ракетной программами, пытаясь заинтересо-
вать саудовского наследного принца М. бен Салмана, на-
строенного к французским оружейным компаниям крайне
скептически. Эксперты полагают, что этот скептицизм уси-
лился с приходом Макрона к власти, но во времена Ф. Ол-
ланда ситуация была не лучше, хотя и определеннее.
При этом вводить санкции в отношении Ирана из-за его
ракетных проектов, не подпадающих под резолюции ООН,
без отмены сделки по иранской ядерной программе (ИЯП)
нереально. Нельзя разделить организации и государствен-
ные структуры Исламской Республики, задействованные в
этих работах. Любые санкционные шаги приведут к автома-
тическому аннулированию сделки по ИЯП в силу выхода из
нее Тегерана. Попытка запретить ракетную программу
Ирана автоматически ставит под санкции само государство,
что ограничивает заключение контактов в любой сфере. С
чем столкнулись американцы на примере «Боинга». ЕС вряд
ли будет добровольно загонять себя в этот тупик.
Назначение М. бен Салмана наследным принцем 21
июня стало для Парижа отправной точкой «стадии нео-
пределенности» в ВТС. Сближение Эр-Рияда с Вашинг-
тоном на фоне миллиардных оружейных контрактов с
американскими компаниями поставило под вопрос не
только планы Парижа отно-
сительно новых, но и реали-
зацию уже подписанных со-
глашений. Наследный принц
активно меняет систему меж-
дународных посредников в
Европе и «бизнес-якорей»
внутри королевства, устанав-
ливая контроль над денеж-
ными потоками, ослабляя
конкурентов из противобор-
ствующих кланов и ломая
выстроенную французами
схему посредничества.
Дело даже не в финансо-
вых потерях, понесенных в
виде откатов посредникам и их патронам. Основная проб-
лема в перспективах полного вытеснения французского
бизнеса с рынка ВТС. На середину лета еще остались не-
которые варианты, и Париж пытался сохранить свои пози-
ции, прежде всего в клане бывшего министра внутренних
дел, второго наследного принца М. бен Найефа. Тем более
что новым главой МВД стал его племянник А. бен Найеф.
Французы держали с ними связь через их «бизнес-якорь» –
А. Алмисехаля, который помимо бизнеса с американцами
был продвинут и на французский рынок вооружений. Он
представлял государственное оборонное агентство Фран-
ции ODAS и производителей в контрактах по программе
Saudi Fransi Military Contract (SFMC).
По ODAS основной удар и нанес первый наследный
принц, объявив, что кредитная линия со стороны Эр-Рияда
по программе AMWAJ (модернизация кораблей ВМФ КСА)
будет заморожена в январе 2018 года. Это лишило агентство
львиной доли финансовых ресурсов. Вместо этого в Эр-
Рияде предложили французским компаниям подписывать
контракты напрямую с вновь созданным оборонным агент-
ством Saudi Arabia Military Industries (SAMI). Официально
его возглавляет сам М. бен Салман, фактически же руково-
дит его советник А. аль-Хатыб, к которому у Парижа не
было подходов. Аль-Хатыб, создатель SAMI, находился в
сложных отношениях с основным французским посредни-
ком на саудовском рынке М. аль-Зииром. Одной из причин
недавнего визита президента Макрона в Эр-Рияд было раз-
блокирование этой ситуации. И это ему не удалось.
На этом фоне французские компании были вынужде-
ны искать пути выхода из уже заключенных контрактов
(они административным решением бен Салмана оказа-
лись заблокированными) с переключением усилий на
SAMI. Фактически заморожен контракт французского
«Сафрана» с компанией «Сомо аль-Мамляка» на поставку
аэронавигационного оборудования и систем. Причем сау-
довскую структуру возглавляли Т. ас-Судайри и А. аль-
Шугейр, тесно связанные с начальником личной канцеля-
рии короля Салмана Х. аль-Иссой. И это никак не по-
влияло на ситуацию. Оказался не у дел и «Эрбас», главный
лоббист которого на саудовском рынке М. Дахук в опале.
В середине лета у французов еще были перспективы с
контрактами по линии Национальной гвардии КСА, кото-
рую тогда возглавлял принц М. бен Абдалла. На этом на-
правлении действовала корсиканская фирма «Цезарь ин-
тернешнл» Ф. Франчиоли, работавшего через главный
«бизнес-якорь» принца Митеба – через его дядю С. Фусто-
ка, одновременно и брокера французских компаний Thales
и Nexter. Последние кадровые чистки и аресты обнулили
эти проекты, хотя полномочия для заключения контрактов
с Национальной гвардией были отобраны у арестованного
ныне Митеба еще в конце лета. Фусток исчез 4 ноября и,
возможно, убит. В Париже расценили это как окончание
программы подготовки бойцов Национальной гвардии и
поставки им экипировки, осуществлявшейся французской
«дочкой» Northrop Grumman через подрядчика Vinnell с
1975 года.
4 ноября, когда в саудовской политической и бизнес-
элите прошли массовые аресты и увольнения, расценивает-
ся французами как «день государственного переворота»,
ликвидировавшего систему индивидуальных контрактов в
оборонной сфере с представителями кланов королевской
семьи. Отныне все контакты должны идти через SAMI, что
означает монополизацию бен Салманом всех финансовых
потоков от оружейных контрактов. Вместе с установлени-
ем полного контроля над силовым блоком это завершает
создание условий для передачи королем власти сыну. Если
все пойдет согласно первоначальному замыслу, она должна
произойти в конце нынешнего – начале следующего года.
Французская разведка отмечает, что арест непопуляр-
ного у высшего и среднего офицерского состава Нацгвар-
дии принца Митеба брожения среди личного состава не
вызвал. На его место назначен Х. аль-Мукрин – пред-
ставитель клана шаммар с севера Неджа. Он популярен
в Национальной гвардии, поскольку сын ее основателя
А. аль-Мукрина. До этого назначения был вторым номе-
ром в УОР и курировал ирако-сирийский блок, в том
числе по каналам племенной дипломатии, поскольку
шаммар широко представлены в Сирии и Ираке.
По данным Парижа, хотя
Минобороны КСА чистки и
аресты обошли стороной, в
нем не осталось людей, лоб-
бировавших ранее француз-
ские интересы. Это прежде
всего глава метеорологиче-
ского подразделения МО
КСА Т. бен Насер, продви-
гавшийпроект«Аль-Ямамах»,
и Т. бен Мукрин, который
помимо французских компа-
ний имел отношения и с бри-
танской BAE Systems. Их ото-
двинули. Вся прежняя систе-
ма заключения контрактов по
линии министерства, созданная в свое время министром
обороны С. бен Абдельазизом, полностью демонтирована.
Это коснулось частично и американцев – компания General
Dynamics осталась не у дел. Одновременно арест М. бен
Найефа поставил точку в контракте по линии ODAS на
оснащение МВД системой киберразведки.
Таков фон визита президента Франции в КСА. Основ-
ным его побудительным мотивом было не решение судь-
бы ливанского премьер-министра С. Харири, который в
итоге совместных усилий ЕС, вероятно, отбудет в Париж.
Главная причина – разрушение всей прежней системы
оборонных заказов в КСА и попытка найти в новой струк-
туре свое место. Но пока, судя по всему, не получается,
несмотря на «антииранские» заявления Макрона, сделан-
ные во время визита.
На сайте vpk-news.ru есть расширенная версия этой статьи
Наследный принц
меняет систему
посредников в Европе
и «бизнес-якорей»
внутри королевства
стояния природной среды и здраво-
охранение. В противовес этому про-
шлогодние выборы в конгресс США
были сосредоточены на сокращении
корпоративных налогов в интересах
сверхбогатых, несмотря на растущее
социальное и экономическое нера-
венство. Другими темами дискуссий
были ликвидация регулирования, за-
щищавшего население и окружаю-
щую среду от корпоративных загряз-
нителей внутри Штатов и на феде-
ральном уровне, сокращение доступ-
ного и качественного здравоохранения
за счет государственного финансиро-
вания, подрыв благосостояния граж-
дан и рост преждевременной смерт-
ности, а также сокращение продол-
жительности жизни представителей
бедных слоев населения и рабочего
класса. Конгресс США истратил
много времени и энергии, плетя пар-
тийные заговоры, отказываясь при
этом приступить к борьбе с бушую-
щей эпидемией зависимости от ре-
цептурных наркотических препара-
тов. От этой легальной наркомании
за последние 15 лет уже погибли
более 600 тысяч американцев.
А председатель КНР Си Цзинь-
пин потребовал, чтобы китайские ру-
ководители направляли свои усилия
на корректировку «несбалансирован-
ного и неадекватного развития» и
удовлетворение «постоянно растущих
потребностей народа в лучшей
жизни». Председатель Си подчеркнул
цель «озеленить экономику», 15 раз
упомянув об этом в своем обращении
к съезду. Государственный и частный
секторы китайской экономики отреа-
гировали на выдвинутые приоритеты
в сферах здравоохранения и экологии
– цены на акции профильных компа-
ний пошли резко вверх.
Руководство КНР на высшем
уровне поощряет конкурирующие
элиты к консультациям и дебатам, в
ходе которых не только обсуждаются
достижения прошлого и настоящего,
но и вырабатывается текущая политика
с подходами к решению тех проблем,
которые встанут перед страной в бу-
дущем. При назначении руководите-
лей среднего уровня проводятся
сверхконкурентные экзамены. Резуль-
таты прошлой деятельности – один
из главных факторов. Четыре десяти-
летия впечатляющего экономическо-
го роста, благодаря которому 500
миллионов китайцев вышли из бед-
ности, поддержание мира и дружбы с
другими странами на протяжении со-
рока лет – за исключением кратко-
временного пограничного конфликта
с Вьетнамом в 1979 году – говорят об
эффективности системы отбора и вы-
движения лидеров.
В противовес этому, несмотря на
разрушительные и жесточайшие
войны, президенты Клинтон, Буш и
Обама были переизбраны на свои
должности в рамках «монополии двух
компаний-конкурентов» – республи-
канцев и демократов. Эта якобы
двухпартийная система повсеместно
признается фальшивой. Результатом
стало ухудшение внутриэкономиче-
ского положения США, что никак не
отразилось на выдвижении кандида-
тов на руководящие посты.
Китай отбирает лидеров, которые
продемонстрировали способность и
серьезный подход к расследованию и
уголовному преследованию более
одного миллиона государственных
чиновников и плутократов. Борцы с
коррупцией и преступностью про-
двигаются наверх в качестве «чистых
и упорно работающих».
Администрация США, наоборот,
раз за разом назначает на высокие
должности в Министерстве финан-
сов, в Федеральной резервной систе-
ме и в МВФ преступников с Уолл-
стрит. Для граждан США это приве-
ло к кошмарным последствиям, но
никакого анализа или исправления
ситуации не последовало.
Один из самых престижных пар-
тийных механизмов в Китае – Органи-
зационный отдел КПК. Его заседания
закрыты для общественности. На них
рассматривается процесс отбора руко-
водителей на основе «комплексного со-
четания назначений, расследований,
письменных и устных экзаменов, а
также голосованием на основе принци-
па большинства на уровне министров.
КОМУ СЛУЖИТ ЭЛИТА
И в США, и в Китае отбор лиде-
ров не основан на выборах или кон-
сультациях с гражданами. Однако
имеются огромные различия в про-
цессе и процедурах, что как следствие
ведет к различиям и в результатах.
Китай при всех его недостатках в
том, что касается демократических прав
и процедур, продвигается к менее кор-
румпированному, менее агрессивному и
более ответственному динамическому
обществу с тщательно проверенным и
образованным руководством.
США движутся к более коррум-
пированному, разрываемому пре-
ступностью полицейскому государ-
ству с никому не подотчетными лиде-
рами, во главе которых стоят поджи-
гатели войны и преступники.
Пропасть между обещаниями и ре-
зультатами деятельности в США ши-
рится, а в Китае становится уже.
Китайский процесс отбора лидеров
уже продемонстрировал способность
реагировать на новые вызовы и потреб-
ности большинства в отличие от дис-
функциональной и коррумпированной
избирательной шарады в США.
Перевод Сергея ДУХАНОВА
Публикуется с разрешения издателя
КЛАНА