Александр ШУСТОВ,
кандидат исторических наук
Общественные и религиозные деятели бьют тревогу.
России усиление радикального ислама в соседнем госу-
дарстве грозит ростом нестабильности вдоль самой длин-
ной в мире сухопутной границы и последующим экспор-
том радикалов в сопредельные регионы РФ.
АКТОБЕ-НА-КРОВИ
Теракты в Актюбинске, всколыхнувшие привыкший к
стабильности Казахстан, длились неделю. 5 июня в об-
ластном центре, расположенном в ста километрах от гра-
ницы с Россией, группа радикальных исламистов напала
на два оружейных магазина и воинскую часть нацгвардии.
По данным МВД Казахстана, атаку готовили 45 человек,
но почти половина от разбоя отказалась, в боестолкнове-
ниях участвовали только 25 бандитов. В этот день погиб-
ли три военнослужащих, пять гражданских лиц и восем-
надцать экстремистов. Еще семь военнослужащих и две-
надцать полицейских получили ранения. Последних
участников нападения силовики нейтрализовали только
12 июня. Для страны, не знавшей доселе событий такого
масштаба, это было похоже на локальную войну.
Власти оценивали ситуацию крайне серьезно. 7 июня
во всей республике сроком на 40 дней ввели «желтый»
уровень террористической опасности, предшествующий
максимальному – «красному». 8 июня по телевидению вы-
ступил Нурсултан Назарбаев, заявивший, что атака про-
ведена приверженцами радикальных псевдорелигиозных
течений, получивших инструкции из-за рубежа. Спустя
два дня президент на заседании Совета безопасности уточ-
нил, то теракт совершили последователи салафизма. И
хотя некоторые эксперты уточняют, что это были такфи-
ристы (родственное салафизму фундаменталистское тече-
ние в исламе, считающее всех не принадлежащих к нему
мусульман неверующими), суть дела не меняется. Казах-
стан во второй раз за «десятые» годы столкнулся с терро-
ристической угрозой, исходящей от последователей ради-
кальных взглядов.
ПАРНИ С ВОСТОКА
Салафитский ислам для Казахстана, как и для других
республик бывшего СССР, – явление новое, импортиро-
ванное. Оно связано с распадом Союза и либерализмом
властей в религиозной сфере, который царил в 90-е и во
многом сохраняется до сих пор. В постсоветский Казах-
стан пришли арабские фонды, начавшие финансировать
строительство мечетей. Поскольку подготовленных има-
мов не было, в республику стали приезжать проповедни-
ки с Ближнего Востока, молодежь отправлялась получать
исламское образование за рубежом.
В первые годы после распада СССР в Казахстане на-
чала формироваться система религиозного исламского
образования. В 1992–1996 годах, отмечает российский
исламовед Григорий Лукьянов, даже рассматривали идею
введения обязательного преподавания арабского языка в
государственных школах с первого класса, но потом от
нее отказались. Тогда же появились первые частные уни-
верситеты, где светские и научные дисциплины вели мест-
ные профессора, а религиозные, исторические и гумани-
тарные предметы – иностранцы. Никакого лицензирова-
ния их образовательной деятельности и проверки учебных
материалов не велось.
02
№ 46 (661) 30 ноября – 6 декабря 2016 года
ГЕОПОЛИТИКА
После того как Казахстан пережил
июньские теракты в Актюбинске,
складывается ощущение, что проблема
расползания по стране радикального
ислама отошла на второй план. Однако
число последователей салафизма
продолжает расти, причем не только
в западных и южных регионах
с преобладающим там казахским
населением, но и в северных, традиционно
считающихся русскоязычными.
СИТУАЦИЯ
dev2.7days.emc411.com
Евгений САТАНОВСКИЙ,
президент Института
Ближнего Востока
Алжир продолжает войну с джихади-
стами, ведет прежнюю политику относи-
тельно Марокко и конкурирует в Север-
ной Африке с Египтом. Но вследствие
проблем в экономике развивает отноше-
ния с Катаром и Турцией, несмотря на
поддержку ими исламистов, и начал сбли-
жаться с Саудовской Аравией после ее
разрыва с АРЕ. Он поддерживает контак-
ты с Россией, ЕС и США, но главное зна-
чение для этой страны играют внутренние
процессы. Точнее, идущая в Алжире смена
элит, партийно-государственных и сило-
вых, в преддверии изменений в высших
эшелонах власти. Статья, основанная на
материалах С. С. Балмасова и А. А. Бы-
строва, подготовленных для ИБВ, описы-
вает проходящие в этой стране процессы.
ТРАМП ЛУЧШЕ
Руководители Алжира в отличие от
большинства лидеров Ближнего Востока
отнеслись к Дональду Трампу как к буду-
щему президенту США положительно.
Их беспокоили его антиисламские лозун-
ги, но еще больше им не нравилась воз-
можная победа Хиллари Клинтон. Они
полагают, что США при Трампе усилят
сотрудничество с Алжиром, так как в
условиях ближневосточного хаоса будут
вынуждены делать ставку на развитие от-
ношений с устойчивыми режимами. До-
полнительным аргументом в пользу
Трампа служили связи Клинтон с марок-
канским руководством, установленные за
время пребывания на посту главы Госде-
партамента.
Победа Клинтон могла привести к
поощрению «марокканского реваншизма»
и ухудшению позиций АНДР в США.
Трамп после вступления в должность из-
менит политику Америки в Ливии, за
проблемы которой Клинтон несет нема-
лую долю ответственности, полагают ал-
жирские лидеры, а их борьба с радикаль-
ными исламистами послужит для новой
администрации аргументом для выбора
АНДР как ключевого партнера Вашинг-
тона в Северной Африке.
Лидеры АНДР понимают, что Трамп
плохо знает регион и не имеет ближневосточ-
ной стратегии за исключением призывов
прекратить участие в местных конфлик-
тах и демонстрировал исламофобию.
Многое будет зависеть от того, кто воз-
главит Госдепартамент и станет советни-
ком нового президента США по ближне-
восточной политике. Алжир беспокоят
антииммигрантские настроения Трампа:
перенасыщенность стран ЕС выходцами
из Африки и Ближнего Востока делала се-
вероамериканское направление перспек-
тивным для безработной молодежи стра-
ны. АНДР беспокоит и намерение избран-
ного президента добиться отказа от им-
порта нефти. До недавнего времени
значительная часть алжирской нефти шла
в США.
Что касается ожиданий в сотрудниче-
стве с США в военной сфере, при Трампе
американскому ВПК будет уделено замет-
ное внимание. Его руководство рассчиты-
вает нарастить экспорт в Африку, в том
числе в Алжир, от которого ожидают от-
крытия рынка для военных поставок из
США. Что до взаимодействия спецслужб,
Соединенные Штаты хотят установления
между ними партнерских отношений,
подразумевающих передачу ЦРУ всей ин-
тересующей его информации...
В ПОЛЬЗУ НИЩИХ
22 ноября парламент АНДР принял
закон о госбюджете на 2017 год. Депута-
ты узаконили введение новых налогов,
из-за чего вырастут цены на многие това-
ры и услуги. Повышение коснется топли-
ва, коммунального хозяйства, жилья, бы-
товой техники и продуктов питания. С
января цены на них вырастут на 10–15
процентов. В результате введения налога
на нефтепродукты стоимость литра топли-
ва увеличится на один – три динара. Речь
идет и о налоге на эффективность ис-
пользования электроэнергии, вырабаты-
ваемой из газа и нефтепродуктов. Те, кто
при ее потреблении превышает установ-
ленные в 2016 году стандарты, будут
платить «пропорционально». Вырастет
цена на табак. В 2016-м стоимость пачки
сигарет была повышена до 270 динаров
(2,5 доллара). После внедрения нового
налога она вырастет до трех долларов.
На 10 процентов будет увеличен налог
на алкогольные напитки. Повысятся на-
логи на торговлю подержанной мебелью,
операции с жильем, недвижимостью и
строительством.
По оценке алжирского экономиста
С. Беллаля, в результате принятия этого
законопроекта по покупательской способ-
ности алжирцев будет нанесен самый
серьезный с конца 90-х годов удар. При-
чем эти меры ничего не дадут, поскольку
являются простой попыткой заделать
пробоины в бюджете, но не открывают
новые перспективы для национальной
экономики. Он считает, что власти АНДР
пытаются представить ситуацию таким
образом, что введение новых налогов
будет способствовать развитию неуглево-
дородной экономики, тогда как это явля-
ется лишь намерением растянуть бюджет.
Причина действий властей – допущен-
ное ими «одностороннее включение Ал-
жира в мировую экономику как сырьевой
страны, в итоге там отсутствует рыночная
экономика, присущая развитым государ-
ствам». Беллаль указывает, что АНДР
встроена в систему международного раз-
деления труда, при которой образованные
алжирцы уезжают в Канаду, США и ЕС, а
их места замещают малообразованные
жители африканских стран. На этом фоне
возникает дефицит квалифицированных
кадров, что может создать политические
проблемы.
Режим имеет в парламенте почти аб-
солютное большинство из депутатов про-
правительственных партий, что позволяет
принять любой законопроект, в том числе
связанный с бюджетом. Оппозиция обви-
нила власти в стремлении переложить
кризис с олигархов и богатых на бедных,
указав, что альтернативный вариант бюд-
жета подразумевал пропорциональную
налоговую нагрузку в отношении лиц с
большими доходами и урезание на 20
процентов зарплаты депутатам и чиновни
кам. Власти вменяют оппозиции дешевый
популизм и предательство президента.
При этом они признают рост числа субъ-
ектов с бюджетным дефицитом, что соз-
дает серьезную проблему режиму.
Лишь 103 территории (7% из 1541
имеющейся) являются условно богатыми,
480 (31%) – средними, а на бедные при-
ходится 62 процента. Богатые имеют при-
емлемый уровень доходов, а остальные
вынуждены прибегать к помощи государ-
ства, чтобы исполнить бюджет. Половина
всех субъектов (особенно в отдаленных
сельскохозяйственных районах на юге и
востоке страны) находится в очень тяже-
лой ситуации, нуждаясь в постоянной го-
сударственной поддержке, не в состоянии
удовлетворить элементарные нужды насе-
ления.
Богатые территории преимуществен-
но на алжирском севере. Там расположе-
ны крупные города и инфраструк-
турные объекты. Одна из самых
успешных – Дар-эль-Бейда, где на-
ходится столичный международный
аэропорт. Соухане (вилая Блида),
Мериджа (Бешар) и Улед Бушра
(Медея) считаются аутсайдерами,
на формирование бюджета которых
государству приходится выделять
заметные суммы. Одной из причин
существования преуспевающих и
нищих территорий стала реформа,
в результате которой с 1965 года
была трижды перекроена админи-
стративная карта Алжира. В резуль-
тате увеличилась численность чи-
новничества на местах, но были ра-
зорваны сложившиеся на местном
уровне связи. В 1965-м в Алжире
было 15 вилай, состоящих из 676
территорий, в 1974-м количество вилай
было доведено до 31, а в 1984-м – до 48. В
настоящее время они состоят из 1541 тер-
ритории, в иных из которых насчитывает-
ся менее тысячи жителей.
Власти отказываются признавать ад-
министративную реформу неудачной,
указывая, что с 2000 до 2015 года благо-
даря ей налоговые поступления с мест
увеличились с одного миллиарда до четы-
рех миллиардов долларов. Независимые
экономисты связывают это с алжирским
нефтегазовым бумом. Причем государ-
ство этих денег не видит, поскольку вы-
нуждено поддерживать нищие террито-
рии. Налицо ситуация, когда на местах не
могут полноценно собирать налоги, а вла-
сти в условиях кризиса не желают увели-
чивать расходы. Вопрос: как решить эту
проблему, которая вкупе с другими созда-
ет условия для усиления протестов в боль-
шинстве провинций страны?
КАТАРСКИЕ ПЛАНЫ
Один из возможных сценариев реше-
ния экономических проблем Алжира –
укрепление отношений с богатыми партне-
рами. 12 ноября в Алжир по инициативе
Дохи прибыл глава МИДа Катара шейх
Мухаммед Бен Абдулрахман бен Джасем
Аль Тани. Он встречался с руководством
АНДР, включая начальника штаба ВС ге-
нерала Ахмеда Гаида Салаха и главу МИДа
Рамтана Ламамру.
Алжир наряду с Марокко, Эфиопией и
ЮАР – одна из самых авторитетных стран
континента, обладает широкими связями
и контактами в военно-политическом ру-
ководстве африканских государств. Катар
же начал вкладывать крупные денежные
средства не только в газовые проекты и
черную металлургию за рубежом (в том
числе в Алжире), но и в сельское хозяйство
и такие сопутствующие отрасли, как про-
изводство удобрений. Это обусловлено со-
ветами британских экспертов инвестиро-
вать на перспективу в страны третьего
мира, где стоимость земель и человеческо-
го труда дешевые.
Ставка делается на то, что по мере уве-
личения населения планеты и деградации
имеющихся сельскохозяйственных земель
произойдет постепенное или резкое уве-
личение стоимости пищевых продуктов.
Однако вкладывая сотни миллионов и
миллиарды в Африку с крайне слабыми
политическими институтами и отсутстви-
ем гарантий для иностранного бизнеса,
катарское руководство хочет обезопасить
себя от неожиданностей. Использование
влияния Алжира представляется ему ва-
риантом решения проблемы, за что оно
готово развивать привилегированные от-
ношения в рамках реализуемых соглаше-
ний по сотрудничеству в сфере туризма,
энергетики (разведка, производство, хра-
нение и транспортировка природного
газа) и экономики (черная металлургия и
производство фосфатов).
Сверх того Доха пытается склонить
Алжир на свою сторону в Ливии, предла-
гая ему поддержать там прокатарских
«Братьев-мусульман» в противовес запре-
щенному в России «Исламскому государ-
ству» и просаудовским группировкам.
Катар готов гарантировать соблюдение
ими в Ливии и приграничной зоне ал-
жирских интересов, включая ненападение
на объекты и граждан АНДР, в обмен на
предоставление им помощи (в том числе
информационной) в борьбе с их конку-
рентами. Этот вопрос прорабатывается
по линии специальных служб и военных.
Начальник штаба ВС АНДР генерал
Ахмед Гаид Салах – частый гость в Дохе.
Дрейф алжирского руководства в сто-
рону аравийских монархий обусловлен
ухудшением экономики страны в резуль-
тате падения мировых цен на энергоре-
сурсы. Развитие их отношений должно
стать объектом внимания со стороны РФ,
связанной с Алжиром рядом оборонных
соглашений и являющейся его конкурен-
том на энергетическом рынке ЕС. Катар
может стимулировать осуществление мас-
штабных проектов развития газовой от-
расли АНДР, отвечающих планам Евро-
союза по диверсификации поставок при-
родного газа и снижения зависимости
Европы от России.
АМБИЦИИ И ПОДОЗРЕНИЯ
Отставка лидера правящей партии
АНДР ФНО (Фронт национального осво-
бождения) Амара Саадани 22 октября
стала продолжением происходящего в
этой стране. Начало было положено в сен-
тябре 2015-го, когда в отставку (при ак-
тивном участии А. Саадани) отправили
главу спецслужбы DRS генерала Мухам-
меда Медьена. Было заменено и руковод-
ство алжирских спецслужб. Изменение
конструкции системы госуправления с
«триумвирата» (куда кроме Медьена вхо-
дили президент АНДР Абдельазиз Бутеф-
лика и начальник штаба вооруженных сил
Ахмед Гаид Салах) означало трансформа-
цию в плане разделения властей в Алжи-
ре. Отражением борьбы за власть стала
отставка Саадани.
После того как он был использован
Бутефликой и Салахом против Медьена,
Саадани потерял значение. Увлекшись на-
падками на генерала Медьена, он не
справлялся с наведением порядка в рядах
партии, что наносило вред авторитету ал-
жирской власти в целом и вносило раз-
брод в ряды ее сторонников в тот момент,
когда им необходимо объединиться для
реальной работы. Не последнюю роль в
опале Саадани сыграли его нападки на де-
мократические свободы (например стрем-
ление еще больше ограничить СМИ) в
условиях попыток пересмотра отношений
с Западом. Формально оставаясь ставлен-
ником президента, Саадани запутался в
своих отношениях с ним и А. Г. Салахом.
Отставка Саадани состоялась накану-
не парламентских выборов, которые пла-
нируется провести в апреле 2017-го. Пре-
емником Саадани стал бывший министр
здравоохранения Джамал Оулд Аббас, ко-
торый в силу возраста и политического
веса не может конкурировать в борьбе за
власть с президентским кланом. Перед
ним стоит задача вернуть в руководство
партии политиков, которые были несо-
гласны с курсом прежнего генерального
секретаря и покинули ряды ФНО. Это
прежде всего экс-министр здравоохране-
ния А. Зиари, считающийся сторонником
генерала Медьена. Но основные конку-
ренты Саадани – А. Белайят и А. Бельха-
дем не торопятся возвращаться в ФНО.
Клан А. Бутефлики намерен не допу-
стить усиления военных и ограничить их
амбиции во власти. Вопрос о замене Са-
лаха на менее амбициозного и более ло-
яльного президентскому окружению гене-
рала актуален, хотя и не дело ближайшего
будущего. Ожидаемые изменения законо-
мерны в плане подготовки Алжира к вы-
борам 2019 года. Бутефлика, который зна-
чительную часть рабочего времени прово-
дит на лечении в иностранных, прежде
всего французских клиниках, вряд ли
будет в них участвовать, хотя полностью
это исключать нельзя.
Эксперты отмечают, что после возвра-
щения президента Бутефлики из Греноб
ля, где он в очередной раз проходил 15-
дневный курс лечения, в стране активизи-
ровалась борьба против Ахмеда Гаида Са-
лаха. Она прекращается в отсутствие в
стране президента, что значит – ее ини-
циатор Саид Бутефлика может предпри-
нимать шаги в этом направлении только
при наличии в Алжире старшего брата и в
случае его кончины шансы маневрировать
в высших эшелонах власти будут мини-
мальны. Главная задача младшего – насы-
тить силовые структуры лояльными
людьми. Основным приоритетом являет-
ся ограничение контроля со стороны Са-
лаха на аппарат спецслужб.
Возвышение Салаха стало возможным
в результате массовой ротации руковод-
ства спецслужб с целью ликвидации
основного соперника президентского
клана в борьбе за власть генерала Медье-
на. Тогда его использовали как противо-
вес Медьену, но после решения этой зада-
чи он превратился в главного конкурента
Бутефлики. Сейчас тот пытается распро-
странить влияние президентского совет-
ника Атмана «Башира» Тартага, возглав-
ляющего Директорат службы безопасно-
сти (DSS), на Центральный директорат
военной безопасности (DCSA) под нача-
лом сторонника Салаха – Лахдара Тиреха,
который находится в его прямом подчи-
нении. Особую озабоченность Бутефли-
ки вызывает намерение Салаха превра-
тить подконтрольный себе орган воен-
ной безопасности в структуру с высоким
уровнем полномочий.
Сверх военной безопасности DCSA
планируется отдать функции антитерро-
ристического подразделения, органа по
борьбе с коррупцией и наблюде-
ния за неблагонадежными. Это
вызывает в президентском клане
подозрения во властных амбици-
ях Салаха и воспоминания о
борьбе с коррупцией со стороны
бывшего генерала Медьена, ко-
торый активно использовал этот
фактор для дискредитации лиц
из близкого круга президента и
его брата. В противовес набира-
ющему силу органу военной без-
опасности С. Бутефлика иниции-
ровал к неудовольствию началь-
ника штаба алжирской армии
создание полицейской группы
специальных операций (GOSP),
которую возглавил его сторонник
Абдельгани Камель.
Основная причина конфликта
– вопрос о преемнике алжирского прези-
дента. Его брат хочет монополии на право
выбора преемника Бутефлики, в то время
как Салах считает необходимым прово-
дить это при согласовании с высшим ар-
мейским командованием. Не выдвигая
себя в руководители страны, он убежден-
ный сторонник того, что армия должна
играть роль главного гаранта конститу-
ции и одной из системообразующих
структур политической системы. Это под-
разумевает ее участие в согласовании кан-
дидатуры президента. Салах пытается
блокировать намерения семьи президента
назначить на высшие посты в ВС Алжира
своих людей.
Одновременно он старается выдви-
нуть на первые роли в армейском коман-
довании лиц, которые оппозиционно на-
строены к семье президента. Они не всег-
да являются его сторонниками, но С. Бу-
тефлику любят еще меньше. Это
командующий сухопутными силами А. Та-
феру, которого Салах уполномочил пред-
ставлять Алжир на октябрьской встрече
начальников генеральных штабов стран
Средиземноморья, рассматривая его как
основной противовес ставленнику прези-
дентского клана генералу Бенали Бенали,
коего стараются продвинуть на должность
начальника штаба алжирских вооружен-
ных сил.
НА ВХОДЕ
В АФРИКУ
Ситуация в Магрибе и Северной
Африке в целом в огромной
мере зависит от Алжира –
единственного светского
государства региона, устоявшего
под напором «арабской весны».
Дрейф алжирского
руководства в сторону
аравийских монархий
обусловлен ухудшением
экономики страны
в результате падения цен
на энергоресурсы
ПОДРОБНОСТИ
АЛЖИР ПЫТАЕТСЯ КАПИТАЛИЗИРОВАТЬ
ВЛИЯНИЕ НА СОСЕДЕЙ ПО КОНТИНЕНТУ
Украина одарила мир очередной провокацией, в одностороннем
порядке уведомив авиационное сообщество о закрытии воздуш-
ного пространства над западной частью Черного моря, аккурат
между Крымом и Одессой, на время испытаний ракетной техники.
«Первая опасная зона устанавливается 1 и 2 декабря с 9.00 до
19.00 на всех высотах с захватом воздушного пространства над
открытым морем в зоне ответственности России (Симферополь-
ский районный центр). Вторая опасная зона устанавливается
1 декабря 2016 года с 12.30 до 14.30 и 2 декабря с 11.00 до 15.00
на всех высотах с захватом воздушного пространства над откры-
тым морем в зоне ответственности России (Симферопольский
районный центр), а также с заходом в воздушное пространство
над территориальными водами Российской Федерации с мак-
симальным углублением на 12 километров». Об этом сообщила
Росавиация, уточнив, что закрытие воздушного пространства
с нашей страной не согласовывалось, хотя в пределах обозначен-
ных Украиной зон испытаний ведется оживленное воздушное
движение. По инициативе Министерства обороны РФ украинско-
му атташе по вопросам обороны была вручена соответствующая
нота протеста, в которой подчеркивалось, что заявленные Кие-
вом юго-восточные границы опасной зоны для ракетных стрельб
нарушают границы территориального моря России и междуна-
родное право. На момент подписания номера не было известно
ни о дальнейших планах Украины, ни о возможной реакции
России. Однако есть смысл прислушаться к прогнозу аналитика
Михаила Тимошенко, заявившего, что украинская инициатива так
и закончится громким заявлением. Эксперт уверен, что Россия
без проблем создаст над всей прилегающей к Крыму акваторией
Черного моря бесполетную зону. Цель Украины – лишний раз
напомнить о себе и о том, что западным покровителям пора бы
дать незалежной еще денег.
УКРОРАКЕТЫ НАЦЕЛЕНЫ
НА ЗАПАДНУЮ ПОМОЩЬ
Коллаж Андрея СЕДЫХ
google.com